Что такое логоневроз: причины, симптомы и лечение патологии. Логоневроз лечение в домашних условиях

Логоневроз ≠ заикание!

У заикающихся детей он становится следствием, а не причиной нарушений речи.

Причины и лечение логоневроза

Прежде, чем перейти к разговору о причинах и лечении логоневроза, следует определиться с терминами, чтобы избежать путаницы в дальнейшем. Часто слово “логоневроз” используют в качестве синонима заиканию. Однако это неверно.

Что такое логоневроз

Логоневроз является частным случаем невроза. Понятий и трактовок этого состояния существует множество. Исходя из классического определения, Невроз – это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями, которые срывая психологическую адаптацию, вызывают истощение нервной системы, тревогу и вегетативные нарушения.
Соответственно, логоневроз также может быть вызван только длительным воздействием травмирующего фактора.

Причины логоневроза

Логоневроз возникает у детей вследствие неудач в речи. То есть, сначала возникает заикание, а уже на его фоне — логоневроз. Он начинает развиваться только тогда, когда человек способен осознавать и в полной мере переживать неудачи в речи, обычно с 9 лет. Именно поэтому логоневроза у дошкольников диагностировано быть не может. Однако до сих пор в наш центр поступают дошкольники с ложным диагнозом “логоневроз”, поставленным в детской поликлинике.

Надо отметить, что логоневроз может развиться не только на фоне заикания, но и под воздействием иных стрессовых факторов: напряженная, нервная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, сильный испуг, перегрузка информацией.

Причины логоневроза

В идеале заняться коррекцией речи нужно до того, как на фоне заикания разовьется логоневроз.

Лечение заикания до развития логоневроза

Чем раньше будет начато лечение, тем выше шансы на быстрое избавление от проблем с речью. Как правило, первые признаки заикания у детей проявляются уже в 2-3 года.

При первых признаках проблем с речью следует обращаться к специалистам. Для начала это может быть педиатр, который осмотрит ребенка и направить к профильным специалистам: психотерапевту или психоневрологу. Квалифицированный врач проведет полное обследование, чтобы понять истинную причину заикания, и только после этого назначит лечение. Подробнее про выбор специалиста мы писали в статье “Какой врач лечит заикание”.

Лечение логоневроза

В более старшем возрасте, когда на фоне заикания уже развился логоневроз, ребенку потребуется комплексная терапия с участием врачей-психиатров, неврологов, психологов, логопедов. Но начинать путь к свободной речи необходимо с врача-психотерапевт.

Санкт-Петербургский Речевой центр оказывает профессиональную помощь при заикании и логоневрозе взрослым и детям. В штате центра работают опытные профессионалы, способные верно поставить диагноз и назначить комплексное лечение, которое обязательно будет включать в себя не только врачебную, но и педагогическую реабилитацию с применением логопедических тренировок, игровых занятий, тренингов

Больше о заикании на наших каналах, подписывайтесь!

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Онлайн-курс

Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания.

Отзывы о нас

Надежда , 3 сентября 2021

Огромная благодарность за нашего сына ( 4 года) так как после вашего курса результат превзошёл все ожидания. Буквально уже на второй день занятий речь была практически без запинок! Нам дали рекомендации и советы как её удержать ( ничего сложного, но главное правило не забывать выполнять!) Спасибо за помощь психотерапевту Елене ( провела огромную работу с нами – родителями) и конечно же логопеду -Надежде за её труд и терпения!
Спасибо, что есть такое замечательное место, процветания вам и успехов!

Мария , 9 июля 2020

Добрый день. Меня зовут Мария. Нашей дочке 4,3 года. В октябре прошлого года у неё внезапно и очень неожиданно для нас проявилось заикание. Практически сразу ,примерно через месяц,мы обратились в Центр реабилитации речи Татьяны Соловьевой. Просто нашла этот центр в интернете. Раннее, я ничего не знала про заикание,у меня не было знакомых,которые с этим сталкивались. Обратившись в центр,я поняла,что с этим сталкиваются нередко,просто я видела ежедневные занятия с другими детьми и взрослыми.
НО! В наших силах с этим справиться и помочь своему ребёнку или самому себе,кто заикается. Работа была проведена со всей нашей семьей,я,муж,дочь. Хочется сказать огромное спасибо психотерапевту Наталье,огромное спасибо логопеду Ларисе ,и огромное спасибо Татьяне Соловьёвой! Эти специалисты приложили много усилий,чтобы нам помочь. Была проведена работа над собой ,каждый из нас работал и выкладывался на занятиях. От всей нашей семьи большое спасибо!

READ
Почему при беременности могут появиться сгустки крови?

Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции

Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.

Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте. Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи. В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.). Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера. перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

READ
По языку будут диагностировать многие заболевания с помощью новой тест-системы

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие. При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым. Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.

READ
Почему болит живот в первый день месячных: норма или нет

Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.

Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

  • контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
  • комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
  • заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
  • обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

READ
Что такое магнитолазерная терапия. Физиотерапия прибором Дарсонваль при остеохондрозе

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Лечение заикания у детей

Заикание достаточно частая проблема детского возраста. Оно может появиться у здорового ребенка (невротическое заикание) или возникнуть на фоне какого-либо заболевания нервной системы (неврозоподобное заикание). В любом случае речевые нарушения нельзя оставлять без внимания. В статье мы расскажем, почему возникает заикание, как его вовремя распознать, и возможно ли вылечить нарушения речи у детей и подростков.

Что такое заикание?

Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, при котором происходят судорожные сокращения артикуляционных и гортанных мышц, в результате чего страдают ритмичность и темп речи.

Специалисты выделяют тоническую и клоническую формы логоневроза. При тоническом заикании возникают проблемы с переходом от одного звука к другому. Во время разговора происходит звуковая остановка, с которой ребенок не может сдвинуться. Клоническое заикание характеризуется повторным произношением слов, слогов и звуков.

Заикание встречается приблизительно у 2-3% людей, и без лечения проходит четыре фазы: от редких приступов до тяжелой личностной проблемы, которая значительно снижает качество жизни. При своевременном лечении заикание у детей может хорошо поддаваться коррекции, прогноз благоприятный более чем в 70% случаев.

В каком возрасте может появиться заикание?

Как правило, родители замечают, что ребенок заикается, когда ему исполняется 3-4 года. В этом возрасте активно развивается речь и нервная система, поэтому при наличии предрасполагающих факторов у ребенка формируется логоневроз. Вследствие психической травмы заикание может появиться и в более старшем возрасте – вплоть до 17 лет. У взрослых речевые нарушения развиваются крайне редко и обычно свидетельствуют о наличии какого-либо неврологического заболевания.

Почему ребенок начинает заикаться?

Причины заикания у детей можно разделить на две группы: предрасполагающие и провоцирующие. К предрасполагающим факторам относят:

  • наследственность;
  • патологии внутриутробного развития;
  • тяжелые роды;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте;
  • скрытые психические нарушения.

Спровоцировать заикание у дошкольников могут сильный стресс или испуг, двуязычие в семье, привычка разговаривать быстро и неряшливо (тахилалия). Развитию логоневроза также способствуют неблагоприятная обстановка в семье и чрезмерные психоэмоциональные нагрузки.

Причины и лечение заикания у детей тесно взаимосвязаны, так как именно от этиологии логоневроза зависит выбор методов коррекционной работы.

Как выявить речевые нарушения у ребенка?

Чем раньше родители заметят признаки логоневроза и обратятся за медицинской помощью, тем больше шансов на полное выздоровление. Вам стоит проконсультироваться со специалистами, если в 3-4 года у ребенка наблюдаются следующие симптомы:

  • во время разговора он делает паузы, как бы набираясь сил;
  • повторяет слоги и слова, «спотыкается» на некоторых буквах;
  • перед тем как произнести фразу, говорит лишние звуки (и, а, э);
  • стесняется разговаривать и замыкается в себе;
  • резко обрывает речь и отказывается продолжать разговор без видимых причин.

Указанные симптомы не обязательно свидетельствуют о развитии заикания, но, существует вероятность того, что у ребёнка могут быть , какие-то неврологические нарушения.

Признаки заикания могут появиться и позже, например, в 6-8 лет, когда ребенок начинает посещать школу. Резкая смена обстановки и образа жизни при наличии предрасполагающих факторов иногда приводит к развитию логоневроза, особенно у детей, которые по каким-либо причинам не ходили в детский сад.

Что будет, если не лечить заикание?

При отсутствии лечения заикание у ребенка будет прогрессировать. Врачи выделяют 4 фазы речевых нарушений:

  1. В начальной стадии приступы заикания возникают редко. Трудности с произношением наблюдаются в начале разговора. Ребенку сложно произносить предлоги, союзы и другие короткие части речи. Сам он не замечает нарушений, поэтому разговаривает без стеснения и страха. Лечение детского заикания лучше всего начинать в этот период, когда проблемы с произношением еще не закрепились в сознании.
  2. Вторая фаза характеризуется усилением приступов заикания. Проблемы с произношением появляются в многосложных словах. Ребенок начинает понимать, что говорит неправильно, но пока это не сказывается на его поведении.
  3. В третьей фазе происходит закрепление логоневроза. Ребенок пытается заменять труднопроизносимые слова другими словоформами, но пока не испытывает страха речи.
  4. В четвертой стадии речевые нарушения становятся тяжелой психологической проблемой. У ребенка развивается логофобия – страх речи. Он замыкается в себе, избегает общения со сверстниками и учителями, так как видит и осознает реакцию окружающих на его проблемы.

Без лечения заикание может помешать гармоничному развитию ребенку, стать причиной отказа от любимой профессии, привести к трудностям в создании семьи. Поэтому если были замечены даже незначительные нарушения речи, не откладывайте визит к врачу и приступайте к лечению по возможности как можно раньше.

READ
Мометазон Сандоз – инструкция по применению спрея, цена, отзывы, аналоги

Кто лечит заикание у детей?

Лечение заикания комплексное и проводится под контролем нескольких специалистов, поэтому ответить однозначно на вопрос, какой врач лечит заикание, нельзя. Независимо от причин патологии с ребенком работают логопед, психолог, невролог, и каждый специалист вносит свой вклад в достижение результата.

Как вылечить заикание у ребенка?

Многие родители, заметив речевые нарушения, испытывают тревогу, так как не знают, можно ли вылечить заикание у ребенка. Логоневроз обычно хорошо поддается коррекции, особенно, если лечение начато в возрасте до 5-7 лет. Однако, чтобы составить план коррекционной работы, необходимо сначала исключить неврологические заболевания. Поэтому при первых признаках заикания необходимо обратиться в детскую поликлинику по месту жительства к неврологу. Врач осмотрит ребенка, назначит ему комплексное обследование и уже по его результатам составит план лечения.

Какие методы используются для лечения заикания?

Для лечения детей с речевыми нарушениями могут применяться логопедические занятия, комбинированные психотерапевтические методики и физиотерапия

Логопедические занятия

Логопед занимается коррекций дефектов речи и с помощью специальных упражнений учит ребенка правильно произносить звуки, слоги и слова, которые вызывают у него затруднения. Методы коррекции подбираются в зависимости от формы заикания и выраженности симптомов. В ходе занятий ребенок учится:

  • равномерно дышать, не прерывать дыхание на протяжении всей произносимой фразы;
  • делать паузы и распределять речевые усилия, чтобы избежать спазма артикуляционных и гортанных мышц;
  • правильно произносить звуки, слоги и слова.

Помимо постановки речи логопед работает над развитием артикуляционного аппарата, мышц гортани и шеи, так как часто именно их слабость становится причиной речевых нарушений у ребенка. Логопедические занятия дают очень хороший эффект, когда логоневроз сочетается с дизартрией.

Многие родители интересуются, может ли логопед вылечить заикание. В большинстве случаев одних лишь занятий с логопедом будет недостаточно. В основе логоневроза лежат не только физиологические, но и психологические проблемы, поэтому для полного выздоровления лечение должно вестись по нескольким направлениям.

Психотерапия

Психотерапевтическая коррекция также способна приносить хорошие результаты, особенно у детей старше 10-12 лет, но и маленьким детям занятия с психологом могут идти на пользу. Для лечения применяются различные методики: аутогенные тренировки, гипноз, семейная психотерапия. Поскольку заикание нередко связано с психосоматикой и нервным перенапряжением психолог учит ребенка:

  • правильно расслабляться и реагировать на стрессовые ситуации;
  • управлять эмоциями;
  • преодолевать тревогу и страх;
  • конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми;
  • выражать свои внутренние переживания с помощью творчества.

Способы и длительность психологической коррекции подбираются индивидуально в зависимости от формы заикания, выраженности симптомов и особенностей нервной системы ребенка.

Физиотерапия

Физиотерапия используется, как правило, в качестве вспомогательного метода лечения логоневроза. Чем лечить заикание, и какие процедуры лучше подойдут конкретному ребенку, решают невролог и физиотерапевт. Детям с заиканием могут быть назначены сеансы электрофореза, массаж, иглоукалывание и другое физиотерапевтическое лечение. Иногда применяются и методы альтернативной медицины, например, дыхательные практики, гомеопатия, мануальная терапия.

Если у вашего ребенка заикание, вы можете обратиться за консультацией к гомеопату или остеопату, однако первоначально рекомендуется посещение невролога, логопеда и психолога. Альтернативная медицина иногда помогает быстрее достичь положительных результатов, но не может составлять основу лечения.

Как помочь ребенку дома?

Трудно переоценить роль родителей в лечении логоневроза. Помимо занятий с логопедом и психологом ребенок нуждается в помощи и поддержке самых близких людей. Лечение будет эффективным только, если родители будут принимать активное участие и постараются создать дома спокойную и доверительную атмосферу.

  1. Режим дня. Важно организовать ребенку правильный распорядок дня, при котором периоды эмоционального напряжения будут чередоваться с расслаблением. Дети в возрасте 9-11 лет должны спать не менее 8, а дошкольники – не менее 10 часов в сутки. Задача родителей – создать условия для спокойного и крепкого сна. В вечернее время исключить активные и компьютерные игры, просмотр ТВ, предложить ребенку спокойные, не раздражающие психику, занятия.
  2. Общение. Любые конфликты негативно отражаются на результатах лечения, поэтому ссоры и выяснения отношений необходимо полностью исключить. Общение ребенка с окружающими должно быть ровным и бесконфликтным. Любые спорные ситуации необходимо разрешать уверенно и спокойно, без криков и истерик.
  3. Отдых и физические нагрузки. Лучший досуг для ребенка – это игры и занятия, направленные на развитие его творческих способностей. Лепка, рисование, конструирование пойдут на пользу ребенку с заиканием. Дозированные физические нагрузки положительно скажутся как на общем состоянии организма, так и на работе нервной системы.

Если вы не знаете, как лечить заикание у ребенка, что вы можете делать в домашних условиях, проконсультируйтесь с врачами. Они дадут советы по организации режима дня, подскажут, какие развивающие занятия подойдут именно вашему ребенку.

READ
Тест на толерантность к глюкозе при беременности. Как сдавать анализ ГТТ?

Можно ли предупредить развитие заикания?

Профилактические меры по предупреждению заикания разделяются на две группы. С одной стороны, необходимо с раннего возраста укреплять здоровье ребенка, с другой – заниматься с ним развитием речи.

Соблюдение режима дня, полноценное сбалансированное питание, гармоничные отношения в семье снижают вероятность логоневроза даже при наличии предрасполагающих факторов. Раннее развитие речевых навыков, расширение кругозора, обучение мыслить логично и последовательно помогают правильному формированию речи. Положительно влияют на психику ребенка творческие занятия: рисование, пение, танцы.

Применяется ли медикаментозное лечение заикания у детей?

Лекарственные препараты при заикании у детей являются дополнительным методом лечения. Необходимость назначения медикаментов определяется лечащим врачом после комплексного обследования ребенка. Лечение тонического заикания и клонического логоневроза разное, поэтому подобрать адекватную терапию может только врач.

Таблетки от заикания у детей выбираются в зависимости от возраста пациента, клинических проявлений и индивидуальных особенностей организма. В детской неврологической практике используют различные группы препаратов: спазмолитики, транквилизаторы, психостимуляторы и ноотропные средства. Режим дозирования и продолжительность приема при заикании, лечащий врач подбирает для каждого конкретного ребенка.

Гопантомид при заикании у детей

Одним из препаратов, которые применяются для лечения логоневроза, является Гопантомид – ноотропное средство на основе гопантеновой кислоты. Лекарство может быть назначено детям разного возраста: до трех лет допустимо использование раствора Гопантомида, школьникам и подросткам врачи могут выписать таблетки. Гопантомид отпускается по рецепту и назначается невропатологом или педиатром при наличии соответствующих показаний.

Препарат может способствовать нормализации обменных процессов в головном мозге, уменьшать проявления тревожности и помогать справиться с неврозоподобными состояниями, которые часто сопровождают логоневроз. Лекарство от заикания не является панацеей от всех проблем, но в комплексе с другими методами может позволить быстрее добиться положительных результатов.

Как правило, Гопантомид используют при клонической форме логоневроза. Дозировка, частота приема и длительность курса лечения подбираются индивидуально и зависят от возраста ребенка, выраженности симптомов, наличия сопутствующих патологий. По инструкции Гопантомид принимают внутрь через полчаса после еды. Препарат относительно быстро всасывается в пищеварительном тракте.

Медикаментозное лечение в сочетании с психологической и логопедической коррекцией способны давать хорошие результаты. Некоторым детям достаточно одного курса, в более тяжелых случаях может понадобиться повторный прием Гопантомида.

Подробную информацию о препарате можно прочитать на официальном сайте https://gopantomid.ru/. Обратите внимание, что перед применением любых лекарственных средств необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.

Как вылечить заикание у подростков и детей дошкольного возраста, какие методы лечения использовать в каждом конкретном случае, знают специалисты. Если вы замечаете у ребенка даже незначительные нарушения речи, обратитесь за медицинской помощью. Помните, чем раньше вы начнете лечение, тем выше будут шансы на выздоровление!

– Вернуться в оглавление раздела “неврология”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 4.5.2021

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Логоневроз

Логоневроз – нарушение речи, которое проявляется повторением одних и тех же слов, произнесением отдельных звуков, разговорными паузами и прерывающейся речью.
Логоневроз по МКБ-10 имеет код F98.5 – это заикание/запинание. Логоневроз и заикание являются синонимичными понятиями, но чтобы понять разницу между ними, стоит обратить внимание на причины заикания. Если заикание носит невротический характер, то это логоневроз. Помимо этого бывает еще неврозоподобное или органическое заикание, связанное с физиологическими причинами. Ниже пойдет речь именно о невротическом заикании.
Логоневроз мешает человеку полноценно жить, поэтому с ним нужно начинать бороться в детском возрасте и как можно раньше. Чем раньше выявлено нарушение, тем проще его исправить и тем меньше имеется сопутствующих проблем (неуверенность в себе, низкая самооценка, тревога, боязнь говорить — логофобия). Прежде чем начать коррекцию речи, нужно выявить причины появления логоневроза.
По статистике логоневроз появляется в дошкольном возрасте. Мальчики в три раза чаще заикаются, чем девочки. Если логоневроз не вылечить, человек так и продолжит заикаться во взрослом возрасте.

Причины логоневроза

В настоящее время точные причины возникновения логоневроза неизвестны. Среди возможных причин называют:

  1. Недоразвитие или дефекты артикуляционного аппарата;
  2. При обучении разговорной речи мозг ребенка подвергался большой нагрузке, поэтому произошел сбой, ведущий к появлению дефекта речи.
  3. Подражание. Если ребенок общается с заикающимся родственником, он копирует такую манеру общения.
  4. Раннее развитие речи ребенка. Голосовые мышцы не успевают справляться с большим словарным запасом, если их формирование не завершилось.
  5. Нездоровая атмосфера в кругу семьи, недостаток внимания. Дети заикаются, желая подсознательно привлечь внимание родных людей.
  6. Строгость в воспитании и порицание (наказание) за шалости.
  7. Раннее обучение ребенка языкам. Из-за перенасыщения детский мозг не успевает овладевать информацией.
  8. Заучивание наизусть огромных и сложных стихов. Речевой аппарат не выносит тяжелой нагрузки. Если этот факт не учесть, может развиться логоневроз.
  9. Переучивание левши на правшу, при котором ребенок получает большой стресс.
  10. Полученный сильный стресс или испуг.
READ
Опухают суставы: причины, возможные болезни и снятие отеков

Коррекция и лечение логоневроза

Диагноз «Логоневроз» обычно ставят в детском или подростковом возрасте. Если у вашего ребенка возник логоневроз, лечение необходимо начинать незамедлительно.
Обнаружив у ребенка речевые дефекты, родители должны показать его грамотным специалистам. При заикании врачи в основном назначают применение медицинских препаратов. Употребление одних лекарственных средств без психотерапии не приводит к ожидаемому результату, потому что полноценная коррекция речи возможна только при занятиях с логопедом и психологом. Также не стоит заниматься самолечением, а лучше обратиться к специалистам, так как проблему можно усугубить.

Специалисты центра Ember корректируют логоневроз у детей без назначения медицинских препаратов. Применяются специально разработанные методики, помогающие детям и взрослым навсегда избавиться от заикания.
Мероприятия, проводимые специалистами перед началом занятий:

  1. Обследование клиента и выяснение причины речевого дефекта.
  2. Определение необходимой программы коррекции.
  3. Назначение регулярных занятий с постепенным усложнением.

Немаловажную роль в коррекции логоневроза у детей играют родители. Их задача:

  • Организовать режим дня ребенка с дневным и полноценным ночным сном.
  • Ограничить просмотр мультфильмов и доступ к компьютеру. Ограничение снижает перенапряжение мозговой деятельности.
  • Организовать правильное, медленное и спокойное общение, четко проговаривать слова при беседе с ребенком. Тяжелые слова проговаривать неоднократно вместе с ним.
  • Охранять речь ребенка. Читать знакомые книжки, не заучивать наизусть стихи, не просить пересказывать сказки, пока заикание полностью не пройдет.
  • Выбирать спокойные игры: лепка, конструктор, рисование. В процессе игры ребенку нужно проговаривать выполняемые действия.

Взрослого человека лечить сложнее, чем ребенка, так как психика и речь ребенка более пластичны, дети имеют более высокий потенциал к компенсации дефектов. Со взрослыми коррекция логоневроза происходит тяжелей и дольше по времени. Но при желании клиента и регулярности занятий логоневроз у взрослых также устраняется.
Для коррекции логоневроза клиенту нужно строго соблюдать рекомендации, назначенные специалистом. В некоторых случаях нужно будет молчать на протяжении нескольких дней и выполнять специальные упражнения.

Куда обратиться для лечения логоневроза?

На протяжении всего времени существования центра Ember наши специалисты успешно избавляют от логоневроза своих клиентов (взрослых и детей). Заниматься коррекцией логоневроза должны грамотные специалисты.
Обращайтесь в наш центр и наши специалисты навсегда избавят вас или ваших близких от логоневроза. При необходимости занятия могут проходить на дому, в комфортной и знакомой клиенту обстановке.

Запишитесь на первичный приём по коррекции логоневроза по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Заикание – логоневроз.

Неврология

Заикание, или логоневроз, представляет собой одну из наиболее распространенных и, вместе с тем, сложных проблем, заниматься которой вынуждены специалисты самого разного профиля – от педагогов до нейрохирургов.

По разным оценкам, среди детей заикание встречается в 8-10% от общей популяции, хотя это речевое расстройство может возникнуть не только в детском, но и в любом другом возрасте, независимо от пола, места проживания, расовой и национальной принадлежности. Впрочем, достоверная и тесная связь с полом все же имеется: мальчики страдают примерно втрое чаще, и лечить логоневроз у них сложнее.

Периоды, когда развивающаяся центральная нервная система и, в частности, речевые ее функции наиболее уязвимы для дезорганизующих воздействий, охватывают возрастные интервалы от 2 до 4 и от 5 до 7 лет, когда ребенок получает (и должен переработать, усвоить, запомнить) огромное количество новой для него информации.

2. Причины

Общеизвестна и очевидна роль социально-психологических факторов в развитии заикания. К таким факторам относятся ситуации острого и хронического дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после чего речь может на какое-то время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый микроклимат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний конфликт, и т.д. Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе практически всегда лежит та или иная психогения.

Однако патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по сути, неясным. За последнее столетие выдвинут ряд серьезных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но все они, в лучшем случае, являются лишь более-менее удачными моделями, способными ответить на часть вопросов и не решающими проблему в целом. Так, до последнего времени недооценивалась, по-видимому, роль генетических факторов (наследственная предрасположенность могла бы объяснить, кроме прочего, преобладание лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в частности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разных вариантах и чем именно определяется клиническая специфика при одинаковых, казалось бы, начальных условиях.

READ
Применение масла чайного дерева : инструкция по применению

Не всегда удается найти в анамнезе причину (в том числе в сфере бессознательного и вытесненного), которую можно было бы счесть достаточно серьезной: многие дети и взрослые, пережившие более чем тяжелые психотравмы, никаких признаков заикания не обнаруживают.

Электрофизиологические, томографические и прочие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменениями в структурах головного мозга, – в частности, зоны Брока́, функционирование которой непосредственно ассоциировано с речью.

Ситуация дополнительно осложняется тем, что заикание нередко развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством испытывает огромный дискомфорт по поводу своей «неполноценности» (особенно если подвергается насмешкам или иному прессингу), может замкнуться, впасть в тяжелое депрессивное состояние, начать страшиться и избегать речевой коммуникации вообще, оставить всякие попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, таким образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.

Исследования в данной области осуществляются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, однако на сегодняшний день методики коррекции (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) являются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что в свою очередь открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.

3. Симптомы и диагностика

Как указано выше, существуют разные варианты заикания, весьма отличающиеся друг от друга. В одних случаях преобладает логоклония (непроизвольное повторение звуков или слогов «на старте» фразы либо слова), в других выражен тонический компонент – необходимость произнести слово вызывает перенапряжение мимических мышц, языка, мышц шеи.

Иногда непроизвольно растягиваются (словно пропеваются) те или иные звуки, либо пациент не может произнести определенные фонемы, тогда как прочие сочетания звуков вербализует без труда. Нередко заикание появляется только в некоторых ситуациях, а в более комфортной для больного обстановке исчезает без следа.

Выделяют четыре фазы в прогрессировании логоневроза: от дошкольной до «взрослой», к наступлению которой заикающийся человек, как правило, вырабатывает собственные приемы «сглаживания» или «маскировки» заикания, привыкает почти автоматически заменять недоступные ему слова или звуки более удобными синонимами; в целом, смиряется с наличием расстройства, более или менее адаптируется и научается жить с ним, – а также с глубоко укоренившимся комплексом неполноценности, страхом и избеганием общения, тревожно-депрессивным синдромом и другими нарушениями психики, подчас куда более тяжелыми и выраженными, нежели первичное заикание.

Однако при благоприятных условиях, правильной тактике поведения родителей, доброжелательном отношении со стороны микросоциального окружения во многих случаях обнаруживается тенденция к постепенной редукции заикания. Полное устранение речевого расстройства наблюдается в 50-80% случаях.

Диагностика может потребовать привлечения профильных специалистов – прежде всего, для выявления или исключения патологического органического фона (резидуальные последствия родовой травмы, латентно протекающие нейроинфекции, опухоли и т.д.), а также для оценки общего психологического состояния, конституционального типа личности и других факторов, имеющих значение в плане предстоящего лечения.

4. Лечение

В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников. Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений. Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации. Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания. Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.

При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).

Сегодня в большинстве случаев удается добиться полного излечения или, по крайней мере, кардинальной редукции логоневротической симптоматики. Очень важно обратиться за помощью на начальном этапе, при первых признаках нарушений ритмики и плавности речи, когда расстройство еще не приобрело характер застойной фиксации с массой вторичных психологических последствий.

Заикание у детей

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

READ
Противопротозойное средство – что это такое, классификация препаратов

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Основные причины заикания у детей

Речевые нарушения часто возникают именно в детском возрасте. Заикание развивается у детей от 2 до 5 лет, т.е. в тот момент, когда дети только учатся говорить. С каждым последующим годом вероятность возникновения патологии снижается, при этом заикание часто встречается именно у мальчиков.

Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»

Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.
READ
Первичная и вторичная профилактика инсульта головного мозга

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Ссылка на основную публикацию