Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада

Skorogovor.com

В Мега-фильтре можно выбирать скороговорки сразу из множества категорий на одну или несколько букв одновременно.

Что такое скороговорка?

Скороговорка (определение для детей) — это шуточное народное творчество, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Скороговорка (определение из толкового словаря) — это специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

В чём разница между скороговоркой и чистоговоркой?

Изначально разницы нет. В словаре Даля скороговорка определяется через чистоговорку: « Скороговорка — это чистоговорка , род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».

Скоро-говорка — скоро, быстро говорить.

Чисто-говорка — говорить чисто, без ошибок.

Однако, не так давно появился новый жанр — логопедические чистоговорки. Врачам логопедам понадобились упражнения с множеством различных сочетаний трудных звуков, а полноценных слов, и тем более осмысленных фраз с такими сочетаниями, не нашлось (т.к. они не знали про этот сайт «шутка»). Поэтому логопеды начали использовать в работе просто наборы букв. Например: «птки, пткэ, птка, птко, птку, пткы, птке, пткя, пткё, пткю». Логопедические чистоговорки отлично помогают развивать речь, но совсем имеют смысла.

Как развивать речь с помощью скороговорок?

Способов улучшить речь – масса, но многие (такие как голосовые тренинги) стоят денег. Скороговорки — самый простой, доступный и бесплатный способ. Чтобы обычные скороговорки преобразились в скороговорки для развития дикции, достаточно следовать 6 шагам:

  1. Правильно выучить
    Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро — критическое заблуждение. Этим вы только портите дикцию. Сначала проговаривайте скороговорку или сложное слово медленно, по слогам. Главная задача на этом шаге – правильно выучить скороговорку . Для примера возьмем: «На дворе трава, на траве дрова». Основные сложные буквы здесь – это Р, Д, Т, для кого-то и В. Разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая сложные буквы: «На ДВо-Ре ТРа-Ва, на ТРа-Ве ДРо-Ва». Но часто, забывая про гласные звуки, начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Наша цель научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово. И отрабатывая каждый звук в скороговорках, вы добьётесь лёгкости в произношении слов в повседневной речи.
  2. Шёпот
    Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию: произнесите текст шёпотом . Звуки, которые вы произносите, должны быть тихими, но четкими. Представьте себя суфлёром в театре, ваш шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.
  3. Растягивать
    Проговаривайте скороговорку растягивая трудные буквы в разных сочетаниях : «На дво-ррррр-е т-ррррр-ава, на т-ррррр-аве д-ррррр-ова»; «н-ааааа дв-ооооо-ре тр-аааааа-в-ааааа»; «н-ааааа т-ррррр-ааааа-ве д-ррррр-ооооо-вааааа». Именно таким способом и прорабатываются труднопроизносимые буквы. Короткие согласные звуки, которые нельзя растянуть, можно многократно повторять: «на д-д-д-д-д-воре т-т-т-т-т-рррррр-а-ва» — похоже на заикание, но это упражнение для развития речи.
  4. Интонации
    Когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией, повышая и понижая громкость голоса . Попробуйте проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно . Смотрите эталонный пример такой работы в скороговорке-загадке от диктора Сергея Вострецова.
  5. Скорость
    Только после первых 4 шагов можно увеличивать скорость скороговорки, не потеряв качество произнесения звуков.
  6. Музыка (дополнительно)
    Включите музыку, бит, метроном комфортного темпа и проговаривайте текст, стараясь попасть в ритм мелодии. Мозгу гораздо легче запомнить скороговорку, воспринимая её как песню. Меняя темп музыки, добиваемся достойной скорости произношения.

Это весь секрет развития речи с помощью скороговорок, а вы уж совершенствуйте метод. Тренируйтесь вместе со своими друзьями. Можете дать им ссылку на эту статью — пусть в вашей компании все говорят четко и ясно.

Скороговорки для детей

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки на букву р

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

READ
Проблемы молочных желез у грудных детей: набухание, уплотнение или увеличение

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки – рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?

Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?

Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

READ
Почему появились болячки в волосах на голове? Основные причины и лечение у взрослых и детей

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

От топота копыт пыль по полю летит.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Как работать со скороговорками для улучшения дикции

Логопеды используют скороговорки, чтобы научить детей и взрослых внятно произносить похожие звуки. Речь идет о звуках, для формирования которых язык, челюсть, лицевые мышцы совершают подобные движения. Чаще всего трудности возникают с «л» и «р»: оба звука требуют, чтобы язык поднялся к нёбу, а его кончик оставался мягким. Еще одна пара проблемных звуков – «с» и «ш», «м» и «н». Если ваша речь недостаточно четкая, скорее всего, вы невнятно произносите одну из групп этих звуков. Самостоятельно определить дефект на слух сложно, поэтому хотя бы пару раз проконсультируйтесь с логопедом или учителем ораторского искусства, чтобы он дал рекомендации по улучшению дикции. Скороговорки построены на сочетании пары подобных, трудно различимых звуков, поэтому они помогают эффективно развивать речь. В идеале стоит пройтись по всем парам звуков и всем группам скороговорок, но если есть проблемы с произношением «л», «р», «ш», «с» или других звуков, начать тренировки следует со скороговорок на «проблемные» слоги. Стандартная программа упражнений со скороговорками предлагает такую последовательность: сначала глухие шипящие, затем свистящие и звонкие, наконец – сонорные звуки. Такой порядок не случайный, потому что легче всего произносятся глухие звуки, сложнее всего – сонорные. Недаром чаще всего у детей и взрослых возникают проблемы с сонорными «р» и «л». Конечно, вы можете тренироваться в произвольном порядке, и улучшение речи через время станет заметным. Но результаты будут более быстрыми и ощутимыми, если придерживаться правильной последовательности.

Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.
  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.
  • Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной!

Скорость произношения скороговорок

Когда начинаете работать со скороговорками, не произносите их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Возьмите одну скороговорку, например: «Карл у Клары украл кораллы». Сначала произнесите ее очень медленно и беззвучно – только шевелите губами, будто говорите, но не издавайте ни звука. Затем скажите «Карл у Клары украл кораллы» медленно и шепотом. Следите, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. В третий раз произнесите скороговорку в естественном темпе и в полный голос. Если у вас не получается сходу сказать «Карл у Клары украл кораллы» без запинок, говорите чуть медленнее обычного. Только когда вы сможете в спокойном, разговорном ритме выговорить «Карл у Клары украл кораллы», произносите эту же реплику в быстром темпе. Все внимание – на четкость дикции и артикуляцию! Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука. Заключительный этап – произношение с препятствием, «пробкой» для языка: камешками или орешками, которые будут затруднять артикуляцию. Это эффективный способ улучшения дикции. Не торопитесь, говорите с камешками сначала медленно, потом быстрее. Так нужно проработать каждую выбранную скороговорку, причем не один раз. Если вы не профессионал, достаточно заниматься по полчаса 5-6 дней в неделю, чтобы такими упражнениями добиться за месяц значительного улучшения дикции. Часто слушатели курсов риторики с энтузиазмом принимаются за дело, но быстро охладевают. Чтобы этого не произошло, не старайтесь объять необъятное за один день: полчаса упражнений достаточно. Лучше полчаса каждый день или хотя бы через день, чем по два часа раз в неделю. Уделяйте внимание правильности речи.

READ
Психологические причины получения переломов

Интонации произношения скороговорок

Хорошая дикция – это не только четкая артикуляции, но и выразительность речи. Поэтому во время упражнений со скороговорками нужно избегать монотонности. Старайтесь понять смысл реплики и произносите ее с выражением. Ваша речь не должна звучать набором четких, понятных, но бессмысленных звуков: выделяйте важные слова голосом, понижайте и повышайте тон. Монотонность – одна из проблем лекторов, педагогов и других ораторов. Чтобы избавиться от нее, играйте с интонациями речи. Например, возьмите классическую присказку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Произнесите ее сначала холодно и с презрением, как будто не одобряете действий Саши. Затем – как будто вам не нравится именно сушка. Далее – скажите то же самое радостно и весело, легко и непринужденно. Придайте голосу таинственность, как будто делитесь секретом. Чем с большим количеством интонаций вы сможете произнести одну и ту скороговорку, тем более выразительной будет ваша повседневная речь.

Короткие скороговорки для взрослых

  • Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
  • Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
  • Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
  • Гонец с галер сгорел.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  • Инцидент с интендантом.
  • К Габсбургам из Страсбурга.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Либретто «Риголетто».
  • Около колодца кольцо не найдется.
  • Перепелка перепелят прятала от ребят.
  • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  • Сачок зацепился за сучок.
  • Сел сокол на гол ствол.
  • У елки иголки колки.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  • Шёл спуск пушек с сопок и со скал.
  • Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  • Яшма в замше замшела.

Длинные скороговорки для развития дикции

  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
  • В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
  • Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  • У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.

Сложные скороговорки

  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Вместо рубахи не носите брюк вы, вместо арбуза не просите брюквы, цифру всегда отличите от буквы, и различите ли ясень и бук вы?
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  • У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?

Смешные скороговорки

  • Сиреневенькая глазовуколупывательница, прыгающая с преподвыподвертом, совершенно не фантикультяпистая и не выворобушкивается.
  • Терминатору термометр не требуется.
  • Тридцать три депутата закон лоббировали лоббировали, да не вылоббировали.
  • Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью?
  • На винте, видать, видна виды видавшая Винда.
  • Высшие эшелоны подшофе шествовали к подшефным по шоссе.
  • Невелик бицепс у эксгибициониста.
READ
Состав таблеток «Инстенон», инструкция по применению, аналоги и отзывы о препарате, цена

Обучение ораторскому искусству в Москве и Санкт-Петербурге

Если вы хотите профессионально поставить речь и улучшить дикцию, обращайтесь в школу Oratoris. Занятия под руководством опытного оратора дадут результаты быстрее, чем самостоятельные упражнения. К тому же специалист сможет поправить ошибки и предложит наиболее эффективную программу развития речи. Записывайтесь на занятия через сайт или по телефону: +7 (812) 929-32-59. С нашей помощью вы будете говорить как профессиональный диктор!

Картотека скороговорок для отработки «трудных» звуков “Весёлые скороговорки”
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.

Скачать:

Вложение Размер
skorogovorki_2.docx 446.12 КБ

Предварительный просмотр:

C:UsersГенаDownloadsimg2.jpg

Картотека скороговорок

для отработки «трудных» звуков

Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.

Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».

Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.

«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».

Чем полезны скороговорки

Какую пользу несут скороговорки? Они:

  • тренируют речевой аппарат,
  • развивают фонематическую и артикуляционную память,
  • обогащают словарный запас,
  • ставят речевое дыхание,
  • помогают сделать речь интонационно грамотной,
  • подготавливают к формированию письменной речи.

А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.

Как разучивать скороговорки

Разучиваем скороговорки по правилам.

  • Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
  • Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
  • Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
  • Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
  • Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
  • Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?

Скороговорки (чистоговорки) появились в глубокой древности. Они видоизменялись, совершенствовались и существуют в самых разных редакциях.

Педагогическая ценность скороговорок очевидна. Они улучшают работу артикуляционного аппарата и помогают преодолевать косноязычие, способствуют выработке ясной четкой дикции, тренируют фонематический слух.

Даже простейшие скороговорки, состоящие из нескольких слов, проговорить очень быстро и отчетливо достаточно трудно. Иногда несуразица получается, что, кстати, забавно.

Скороговорку следует 2-3 раза прочесть ребенку. Попросить повторить ее. Затем предложить прочесть быстрее, еще быстрее, очень-очень быстро. Попробовать посоревноваться (кто окажется победителем сегодня?). Запас скороговорок поможет взрослым включать их в сценарии домашних детских праздников, сделает родителей авторитетными у приятелей вашего ребенка.

ГОВОРИ НЕ ТОРОПИСЬ И СМОТРИ НЕ ОШИБИСЬ

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

ВСЕХ СКОРОГОВОРОК
НЕ ПЕРЕСКОРОГОВОРИШЬ,
НЕ ПЕРЕВЫСКОРОГОВОРИШЬ

READ
Фолликулярный гиперкератоз кожи: причины и лечение у ребенка и взрослых

Скороговорки: 250 смешных и сложных скороговорок для дикции у детей и взрослых

Редакция wsem.ru

Скороговорки – не просто забавные фразы для детских игр, а весьма полезный инструмент для развития речи у детей и взрослых.

Для тренировки речевого аппарата крайне важно научиться произносить скороговорки без ошибок и проглатывания слов, чётко и внятно. Для начала стоит использовать лишь артикуляционный аппарат (то есть язык, губы и зубы) без произнесения слов вслух. Затем слова произносятся шёпотом. Произнесение вслух начинается с медленного проговаривания по слогам. Стоит вдумываться в смысл проговариваемого – это особенно важно при развитии речи у детей. Затем темп постепенно наращивается, но при произнесении скороговорок не нужно надрывать голос и «выплёвывать» слова с усилием – речь должна оставаться чёткой и ясной. У профессиональных дикторов даже существует правило – чем быстрее темп произнесения, тем произношение должно быть чётче.

Можно играть интонациями во время упражнений – произносить скороговорки с оттенками разных эмоций – удивления, радости, вопроса и так далее, можно напевать произносимые слова.

Скороговорки для детей помогут проработать проблемные звуки в речи, сделать её внятной и красивой, а также помогут натренировать образное мышление и память ребёнка. Для того чтобы ввести в упражнение элемент игры, можно устроить конкурс на лучшее произношение скороговорок.

Скороговорки для дикции взрослых также помогают развить речевой аппарат, что очень важно для навыка публичных выступлений, развития актёрского мастерства, профессии диктора или ведущего.

Скороговорки

1. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

2. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

4. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

5. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

6. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

7. Около колодца кольцо не найдется.

8. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

9. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

10. Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.

11. Терминатору термометр не требуется.

12. Яшма в замше замшела.

13. Гонец с галер сгорел.

14. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.

15. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

16. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

17. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

18. Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.

19. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

20. Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

21. На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

22. Пришёл Прокоп – кипит укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

23. Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

24. На ура у гуру инаугурация прошла.

25. Бранденбургские рододендроны из дендрария.

26. В недрах тундры выдры в гетрах

Тырят в вёдра ядра кедров.

Выдрав с выдры в тундре гетры,

Вытру выдрой ядра кедра,

Вытру гетрой выдре морду,

Выдру — в тундру, ядра — в вёдра!

27. Банда бандерлогов голодна в берлоге и ограблена орками догола.

28. Зверским взвизгом взводный взвизгнул.

29. Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

30. Столы белодубовые гладкотесовыструганные.

31. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу

o Георгии Григорьевиче.

32. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

33. Щеночкам щёточками чистили щёчки.

34. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.

35. Технология шишкосушения:

После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

36. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.

37. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

READ
Сколько лежать в больнице и сколько заживает перелом лодыжки со смещением после операции с пластиной

38. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

39. Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.

40. Около кола колокола, около ворот коловорот.

41. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

42. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

43. На дуб не дуй губ,

Не дуй губ на дуб.

44. Бабкин боб расцвел в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

45. Проворонила ворона вороненка.

46. Не шипи, а пиши, пиши, не шипи.

47. Саша шапкой шишку сшиб.

48. Не видно, ликвидны акции или неликвидны.

49. Оповещение средствами вещания: «Всем мещанам с вещами на совещание».

Скороговорки сложные и смешные — выбор редакции:

50. Те, кто водят хороводы — хороводоводы.

51. Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.

52. Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.

53. Те, кто ненавидят хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.

54. Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.

55. Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.

56. Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги.

57. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.

58. Гимн одним нагим ногам.

59. Достоевский доставал диски и доски, долго давал довольным детям удивительные допинги и дубинки.

60. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

61. Ложечка моя сиреневенькая, желобовыгибистая.

62. Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?

63. Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат.

64. Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.

65. Учитесь учтивости у чукчи и чувствуйте чуточку чутче.

66. Пустельга попусту попустительствует пустельжонку.

67. На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

68. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,

Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

69. Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

70. Горожане нагородили, пригород разгребает.

71. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

72. Дробью по перепелам да по тетеревам.

73. Интервьюирующий спросил у интервьюируемого про бесперспективный бесперспективняк.

74. Рыбаки в рубке барки брали буряк, рыбу и баранину, выбирали барину барокамеру; брату Брежнева брови выбрили.

75. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

76. Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.

77. Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.

78. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

79. Добр бобр до бобрят.

80. Купи кипу пик.

81. Оператор копировального аппарата ксерокопировал скопированное.

82. Китайские каратисты комично скрючивают конечности, выкрикивая «Кия!» — кошмарные заклинания.

83. Женские желудки не подвержены желтухе и изжоге, заживляются желе из желудей.

84. Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов.

85. У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.

86. Даша, дашь девушке дешевую тушь?

87. Если «если» перед «после», значит «после» после «если». Если «если» после «после», значит, «после» перед «если».

88. Мышка залезла под крышку, чтобы под крышкой сгрызть крошку. Мышке, наверное, крышка — мышка забыла про кошку!

89. Обжора Жора на обед съел сто блинов и сто котлет. Болит живот у Жоры. Опасно быть обжорой!

90. У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

91. Пошли бобы по грибы, а грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах.

92. Блондинка с благодарностью сгребла таблетки.

93. Бородатый брадобрей бормотал бессмысленный бред.

94. Будь добр, добудь кобр.

95. Громкоголосые гавайцы готовили грибной гарнир.

96. Пугало напугало иволгу на лугу в таволге.

97. Летела гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара.

98. До города – в гору, от города – с горы.

99. Гризли продавал гриву грифа за гривну.

100. Дорогие диадемы дарят дамам в дни рожденья.

101. Жирный жираф жевал жевательную жвачку.

102. Жадины жались в дилижансе и жаловались жестокому жандарму на жестокость жизни.

103. Безжалостные медузы жалящие,

Над Жозефиной сжальтесь, пожалуйста!

104. Звёздный змей звенел зубами: «З-з-з-з…»

105. Белозубый, острозубый заяц залихватски грыз арбуз.

106. Жёлтое золото не зеленеет от злости, как злодей.

107. Изобрёл изобретатель золотую землеройку.

108. Верзила-динозавр дерзил зря.

READ
Трещина прямой кишки: причины, симптомы, лечение народными средствами в домашних условиях

109. Стрекоза застрекотала стрёкотом и стремглав задала стрекача.

110. На мизинце у самозванца в цирке затейница-синица.

111. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

112. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

113. Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

114. Все скороговорки не перевыскороговоришь.

115. На горе Арарат корова рогами горох собирала.

116. Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

117. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

118. А мне не до недомогания.

На меду медовик, а мне не до медовика.

119. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

120. Ужа ужалила ужица.

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж от ужаса стал уже —

Ужа ужица съест на ужин.

121. Летели высокими лесами, летели зелеными полями белые лебеди с лебедятами.

122. Майе на ярмарке купили майку с каймой.

123. Килограмм кривых грибов.

124. Коля колет колья колуном.

125. Клава клала клад в колоду.

Клад уплыл от Клавы в воду.

Не плыла за кладом Клава,

А колода уплывала.

126. Клубок упал на пол. Кот катал клубок.

127. Ласка-плакса в классе лист закапала кляксами.

128. Палку толкал лапкой Полкан.

129. У Акима на майке мак.

130. Микро– и макромир комара Макара.

131. Даёт Катеринке картинки Каринка. Картинки в корзинку кладёт Катеринка.

132. Кутерьма возникла вокруг кутюрье.

133. Такса Оксаны мне такси по таксофону вызвала.

134. Ласков оскал аксакала.

135. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

136. Гладко волосы златые уложила Лорелея, плавно локоны и пряди распуская и лелея.

137. Около Лондона логово злого колдуна.

138. Уголёк в уголок принеси, в уголке уголёк погаси.

139. Лизкина киска лизнула Лизку.

140. Кот молоко лакал, а Боря булку в молоко макал.

141. Именно имитационный имидж именуется имитацией.

142. Меч-рыба мечтала о мяче.

143. Полный подполковник поклоннику постоянно поддакивает.

144. Пётр в печке пёк печенье, да перепёк всю выпечку.

145. Пудель пуделя потчевал пудингом.

146. Петя пилил пилой пень.

147. Пастырь постился пастилой.

148. Пан капеллан в капелле плакал.

149. Пеликан с пелёнок пленён плеском волн.

150. На плато полно палаток.

151. Перепёлка от перепелят перепрятала плакат.

152. Не перчи, Пётр, поросёнка перцем, а то можешь переперчить.

153. Хитрое приспособление придумал приспособленец.

154. Приятного просмотра программы передач.

155. Природа рада приросту растительности.

156. Свете спеть не успеть.

157. Характерный актёр театра эстрады.

158. Все скороговорки в мире по три раза повторили!

159. Родственники разводили раствор, чтобы ростки розы росли красиво.

160. Йогурт с фруктами и грейпфрутом на завтрак утром.

161. Крот-проныра запросто проник в парник.

162. Румяный румын рубает румбу.

163. Принял омара за рака гурман.

164. Корень ревеня по нраву вегетарианцам.

165. По траве тропа протоптана.

166. Дровосек дремал на дровах,

А на дереве дразнились дрозды.

167. Рыжая лошадь ржала во ржи.

168. Талер тарелка стоит.

169. Израиль из рая ль, Рая?

170. Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

171. Марина маринует ромашки.

172. Красота проста у столепесткового лотоса.

173. Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.

174. Вася косил косилкой спелый овёс.

175. Села Алеся, с печи ноги свеся. Алеся, не смейся, а на печи грейся.

176. Сух сук нёс барсук.

177. Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

178. Опоссум осенью ходит пасмурный.

179. В миске у киски – мясо и сосиски.

180. Сколько скакалок исскакал скакун?

181. Честь твоей части – часть твоей чести.

182. Срам-то какой! Сорокалетний сторож потревожил столетнего старца.

183. С хрустом, с хрустом едим капусту.

184. Среди старых островов открыт остров острословов.

185. Не пустили демонстранта в транспорт с транспарантом.

186. Тать у татя украл утятя, украл утятя тать у татя.

187. Игра в лапту требует таланта.

188. Топтыгин в тапочках протаптывал тропу. Топтыгин в кофточке потопывал в поту.

189. До тошноты дотошна ты.

190. Форменная реформа формы.

191. Муха-горюха хлопнулась хряку на ухо.

192. Хвалю халву. Халву хвалю.

193. Хранитель храма хазар храпел.

194. Что красавице наконец понравится, то красавице и разонравится.

195. Овца не помнит отца, ей бы клок сенца.

READ
Отравление яйцами: симптомы и лечение у взрослых и детей

196. Циклёвщик циклевал циклей циклёванный паркет.

197. Цирковая цапля Цыпа сцапала из цистерны бесценные цианиды и подсыпала циркачу с циничной целью: царствовать в центральном цирке Цюриха.

198. Царь не ценил предсказаний жреца: «Уцелеешь ты, царь, но ценою венца».

199. Чукча сцапал чипсы у цыгана.

200. Невзначай зачали чадо до бракосочетания.

201. Чтец, чти чтение!

202. Пришло времечко Сенечке шелушить семечки.

203. У нас в печурочке золотые чурочки.

204. На сибирячке причёсочка, а в сумочке у сибирячки дырочка.

205. У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.

206. Очутись в тиши, Ощути тишь!

207. Мой руки чище и чаще.

208. Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище.

209. Шеф швейни лжив – пошив паршив.

210. Шустри, а то пошерстят.

211. Ёж, ёж, где живёшь? Ёж, ёж, что несёшь?

212. У Ивана рубашка, у рубашки кармашки, а в кармашках – ромашки и кашки.

213. У Прошки с плошкой вышла оплошка — плошку Прошка перевернул.

214. В широком кармашке шёлкового платьишка шуршат у Наташки орешки, а не камушки.

215. В шалаше шептались шесть шустрых шестилетних шалунов.

216. Пекла для Варюшки подружка ватрушки. Подружке подушку сшила Варюшка.

217. Штаны со штрипками – просто шик!

218. Ландыш украшает ландшафт.

219. Штору шатра штормом сшибло.

220. Шьёт швея швее штаны из шершавой шерсти.

221. Шелестела листва – да в лужу шлёпнулась.

222. В ночной тиши у шалаша чуть слышен шорох камыша.

223. Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

224. У Машиной машины цвет совершенно мышиный, и шины шуршат, как шустрые мыши.

225. Смешной шансонье слыл шутом.

226. Связку сушек сушил Саша на суше.

227. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

228. Наташа сама нашла лампу на нашей старой даче.

229. У Капы – пикап, у пикапа – капот.

230. Кибитка битком набита.

231. Вихрь взвил вихры Вити.

232. Пион у пони на попоне, на попоне у пони пион.

233. Вымыли мышки миску для мишки.

234. Мне до́рог город доро́г.

235. Не кони ли около Олиных окон так громко подковами цокают?

236. Бурундук грызёт фундук и при этом исполняет фуги на бандуре.

237. Турки купили за тугрик тулуп, тулуп был куплен турками за тугрик.

238. Много у уток умных шуток и шумных прибауток.

239. Мы услыхали от совы, что нету слов на букву «Ы».

240. Шедевр Эрнеста в эркере.

241. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

242. Неделю Емеле прясть короб кудели, а Емелиной дочке – прясть одну ночку.

243. Есть Кирилл присел, да ки́сел кисель.

244. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы задремал Ерёма.

245. Свёкр испёк у Фёклы свёклу.

246. Юла возле Юльки крутится, поёт, юла Юльке спать не даёт.

247. Любила ли Юлия Юрия? Любил ли Юрий Юлию?

248. Язык яркой яхонтово-яшмовой ящерицы Яро язвил ядрёную янтарную ягоду.

249. Я в лес, и он в лес; я за вяз, и он за вяз.
250. Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Веселые и серьезные, простые и сложные чистоговорки помогут правильно поставить и исправить звуки в речи детей и взрослых.

Польза скороговорок для детей

  1. Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром.
  2. Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
  3. Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.
  4. Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.

Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными. Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Если ребенок только учится говорить

Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.

READ
На сколько дней дают больничный при остеохондрозе шейного отдела

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Как заинтересовать занятиями?

Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:

  1. Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку.
  2. Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
  3. Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям».
  4. Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже спеть вместе с ребенком, если произносить сложные слова совсем трудно.
  5. Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь.
  6. Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Простые скороговорки для малышей 1-2 лет

В возрасте, когда ребенок только учится говорить, с ним будет уместно тренироваться произносить звуки [г], [д], [з], [с].

Для тренировки звуков [г] и [д]

Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.

Стоит гора посреди двора.

На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

«Га-га-га, — гогочет гусь. — Я семьей свой горжусь!»

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Дятел дуб долбил, продалбливал, да не продолбил, не выдолбил.

Дед Додон в дуду дудел. Дудкой Диму он задел.

Дед Данила дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.

Надя дыню не доела — дыня Наде надоела.

Ду-ду-ду — вот я с песенкой иду.

Да-да-да — здесь большие города.

Ди-ди-ди — ты далёко не ходи.

До-до-до — свили птенчикам гнездо.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Для тренировки звуков [з], [с]

Коси коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.

Свиристель свистит свирелью.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Сани — скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Та-та-та, у нас дома чистота.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

Зацепился зонтик за забор. В завитушках зонтика узор.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Из кузова в кузов грузили арбузы.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

«Языковертки» для детей 2-3 лет

Происходит становление звуков и их пар [б] — [п], [в] — [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.

Для тренировки звуков [б] и [п]

Били бараны в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бредут бобры в сыры боры — бобры храбры!

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр Петру пек пироги.

Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел — тетерева перепел.

Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Для тренировки звуков [в] и [ф]

Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала.

Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.

У Феди — фуфайка, у Фаи — туфли.

Фасоль, фасоль — вот и выросла фасоль.

Федя филина боится — филин может рассердиться.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Для тренировки звука [к]

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»

Не ест корова короб корок — ей короб сена больше дорог.

Капа Капитону купила кипу кепок.

Колпак на колпаке. Под колпаком — колпак.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Для тренировки звука [т]

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят.

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками — в лесу на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Для тренировки звука [х]

Вставай, Архип, — петух охрип.

Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».

Архип охрип, а Осип осип.

Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Полезные скороговорки для детей 3-4 лет

Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него.

READ
Температура при дисбактериозе: значение, когда вызывать врача, лечение

Для тренировки звуков [ш] и [ж]

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Вымыли мышки миски у мишки.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу!

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.

Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Для тренировки звука [ц]

Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!»

Цапля цепкая была, цапля долго не ждала — клювом цап и целиком лягушку проглотила.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.

Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Для тренировки звука [ч]

В горячей печи пекарь пек калачи.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.

У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».

Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Для тренировки звука [щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щука леща угощала борщом.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Самые трудные буквы Р и Л для детей 4-6 лет

Речевой аппарат готов для освоения сонорных [р] и [л]. Поэтому в возрасте 4-6 лет рекомендуется заняться развитием именно этих звуков. Вот видео от логопеда о правильном и быстром способе поставить звук [Р] у дете

И скороговорки в помощь:

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Проворонила ворона вороненка.

Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!»

Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

У села ли села лиса, у опушки ли леса?

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.

Мы ели-ели ершей у ели. И еле-еле их у ели доели.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

106 скороговорок для развития речи и дикции детей и взрослых

Скороговорки для развития дикции взрослых

Занятия на чистоту произношения для взрослых отличаются от детских, главным образом, тем, что здесь чаще используют труднопроизносимые словосочетания. Второй важный нюанс, пожалуй, в том, что у взрослых другие цели. Многие хотят не просто улучшить дикцию, избавиться от слов-паразитов, проработать некоторые звуки, но и избавиться от говора. В этом видео максимум полезной информации:

А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:

Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.

У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего!

Ссылка на основную публикацию