Почему дети не хотят переворачиваться?
Вчера мы говорили о навыках переворотов у детей. Сегодня мы продолжим тему о том, как освоить эти навыки и в чем причины того, что малыш не переворачивается. Не стоит малыша специально начинать тренировать стоять или сидеть ранее пяти-шести месяцев и до того, как он научится переворачиваться. Наилучшим вариантом будет, когда каждый из новых этапов в развитии ребенка будет сменять другой этап очень плавно и в нужных последовательностях. Конечно, иногда дети могут «перескакивать» или же значительно сокращать некоторые из этапов в развитии, однако эти этапы все равно поочередно будут сменять друг дружку.
С чего все начинается?
Совсем еще недавно вашему крохе была недоступна большая часть из движений. Но вот он достиг возраста в три месяца, и он стал постепенно пытаться дотягиваться до игрушек. И теперь крохе уже спокойно не лежится в одном статичном положении, и ребенок хочет поворачиваться на бочок, и пробует переворачиваться со спины на животик. Но у каждого ребенка эти моменты в развитии формируются в индивидуальном порядке. В среднем. По нормам развития дети начинают переворачиваться на бока в возрасте четырех месяцев, и затем эти навыки примерно месяцам к пяти постепенно переходят в навыки переворачивания со спинки на животик. К концу пятого месяца и началу шестого месяца многие из малышей уже могут переворачиваться как в одном направлении, так и в другом – с живота на спину или со спинки на животик.
Если ваш наблюдающий педиатр определяет, что развитие вашего крохи полностью соответствует всем нормам по возрастным показателям, тогда не стоит волноваться, что ваш ребенок не усвоит какие-либо навыки или что-либо пропустит. Постепенно малыш будет осваивать и приобретать все навыки, которые заложены ему природой. Если же в полгода ваш малыш не умеет совсем переворачиваться и даже не продукт этого делать, тогда необходимо срочно проконсультироваться со специалистами – врачом-педиатром или неврологом. Врач дополнительно и очень прицельно будет осматривать ребенка, будет исключать неврологические нарушения, и также параллельно с этим будет советовать целый ряд упражнений, а также массажи и многие другие процедуры, которые быстро и активно помогут малышу в наверстывании упущенного времени. Если малышу нужна ваша помощь и некоторые манипуляции, важно помочь ребенку в подготовке и осуществлении переворотов.
Вот такого рода упражнения могут помочь в укреплении мышц в области спины, живота, шейных мышц и подготовки их к активным и новым движениям. Они полезны детям с возраста трех месяцев. Прежде всего, поочередно нужно сгибать и разгибать ножки малыша по аналогии с упражнением «велосипедик». Важно давать ребенку свои большие пальцы на своих руках для их захвата. Важно разводить его ручки по сторонам, а потом их сводить, собирая их в «куску» на грудке малыша. Часто нужно выкладывать кроху на животик, и это можно начинать делать уже с первого месяца жизни, и начинать нужно с одной минуты, и постепенно увеличиваем время пребывания малыша на животе до десяти минут. Такое упражнение будет способствовать укреплению мышц в области шеи, удерживающих головку в вертикальном положении. Начинать нужно также и гимнастику, которую проводит после предварительных процедур массажа, длительность в их выполнении не превышает 10-15 минут. И когда ребенок начнет уверенно удерживает головку, опирается на ручки, он станет более активным и любопытным, можно начинать первые упражнения по обучению его переворотам.
Почему ребенок не переворачивается?
Иногда родители обращаются к врачу с жалобами на то, что ребенок к достижению ключевого возраста не может выдавать необходимые навыки. Так, в частности, к четырем месяцам он просто не хочет переворачиваться. Почему такое может происходить, каковы причины этого явления? Прежде всего, основной причиной крохи может стать его избыточный вес. Возможно, у вашего крохи его вес превышает норму, и ему достаточно тяжеловато даются все физические упражнения. Не желая самого себя утруждать, он будет предпочитать просто спокойно лежать и отдыхать как можно больше, вместо того, чтобы трудиться и работать над своими навыками и овладевать все новыми и новыми умениями. Это единственная из причин, для устранения которой вам предстоит пересматривать рацион вашего карапуза и его нормы кормления. Особенно часто с подобным явлением приходится сталкиваться тем родителям, детишки которых находятся на искусственном вскармливании.
Другой причиной, по которой ребенок может не переворачиваться к положенному сроку, может стать его недоношенность. Дети, которые были рождены ранее срока, особенно намного раньше, могут намного отставать в своем развитии от своих доношенных сверстников. Это вполне нормально, ведь им уже вне утробы матери приходится осваивать не только новые и положенные навыки, но и наверстывать активно те этапы, которые не были ими вовремя пройдены в период внутриутробного развития. И в этом процессе нет ничего особенно страшного, со временем ваш недоношенный ребенок будет выравниваться в плане своего физического развития и он достаточно быстро догонит в развитии своих сверстников.
Еще одна причина, по которой дети могут плохо переворачиваться со спины на живот и обратно, это недостаточно развитая мышечная система. Если у ребеночка нет никаких имеющихся врожденных патологий, тогда его недостаточное мышечное развитие будет являться значительным упущением именно его родителей. На протяжении первых месяцев жизни детей особенно активный упор будет в развитии детей делаться на массажи и методики развивающей гимнастики. Именно эти очень простые и нехитрые, однако выполняемые регулярно упражнения, могут помочь в развитии мышечного корсета и обеспечивают крохе правильное и полноценное физическое развитие. Пренебрегать подобными упражнениями и занятиями ни в коем случае не стоит, иначе на определенный момент у крохи просто не найдется сил на то, чтобы он активно перевернулся.
Могут стать причинами того, что ребенок не переворачивается, различные инфекционные заболевания. Инфекции могут у детей становиться причиной задержки в физическом развитии детей. Они могут существенно провоцировать недостатки кальция и железа внутри организма, которые необходимы детям для нормального их роста и развития. Иногда такое происходит в результате сильных токсикозов матери во время беременности, а также перенесенных ею инфекций ил же сильных стрессов. Опасны даже банальные простуды, переносимые крохой, не говоря уже о более серьезных проблемах со здоровьем крохи.
Также важными в развитии ребенка и освоении ими навыков являются индивидуальные особенности в развитии самого малыша. Некоторые дети изначально, буквально с рождения могут отличаться особым характером и яркой индивидуальностью. К примеру, совершенно не осваивая элементарных навыков переворотов с животика на спину и со спинки на животик, они могут уже стараться сидеть самостоятельно или ползать. Все описанные нами выше причины, которые могут мешать ребенку в освоении переворотов, это еще не повод для того, чтобы успокаиваться и не проводить занятий с ребенком физическими упражнениями, не развивать ребенка. Родители за счет упражнений и занятий должны помогать ему в освоении переворотов, а также последующих навыков.
Как научить ребенка переворачиваться с живота на спину?
В первый год жизни младенец растет и развивается очень быстро. Родители радуются каждому новому успеху крохи. Вот он уже держит головку, а вот и переворачивается со спинки на бочок. Но иногда у малыша не получаются перевороты со спины на живот и обратно. В таком случае мама и папа могут ему помочь. Как научить ребенка переворачиваться с живота на спину и наоборот?
вторник, июля 24th, 2018
Определяем готовность ребенка к переворачиваниям
Согласно медицинским нормам, здоровый малыш должен в переворачиваться со спины на бочок в 4 месяца. В 5 месяцев он делает переворот со спины на живот, а в 6 месяцев – с живота на спинку.
Но каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Поэтому одни дети делают все эти движения раньше указанных сроков, а другие – позже. Если родители хотят ускорить процесс, они могут помочь грудничку переворачиваться. Однако важно определить его готовность к этому. Ребенок готов к переворотам, если уже выполняет следующие действия:
Лежа на спине может отталкиваться ножками от стенки или ладоней взрослых.
Движения руками стали осознанными, он хватает игрушки, окружающие предметы.
Лежа на спинке поднимает голову и держит ее не меньше 5 – 10 секунд.
В положении лежа на спинке или животике поворачивает голову в стороны, реагируя на звук.
В позе лежа на животе поднимает голову и верхнюю часть торса, опираясь на предплечья. Это движение особенно важно освоить перед тем, как научить ребенка переворачиваться с живота на спину.
Педиатры рекомендуют сначала учить малыша переворачиваться со спины на живот. Только когда он освоит это движение, можно приступать к переворотам с живота на спину.
Подготавливаем младенца к переворотам
Чтобы обучение крохи прошло легко, нужно укрепить его мышцы. Хороший эффект оказывает плавание. Можно организовать малышу плавание во взрослой ванне или же посещать специальные курсы в бассейне. Плавание способствует развитию вестибулярного аппарата, гармоничному развитию всех мышц тела, а также улучшает эмоциональное состояние.
После двух недель жизни ребенка можно проводить занятия на фитболе. Этот спортивный снаряд идеально подходит малютке, поскольку он стимулирует ее рефлекторные движения. Фитбол тренирует весь мышечный аппарат. К тому же существует особая методика, направленная на обучение малыша переворачиванию.
Педиатры рекомендуют проводить специальную гимнастику, которая укрепит ребенка и подготовит его к переворотам. Приведем несколько эффективных упражнений:
Ребенок лежит на спинке, ручками крепко обхватывает большие пальцы взрослого. Делайте разведение ручек в стороны и сведение их к груди.
Малыш в положении лежа на спине. Поочередно делайте сгибание и разгибание ножек по типу упражнений «велосипед».
Кроха лежит на спинке, ручками держится за большие пальцы взрослого. Стимулируйте его подтягиваться за вашими руками.
Учим малыша переворачиваться со спины на живот
Для того чтобы обучить ребенка переворотам со спинки на животик, выполняйте следующие упражнения.
Уложите ребенка на спину. Возьмите яркую игрушку и водите ее перед глазами малыша на расстоянии 30 см. Затем положите игрушку в стороне, так чтобы он не мог дотянуться до нее. Когда младенец повернется на бок, легонько подтолкните его со спинки. Переворачивание произойдет само по себе.
Положите кроху на спинку. Согните одну ножку в колене и отведите ее в сторону. Она должна соприкасаться с поверхностью. По инерции малыш станет подтягивать в ту же сторону и ручку. Дайте ему обхватить ваш палец и помогите грудничку переворачиваться.
Как научить ребенка переворачиваться с живота на спину с помощью упражнений?
Если ваш младенец уже умеет переворачиваться со спины на животик, то освоение навыка обратного переворота пройдет намного быстрее. Помогут ему в этом следующие упражнения.
Уложите ребенка на живот. Покажите яркую игрушку, и когда он заинтересуется перенесите ее вправо от него. Малыш потянется правой ручкой за игрушкой. Затем медленно переносите игрушку через спинку младенца к его левому боку. Следуя ручками за интересным предметом, ребенок перевернется на спинку.
Положите грудничка на живот. Левую ножку согните в колене и переставьте за правую. Инстинктивно ребенок попытается привстать на предплечьях, и после этого перевернется. Если сразу не получится, помогите ему.
Все упражнения делайте в обе стороны. Общее время гимнастики должно быть не дольше 3 минут. Важно выполнять ее на твердой поверхности, например на теплом полу на коврике. Мягкие одеяла и матрасы будут затруднять движения.
Многие родители задаются вопросом: «Как научить малыша переворачиваться с живота на спину?». На самом деле это не трудно. Главное – выполнять все движения правильно и без усилий. Малыш должен получать удовольствие от упражнений, делать их охотно.
Мы знаем, что быть мамой – это не только безграничное счастье, но и большая ответственность. Мы поможем вам! Присоединяйтесь к Клубу Nestle Baby&Me!
Персональная рассылка про особенности развития твоего малыша
Советы экспертов и полезные статьи
Идеи развивающих игр от доктора-педиатра
Бесплатное тестирование продукции
Скидки и акции
Поворачивание ребенка на один бок
Все родители любят наблюдать за своим ребенком. Они контролируют его развитие, следят за приобретением новых навыков, одновременно посматривая на соседских малышей и в таблицы возрастных норм. Причиной для паники могут стать любые несоответствия с нормами и вероятное отставание от ровесников. Страх иметь «отсталого ребенка» приводит к гипердиагностике, хотя довольно часто родительские волнения беспочвенны и базируются только на личных предположениях.
Один из поводов для волнения — это когда малыш, лежа на спинке, переворачивается только на один бок. Чтобы исключить возможные нарушения в развитии и рассеять страхи, мы предлагаем родителям показать ребенка детскому неврологу. В клинике «Эдкарик» в Калининграде можно провести полное обследование малыша и получить квалифицированную помощь.
Когда малыш начинает переворачиваться?
Как правило, ребенок делает свой первый переворот в четырехмесячном возрасте, при этом он переворачивается только на один бок. Несмотря на то, что некоторые детки приобретают этот навык еще в три месяца, а другие малыши начинают переворачиваться чуть позже, незначительное отличие от общепринятых сроков не говорит о патологии развития.
Виды переворотов у грудных детей
Со спины на животик. Этот навык достаточно сложный для малышей, и они прилагают значительные усилия, чтобы перевернуться. Выполнить этот трюк активным и непоседливым девочкам удается раньше, чем мальчикам. Мамы могут обратить внимание, что перед тем, как перевернуться, малыш в положении лежа на спинке рассматривает свои ручки и ножки, подтягивает стопы прямо к своему лицу. При этом происходит смещение центра тяжести, и малыш заваливается на бок.
С животика на спинку. Такой переворот получается у ребенка ближе к 5 месяцу, когда он овладевает навыком приподниматься на локтях. Чаще всего это происходит при выкладывании малыша на живот. Поднимая головку выше и выше, он пытается прогнуться в позвоночнике. Из-за смещения центра тяжести ребенок заваливается на бок, однако ему удается сразу же повернуться на спину. Такой «кульбит» происходит очень быстро, малыш даже может испугаться внезапного кувырка, но через некоторое время он успокаивается и с удовольствием пробует повторить поворот.
Каким образом малыш учится переворачиваться?
Чтобы ребенок смог осуществить переворот на бок, его тело должно быть к этому подготовлено. К моменту переворота он должен уметь держать головку, самостоятельно ее поднимать и удерживать вертикально. Но выполнить эти действия, а также ползать, сидеть, вставать, переворачиваться малыш не сможет, если его мышцы не будут достаточно развиты. Родители, которые подолгу держат детей на руках, оказывают им медвежью услугу — лишают своих крошек возможности изучить свое тело, укрепить его и научиться им владеть.
Почему ребенок переворачивается только на один бок?
Дети при рождении и по мере своего взросления осматриваются неврологом. При проведении осмотра специалист оценивает пропорциональность телосложения, симметричность частей тела, состояние мышечного тонуса, форму черепа. У многих новорожденных черепная коробка с одной стороны уплощена. Это объясняется тем, что в последний месяц беременности ребенку становится тесно в матке, но поменять вынужденную позу у него нет возможности. Таким образом, неровность и уплощенность черепа с одной стороны обусловлены тем, что малыш ее отлежал.
Именно эта сторона становится для грудничка любимой. В том же направлении он поворачивает свою головку, потому что при повороте в противоположную сторону малыш чувствует дискомфорт и неприятные ощущения. По мере развития ребенка череп приобретает природную форму в результате роста головного мозга и становится симметричным.
Если малышу 4 месяца, а он все еще не желает осваивать другой бок, педиатры советуют следующее:
- укладывать его в кроватку головой поочередно в разные стороны;
- если ребенок спит в одной кровати с матерью, ей необходимо регулярно меняться с ним местами, чтобы он привыкал лежать на другом боку.
Если у малыша диагностирована кривошея, ортопед рекомендует ему ношение специального ортопедического приспособления в виде бублика. Благодаря ему происходит растягивание укороченной шейной мышцы и выравнивание шеи.
Малыш продолжает заваливаться на одну сторону? Родителям не следует пугаться: это лишь доказательство того, что прекращать упражнения еще рано. Следует продолжать и дальше контролировать равное по времени лежание ребенка на обеих сторонах тела.
Однако бывают ситуации, когда, несмотря на усиленные занятия гимнастикой и правильное чередование обеих сторон при лежании, малыш в полгода по-прежнему переворачивается только на один бок. Этому есть свои объяснения:
- Ребенку лень. Он не считает необходимым поворачиваться в другую сторону.
- Если с противоположной стороны нет ничего такого, что заинтересовало бы кроху, он будет продолжать лежать в привычной позе.
И все же не стоит забывать о возможной патологической причине такой «неповоротливости» ребенка. Возможно, малыш не может перевернуться в другую сторону из-за повышенного тонуса мышц спины. Для того чтобы вовремя диагностировать неврологические проблемы, надо не игнорировать профилактические осмотры невролога и спешить к нему на прием, если у ребенка появились какие-то болезненные симптомы.
Как помочь грудничку научиться переворачиваться на другой бок?
Задача родителей заключается в укреплении мышечной системы ребенка за счет тренировок. С этой целью применяются:
- занятие плаванием (плавать можно и в бассейне, и в ванной для взрослых);
- упражнения на фитболе;
- утренняя гимнастика;
- вечерние сеансы массажа;
- подтягивание за пальцы взрослого или гимнастическую перекладину.
Упражнения на фитболе можно проводить с двухмесячного возраста. Во время занятий малыша укладывают на мяч животом вниз. В таком положении укрепляются мышцы спины и шеи. Благодаря крепкому мышечному скелету ребенок в дальнейшем без проблем научится ползать, садиться, переворачиваться на обе стороны и ходить, не травмируя свой позвоночник.
Польза от плавания объясняется равномерным давлением на все участки тела, которое создает вода. Находясь в ней, ребенок не испытывает нагрузку. Ощущая невесомость, он легко может перевернуться в любую сторону.
Очень важным навыком, необходимым для наращения мышечной массы, является ползание. Раскладывая яркие игрушки перед ребенком, мама может стимулировать его желание двигаться вперед. Укрепление мышц рук и спины помогут малышу в дальнейшем легко проворачиваться на любой бок.
Родителям не стоит переживать, если они силой перевернут ребенка на неудобный бок. Может быть, какой-то период времени он будет сопротивляться, испытывать дискомфорт и страх. Постепенно малыш привыкнет к занятиям и новому положению своего тела.
Неумение переворачиваться — это чаще всего не дефект, и не капризы грудничка. Проведение тренировок способствует не только укреплению мышц, но и гармоничному физическому и интеллектуальному развитию.
Если Вы беспокоитесь о здоровье своего малыша, заметили у него какой-то болезненный симптом — не откладывайте визит к детскому неврологу. Вы можете получить консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Эдкарик» в Калининграде.
Как правильно научить ребенка переворачиваться
К 3 месяцам отмечается стремительный скачок в развитии младенца. Он осваивает новые навыки и умения, улучшается двигательная активность, кроха может удерживать голову. В этот период возникает вопрос, как научить ребенка переворачиваться.
Оптимальный для обучения возраст
Развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому не нужно сравнивать собственного с другими. Дети учатся переворачиваться в период с 2 до 6 месяцев. О возможности обучения стоит судить по общему физическому развитию малыша.
Массаж спины и конечностей способствует тому, чтобы научить ребенка переворачиваться
Если в 2 месяца кроха уже сам держит головку, то можно поучить его переворачиваться на бок, но понятно, что полноценные перевороты для него еще сложны. Начинать обучение лучше с 3-х месячного возраста. Мышечный аппарат малыша достаточно развит, чтобы перевернуться на животик, поэтому усилия будут минимальными. Но если 3-х месячный младенец еще плохо удерживает головку, а его координация движений полностью не налажена, стоит отложить занятия и обратиться к неврологу.
В возрасте 5-6 месяцев крохе и вовсе под силу более сложные движения, например, сделать переворот на спину. Начав обучение, не нужно торопить младенца. Результат будет, но не сразу.
Как правильно обучать переворотам
Перед началом занятия стоит обеспечить подходящие условия. Малыш должен лежать на твердой горизонтальной поверхности. Лучше, если это будет стол или кровать с жестким матрасом. Младенец должен быть в хорошем настроении. Желательно совмещать занятие с массажем и гимнастикой. Сразу после кормления заниматься нельзя, лучше подождать минимум 30 мин.
Обучение состоит из 3 этапов, которые нужно проходить по очереди. Только так можно достичь результатов.
- Переворот на бок. Рядом с малышом положить яркую игрушку, к которой он будет тянуться.
- Переворот на живот. Когда ребенок уже лежит на боку, можно передвинуть игрушку вверх за голову. Он потянется к ней и перевернется.
- Переворот с живота. Осуществляется с помощью игрушки. Нужно показать ее перед лицом младенца, а затем поднять вверх над головой. Кроха попытается проследить за ней и перевернется на спину.
Повторив упражнения несколько раз, малыш натренируется и сможет переворачиваться самостоятельного, без дополнительного стимула.
Подготовительные упражнения
Перед тем, как приступать к обучению, важно подготовить мышечный аппарат младенца к нагрузкам.
Если ребенок в 6 месяцев не переворачивается на живот, нужна консультация врача
Следует выполнить несколько простых упражнений:
- дать в руки младенца свои большие пальцы. Когда малыш крепко за них схватится, развести руки в стороны, а затем свести их над грудной клеткой крохи. После этого попытаться подтянуть младенца к себе, приподняв плечики от поверхности;
- сделать упражнение «велосипед»;
- развести ножки в тазобедренном суставе в стороны.
Заключительным этапом будет выкладывание на животик. Трехмесячный младенец может удерживать головку в таком положении до 5 мин.
Как научить ребенка переворачиваться
Можно начать с использования игрушки. Но она выступает только в роли стимула. Младенцу нужно показать, как переворачиваться. Чтобы он смог сам лечь на живот, стоит выполнять следующие упражнения:
- Положить в стороне от младенца игрушку. Когда кроха потянется к ней, чтобы взять в руки, подтолкнуть его, чтобы он перевернулся.
- Одну ножку согнуть в коленном суставе, отвести в сторону, чтобы колено касалось поверхности. По инерции малыш приведет вторую конечность к первой, немного приподнимет попу. Затем, взяв младенца за ручки, можно помочь ему осуществить полный переворот.
- Уложить кроху на бок, выше головы положить игрушку. Затем подставить одну ладонь под стопы, второй поддерживать спинку. Кроха сам попытается перевернуться.
- Если малыш пытается лечь на живот, то нужно взять его за ручки, а одну ладонь подставить под стопы. При наличии опоры младенцу будет легче осуществить задуманное.
- Поддерживая кроху за правое плечо, приподнять таз в сторону переворота влево.
Во время всех занятий важно, чтобы малыш был заинтересован и сам желал освоить новый навык. Но если его мышечный аппарат слабо развит, то при всем желании младенцу будет тяжело, нужно его укреплять.
Перевернуться обратно на спину для младенца – еще более сложная задача. К обучению стоит приступать только после освоения переворота на живот. Для развития нового навыка снова потребуется яркая игрушка. Ею нужно поводить перед лицом малыша, а затем переместить в сторону и вверх. Кроха потянется за ней и перевернется.
При резком перевороте нужно следить, чтобы младенец не ударился головой.
В первые разы стоит помочь ребенку. Одну ножку согнуть и отвести за другую. Малыш при этом привстанет на ручки и перевернется. Если у него не будет получаться, нужно немного поддержать за плечико.
Упражнения нужно повторять по несколько раз, обязательно делать перевороты в обе стороны, чтобы мышечный аппарат развивался равномерно.
Видео
РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО Поздравляем! В вашем доме появился малыш ️ Ваша жизнь изменится хотите вы того или нет, в первый год жизни человека, самое важное это ЛЮБОВЬ значимого, близкого человека. Наберитесь терпения, скажем сразу, дети растут быстро и если вам кажется, что этот день сурка не закончится никогда, то знайте, оглянутся не успеете и будете водить своего малыша в школу. Итак, новорожденный малыш в основном спит и ест. ?Бодрствует 4-8 часов в сутки. Спит 16-20 часов. Просыпаются новорожденные дети в любое время суток, потому что они еще не видят разницы между днем и ночью. ?Кормить малыша нужно по требованию. Если вы кормите грудью, прикладывать к груди необходимо как можно чаще, для становления лактации. ?Прогулки. Гулять с малышом нужно обязательно! Можно сразу после возвращения домой из роддома. Но учтите, что у новорождённых плохой тепловой обмен и одевать их нужно теплее чем себя. Но не переусердствуйте, перегрев тоже плохо! Самое главное мамины ручки и ее тепло, не бойтесь приучить к рукам. Ведь малыши не так недолго малыши☺️ Насладитесь этими маленькими ручками, этими маленькими ножками, курносым носиком, понюхайте этого крошку, он так сладко пахнет молочком ️ А взгляд, этот взгляд безусловной любви, за который можно простить все бессонные ночи. Сил вам, дорогие мамочки и папочки?
Задержка моторного развития
Задержка моторного развития – это запаздывание становления или недостаточное развитие двигательных функций у детей первого года жизни. Характеризуется отсутствием или более поздним появлением возрастных навыков: удержания головки, переворачивания, сидения, ползания, стояния, ходьбы. Отставание обнаруживается при физикальном обследовании (календарный метод). Из инструментальных исследований показана НСГ, церебральная КТ/МРТ, электромиография, ЭЭГ. При выявлении двигательной дисфункции рекомендуется раннее начало кинезитерапии, массажа, физиотерапии. Проводятся медикаментозные курсы.
МКБ-10
Общие сведения
Задержка моторного развития (ЗМР) ‒ формирование физиологических двигательных реакций c отставанием на 2 и более месяцев. Состояние психических и двигательных функций является основным критерием оценки здоровья ребенка. Своевременное освоение детьми раннего возраста новых статических и локомоторных навыков свидетельствует о правильном функционировании нервной и опорно-двигательной систем. Задержка моторного и психомоторного развития, напротив, указывает на двигательную недостаточность и мозговую дисфункцию. Распространенность ЗМР в детской популяции неизвестна, однако отмечается ее тесная корреляция с перинатальным поражением ЦНС.
Причины
Статико-моторная недостаточность чаще всего является следствием перинатальной церебральной патологии, но также может быть связана с наследственными синдромами, сопутствующими заболеваниями. Основные причины задержки психомоторного развития:
- Перинатальные поражения мозга. Ведущее место в этиологии ЗМР занимают внутриутробная гипоксия, интранатальная асфиксия и родовые травмы. Также значимую роль в структуре перинатальных этиофакторов играют врожденные нейроинфекции, алкогольный синдром плода, диабетическая фетопатия. Тяжелые задержки ПМР отмечаются у детей с пороками развития головного мозга (голопрозэнцефалия, агенезия мозолистого тела, арахноидальные кисты).
- Генетическая патология. Задержкой моторного развития сопровождаются наследственные дефекты метаболизма (фенилкетонурия, гомоцистинурия), болезни накопления (болезни Помпе, Ниманна-Пика, Краббе), хромосомные синдромы (болезнь Дауна), митохондриальные заболевания (синдром Лея).
- Постнатальные факторы. Задержка становления моторных навыков наблюдается у детей с соматическими заболеваниями: рахитом, врожденными пороками сердца, гипотрофией, хроническими легочными болезнями, гипотиреозом. При отсутствии признаков повреждения ЦНС такая задержка компенсируется после достижения ремиссии заболевания. Неблагоприятные последствия могут повлечь за собой ЧМТ в раннем возрасте.
Иногда встречается темповая ЗМР – она возникает при неудовлетворительном уходе за детьми, но быстро компенсируется при создании благоприятных условий. Факторы, замедляющие моторное развитие:
- несоблюдение режима сна и активного бодрствования;
- несоблюдение режима питания (перекармливание, недокармливание);
- госпитализм;
- педагогическая запущенность.
Факторы риска
Группу риска по задержкам развития составляют следующие категории детей:
- недоношенные с гестационным возрастом менее 35 недель или переношенные новорожденные;
- младенцы с макросомией (крупный плод);
- новорожденные с оценкой по шкале АПГАР
- дети с синдромом дыхательных расстройств;
- дети с неонатальными судорогами в анамнезе.
Вероятность последующего запаздывающего развития ребенка выше, если у матери наблюдалась хроническая экстрагенитальная патология (пиелонефрит, дисфункция ЩЖ, хронический бронхит), гестационные осложнения (поздний гестоз, фетоплацентарная недостаточность), неблагоприятное течение родов (преждевременные, быстрые, с применением щипцов или вакуум-экстрактора).
Патогенез
Основными мозговыми центрами, отвечающими за формирование двигательных функций, являются моторная и премоторная кора, задняя теменная кора, мозжечок, базальные ядра, красное ядро и др. Двигательная кора проходит сложное развитие в онтогенезе: борозды и слои образуются на 25-30-й неделе антенатального периода, извилины – к 39-40 неделям гестации. Формирование дополнительных безымянных извилин продолжается в течение 1-го года жизни.
Повреждение головного мозга, особенно его моторных зон, в период до 30-32 недель внутриутробного развития вызывает нарушение моторных функций в постнатальном периоде. Тяжесть двигательной дисфункции зависит от сроков, длительности и интенсивности действия повреждающего фактора. Наиболее часто двигательные расстройства представлены гипотоническим синдромом, спастическим парезом, мышечной дистонией, гиперкинезами, мышечной ригидностью, атаксией.
Известно, что ЦНС плода наиболее чувствительна к кислородной недостаточности, основными факторами которой выступают антенатальная гипоксия и интранатальная асфиксия. Кислородное голодание тканей сопровождается рядом микроциркуляторных (увеличение проницаемости капилляров) и метаболических (ацидоз) расстройств, приводящих в итоге к кровоизлиянию или ишемическому инфаркту мозга. У недоношенных младенцев эти явления усугубляются незрелостью НС и приспособительных реакций к моменту рождения.
Механизм церебрального повреждения может выражаться в мгновенной гибели нейронов (нейрональный некроз) или отсроченной клеточной смерти (апоптоз). В последнем случае при раннем начале лечения и реабилитации патологические процессы могут быть обратимы, а задержка моторного развития – преодолима.
Классификация
Степень задержки моторного развития оценивают по количеству возрастных интервалов, на которые оно запаздывает. На этом основании различают 3 степени:
- легкая – хронологический возраст отклоняется от календарного не более чем на 3 месяца (темповая ЗМР). Чаще встречается у детей с сопутствующими хроническими патологиями и недостатками в уходе;
- средняя – запаздывание в моторном развитии составляет 3-6 месяцев. Характерно для детей с гипоксически-ишемической энцефалопатией;
- тяжелая – реальное психомоторное развитие ребенка отстает от возрастных норм больше чем на 6 месяцев. Наблюдается при аномалиях развития мозга, хромосомных и генных синдромах, внутриутробных поражениях ЦНС (энцефалит, гипотиреоз).
Кроме этого, задержка моторного развития может быть общей (запаздывает приобретение ребенком всех двигательных навыков) или парциальной (одна конечность работает хуже другой – например, при акушерском парезе руки, параплегии).
Симптомы ЗМР
О задержке моторного развития принято говорить, если двигательные навыки ребенка не формируются в нормативные сроки. Предикторами нарушенного онтогенеза в период новорожденности могут являться вялость, отсутствие хаотичной двигательной активности, сниженная реакция на раздражители (свет, звук), неактивное сосание или отказ от груди. Основные ориентиры, позволяющие заподозрить ЗМР у ребенка:
- в 2 месяца – не поднимает и не удерживает головку в положении на животе; не пытается удерживать голову в вертикальном положении.
- в 3 месяца – отсутствует «комплекс оживления»; ребенок не тянется к игрушкам; лежа на животе, не опирается на предплечья;
- в 4-5 месяцев – не подтягивается при тракции за руки из положения лежа на спине; не переворачивается на бок или на живот.
- в 6 месяцев – не может сидеть, не переворачивается со спины на живот.
- в 7-8 месяцев – не сидит без опоры, не переворачивается с живота на спину, не пытается ползать, не стоит с поддержкой.
- в 9 месяцев – самостоятельно не встает, не делает шаги у опоры.
- в 10-11 месяцев – сам не стоит; не переступает, держась за ручку.
- в 12 месяцев – не ходит без поддержки, не приседает.
Сопутствующими неврологическими синдромами при ЗМР выступают диффузная мышечная гипотония или гипертонус конечностей, внутричерепная гипертензия, вегетативная дисфункция, гипервозбудимость. Исходом тяжелых перинатальных патологий может быть ДЦП.
Осложнения
Задержка моторного развития вторично влечет за собой торможение психического развития, поскольку двигательная активность и манипулятивная деятельность являются основой познания окружающего мира. Кроме ЗПР, у детей с моторной недостаточностью часто отмечается задержка развития речи, дизартрия, моторная алалия. Нарушение статических и моторных функций ограничивает сенсомоторное развитие, формирование более сложных и дифференцированных двигательных навыков, мелкой моторики.
В дошкольном детстве дети с ЗМР плохо координируют движения рук и ног, с трудом спускаются по лестнице, не могут устоять на одно ноге, самостоятельно одеться и раздеться. У них запаздывает формирование навыков опрятности и гигиены. Ребенок растет инфантильным, ощущает свою беспомощность в отсутствии родителей и других взрослых, испытывает сложности адаптации к новым условиям, саморегуляции поведения.
Диагностика
Задача выявить наличие задержки моторного развития и ее причины ложится на участковых педиатров и детских неврологов, наблюдающих малыша в динамике. При первом осмотре внимательно изучается перинатальный анамнез, исследуются росто-весовые характеристики, рефлексы, состояние мышечного тонуса, физиологические моторные реакции. У грудничков с ЗМР отмечается более позднее появление цепных симметричных рефлексов, запаздывание редукции безусловных рефлексов. Для определения тяжести и последствий перинатальных поражений ЦНС проводится:
- Оценка психомоторного развития. Осуществляется с помощью календарного метода в критические сроки развития: 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев. Заключается в определении соответствия хронологического возраста возрастным нормам развития моторных навыков. На основании результатов делается вывод о степени ЗМР. Возможно проведение наблюдения за ребенком по методу Прехтла.
- Нейровизуализация. Включает использование ультразвуковых (нейросонография) и томографических методов (КТ и МРТ головного мозга). Исследования помогают выявить очаги ишемии, перивентрикулярной лейкомаляции, субкортикального некроза, церебральные аномалии.
- Методы ЭФИ. Дают возможность оценить функциональное состояние головного мозга и периферического нейромоторного аппарата. ЭЭГ помогает проследить этапность формирования возрастных ритмов, обнаружить патологические феномены. Регистрация слуховых и зрительных ВП направлена на изучение функции соответствующих анализаторов от периферии до коры. Электронейромиография способствует оценке скорости проведения импульсов по нервам конечностей.
- Лабораторная диагностика. При подозрении на соответствующие наследственные патологии осуществляется генодиагностика, скрининговые тесты («Пяточка», анализ мочи на органические аминокислоты). По показаниям выполняются анализы на внутриутробные инфекции, определяется уровень тиреоидных гормонов.
Лечение задержки моторного развития
ЗМР требует своевременного выявления и начала терапии. Мозг детей обладает высокой нейропластичностью, поэтому компенсаторные возможности на первом году жизни чрезвычайно велики. В лечении применяется комплексный подход с проведением медикаментозных курсов, физиопроцедур, массажа, лечебной гимнастики:
- Лекарственная терапия. Для активизации метаболических процессов, смягчения последствий гипоксически-ишемических поражений назначаются нейротропные, цереброваскулярные средства, ангиопротекторы, витамины группы В. При спастических парезах может быть показано использование миорелаксантов.
- Физиотерапия. Для регуляции мышечного тонуса и стимуляции двигательной активности используется ПеМП, СМТ-терапия, накожный электрофорез на конечности, лазеропунктура. При спастичности и ригидности мышц эффективна парафинотерапия, озокеритолечение. Также рекомендован гидромассаж, солевые и фитованны, сухая иммерсия.
- Кинезитерапия. Включает широкий спектр методик, направленных на формирование правильных двигательных стереотипов: Бобат-терапия, Войта-терапия. Младенцам с задержкой моторного развития полезны занятия на фитболе, грудничковое плавание, курсы массажа с ЛФК, остеопатическая коррекция.
- Коррекционная терапия. Детям с ЗПР и ЗРР рекомендованы занятия с нейропсихологом, коррекционным педагогом, логопедом-дефектологом. Из методов психолого-педагогической коррекции используется сенсорная интеграция, нейрогимнастика, логопедический массаж, мозжечковая стимуляция и др.
Прогноз и профилактика
Дальнейшее моторное развитие ребенка зависит от причин задержки, сроков начала терапии, регулярности реабилитационных курсов. Темповые задержки успешно компенсируются после устранения неблагоприятного фактора. При ЗМР наиболее заметные результаты достигаются при активном лечении с первых месяцев жизни. В случае критического церебрального повреждения или нерегулярной терапии возможны тяжелые двигательные расстройства, инвалидность.
Профилактика задержек моторного развития предполагает антенатальную охрану плода, бережное родоразрешение. Необходимо проведение планового патронажа ребенка 1-го жизни с целью выявления неблагополучия в психомоторном развитии.
1. Основы диагностики и лечения патологии нервной системы у детей первого года жизни. Методические рекомендации. – 2012.
2. Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста// Зыков В.П., Ахмадов Т.З., Нестерова С.И., Сафонов Д.Л.// Лекции для врачей. Спецвыпуск «Болезни нервной системы».
3. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр/ Кустова Т.В., Таранушенко Т.Е., Демьянова И.М.// Медицинский совет. – 2008.
4. Клинико-функциональная характеристика неврологических нарушений у детей первого года жизни с синдромами нарушения и задержки моторного развития/ Шкаренкова Е.И., Самсонова Т.В.// Вестник новых медицинских технологий. – 2009.
Как научить ребенка переворачиваться: упражнения и советы
Рано или поздно каждая мама задается вопросом о том, как научить ребенка переворачиваться. Этот навык – своеобразная веха в развитии карапуза, которая предшествует тому моменту, когда ваше чадо начнет ползать. Совсем скоро за маленьким человечком будет нужен глаз да глаз!
Прочитав наш материал, вы узнаете, в каком возрасте ваше солнышко должно начать переворачиваться, как помочь ему освоить этот навык и что делать, если у крошки это пока не получается.
В каком возрасте ребенок начинает переворачиваться?
Нет однозначного ответа на вопрос, во сколько месяцев переворачивается каждый ребенок. Конечно, есть усредненные цифры, на которые вы можете ориентироваться, чтобы сверить успехи своего ангелочка с нашей таблицей:
Возраст, когда ребенок переворачивается (в месяцах) | Что должен уметь к этому времени | Когда консультироваться с педиатром, если кроха так и не научилась переворачиваться |
от 3х до 5-ти | самостоятельно перевернуться на бок, помогая себе при этом ножками и ручками | 5-6 |
от 4х до 6ти | тот возраст, когда ребенок уже переворачивается со спины на живот | 7-8 |
от 5 до 7ми | сам переворачивается с животика на спинку | 8-9 |
Как научить ребенка переворачиваться со спинки на животик и на бок?
Каждая мама желает для своего малыша только самого лучшего и поэтому вам должно быть интересно узнать, как научить ребенка переворачиваться на бок.
Рекомендуем два простых способа решить эту задачу:
- Первый способ: Положите сына или дочку на твердую поверхность, например, на пеленальный столик. Возьмите малыша за ножку в районе голени, аккуратно согните в колене и слегка потяните за ножку в сторону. Таким образом вы невольно вынудите маленького человечка лечь на бочок.
- Второй способ: Как и в первом случае, ваше чадо нужно уложить на твердую поверхность. А теперь закиньте левую ножку за правую. Проследите, чтобы колено малыша коснулось той поверхности, на которой он лежит. Так как поза достаточно неудобная, крошка постарается сам ее сменить и будет вынужден перевернуться.
После того как кроха научится сам ложиться на бочок, можно переходить к освоению нового навыка и разобраться с тем, как научить ребенка переворачиваться на живот.
В первую очередь у маленького человечка должны быть крепкие ручки, ножки и пресс.
Для этого выполняете следующий комплекс упражнений:
- Скрещиваем и разводим руки в стороны.
- Помогаем сыну или дочке сгибать и разгибать ножки, когда ваше чадо лежит на спине.
- А теперь усложним задачу: согните ножку вашего ангелочка в колене, немного поверните его на бок, и поманите его погремушкой или другой игрушкой, на которую он может среагировать. В идеале, игрушка должна издавать какие-то звуковые сигналы, чтобы дополнительно привлечь внимание маленького человечка.
- Уложите кроху на спину, слегка повернув его на бочок. Из этого положения вам нужно аккуратно потянуть грудничка за руку, при этом придерживая его за пяточки, чтобы помочь завершить движение.
- Еще один способ, как научить ребенка переворачиваться со спины на живот идентичен тому, что мы делали, обучая младенца ложиться на бочок. Вам нужно положить одну ножку на другую, так, чтобы колено коснулось кровати с противоположной стороны. Грудничок не захочет долго оставаться в неудобной позе и попытается её сменить. Только если раньше он просто ложился на бок, то теперь, когда мышцы стали более крепкими, малыш вполне может перевернуться на животик.
После того как младенец без проблем овладел первыми двумя навыками, переходим к тому, как научить ребенка переворачиваться с живота на спину.
Здесь нам на помощь снова приходит яркая и интересная игрушка.
- Вы можете взять любимую игрушку дочки или сына и показать ее младенцу, когда он будет лежать на животике.
- Когда вы увидите, что малыш заинтересовался игрушкой, постепенно уводите ее вправо от вашего грудничка.
- Ребенок должен потянуться правой рукой за игрушкой, а вы в это время должны медленно перенести игрушку через спинку вашего ангелочка по направлению его левого бока.
- Следуя за игрушкой, ребенок сам перевернется на спину.
Что делать, если ребенок не переворачивается?
Самое главное, что вы должны усвоить, – все детки развиваются по своей индивидуальной схеме.
Не стоит бить тревогу и торопить карапуза, если ваша подружка говорит, что ее трехмесячный малыш — сверстник вашего грудничка — уже овладел этим навыкам, а ваш ребенок не переворачивается.
Чтобы понять лучше, как должен развиваться малыш в этом возрасте, рекомендуем вам почитать нашу статью про Режим дня ребенка в 3 месяца.
Чем старше становится малыш, тем больше волнуются его родители.
Однако то, что ребенок в 5 месяцев до сих пор не переворачивается, не всегда является тревожным сигналом.
Чтобы понять, что карапуз отстает в развитии, обратите внимание на следующие косвенные факторы:
- крошка не умеет приподнимать и удерживать голову в вертикальном положении;
- младенец не реагирует на звуки и не ищут причину их возникновения;
- не следит глазами за яркими предметами.
Если же ребенок не переворачивается в 6 месяцев, то это действительно повод показаться к врачу. Обычно в полгода у детей заканчивает формироваться двигательная активность. Поэтому если ваша крошка так и не научилась сама менять положение своего тела, родителям стоит взять малыша и посетить доктора.
- Что еще можно сделать, чтобы помочь вашему младенцу в развитии:
- Чаще выкладывайте ваше солнышко на твердую поверхность — пеленальный столик;
- Занимайтесь двигательной гимнастикой (подходящие упражнения должен подсказать педиатр);
- Ходите на массаж (по назначению вашего доктора, если в этом есть необходимость);
- Делайте те упражнения, который мы описали выше.
И еще парочка рекомендаций, направленных на комфорт:
- Постарайтесь сделать дом безопасным для грудничка: зафиксируйте все те предметы, которые ваш ангелочек может случайно опрокинуть на себя.
- Позаботьтесь о том, чтобы у малыша была удобная одежда для новорожденных, в которых ему будет проще познавать окружающий мир.
Мы в DemiBaby предпочитаем отшивать все вещи для грудничков из натурального комсомольского трикотажа.
- Чувствительной детской коже нужна особая защита. В этом нежном возрасте важно создать такие условия, чтобы маленький человечек не страдал от аллергии, зуда или раздражения. И трикотаж легко справляется с этой задачей: вы можете быть уверенными в том, что ваше чадо чувствует себя отлично.
- Ещё один «плюс» в пользу комфорта: этот материал поддерживает правильный теплообмен. У грудничков еще не налажена терморегуляция, поэтому одежда из такой ткани – лучшее решение для самых маленьких деток. А еще полотно отлично отводит влагу и пропускает воздух. Пусть малыш ползает и переворачивается, сколько ему хочется!
- Работаем с лучшими лекалами, так что обновки отлично садятся по фигуре. Вы можете нарядить свою кроху в ползунки распашонки для новорожденных или надеть на карапуза человечки для новорожденного, – вся эта одежда отлично подходит для того, чтобы маленькому человечку было проще освоить новые для него навыки.
ТМ Деми – это самая практичная и удобная детская одежда, в которой ваше солнышко будет расти здоровым и развиваться так, как это положено для деток его возраста!
Как научить ребёнка переворачиваться?
Переворот со спины на живот груднички начинают осваивать в возрасте 3-4 месяца. В норме самостоятельный переворот должен «состояться» к 4-м месяцам. Но часто наши специалисты приезжая к детям на дом видят «картину» полного отсутствия желания, сил или умения переворачиваться, не только в 4 месяца, но и в 5 и даже в 6 месяцев. Каковы же причины такого «возмутительного бездействия»? Наиболее распространённые причины: мышечная гипотония, гипертонус, либо ребёнок просто не умеет (не понимает), как и что нужно сделать, для того чтобы перевернуться. В любом случае придётся убирать причину, и научить ребёнка переворачиваться. Для освоения переворотов необходима достаточная амплитуда движений, и мышечная сила. Снижение амплитуды движений может быть вызвано гипертонусом мышц (возможно остаточным физиологическим).
Ребенок научился переворачиваться
Массаж и гимнастика ребёнку просто необходимы. Напряжение с мышц снимается расслабляющим массажем и пассивной гимнастикой, в случае гипертонуса у ребёнка. Тонизирующим массажем и активной гимнастикой мы укрепляем гипотоничные (слабые) мышцы, в случае гипотонуса у ребёнка. В числе гимнастических упражнений, для укрепления или расслабления мышц проводятся упражнения и для стимуляции самих переворотов.
Учим ребёнка переворачиваться:
Упражнение № 1. Ребёнок лежит на спине, массажист (мама или папа), взяв правой рукой за левую ножку ребёнка, сгибает её, приводя к животу колено малыша. Далее поворачиваем ребёнка на правый бочок перемещая, левую ножку, которую вы держите в согнутом положении (согнута в коленном и тазобедренном суставах), в правую сторону. Ваш малыш оказывается на правом боку. Далее можно довершить переворот, либо задержав ребёнка на боку покачать вперёд назад, чтобы больше нагрузить боковые группы мышц туловища, с целью их лучшего укрепления. В процессе процедуры массажа детям это упражнение можно повторять 6-7 раз в каждую сторону. Этим упражнением мы тренируем преимущественно ротаторы туловища и мышцы верхнего отдела туловища.
Упражнение № 2. Переворот за ручку. Лучше делать после того, как закрепим упражнение №1. Берём малыша за правую (левую) ручку и подтягиваем в противоположную сторону, стимулируя переворот, но не торопимся помогать ребёнку, необходимо дать ему возможность самому продолжить движение. Можно также задерживать на боку малыша, не давая завершить переворот, раскачивать немного вперёд назад. Малыш должен подтягивать ноги вслед за верхней частью туловища, которую вы поворачиваете, подтягивая его за руку. Этим упражнением укрепляются косые мышцы брюшного пресса (они же ротаторы туловища), а также сгибатели бедра. Это упражнение можно повторять после массажа ребёнку, во время гимнастики 6-7 раз в каждую сторону.
Упражнение № 3. Можно делать также после массажа, во время гимнастики, если малыш уже немного окреп от предшествующих сеансов массажа и гимнастики для детей 3-4-х месяцев, но сам не может перевернуться. Мы просто обхватываем своей рукой малыша за боковую часть туловища и стараемся его подталкивать в противоположную сторону (за руки и ноги не трогаем) , цель научить самостоятельно начать переворот и закончить его. Если ленится, то поворачиваем его на бочок и раскачиваем вперёд назад, но не даём сразу повернуться с бочка на живот, тренируем мышцы. Необходимо добиться, чтобы ребёнок поднял голову от поверхности стола, тогда напрягаются боковые мышцы шеи, а затем и туловища, участвующие в перевороте.
Важно! Когда ребёнок начинает переворот, он сначала поднимает ноги кверху, и подтягивает их к себе, а затем, закидывая их на привычную ему сторону, следует за тяжестью ног и совершает переворот. Значит, ему не должно ничего мешать (гипертонус, гипотонус) поднять ножки от поверхности, на которой он лежит. Для этого и делается предварительно массаж и гимнастика для новорождённых, ведь тонус снимается или повышается сначала массажем с гимнастикой, а после ребенок учится переворачиваться.
Для осуществления переворота также необходимы достаточно крепкие мышцы шеи (сгибатели головы и шеи, и мышцы осуществляющие боковой наклон головы и шеи), которые укрепляются на предыдущих курсах массажа, либо параллельно на этом же курсе.
Читайте также:
Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?
8 Отзывов
Ирина г. Курск
Здравствуйте! Сыну 4,5 месяца, а он до сих пор сам не может переворачивается на живот и обратно. Стоит ли волноваться?
Алексей Матросов
Здравствуйте, Ирина! С живота на спину еще рановато переворачиваться, а со спины на живот уже пора. Просто этому есть причина, не столь важны перевороты, если ребенок в таком возрасте не переворачивается, значит что-то ему мешает, обычно это тонус, или не хватает сил. Было бы не лишним выяснить причину, может он не хочет просто, но это мало вероятно. Сами умения переворачиваться по возрасту свидетельствуют о своевременном развитии, которому ничего не препятствует, к тому же, после того, как ребенок перевернётся, он начинает осваивать новые умения, лежа на животе, через которые ему все равно придётся пройти. Причин для паники нет, но я рекомендовал бы пройти курс массажа с гимнастикой у опытного массажиста, ребенку это поможет.
Юлия
массажист Алексей Матросов
Здравствуйте! Да массаж то классический делается, а вот на что расставлять акценты и какие, это можно сказать осмотрев ребенка и попробовав его в гимнастике, в чем он силён, а в чем слаб. Тут может мешать переворотам и гипертонус и наоборот недостаток сил мышц. Поэтому с этим вопросом лучше идти сразу к массажисту, или на дом вызвать. Сами, без навыков Вы там ничего толком не сделаете. Гимнастику можно пробовать, переворачивайте со спины на живот по 10-15 раз в каждую сторону за одну тренировку, можно делать это 2-3 раза в день.
Наталия Николаевна г. Москва
Здравствуйте. Внучке 28 ноября будет 2 месяца. Начала самостоятельно переворачиваться с живота на спину. Мне кажется, что это не норма.
массажист Алексей Матросов
Наталия Николаевна, здравствуйте! Да, скорее всего это происходит в результате гипертонуса разгибателей головы. Из-за того, что ребенок высоко запрокидывает готову, да еще отталкивается руками, у него плохое равновесие, и вслед за качнувшейся всторону головой он может перевернуться с живота на спину. Нужно проверить тонус шеи у невролога, или опытного детского массажиста, если подтвердится, то массажем его можно убрать. Только надо чтобы специалист работал с ребенком, не сами, т.к. шея очень чувствительна в этом возрасте. И желательно без слез.
Мария г. Москва Беляево
Малышу 6 месяцев делает переворот со спины на живот только правой стороной налево не хочет, приходится его повернуть на бок левой стороны и за ручку потянуть и он тогда переворачивается. Не ползает только вокруг своей оси, и по-пластунски тоже нет,игрушки держит обеими ручками и обеими играет, но смущает почему только на одну сторону переворот
массажист Алексей Матросов