Твоё здоровье

Все о болезнях

Раннее развитие по методике Глена Домана | Дефектология Проф

нужна консультация врача

Данная статья не индивидуальная медицинская рекомендация. Имеются противопоказания. Необходима консультация профильного специалиста. Пожалуйста лечитесь в больнице!

Раннее развитие по методике Глена Домана | Дефектология Проф
  • Тренажёр Домана
    1. Правила использования тренажёра
    2. Как выбрать трек

    Глен Доман, едва окончивший Пенсильванский университет, работал в физиотерапевтическом отделении больницы, когда началась Вторая Мировая война. Молодой врач-нейрофизиолог даже помыслить не мог, как изменится его жизнь по возвращении с фронта.

    После окончания войны Доман увлёкся работой с детьми, имеющими повреждения головного мозга. Это были малыши с серьёзными задержками психомоторного развития, нередко частично или полностью парализованные.

    Доман выдвинул предположение, что, используя здоровые органы чувств (например, зрения), можно активизировать работу мозга в целом, что способствует реабилитации его повреждённых участков.

    Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности (Глен Доман).

    Осознавая ведущую роль физического развития в младенческом возрасте, Доман боролся с недугами малышей одновременно на двух фронтах:

    • выполнение физических упражнений, основанных на повторении движений, характерных здоровым детям;
    • активизация работы головного мозга посредством демонстрации обучающих карточек.

    Система получила признание, и Доман организовал Институты Достижения Человеческого Потенциала — учреждения, где она стала использоваться со всей широтой.

    Хотя изначально методика предназначалась для работы с особыми детьми, их здоровые братишки и сестрёнки охотно присоединялись к занятиям. Результаты, которых они, по словам Домана, достигли в обучении, стали поводом применить карточки и тренажёр в работе со здоровыми детьми, что многие родители делают и сегодня.

    Тренажёр Домана

    В своих занятиях с малышами доктор возлагал большие надежды на развитие двигательных способностей, которые влекли за собой реабилитацию повреждённых участков коры головного мозга. Чтобы активизировать работу двигательных центров, специалисты выполняли с ними упражнения, двигая их ручками и ножками точно так же, как здоровые дети делают это самостоятельно.

    Глен Доман стимулировал двигательную активность детей всеми доступными способами, и даже создал специальный тренажёр, способствующий обучению ребёнка ползать.

    Тренажер представлял собой обитый тканью трек, оснащённый бортиками, за которые малышу при необходимости было удобно придерживаться. Важным моментом являлась ширина трека — бортики конструкции должны непременно касаться локтей и коленей ребёнка, создавая тесноту, ставшую привычной для него в период внутриутробного развития. Эта теснота возрождала в памяти ребёнка те движения, которые помогли ему появиться на свет, и тем самым стимулировала моторную активность.

    Ползанье, позволяющее синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, в свою очередь способствовало восстановлению других двигательных функций ребёнка.

    Нехитрая конструкция, отлично себя показавшая в 40-е годы прошлого века, успешно применяется в работе с детьми и в наше время. Среди маленьких спортсменов, использующих «Трек Домана», немало и здоровых детей, чьи родители заинтересованы в раннем развитии малыша.

    Правила использования тренажёра

    По словам самого Глена Домана, учить малыша ползать следует уже с первых дней жизни. Следовательно, тренажёр также можно осваивать сразу после рождения. Новорожденного кроху выкладывают на животик и подставляют ладонь под пяточки, побуждая оттолкнуться от неё. Уже к двум месяцам на противоположном краю можно размещать в поле зрения малыша одну или несколько ярких игрушек, чтобы привлечь его внимание и вызвать желание ползти.

    В каком бы возрасте вы не познакомили грудничка с треком, будьте готовы к тому, что первые результаты станут заметны далеко не сразу. Родителям стоит набраться терпения и поддерживать маленького человечка в его первых попытках передвигаться самостоятельно — положительный настрой очень важен. Малышу же предстоит догадаться, что от него требуется и как это выполнить — тренажёр развивает не только опорно-двигательный аппарат, но и мыслительные навыки.

    Вы также можете облегчить крохе задачу, расположив трек немного под углом — ползти вниз по наклонной плоскости ему будет гораздо проще, чем по ровной поверхности. Когда малыш достаточно окрепнет, чтобы передвигаться самостоятельно, тренажёр можно будет ставить ровно, а ещё позже — усложнить задачу, предложив ему ползти по горку. Для этого приподнимается уже противоположный конец конструкции и наверху располагается симпатичная игрушка.

    Помещать малыша в трек следует не менее 10 раз в день на несколько минут. Если малыш не возражает, «заходы» можно продлить (в оригинальной схеме Домана занятия длятся по 4 часа в день, что на самом деле сложно представить).

    Вполне возможно, что «тренировки» в треке будут сопровождаться возмущёнными выкриками — это вполне нормально, когда малыш прикладывает физические усилия, чтобы ползти. Эта «строевая песня» легко отличима от настоящего плача, на который, конечно же, следует непременно отреагировать.

    Как выбрать трек

    Размер трека зависит от возраста малыша. Учитывая, что с детками, имеющими проблемы со здоровьем, тренажёры Домана используются до трёх лет, размеры конструкций заметно разнятся.

    Оптимальная ширина трека — та, которая позволяет ребёнку двигаться между поручнями, упираясь в них пятками. Именно этот упор ножек стимулирует развитие навыка ползанья. Если трек был приобретён «на вырост» — от него не будет толку. С таким же успехом вы можете пускать малыша ползать по полу, что само по себе весьма полезно, но имеет мало общего с методикой Домана.

    Избегайте тренажёров, украшенных пёстрыми узорами. Рисунок должен быть ненавязчивым, в неброских тонах, не мешающим ребёнку сосредоточиться на ползанье. Идеальным вариантом будет светлая однотонная расцветка или напоминающая простенький рисунок на пелёнке.

    Материал должен легко отмываться или сниматься для стирки. Перед покупкой обратите внимание на безопасность краски — малыш будет облизывать свою «беговую дорожку». Лучше всего, если это будет клеёнка.

    Избегайте моделей, оснащённых мягкой прокладкой — слоем поролона, синтепона и т.д. Такая «подушка» лишь затруднит дыхание ребёнка, который ещё плохо держит головку. В оригинальных конструкциях, созданных Доманом, не было никаких мягких прослоек.

    Кроме того, твёрдая доска пользуется успехом и у детворы постарше — в качестве горки для ходьбы и катания. Таким образом, трек может быть использован в играх со старшими детьми и с самим малышом, когда он подрастёт.

    Первые карточки Домана

    Исследования Домана подтвердили, что умственное развитие ребёнка непосредственно зависит от интенсивности нагрузки на его мозг. Стимулируя работу неповреждённых участков при помощи внешнего раздражителя, учёный активизировал работу всего мозга, постепенно восстанавливая его функции. В роли раздражителя Доман применил карточки, специально созданные им для этой цели.

    На карточках, ставших материалом для занятий, были изображены точки. Картинки следовало показывать в течении 1 — 2 минут, но повторяться урок должен был несколько десятков раз в день. Позднее точки сменили слова, написанные на белом фоне, произносимые взрослым чётко и выразительно.

    Если верить учёному, результаты длительной работы оказались впечатляющими: дети, считавшиеся умственно отсталыми, в конечном счёте догоняли и даже опережали в развитии своих здоровых сверстников. Они научились читать, считать и овладели энциклопедическими знаниями в различных сферах жизни.

    Следует, однако, отметить, что столь высокая эффективность методики на деле до сих пор не доказана, а многие специалисты утверждают, что её применение в чистом виде может даже навредить малышу.

    Карточки Домана сегодня

    Основное предназначение карточек Домана заключается в развитии памяти ребёнка. Даже наборы, позиционируемые разработчиком как пособие для обучения чтению, на самом деле базируются на механическом запоминании. Современные карточки выпускаются в нескольких вариациях:

    • математические, для обучения счёту;
    • обучающие чтению;
    • энциклопедические, содержащие информацию об окружающем мире.

    Существует также особая разновидность чёрно-белых карточек для новорожденных.

    Методикой предусматривается ежедневный показ карточек не менее 3 раз в день — каждый из наборов демонстрируется по отдельной схеме. Применяя методику, следует вести строгий учёт показанных карточек: карточка, показанная 30 раз, считается изученной.

    Демонстрация каждой карточки длится не более 2 секунд, после чего она убирается до следующего раза. В момент показа взрослый чётко проговаривает написанное слово или комментирует изображение. Высокая скорость показов способствует развитию фотографической памяти и скорости восприятия.

    Наилучших результатов в развитии, согласно утверждению автора методики, достигают те дети, в занятиях с которыми применяют и карточки, и тренажёр, чередуя физические и умственные нагрузки.

    Минусы методики — большие и маленькие

    Обратная сторона, демонстрирующая недостатки, есть у любой методики. Однако система Домана в этом вопросе даст фору любой другой: существует мнение, что вся система — чистейшей воды обман и гениальная в своём роде финансовая махинация.

    Посудите сами: оригинальные карточки стоят недёшево, а нехитрый дизайн значительно снижает их себестоимость. Цены на курс лечения в институте Домана также впечатляют, хотя организация считается некоммерческой. Между тем эффективность методики ни разу не была доказана посредством контролируемых испытаний.

    С точки зрения некоторых психологов система опасна тем, что её применение может спровоцировать перегрузку ребёнка новой информацией, а в этом случае ни о какой пользе не может быть и речи.

    С проблемами перегрузок у младенцев и детей раннего возраста мы, психологи, сталкиваемся достаточно часто. Это очень опасный возраст из-за огромного потенциала «впитываемости» всего, что ребенку предлагается. Оканчивается это как минимум неврозами и психосоматическими расстройствами (кандидат психологических наук Т.В. Вымекаева).

    Педагоги же подчёркивают однобокость методики: ребёнок выступает в роли пассивного получателя информации, лишённого возможности принимать решение, делать самостоятельный выбор. В итоге происходит торможение развития творческих способностей, логического и образного мышления.

    С познанием окружающей действительности тоже возникают трудности: привыкая к картинке, ребёнок запоминает и узнаёт не изображённый на ней предмет, а саму картинку. Увидев изображаемое в натуральную величину, малыш вряд ли узнает его и соотнесёт с фото, показанным мамой.

    Американская Академия педиатрии ставит под сомнение эффективность данной методики и не единожды выносила предупреждения против её использования.

    В большинстве случаев улучшение, наблюдаемое у пациентов, подвергающихся этому методу лечения, следует считать результатом роста и развития, интенсивного упражнения в определенных навыках или неспецифических эффектов интенсивной стимуляции (Американская академия педиатрии, «Лечение детей с неврологическими заболеваниями по системе Домана и комментарии», журнал «Педиатрия», ноябрь 1982 г.).

    В своих публикациях, сделанных за период с 1968 по 2005 год, Академия подчёркивала не только на неэффективность методики, но и на неэтичность поведения её создателя. Домана обвиняли в негуманном отношении к родителям больных детей, которых сотрудники Институтов неоправданно обнадёживали, усугубляя тем самым горечь от неудачного исхода лечения.

    Обоснованность применения

    Споры о пользе и вреде методики Домана не утихают и сегодня, спустя годы после смерти учёного. Многие родители применяют элементы методики в воспитании своих детей и отзывы относительно её эффективности заметно отличаются — от полного успеха до полного провала.

    Справедливости ради следует сказать, что ничего преступного в демонстрации младенцу красочных фото с надписями нет, если эта демонстрация не превращается в смысл существования всей семьи и единственный способ развития ребёнка. Однако методика является настолько трудоёмкой и затратной (в среднем требуется 120 новых карточек каждые 10 дней), что мало кто из родителей выполняют все её условия «от корки до корки». Подавляющее большинство применяет систему Домана в качестве дополнения к другим развивающим занятиям с малышом, что на самом деле очень мудро, ибо «…правда всегда где-то посередине».

    Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

    Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методик раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

    Стоит ли заниматься по методике Домана?

    Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

    Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

    Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

    Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

    Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

    Разумный подход к методике

    Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

    1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

    Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

    Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

    Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

    Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

    2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

    Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

    В чем суть методики Домана?

    Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

    Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных , потом овощи , транспорт .

    Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету ( KoroBoom , My-shop )

    и карточки для обучения чтению ( KoroBoom , My-shop ).

    Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту « Вундеркинд с пеленок ». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

    Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

    Как заниматься?

    В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

    Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

    Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

    Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

    Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

    Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

    Вам может быть интересно почитать интересную статью на нашу любимую тему о здоровье человека:Симптомы при остеохондрозе шейного отдела. Стадии

    Как обучаться по методу Глена Домана

    Родители стремятся обеспечить ребенку лучшее будущее, поэтому с ранних лет занимаются развитием его умственных способностей. Один из самых популярных методов совершенствования интеллектуальных способностей для малышей – методика Домана Глена. Стоит подробнее рассмотреть суть способа, его преимущества и недостатки.

    В чем заключается методика

    Врач-физиотерапевт создал методику после изучения поведения детей и подростков, отстающих в развитии. Он разработал несколько теоретических правил, которые облегчают процесс обучения детей и их подготовку к школе. Основной принцип методики – ненавязчивое представление информации.

    Методика Домана Глена помогает развивать детей и интеллектуально, и физически

    Основные положения методики, предложенной Гленом Доманом:

    • мозг человека развивается только в том случае, если он постоянно работает;
    • добиться больших результатов смогут те дети, которые регулярно получают новую информацию;
    • в интеллектуальном развитии детей немаловажную роль играет физическая активность и гимнастика;
    • мозг детей до 5 лет настроен на получение новой информации. Родителям не нужно насильно привлекать ребенка к обучению.

    Действия, которые необходимо выполнять родителям и педагогам:

    • проводить обучение детей с 12-месячного возраста, так как в этом возрасте их мозг лучше усваивает информацию;
    • хвалить малышей за успехи и радоваться положительным результатам;
    • проявлять уважение к детям в процессе обучения;
    • не заставлять малыша выполнять те задания, которые ему не интересны (процесс должен приносить удовольствие);
    • проводить занятия в спокойной обстановке;
    • прекратить занятия, если малышу стало скучно;
    • не проверять усвоение информации обучения;
    • регулярно предоставлять ребенку новую информацию для рассмотрения.

    Важно последовательно организовывать процесс обучения.

    Физическое развитие по Доману

    Глен Доман считает, что физические нагрузки – одна из составляющих частей интеллектуального развития детей. Между моторикой и умственными способностями существует прямая взаимосвязь. Регулярные упражнения стимулируют малышей к познанию окружающего мира. То есть, чем лучше развит ребенок физически, тем лучше подготовлен его мозг к умственным нагрузкам.

    Для малышей до года врач-физиотерапевт рекомендует приобрести специальные треки для ползанья. Во время физической активности дети должны быть одеты в легкую одежду, не сковывающую движений.

    Комплекс упражнений разработан по возрастам, однако всегда стоит проконсультироваться у своего педиатра: показана ли именно вашему ребенку такая гимнастика. Если есть противопоказания, то от выполнения упражнений придется отказаться.

    Совершенствование двигательных навыков у грудничков от 0 до 2 месяцев направлено на формирование рефлексов, позволяющих быстрее научиться ползать и ходить. Список упражнения для детей рассматриваемого возраста:

    • Развитие мануальных навыков. Родители должны предложить отпрыску подходящие для захватывания предметы: деревянные тонкие палки, пальцы рук. Ребенка подтягивают наверх после того, как он обхватит предмет руками. Длительность упражнений – 10 минут.
    • Тренировка вестибулярного аппарата. Родителям необходимо вращать малыша и подкидывать его в воздух в различных плоскостях. Длительность тренировки – 10 минут.

    Комплекс упражнений для детей с 2 до 7 месяцев:

    • Развитие двигательных навыков. Кроху помещают в трек для ползанья, а перед ним располагают игрушку. Малыш должен дотянуться до предмета или доползти до него по-пластунски. Каждый день расстояние между игрушкой и ребенком увеличивают.
    • Развитие мануальных способностей (15 минут каждый день)
    • Продолжение формирования вестибулярных навыков (15 минут каждый день).

    Физическое развитие детей от 7 до 12 месяцев включает в себя:

    • Ползанье на четвереньках. Длительность ползанья – до 4 часов в сутки.
    • Развитие мануальных возможностей. Ребенок висит на перекладине, а родитель страхует его. Висы выполняют 15 раз в сутки.
    • Развитие равновесия. Ребенка качают, вращают и подбрасывают в различных плоскостях.

    С 7–12 месяцев взрослые должны выполнять с детьми специальный комплекс, состоящий из 10 специальных упражнений. Их описание можно найти в книге Домана или в пособиях для молодых родителей.

    После года продолжается формирование физических навыков у ребенка. Для этого родителям нужно постепенно приучать отпрыска к хождению. Обучение начинают с нескольких шагов. Гимнастика для детей от года также включает в себя:

    • висы на перекладине;
    • упражнения на равновесие;
    • перехваты турника;
    • занятия с мелкими безопасными предметами.

    Постепенно длительность пребывания крохи на ногах увеличивают до 30 минут в день.

    Методика Глена Домана для интеллектуального развития

    Доман призывает родителей заниматься интеллектуальным развитием отпрысков с 12 месяцев. Врач считает, что раньше этого возраста прибегать к занятиям на совершенствование умственных способностей не следует.

    По методике Глена Домана ребенок может быстро обучиться чтению

    Доман рекомендует родителям контролировать процесс получения ребенком новых знаний и способностей. Он считает, что на умственные способности малышей во многом влияют разговоры со старшими.

    Врач разработал обучающие карточки размером 10х50 см. Буквы на них написаны красным цветом. Высота шрифта составляет 7,5 см. Обучение чтению должно проводиться по строго определенной схеме:

    • Первые сутки – ребенку 3 раза показывают 5 карточек со словами-существительными. Пауза межу занятиями – около 30 минут. В первый день с ребенком проводят 3 занятия
    • Вторые сутки – взрослые 3 раза показывают малышу старые карточки и 3 раза изображения с новыми словами. Второй день включает 6 занятий.
    • Третьи сутки – малышу демонстрируют 10 уже изученных карточек в 6 занятий и 5 новых изображений в 3 сеанса. Всего необходимо провести 9 занятий.

    Такая же схема продолжает действовать для изучения других слов. За 1 раз ребенку показывают не более 5 карточек. Процедуру повторяют трижды в день для того, чтобы обучаемый лучше усвоил информацию.

    Знакомые картинки малышу показывают в следующие 5 дней. После этого их убирают из поля зрения. Промежуток между занятиями составляет 30 минут. За это время мозг детей успеет переработать полученную информацию.

    Каждую карточку с изображением родители показывают ребенку в течение 5–10 секунд.

    Во время демонстрации картинок взрослые громко читают слово, написанное на ней.

    Обучение счету по методике Домана

    В домашних условиях отпрыска можно научить считать. Доман выявил, что у взрослых и детей различные понятия о счете: первые представляют в уме конкретную цифру, вторые ассоциируют число с количеством предметов (конфет, яблок). По этой причине цифры на обучающих картинках представлены красными точками, количество которых соответствует определенному числу.

    Автор подробно рассказывает, как заниматься с материалом, в своих трудах:

    • Приобретают 100 карточек, на которых изображено от 1 до 100 кружков.
    • Обучение счету проводится по следующей методике: в день ребенку показывают по 5 изображений в 3 сеанса. Каждый день из поля зрения ребенка удаляют по 2 карточки со знакомыми цифрами и добавляют новые изображения.

    Методика Домана предполагает, что обучающийся с помощью наглядного примера сможет установить связать между количеством предметов и цифрой. Благодаря этому малыш быстро научится выполнять математические действия с многозначными числами. Представленный ранее алгоритм подходит и для обучения чтению.

    Для раннего развития детей используются дидактические материалы

    Плюсы и минусы методики

    К списку плюсов данного способа развития детей можно отнести:

    • совершенствование родителями воспитательных моментов;
    • возможность обучения раннего развития малышей (с 1 года);
    • ненавязчивую форму представления новой информации
    • развитие памяти у детей;
    • доказанную эффективность метода;
    • стимулирование умственных и физических способностей малыша одновременно.

    Список недостатков метода:

    • необходимость приобретения обучающих карточек. Демонстрационный материал можно купить в магазинах или изготовить самостоятельно;
    • необходимость соблюдения определенного временного режима. Набор карточек показывают ежедневно через определенный промежуток времени. Это не очень удобно для занятых мам и пап;
    • неэффективность методики для обучения детей старше 5–6 лет.

    Один из существенных минусов – вероятность того, что малыш откажется заниматься по карточкам. Врач не описывает, что делать в таких случаях.