Реактивное расстройство привязанности у взрослых и детей. Расстройство привязанности у приёмных детей: что это?

Ложь, воровство и проблемы с учёбой: к чему может привести реактивное расстройство привязанности

Реактивное расстройство привязанности встречается у детей, чья эмоциональная связь с родителями нарушена. В рамках первой конференции фонда «Арифметика добра», посвящённой этому расстройству, соучредитель Института привязанности Новой Англии Кеннет Фрокох рассказал, что это за заболевание и к чему приводит пренебрежение потребностями детей.

Формирование привязанности у ребёнка начинается ещё в утробе, когда ему передаются эмоциональные и физические сообщения матери. Первые три года закладывают основу для всех будущих отношений. Привязанность со стороны ребёнка появляется в тот момент, когда он пытается донести до родителя информацию о какой-то потребности или о том, что он чувствует дискомфорт. Когда родитель её удовлетворяет, ребёнок успокаивается, а привязанность развивается или усиливается.

Почему может возникнуть реактивное расстройство привязанности (РРП)?

Когда родитель или опекун не реагирует на просьбы ребёнка, появляется риск развития посттравматического стрессового расстройства, которое может перерасти в реактивное расстройство привязанности.

Чаще всего РРП возникает, когда дети подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых или ими очевидно пренебрегают, то есть когда ребёнок не может установить с родителями эмоциональную связь. Если эта связь не формируется, ребёнок попадает в группу риска.

Когда его потребности постоянно игнорируют, он не может развить в себе чувство любви и безопасности, необходимое для формирования доверия. Вместо этого у него складывается негативная модель мира, последствия которой могут быть очень серьёзными для социального, эмоционального и физического развития.

Ребёнок узнаёт, что взрослым, которые должны заботиться о нём, нельзя доверять, и в результате он начинает защищаться от окружающего мира

Дети с РРП часто имеют «аллергическую» реакцию на близость, которая необходима в нормальной семейной обстановке. Они воспринимают её как опасную и болезненную. Но привязанность нужна ребёнку как средство выживания: это основной инструмент, с помощью которого он учится доверять. У ребёнка появляется совесть, он учится ладить с другими и развивает положительную самооценку.

Какие дети находятся в группе риска?

Большая часть факторов относится к концепции эпигенетической травмы: травматические убеждения могут передаваться из поколение в поколение и создавать высокий потенциал для развития РРП.

Среди других: психические заболевания, травмы или употребление наркотиков, неадекватный уход со стороны биологической матери, плохие условия содержания. А ещё высокому риску развития РРП подвержены дети с медицинскими трудностями, которые часто лежат в больнице и редко видят своих опекунов.

Что касается приёмных детей, то здесь ситуация сильно зависит от культуры, так что однозначно на этот вопрос ответить трудно. Однако все усыновленные дети подвержены риску развития привязанности, поскольку они пережили травму — разлуку со своей биологической матерью.

Ранние симптомы реактивного расстройства привязанности

Симптомы РРП проявляются в разное время в зависимости от того, на какой стадии развития находится ребёнок. Основные из них:

  • трудности с питанием;
  • неспособность набрать вес;
  • странные модели питания (например, смачивать, пачкать или копить пищу);
  • отстранённое и невосприимчивое поведение;
  • неспособность доверить опекуну физическое или эмоциональное благополучие;
  • поиск ласки и утешения у незнакомцев;
  • антисоциальное поведение (например, ложь, воровство, манипуляции, жестокость или агрессия);
  • отсутствие эмпатии;
  • отсутствие физической привязанности и близости;
  • плохой зрительный контакт;
  • проблемы с обучением, саморегулированием и самоконтролем.

Есть ли разница между усыновлёнными детьми с РРП и теми, кто живёт в биологических семьях?

Разница небольшая. Оба воспринимают своих родителей как эмоционально небезопасных. Возможно, в приёмной семье ребёнку даже проще вылечиться, потому что приёмные родители не участвуют непосредственно в травматических воспоминаниях ребёнка.

В биологических же семьях ребёнок обвиняет в своей боли близких. Бывают ситуации, когда болезнь распространяется на всю семью — все её члены начинают чувствовать опасность.

«Приёмный ребёнок — это не поломанная игрушка, которую вы придёте и почините»

В биологических семьях часто больше триггеров, которые запускают или усиливают травматическую реакцию. Например, ими могут быть звуки или запахи, значимые места или семейные ритуалы. И хотя уровень проблемы и в биологических, и в приёмных семьях одинаков, во время клинического лечения должны учитываться различия обеих ситуаций.

Когда пора волноваться и обращаться к специалисту?

Если у вас есть хотя бы малейшие опасения по поводу состояния привязанности у вашего ребёнка, обращаться самое время. Часто пользу приносит даже простой разговор по телефону. Важно помнить, что звонок специалисту не означает, что у вас непременно есть проблема. Иногда это просто вопросы, на которые могут ответить за пару минут. Большинство специалистов открыты для таких разговоров и могут отличить вашу потребность в каких-то новых знаниях от потребности в лечении.

Для детей с РПП оно сложное, но часто бывает очень успешным. Клинические вмешательства направлены на то, чтобы помочь ребёнку изменить его систему убеждений, одновременно помогая почувствовать себя безопасно рядом с родителями.

READ
Рацион мамы при лактации – продукты вызывающие газообразование у грудничка

Нужны ли детям с РРП специальные школы?

Дети с РРП спокойно могут ходить в обычную школу. Некоторые отлично учатся даже без дополнительных вмешательств. Важно во время учёбы не использовать методы, которые заставят ребёнка почувствовать стыд: не должно быть, к примеру, отмены привилегий или ультиматумов. Это точно не то, что сможет замотивировать ребёнка с расстройством привязанности. Он должен научиться достигать целей, опираясь на свои сильные стороны.

В апреле 2019 года фонд «Арифметика добра» провёл конференцию «Реактивное расстройство привязанности и трудное поведение». На ней выступили соучредитель некоммерческой организации Lost Sparrows, создатель и директор отделения по уходу за травмами Стейси Ганьон, соучредитель Института привязанности Новой Англии Кеннет Фрокох и соучредитель Института травм и исцеления Новой Англии, магистр, педагог Кристина Пильтцекер.

Всего в мероприятии приняли участие свыше 400 человек из десяти российских городов.

Расстройства привязанности у детей

Расстройство привязанности у детей – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы. Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.

Расстройства привязанности у детей

Общие сведения

Привязанностью называют чувство эмоциональной близости, сформированное на базе симпатии, любви, преданности. Под расстройствами привязанности (РП) у детей понимают группу поведенческих, эмоциональных нарушений. Психиатрами они обозначаются диагнозом «реактивное расстройство привязанности» (РРП). Его особенность – отсутствие доверительных отношений с опекунами, родителями как результат патологического воспитания. Бытовое понимание РП включает неустойчивые, «холодные» отношения с одним из родителей, прародителями, воспитателями интерната. Такие случаи целесообразнее называть ненадежной привязанностью. Они являются вариантом нормального развития, не ассоциируются с социальной дезадаптацией. Распространенность реактивного расстройства привязанности – менее 1%, ненадежной привязанности – 40%.

Расстройства привязанности у детей

Причины расстройств привязанности у детей

Существуют физиологические особенности, рассматривающиеся как факторы риска формирования РРП. Неустойчивость вегетативной нервной системы, несбалансированность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси снижают сопротивляемость стрессу. Повышается вероятность патологических эмоциональных, поведенческих реакций. Непосредственными причинами развития расстройств привязанности являются ситуации, когда ребенок не имеет возможности устанавливать, поддерживать стабильную связь с родителями:

  • Неполноценный материнский контакт. РРП развивается у детей, матери которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, страдают послеродовой депрессией, психическими расстройствами, не принимают ребенка (нежеланная беременность), применяют насилие, унижение.
  • Отсутствие родителей (опекунов). Провоцирующим фактором становится ранняя разлука с матерью, помещение ребенка в стационар, дом малютки, интернат. Функции взрослых ограничиваются выполнением гигиенических, медицинских процедур. Устанавливающиеся эмоциональные связи быстро разрушаются из-за смены места проживания ребенка, графика работы персонала, текучести кадров, отказа от опекунства приемных родителей.

Патогенез

Основой формирования расстройств привязанности является негативный опыт установления близких, доброжелательных отношений. Ребенок плачет, старается привлечь внимание, выразить свои потребности (голод, дискомфорт, одиночество). Если он не получает помощи от взрослого либо получает неадекватный ответ – ругань, побои – ситуация становится стрессовой. Происходят сбои на физиологическом уровне: изменяется концентрация гормонов, преобладают процессы возбуждения в нервной системе, мышечное напряжение. Постепенно окружающая среда начинает восприниматься как опасная. Возникает потребность защищаться, проявлять агрессию, самостоятельно контролировать ситуацию. Доверие, привязанность подменяются враждебным отношением, равнодушием к матери, отцу, опекуну.

Классификация

Расстройства привязанностей классифицируются по особенностям клинических проявлений. С учетом этого выделяют два вида нарушений:

  • Дезингибированное. Называется расторможенным. Характеризуется развернутой клинической картиной. У ребенка отсутствует избирательность установления контактов. Социальные взаимоотношения недостаточно модулированы. Младенцы не проявляют настороженности к незнакомым людям, дети постарше неразборчивы в выборе друзей. Данная форма является результатом частой смены взрослого (родителя, воспитателя, опекуна).
  • Ингибированное. Симптомы слабовыраженные. Социальные контакты подавлены, заторможены, часто имеют амбивалентную направленность – ненависть-любовь, принятие-отторжение. Преобладает подавленность, агрессивная реакция на страдание. Такой тип расстройства формируется как результат жестокого обращения взрослого с младенцем.

Другая классификация имеет более точный описательный характер. Учитывается этиологический фактор, направленность поведения ребенка, особенности установления контакта. Выделяется четыре типа привязанности:

  • Негативная. Причинами являются пренебрежение либо гиперопека. Поведение ребенка направлено на провокацию негативного внимания, раздражения, наказания.
  • Амбивалентная. Основа – истерические реакции, непоследовательность взрослых. Проявляется категоричностью, двойственностью (агрессивность-доброта, ласка-побои) взаимодействия с окружающими.
  • Избегающая. Развивается после разрыва взаимоотношений с мамой, папой, опекуном. Проявляется замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью.
  • Дезорганизованная. Возникает после жестокого отношения, насилия. Характерны проявления жестокости, сопротивление попыткам взаимодействия.

Симптомы расстройств привязанности у детей

Нарушения привязанности проявляются спектром симптомов, выраженность и полнота которых нарастает от единичных реакций до сформированного реактивного расстройства. Младенцы, малыши до 5-6 лет избегают зрительного контакта, редко улыбаются, не радуются приближению взрослого. При ингибированной форме расстройства – отвергают попытки установить контакт, сблизиться, успокоить. Не тянутся за игрушкой, предложенной взрослым. Оставшись в одиночестве, сохраняют спокойствие. Равнодушно относятся к уходу другого человека. Нередко наблюдается безутешный тихий плач без причины. При дезингибированной форме дети крайне зависимы, ищут комфорта, безопасности от незнакомых людей, стремятся установить с ними контакты, но отвергают родителей.

READ
Отек под глазом с одной стороны : причины, способы устранения, у взрослого, ребенка, болит, во время насморка

Отсутствие доверительного эмоционального взаимодействия со значимым взрослым способствует отставанию развития психики: младенцы малоподвижны, отсутствует лепет, гуление, у детей запаздывает развитие речи, игровой интерес слабый. С возрастом задержка умственного развития становится более выраженной, ребенок с трудом осваивает учебную программу. У детей дошкольного, школьного возраста развивается отвращение к прикосновениям, объятьям. Попытки установить физический контакт вызывают неадекватные реакции смеха, плача, гнева, испуга.

Потребность сохранить контроль, обезопасить себя проявляется стремлением сохранять дистанцию. При психологическом сближении дети становятся непослушными, дерзкими. Гнев выражается через истерики, манипуляции, агрессивное поведение. Взрослея, пациенты начинают понимать социальную неприемлемость гнева, маскируют ее «случайными» действиями – ударом мяча, болевым рукопожатием или объятьями. Сложности идентификации собственных чувств, чувств окружающих, непонимание истинного назначения ласки, поглаживаний, близких отношений проявляются хаотичным выстраиванием отношений: незнакомцы вызывают интерес, доброту, а родители, родственники – равнодушие. После совершения ошибок, неприемлемого поведения чувство вины отсутствует.

Осложнения

Частым осложнением расстройств привязанности становится задержка психического развития. Отсутствие близкого контакта с взрослым приводит к снижению познавательного интереса: малыш не тянется за яркими предметами, игрушками, медленно осваивает манипулятивные действия, отсутствует стремление установить речевой контакт. Передача и принятие опыта нарушены. Развивается отставание мышления, активного внимания, речи. Если РП не диагностировано вовремя, нарастает социальная дезадаптация. Волевые, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения становятся стабильными чертами характера. У подростков развиваются психопатии, неврозы, девиантные формы поведения.

Диагностика

Диагностика расстройств привязанности у детей проводится врачом-психиатром, клиническим психологом. Комплексная процедура обследования включает:

  • Опрос. Врач уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность. Расспрашивает о составе семьи, роде занятий родителей, наличии психических заболеваний, патологических зависимостей. Выясняет особенности течения беременности, отношений между матерью и малышом после рождения, включенность в процесс воспитания отца, бабушек, дедушек, наличие проблем социализации в детском саду, школе (проявляет ли ребенок агрессию, застенчивость, драчливость, истеричность).
  • Наблюдение. Специалист акцентирует внимание на детско-родительских отношениях. Отмечает доброжелательность, враждебность, заинтересованность контактом, негативизм, непослушание, принятие телесного контакта, стремление общаться. Определяет стиль воспитания.
  • Сбор дополнительных данных. Результаты беседы дополняются характеристиками педагогов, воспитателей детских домов, выписками заключений узких специалистов: невролога, эндокринолога, отоларинголога, офтальмолога.
  • Психодиагностику. Личностные опросники, проективные методики выявляют особенности самооценки, эмоционально-волевой сферы ребенка, его ориентированность на установление социальных взаимодействий, отношение к окружающим.

Важна дифференциация расстройств привязанности от стойких интеллектуальных нарушений, детского аутизма, острой стрессовой реакции, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Ключевую роль играют отношения родитель-ребенок (отсутствие привязанности), нормальная обучаемость.

Лечение расстройств привязанности у детей

Психотерапевтическое лечение является основой, изменяющей отношения ребенка и родителей, близких родственников. Медикаментозная терапия необходима для коррекции сопутствующих эмоциональных, когнитивных нарушений. Комплексный подход включает следующие виды лечения:

  • Детская психотерапия. Цель сеансов – снижение эмоциональной напряженности, устранение замкнутости, недоверия, страхов. Проводятся в форме игры, чтения сказок, творческих занятий.
  • Семейная психотерапия. Психотерапевтические упражнения, задания, беседы устраняют отчужденность, восстанавливают эмоциональный, вербальный контакт, телесное принятие ребенком родителей.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает родителям об особенностях течения расстройства, причинах, способах коррекции. Дает рекомендации по выстраиванию внутрисемейных отношений, подробно рассматривает типичные конфликтные, сложные ситуации взаимодействия.

Медикаментозное лечение способно улучшить эмоциональный фон, снять острые реакции, что обеспечивает более высокую эффективность психотерапии. Самостоятельное использование препаратов нецелесообразно.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начато лечение патологий привязанности, тем благоприятнее прогноз. При восстановлении любящих, заботливых семейных отношений младенцы и дети раннего возраста практически полностью избавляются от расстройства. Дошкольникам, школьникам требуется специализированная помощь, исход лечения зависит от совместных усилий родителей и психотерапевта. Профилактика расстройств привязанности – создание психологического комфорта, формирующего чувство защищенности, базового доверия. Важным является отношение матери, оно закладывает основу привязанности, психического здоровья.

Расстройство привязанности: 8 советов родителям и опекунам

11-year-old Garrett Holdaway, who is autistic, was dis-enrolled from public school because they didn’t have the resources to accommodate him. At this point, he’s been out of school for two years. Jim Bryant/NW Guardian.

В природе человека – стремиться к другому человеку, устанавливать близкие отношения, привязываться к тому, кто проявляет тепло и заботу. В природе ребенка – привязываться к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам или к тем, кто в их жизни замещает кровных родственников.

Человек – существо социальное, и поэтому даже в условиях, когда родители пренебрегают своими обязанностями, не удовлетворяя базовые потребности малыша в пище, комфорте, ласке, в подавляющем большинстве случаев он все-таки любит жестокую мать либо беспробудно пьющего отца и не хочет разлучаться с ними.

Но случается и по-другому. Тяжелые условия, в которых протекает раннее развитие ребенка, могут привести к трудно излечимому заболеванию.

READ
Тромбоасс при беременности. Тромбоасс, инструкция по применению

Чаще всего с этой проблемой сталкиваются приемные родители, чей ребенок претерпел неблагополучие в кровной семье, а затем оказался в детском доме. Еще тяжелее ситуация, когда ребенок уже был взят в семью, а затем возвращен обратно в детское учреждение.

Бывают, однако, случаи РРП в многодетных семьях, где матери никто не помогает и на долю кого-то из детей приходится очень мало внимания и заботы. Расстройство может развиться, если на раннем этапе ребенок был надолго разлучен с родителями в результате длительной госпитализации, либо большую часть времени малыш оставался с матерью, страдающей от депрессии или другого серьезного заболевания, не позволяющего ей как следует заботиться о ребенке.

Что такое реактивное расстройство привязанности?

Это состояние, при котором у ребенка не формируется эмоциональная привязанность к родителям или лицам, их замещающим. Симптомы расстройства проявляются в возрасте до 5 лет, нередко еще в младенчестве. Это вялость, отказ от общения, самоизоляция. Маленький ребенок равнодушен к игрушкам и играм, не просится на руки, не ищет утешения при физической боли. Он редко улыбается, избегает глазного контакта, выглядит грустным и апатичным.

По мере взросления признаки самоизоляции могут проявляться двумя, казалось бы, противоположными видами поведения: расторможенным и заторможенным.

При расторможенном поведении ребенок стремится привлечь к себе внимание даже незнакомых людей, часто обращается за помощью, совершает поступки, не соответствующие возрасту (например, приходит спать в постель к родителям).

Недопонимание, недостаток терпения, выраженная негативная реакция на поведение ребенка со стороны значимого взрослого может вызвать раздражение, гнев или вспышку агрессии со стороны ребенка, а при сохранении нарушения в подростковом возрасте – к злоупотреблению алкоголем, наркоманией и другим видам асоциального поведения.

При заторможенном поведении ребенок уклоняется от общения и отказывается от помощи. В некоторых случаях у него попеременно наблюдаются оба типа поведения, как расторможенный, так и заторможенный.

Реактивное расстройство привязанности может проявляться в таких формах, которые порой вызывают у приемных родителей отчаяние: ребенок постоянно лжет, ворует, ведет себя импульсивно, проявляет жестокость к животным и полное отсутствие сознательности. Он не выражает сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.

Диагностика РРП – дело непростое. Некоторые черты этого расстройства могут проявляться при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при тревожном расстройстве, при аутизме, при посттравматическом стрессовом расстройстве. Для того чтобы точно поставить диагноз, необходимо наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях на протяжении некоторого периода времени, анализ его биографических данных, оценка взаимодействия родителей с ребенком.

Еще сложнее – его лечить

Иногда психиатры прописывают лекарства детям с РРП, однако в отдельных случаях они могут лишь слегка улучшить фон, на котором будет протекать терапевтическое взаимодействие с ребенком.

Ключевую роль в лечении играют родители либо опекуны ребенка. Именно им предстоит при помощи врачей и психологов создать такую обстановку, в которой он сможет пережить опыт здоровой зависимости, поверить в то, что на взрослого можно положиться, и начнет ему доверять.

Специалисты считают, что терапевтическая обстановка включает 3 важнейших компонента: безопасность, стабильность и чувствительность.

Чтобы преодолеть последствия тех событий, которые вызвали неспособность ребенка сформировать тесные и теплые отношения, взрослый должен иметь достаточно времени и терпения, чтобы слушать и слышать ребенка непредвзято и не предпринимая попыток судить его.

Ребенку необходимы границы, но установлены они должны быть в контексте понимания и сочувствия. Только если ребенок ощущает эмоциональную безопасность, то есть понимает, что его рассказ о себе не вызовет негативной оценки со стороны взрослого, он проникнется доверием и расскажет приемной маме или психологу о тяжелых переживаниях своего раннего детства.

Второй компонент после безопасности – стабильность. Фигура взрослого для формирования первостепенной привязанности должна оставаться одной и той же. Чтобы установить доверие между значимым взрослым и ребенком с РРП, требуется длительное время. Смена такой фигуры, перемещение из одной приемной семьи в другую, не просто тормозит процесс, но и усугубляет расстройство.

Пройдя через болезненный опыт игнорирования своих потребностей, ребенок должен заново научиться осознавать их, а так же тот факт, что раз за разом их может удовлетворить один и тот же человек: накормить, дать чистую одежду, уложить в теплую постель, поиграть, выслушать и утешить, помочь с выполнением заданий. Такие дети часто боятся, что новая мама откажется от них или умрет, и только после длительного периода стабильности эти страхи ослабевают.

Некоторым детям нужно не менее года стабильности, чтобы начать доверять своему значимому взрослому, другие проникаются доверием к приемным родителям уже через несколько месяцев. Это зависит от темперамента ребенка (важно, например, экстраверт он или интроверт), а также от того, насколько хорошо подходят друг другу по разным параметрам ребенок и его новый родитель.

Нежелательны длительные расставания между приемным ребенком и матерью: они могут активировать его защитную реакцию, которой является самоизоляция.

READ
Причины появления и методы борьбы с целлюлитом у подростков

И, наконец, чувствительность. Это эмоциональная доступность взрослого, его внимательность к нуждам ребенка. Приемные родители должны быть проинформированы специалистами о том, что в то время как умственное развитие ребенка с РРП может соответствовать возрастной норме, его эмоции часто остаются незрелыми, а значит, в процессе формирования привязанности потребность во взрослом может быть выше, чем у здорового ребенка того же возраста.

В этот переходный период родители должны проявить большое терпение, быть готовыми к неожиданным формам поведения, которые являются сигналами того, что ребенок проходит какие-то более ранние стадии развития и формирования привязанности.

Например, ребенок, который вел себя подозрительно и отстраненно, вдруг начинает неотвязно следовать за мамой, постоянно сообщать о своих страхах, забираться на колени или приходить спать в родительскую постель, – словом, вести себя так, как если бы он внезапно стал на 2-3 года младше. В таком случае родителям следует принять ситуацию и пойти навстречу возникшей у ребенка потребность большей от них зависимости.

Приемным родителям важно понимать логику изменений, происходящих с ребенком. Некоторые приемные дети первоначально кажутся эмоционально холодными, так как опыт научил их тому, что выражать свои чувства и сообщать о своих желаниях для них небезопасно. При этом ребенок производит впечатление вполне послушного, ведь он не проявляет ни раздражения, ни недовольства, не говорит о своих нуждах.

Ощутив же себя в безопасности, он интуитивно чувствует, что взрослые принимают его и не откажутся от него, а значит вполне безопасно заявлять о своих желаниях в любой форме, вплоть до капризов и истерик.

Если раньше ребенок оставался безразличен к тому, дома ли мама или она куда-то ушла, то теперь он может разрыдаться, прижаться к ней и не отпускать ее, если она собралась уйти без него. Это непросто для родителей, но такое поведение нужно рассматривать как положительный знак: привязанность постепенно формируется, ребенок преодолевает разрушительные последствия своего тяжелого раннего детства.

В случае РРП задача психолога – прежде всего, просветить родителей и поддержать их в создании безопасной и стабильной обстановки для ребенка дома, однако полезными могут быть и занятия с ребенком. Помочь ребенку в осознании собственных потребностей, в выстраивании доверительных отношений с новым значимым взрослым может игровая терапия и другие методики.

В то же время родителям следует осторожно относиться к предложениям работы с ребенком методами, объединенными общим названием «терапия привязанности» (в оригинале – Attachment Therapy).

Эта терапия не только не имеет научного обоснования и задокументированных данных об эффективности, но и не является безопасной.

Терапия привязанности объединяет ряд насильственных методов, самые известные из которых холдинг-терапия (удерживание) и ребефинг («перерождение»).

При «перерождении» тело ребенка заворачивают в одеяло и заставляют проползти через спрессованные подушки, имитируя прохождение через родовые пути. Предполагается, что «родившись заново», он преодолевает прошлый негативный опыт и оказывается готовым к близости с матерью. В 2000 году во время такой процедуры в Колорадо (США) задохнулась 10-летняя девочка, и данная терапия с тех пор в штате запрещена.

До сих пор существует немало адептов холдинг-терапии для лечения аутизма и РРП, в их числе весьма известные в нашей стране психологи доктор наук О.С.Никольская и М.М.Либлинг.

Суть терапии заключается в том, что мать насильственно удерживает ребенка в объятиях и, несмотря на его сопротивление, говорит ему, как он нужен ей и как она его любит. Предполагается, что после периода сопротивления, когда ребенок пытается вырваться, царапается и кусается, наступает расслабление, в процессе которого устанавливается контакт между матерью и ребенком.

Критики метода утверждают, что он не этичен, так как основан на физическом принуждении, и может спровоцировать регресс в развитии ребенка. Действительно, каким образом может установиться доверие со стороны ребенка к взрослому, применяющему к нему физическое насилие?

Воспитание ребенка с реактивным расстройством сопряжено с огромными эмоциональными затратами, порой со стрессом для родителей, которые винят себя, если долго не видят положительных сдвигов в состоянии и поведении ребенка.

Если у вашего ребенка диагностировано РРП

  1. Помните, что нет чудодейственных методик, позволяющих добиться прорыва в состоянии ребенка в короткие сроки. Ничто не заменит терапевтическую обстановку дома, безопасность, стабильность и вашу готовность эмоционально откликнуться на потребности ребенка.
  2. Обязательно найдите возможность и способ восстанавливать собственный эмоциональный баланс. Ребенок с РРП уже испытывает стресс, и ваша тревожность либо раздражительность могут его усилить. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок должен ощущать ваше спокойствие и твердость.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок должен понимать, какое поведение является неприемлемым и какие последствия его ждут в случае нарушения правил. Важно объяснить ребенку, что ваше неприятие относится не к нему самому, а к определенным его поступкам.
  4. После конфликта будьте готовы быстро воссоединиться с ребенком, чтобы дать ему почувствовать, что причиной вашего недовольства было конкретное поведение, но его вы любите и дорожите отношениями с ним.
  5. Если вы были в чем-то неправы, не бойтесь признать свою ошибку. Это укрепит вашу связь с ребенком.
  6. Установите режим дня для ребенка и следите за его исполнением. Это позволит снизить уровень тревожности у ребенка.
  7. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через телесный контакт: укачивания, объятия и держание на руках. Однако имейте в виду: если ребенок пережил насилие и травмы он первоначально будет сопротивляется прикосновениям, поэтому вам придется действовать постепенно.
  8. Выделите время, которое вы полностью посвятите ребенку, будете играть, разговаривать, гулять с ним, не отвлекаясь на другие занятия или других людей. Это очень важная составляющая ваших отношений.
READ
Распространение язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки

Перед вами стоит непростая задача, но она осуществима. Не торопите события, запаситесь терпением и не теряйте надежды.

Каталог статей

Привязанность – это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.

Потребность в привязанности – т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением – является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально — и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, ведь вся их внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть в буквальном смысле этого слова.

Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. Так как развитие совести тоже основано на общем развитии мозга, при нарушении привязанности совесть тоже формируется недостаточно или вообще не формируется.

В результате, дети, подвергшиеся жестокому обращению в раннем детстве, не только лишаются детства и теряют способность устанавливать и поддерживать близкие, теплые отношения с другими людьми, но не получают и базовых социально-моральных принципов, демонстрируя агрессивность, страсть к разрушениям и антиобщественное поведение.

К сожалению, нарушение привязанности проявляется в поведении ребенка даже тогда, когда он находит новую семью, готовую дать ему заботу и любовь. Более того, такие дети вырастают во взрослых, которые глобально не доверяют миру и окружающим, так как уверены, что никто не сможет и не захочет позаботиться о них.

Как формируется привязанность

Привязанность – это глубинный и всегда взаимный процесс, в котором участвуют и ребенок, и мать (или любой другой постоянно ухаживающий за ребенком взрослый).

Как известно, для выживания младенцу необходимы постоянный уход и внимание со стороны взрослых. Под “уходом” в данном случае следует понимать не только кормление и базовый гигиенический уход, но и прикосновения, взгляды и улыбки, движение вместе со взрослым и первые “разговоры” родителя с ребенком.

В полноценной семье в первые два года жизни ребенок многократно проходит через здоровый цикл формирования привязанности. В чем заключается этот цикл? Как только у ребенка появляется какая-то потребность (голод, холод, одиночество и пр.), он проявляет ее беспокойством или плачем. Услышав плач, заботливая мама подходит к ребенку и успокаивает его, тем самым удовлетворяя его потребность. Если этот цикл повторяется много раз и соответствующие потребности ребенка каждый раз удовлетворяются нужным образом одним и тем же взрослым, то ребенок начинает доверять ему. И это доверие становится основой его дальнейшего развития. Кроме того, у ребенка формируется тесная эмоциональная связь с мамой, которая следит за его благополучием и безопасностью.

Схематически цикл формирования привязанности в первый год жизни можно изобразить так:

Если ребенок успешно прошёл цикл формирования привязанности на первом году жизни, то скорее всего на втором году цикл (который тоже будет повторяться многократно) будет выглядеть так:

Только при условии успешного завершения цикла второго года ребёнок может научиться принимать ограничения, установленные извне. И только пройдя оба цикла – как первого, так и второго года, – ребёнок по-настоящему научиться доверять, отвечать взаимностью и управлять своими эмоциями. Это именно то время, когда закладывается совесть, самооценка, способность к состраданию и логическому мышлению. Нарушения в каком-либо из циклов будут иметь последствия на всю последующую жизнь ребенка, если он не получить своевременной педагогической и терапевтической поддержки.

READ
Причины и лечение прыщей за ушами. Прыщи за ушами: причины, почему они появляются, и как от них можно избавиться

Что может нарушить привязанность

Реактивное расстройство/нарушение привязанности (англ. reactive attachment disorder – RAD) – это серьезное психологическое расстройство. Оно развивается у тех детей, которые в раннем детстве подвергались заброшенности, жесткому обращению или каким-то другим негативным воздействиям со стороны родителей или других взрослых. В частности, реактивное расстройство привязанности может быть вызвано одним или сочетанием следующих факторов:

  • Преждевременные роды.
  • Внутриутробное отравление алкоголем и/или наркотиками (если биомать употребляла их во время беременности).
  • Беременность, которая была крайне нежеланна для биоматери.
  • Послеродовая депрессия у биоматери.
  • Ранняя разлука с биоматерью.
  • Эмоциональная отрешенность биоматери из-за психических расстройств, алкогольной или наркозависимости.
  • Жестокое обращение или крайняя запущенность в первые годы жизни ребенка.
  • Крайняя педагогическая некомпетентность биородителей (например, если биомать была слишком молода и не интересовалась воспитанием ребенка).
  • Частая смена (“калейдоскоп”) взрослых, ухаживающих за ребенком (например, частая смена воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое).
  • Госпитализация ребенка, даже на относительно недолгий (с точки зрения взрослых) срок.
  • Не диагностированная и поэтому не излеченная острая боль или хроническая болезнь (например, особо сильные колики или ушная инфекция у младенцев).
  • Серьезная травма.
  • Болезненные и/или обширные медицинские процедуры.

Нарушение привязанности может развиться даже в самые первые месяцы жизни, когда ребенок вроде бы не осознает себя. Дело в том, что если уже в грудном возрасте ребенок подвергается заброшенности или жесткому обращению, его организм вырабатывает постоянно повышенное количество гормонов стресса. В итоге урок о том, что мир – это страшное и жестокое место, закрепляется в мозгу младенца на биохимическом уровне. Если вернуться к схеме формирования привязанности из предыдущего раздела, то его нарушенный вариант выглядит так:

Сравнив этот цикл с нормальным, можно заметить, что “сбой” происходит на этапе реакции родителя на плач ребенка. Допустим, мать ребенка страдает алкоголизмом и поэтому каждый раз, когда ребенок плачет от голода, она либо не реагирует (если сильно пьяна), либо реагирует каждый раз по-разному (или кричит и бьёт ребенка, или просто выходит из комнаты). Бывает и так, что хотя за ребенком ухаживает сразу несколько взрослых по очереди (как в случае нянечек в роддоме или воспитательниц в доме ребенка), ни один из них не прислушивается к ребенку и не заинтересован в его благополучии, поэтому на его плач реакция либо непоследовательная, либо никакая вообще. И в том, и в другом примере базовые потребности ребенка не будут удовлетворены. Даже хуже того: в ответ на призыв о помощи вместо утешения ребенок часто получает не просто безразличие, а удар.

Естественно, что ребенок укрепляется во мнении, что мир – это очень опасное, полное боли и одиночества, что никто из взрослых не может и не хочет защитить его, что никому нельзя доверять. Ребенок стремится к полному контролю происходящего, потому для него контроль – это синоним самой жизни. Вместо доверия и привязанности к взрослым он чувствует гнев – и этот гнев так велик, что вытесняется в подсознание.

Конечно, не всегда нарушение привязанности носит столь радикальный характер. Расстройство привязанности может быть как сильно выраженным, так и легким и сравнительно просто корректируемым. Специалисты выделяют четыре типа нарушенной привязанности:

  • При пренебрежении либо гиперопеки со стороны родителей обычно развивается негативная (невротическая) привязанность. Такой ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их.
  • Если родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — каждый раз бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему (типично для алко- и наркозависимых родителей), у ребенка может развиться амбивалентная привязанность. В этом случае ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него.
  • Если имел место болезненный разрыв отношений с близким взрослым, и ребенок «застрял» в состоянии горя; либо если разрыв воспринимается ребенком как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой, то ребенок может проявить избегающую привязанность. Ребенок с этим типом нарушенной привязанности угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять».
  • У детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности, развивается дезорганизованная привязанность. Дело в том, что жизнь научила таких детей выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Это особенно тяжелый тип нарушения привязанности с точки зрения возможной коррекции.
READ
Эфедрин: инструкция по применению, формы выпуска, показания и противопоказания

Симптомы нарушения привязанности

Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности, перечисленных ниже:

1.Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

2.В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

3.Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

4.Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.

5.Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.

6.Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

7.Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

8.Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

9.Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

10.Склонен к членовредительству (“ауто-агрессия”), к “несчастным случаям”.

11.Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

12.Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других.

13.Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

14.Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

15.Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи.

16.Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

17.Страдает недержанием моги (энурез) и/или недержанием кала (энкопрез).

18.Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.

20.Постоянно задает бессмысленные вопросы и “трещит языком”.

21.Болезненно преувеличивает собственную значимость.

22.Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности.
Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

  • Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
  • Ребенок требователен или “прилипчив”, но только когда ему этого хочется (“на своих условиях”).
  • Ребенок страдает нарушениями сна.
  • Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
  • У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
  • Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.

Как восстановить привязанность?

Идеальной средой для формирования привязанности является семья. Только в полноценной семье ребенок находится в постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым он особенно привязан. Несмотря на то, что число таких взрослых невелико, именно они дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Вне семейного окружения, без “только своей” мамы или другого значимого взрослого установление привязанностей крайне затруднено.

Если ребенок имел положительный опыт воспитания в родной семье, но неожиданно теряет мать или другого человека, выполнявшего ее роль, то последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую. Напротив, помещение ребенка в приют или детский дом с “обезличенным” типом воспитания только усиливает отрицательные последствия.

Бывает и так, что у ребенка не появляется никакого опыта привязанностей, и это наиболее непростые для коррекции случаи. Например, если ребенок с самого рождения воспитывался в доме ребенка, где не оказалось ни одного взрослого, способного стать для него эмоционально близкой фигурой; или если отношения в родной семье были таковы, что вместо минимальной заботы и душевного тепла, ребенку доставались только побои, издевательства, а порой голод или многодневное одиночество.

Как научиться получать и отдавать любовь и нежность рядом с матерью-алкоголичкой, которая в ответ на голодный плач ребенка либо бьет его, либо невнятно мычит что-то в пьяном угаре? Как можно оставаться ласковым и слабым, если только агрессия отпугивает собутыльников родителей, задумавших жестокий розыгрыш или травлю самого беззащитного участника “посиделок”? Но если во младенчестве все эти навыки помогли ребенку выжить физически, в эмоционально-душевном плане они превратили его в “маугли”. И чем старше становится ребенок, тем больше они начинают тормозить его физическое и эмоциональное развитие, ведь когда все внимание уходит на постоянный контроль и борьбу с окружающими, не остается ни времени, ни сил на саморазвитие, на игру, на радость жизни.

READ
Ранняя седина волос у мужчин: почему это происходит и что делать

Естественно, такое поведение создает в приемной семье атмосферу постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.

Чтобы сохранить покой в доме и исцелить своего ребенка, приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у их ребенка, но и владеть особыми методами “терапевтического воспитания”.

Основные принципы “терапевтического воспитания”:

1.Главное правило “терапевтического воспитания” для родителей – сначала позаботьтесь о себе!

2.Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

3.Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

4.Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

5.Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте “естественные последствия”. Но когда такие последствия “наступают”, проявите сочувствие к вашему ребенку.

6.Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

7.Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

8.Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

9.Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

11.Избегайте споров с ребенком о том, “кто главнее”.

12.Трезво оцените возможности вашего ребенка и давайте ему права и обязанности в том объеме, с каким он сможет справиться.

13.Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Материал подготовил педагог-психолог КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского Шамарданова Е.А.

Травма привязанности

травма привязанности

Детские травмы значительно влияют на дальнейшую жизнь человека. Сами травмы обычно не осознаются пострадавшим и выявляются только на сеансе психотерапии. Психолог помогает клиенту вспомнить и заново пережить трагедию в благоприятной обстановке. Травмой считается не только травмирующее событие, но и отсутствие какого-то важного компонента или явления. Им может быть здоровая привязанность.

Типы привязанности

Есть несколько классификаций привязанностей, но компоненты в них, несмотря на разные названия, примерно схожи по смыслу. Первые исследования начала Мэри Эйнсворт в 60-х годах. В течение трех суток наблюдатели изучали особенности взаимодействия подопытных младенцев с их матерями. Чуть позже те же дети, достигшие годовалого возраста, помещались в лабораторные условия со сменяющимися обстоятельствами: оставались с мамой, одни, с незнакомцем. М. Эйснворт фиксировала их реакции.
Изучая классификацию, важно помнить, что тип привязанности, сформировавшийся у ребенка, может измениться. Это зависит от дальнейшего опыта, который он получит. Случаются как позитивные, так и негативные тенденции. Однако в любом случае именно на этом фундаменте сформируется его личность и увлечения. Сложившиеся модели поведения повзрослевший ребенок будет переносить на других людей: детей, партнера, друзей.

Возможные формы привязанности:

Безопасная. Мама удовлетворяет потребности ребенка. С ней он чувствует себя счастливым, радуется ей, однако адекватно реагирует на расставание: сначала расстраивается, затем отвлекается на игрушки. Такие дети активные, самостоятельные, развитые. Они чувствуют себя защищенными и поэтому не беспокоятся.

Амбивалентная. Если мама рядом – ребенок встревожен, когда уходит – еще более встревожен. Когда она возвращается, он пытается причинить ей боль (укусить, ударить). Он то стремится к контакту, то избегает его. Такое поведение обусловлено непостоянством матери: она действует по настроению, может приласкать, а может обидеть. В дальнейшем ее отпрыск сохранит тревожность, будет чувствовать себя одиноким.

Избегающая. Ребенок самостоятельный, он избегает мать или игнорирует ее. Причина: неотзывчивость, холодность, сдержанность матери. В будущем ребенок не сможет выстраивать близкие отношения, за показной независимостью будет скрывать неуверенность. Главный страх – боязнь быть отвергнутым.

Дезорганизованная. Мама ушла – ребенок застыл, вернулась – убежал. Ребенок подвергается насилию, агрессии, его дальнейшая судьба непредсказуема.

Симбиотическая. Ребенок требует ежесекундного внимания матери, остро реагирует, когда она отвлекается или говорит с кем-то еще. Это значит, что мама гиперопекающая. Ребенок растет тревожным, с трудом сепарирует.

Травмы привязанности у детей

Травма привязанности – психическое отклонение, возникшее из-за отсутствия эмоционального контакта со взрослыми. В психиатрии ее обозначают как РРП (реактивное расстройство привязанности). Иногда термин применяют к неустойчивым и недостаточно близким отношениям с родителями. Эту ситуацию уместнее назвать «ненадежной привязанностью». Она встречается в 40% случаев. РРП выявляются менее чем в 1%.

READ
Ребенку 9 месяцев: почему не садится сам и не ползает самостоятельно, причины

Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.

Причины
Среди причин выявляют не только социальные факторы. Иногда предпосылкой к травме привязанности служат патологии нервной системы, из-за которых человек больше других подвержен к стрессу, патологическим эмоциональным и поведенческим проявлениям.
Настоящее РРП возникает у сирот и детей из неблагополучных семей. Во втором случае речь идет о зависимых родителях, склонных к агрессии и насилию, или матерей, страдающих послеродовой депрессией. Также это касается нежеланных детей.
Расстройство формируется из-за того, что ребенок не смог сформировать позитивные отношения с родителями. Например, он кричит от голода, но отец в ответ повышает голос, не исправляя ситуацию. Младенец чувствует опасность. Его доверие к миру подорвано.

Признаки

Количество проявлений зависит от тяжести травмы. Это может быть только один или несколько признаков, или весь комплекс симптомов (когда речь идет о РРП). Также проявления зависят от типа привязанности. Можно заподозрить травму привязанности, если ребенок:
не смотрит в глаза;
мало улыбается;
не радуется, когда приходит мама;
не дает приблизиться, успокоить себя;
не хочет брать игрушки, протянутые взрослыми;
равнодушен к одиночеству;
беззвучно плачет без повода;
отвергает помощь родителей, но пытается найти утешение у посторонних, познакомиться и сблизиться с ними.

Распространенный вариант последствий травмы: у младенцев замечают вялость, отсутствие или задержку лепета. Позже у ребенка запаздывает речь, нет интереса к игре. Далее интеллектуальное отставание все более заметно, возникают проблемы в школе. Дошкольник избегает прикосновений, на попытки сближения реагирует неадекватно: гневом, смехом, слезами, криком. С возрастом он продолжает дистанцироваться. Нередки истерики. Взрослые учатся контролировать агрессию, маскируют проявления агрессии, но все еще не могут рефлексировать собственные чувства и поведение.

Диагностика

Полное обследование должно включать:
Опрос. Врач спрашивает о составе семьи, поведении ребенка. Уточняет особенности взаимоотношений между всеми членами семьи, личные качества ребенка.
Наблюдение. Профессионал наблюдает за общением ребенка с родителями.
Сбор дополнительных данных. Специалист может интересоваться мнением других профессионалов: педагогов, невролога и др.;
Психодиагностика. На этом этапе важно изучить внутренний мир и состояние пациента.
Врач убеждается, что у ребенка именно расстройство привязанности, а не аутизм, гиперактивность или дефицит внимания.

Лечение
Цель – изменить взаимоотношения ребенка с родственниками. Применяются следующие виды воздействия:
Индивидуальная психотерапия. Необходимо устранить страхи, недоверие, снизить напряженность.
Семейная психотерапия. Восстанавливается эмоциональный и вербальный контакт.
Консультирование родителей.
Иногда при РРП могут также выписать медикаменты, улучшающие эмоциональный фон ребенка.

Последствия травм привязанности для взрослых

Взрослый, которого воспитывали в условиях безопасной привязанности, умеет рефлектировать и удовлетворять свои эмоциональные потребности. А вот человек с травмой привязанности оказывается постоянно неудовлетворенным. Например, мужчина не позволяет себе вступить в серьезные отношения с женщиной. Образовавшую пустоту он может заполнять рыбалкой, играми, алкоголем и т.д.
Амбивалентная привязанность перерастает в неуверенность. Человек страдает патологической ревностью, он все время думает, что его бросят и первый провоцирует расставание. Он не может завести семью, потому что постоянно меняет партнеров. Примерно также проявляется дезорганизованная. Симбиотическая привязанность проявляется в отсутствии критичности к себе и партнеру. С остальными видами сложнее предсказать типичный сценарий.
Взрослый, переживший травму привязанности, может превращать работу в сублимацию отношений. Карьера превращается в единственную жизненную цель. При этом тревога повышена. Есть вероятность неадекватного отношения к начальнику, на которого переносится родительский образ.

Как преодолеть нарушения привязанности: советы от столичной службы сопровождения приемных семей

Часто понятие «нарушение привязанности» звучит, когда речь идет о детях-сиротах. Что же это такое и можно ли исправить это нарушение? Как приемному родителю строить отношения с ребенком с тем или иным типом привязанности? Разбираемся вместе с психологом службы сопровождения приемных семей Центра содействия семейному воспитанию № 1.

Надежный тип привязанности — доверие к миру

Привязанность начинает формироваться в младенческом возрасте, до двух лет. Важно, чтобы она формировалась правильно, от этого во многом зависит степень доверия ребенка к миру.

Какой же должна быть привязанность в идеале? После ухода матери ребенок с надежным типом привязанности огорчается, но быстро успокаивается при ее появлении. Он спокойно взаимодействует с посторонними в присутствии родителя, инициативен и любознателен.

У ребенка с надежным типом, благодаря тому, что у него установлены эмоционально близкие отношения со значимым взрослым, есть установка: этот мир безопасен для меня. Важно и то, что родители удовлетворяют его потребности: подходят, если слышат плач, кормят, общаются.

При этих условиях ребенок не боится познавать окружающий мир, он готов к доверительным отношениям. Во взрослой жизни у таких людей не бывает комплекса отличника, более того, они вообще не склонны к сравнению себя с кем-либо. Также они не вступают в токсичные отношения. Они уважают свои границы, при необходимости отстаивают их, сохраняя достоинство, и не посягают на границы других людей.

READ
Пижма – полезные свойства, лечение, применение от глистов

«По понятным причинам такой тип привязанности не очень распространен среди детей, когда-то лишившихся родителей, — говорит психолог Родион Барабанов. — Но мы уверены, что при должной совместной работе специалистов по сопровождению и родителей его можно выработать для большинства детей».

Типы нарушения привязанности

Даже выросший в абсолютно благополучной семье ребенок при определенных условиях может иметь привязанность с теми или иными нарушениями. Риск возрастает, когда он пережил тяжелую психологическую травму — разлуку с родными. Таким детям можно и нужно помочь, приемному родителю только необходимо знать, что происходит с ребенком и как действовать.

Тревожная привязанность. «Она формируется, если взрослые ведут себя непоследовательно. Когда ребенка берут под опеку, он боится, что так же будет поступать опекун. Это рождает чувство неуверенности», — говорит психолог.

Ребенок с тревожным типом часто испытывает беспокойство: плачет, когда мама уходит, плохо идет на контакт с малознакомыми людьми. Он чувствует, что мир небезопасен, поэтому не склонен его исследовать.

Родион Барабанов рассказывает о трехлетней воспитаннице центра. Психологические травмы, полученные в кровной семье, холодность близких не дали ей сформировать базовое доверие к миру. Когда девочка была передана в приемную семью, ее новые родители получили рекомендации: чаще брать ребенка на руки и сажать на колени, поддерживая телесный контакт, максимально эмоционально откликаться на тягу малышки к общению, поддерживать ее через совместные игры. Постепенно она начала оттаивать.

Тревожно-избегающий тип. Ребенок с такой привязанностью чаще сталкивался с ситуацией, когда значимые взрослые совсем не удовлетворяли его потребности, не уделяли внимания и вообще отношения с ними были прохладными.

В результате ребенку пришлось научиться быть самостоятельным. Дети с тревожно-избегающим типом не расстраиваются, если мамы нет рядом, но и не радуются ее приходу. Они перестают ждать любви и ласки, стараются ни к кому не привязываться, потому что боятся, что в дальнейшем это принесет боль и разочарование.

«Я занимался с одним мальчиком. Мама оставила его в возрасте четырех лет. Он удивительно легко говорил об этом, не признавал, что скучает. И только в его рисунках все время возникала мама, та, в чьей любви он остро нуждался», — приводит пример психолог.

Когда мальчика забрали в приемную семью, специалистам пришлось провести большую работу. Ребенка учили озвучивать свои потребности, обращаться с просьбами, а родителей − чаще задавать вопросы, чтобы мальчик понял, что к нему прислушивается, что он не одинок, что есть люди, которые о нем заботятся и любят. Также специалисты посоветовали родителям проявлять ласку спонтанно и без особого повода, чтобы изменить установку, что любовь приносит разочарование.

Дезорганизующая привязанность характерна для тех, кто в семье сталкивался с насилием в любых его проявлениях. Ребенок разрывается между страхом перед родителем и потребностью быть им любимым. Такие дети могут прятаться, когда видят значимого взрослого или выбирать двойственную стратегию поведения: то избегать его, то вести себя, как ребенок с тревожным типом привязанности.

Родион Барабанов рассказывает о мальчике, который был передан в опекунскую семью в возрасте девяти лет: «Его отец умер. Мать последние несколько лет наблюдалась в наркодиспансере, к ребенку проявляла крайние формы агрессии. По большей части мальчик находился у бабушки, которая обеспечивала его питанием и одеждой, но больше никакой заботы не проявляла. Опыта социального общения, навыков самообслуживания у ребенка не было».

Приемным родителям были даны рекомендации:

  • Выстраивать понимающие, уважительные отношения. Полностью исключить физические наказания, минимизировать телесный контакт первые несколько месяцев до установления полного доверия.
  • Записать ребенка в кружки для включения в социум и развития эмоционального интеллекта.
  • Организовать совместные ежедневные семейные часы, желательно в вечернее время.

Универсальные советы для приемных родителей

Несмотря на разные типы привязанности, между ними много общего. Психолог называет универсальные правила, которые надо принять во внимание всем приемным родителям:

  • Учитывайте, что тип привязанности может проявиться, когда вы уже приняли ребенка в семью.
  • Если вам кажется, что ребенок ведет себя «не так», лучше обратиться за помощью к специалистам по сопровождению. Они проведут диагностику и подскажут, как лучше решить проблему. Каждый ребенок уникален, не надо бояться, что вы покажетесь некомпетентным родителем, не бойтесь обратиться за помощью.
  • Не ставьте других детей в пример.
  • Не напоминайте ребенку о прошлой жизни.
  • Говорите доброжелательно, не повышайте голос, избегайте долгих монологов.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, водите на кружки.
  • Почаще говорите о том, что вы его любите.

Узнать больше о сопровождении приемных семей можно на портале «Моя новая семья».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Ссылка на основную публикацию