Начинать изучение иностранных языков нужно с 10-летнего возраста

Раннее обучение языку: когда не стоит этим заниматься?

Родителям хочется, чтобы ребенок начал осваивать иностранный язык уже с ранних лет. Есть несколько факторов, указывающих на то, что делать этого не стоит. Рассмотрим, когда и почему ранее обучение языку не сможет пойти на пользу, и, даже навредить.

Этот вопрос обсуждается в российском обществе, начиная с XIX века. Количество сторонников и противников раннего обучения детей иностранному языку делится примерно пополам, каждой семье нужно самостоятельно решать этот вопрос. Главным аргументом противников раннего изучения языков является то обстоятельство, что иностранный язык может оказать отрицательное влияние на развитие и становление родной речи.

Например, К.Д.Ушинский (1820 -1871), великий русский педагог, положивший начало всей нашей научной педагогике и оказавший огромное влияние на духовную жизнь российского общества в целом, был категорически против раннего изучения иностранных языков.

В своей статье «Родное слово» он писал:

«Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак не прежде того, пока будет заметно, что родной язык пустил глубокие корни в духовную природу дитяти…. С иным ребенком можно начать изучение иностранного языка в 7 или 8 лет (никогда ранее), с другим в 10 и 12».

Как мы видим, возможность более раннего, до 7 лет, обучения иностранному языку Ушинский даже не рассматривал. Мало того, Ушинский высказывал крамольную по нынешним взглядам точку зрения о том, что не всех детей вообще стоит учить иностранному языку:

«С детьми, обладающими крайне слабой восприимчивостью, лучше не начинать никогда: иностранный язык только подавит окончательно и без того слабые его способности».

В настоящее время беспокойство Ушинского разделяют многие логопеды.

Учитель-логопед ГБОУ-СОШ №629 дошкольного отделения №3, Анна Савченко :

«Не все дети обладают одинаковыми способностями. В первую очередь, родителям и педагогам необходимо обратить внимание на речевое развитие ребенка,поскольку не у всех детей оно происходит в соответствии с общепринятой нормой. Существует множество нарушений речи, самое частое из которых – это нарушение звукопроизносительной функции речи, которое встречается как самостоятельный дефект или как симптом более сложного речевого дефекта.

Дефекты звукопроизношения могут проявляться по-разному:

• Искаженное произношение звука. Например: вместо звука л слышится звук, близкий к звуку у. «уыба» (рыба) ;
• Отсутствие звука в речи. Например: «ыба» (рыба);
• Замена одного звука другим. Например: «лыба» (рыба).

Если такие проблемы существуют, не нужно усугублять их изучением иностранного языка. Любой язык имеет свои звуковые особенности. Норма произношения в чужом языке может быть дефектом в родном. Например, в английском языке межзубное произношение свистящих звуков является нормой, а в русском языке это является дефектом (межзубный сигматизм). Поэтому обучение ребенка иностранному языку может привести к закреплению неправильного произношения звуков родной речи.

Если ребенок занимается с логопедом, не стоит начинать учить какой-либо иностранный язык. В этом случае, логопед будет заниматься постановкой звука, а преподаватель иностранного языка закреплять другой, дефектный для русского языка звук. Это может привести к еще большим речевым проблемам у ребенка.

Вова П. (5 лет) занимался с логопедом, который ставил ему правильное (грассирующее) произношение звука р. Родители Вовы, которые регулярно ездили в командировки во Францию, решили отдать Вову изучать французский язык. Известно, что во французском языке правильным является горловое произношение звука р. Получилось вот что: логопед учил ребенка произносить звук одним образом, а преподаватель по французскому другим. Это привело к тому, что Вова стал нервничать и не хотел ходить на занятия по французскому. А логопед не мог закрепить правильное произношение звука р, потому что на каждое новое занятие Вова приходил с горловым произношением. В итоге родители были вынуждены отказаться от занятий французским языком.

В дошкольном возрасте развитие ребенка носит стремительный характер (сенситивный период развития). В этом возрасте ребенок особенно восприимчив к получению новых навыков и знаний. Однако нужно учитывать, что память ребенка носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок запоминает иностранные слова механически и быстро забывает их (если он не находится в среде, где говорят на изучаемом языке).

Также нужно учитывать, что слуховое восприятие у детей развито неодинаково. В логопедии существует такое понятие, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Это нарушение произносительной стороны речи вследствие недостатка слухового восприятия. Такое недоразвитие характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, иногда лексико-грамматическими нарушениями.

READ
Болят колени от холода – влияние холода на суставы, причины болей, как от них избавиться

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является препятствием на пути к овладению навыками письма и чтения и может привести к дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения) в школьном возрасте.

Таким детям трудно дается произнесение слов с несколькими согласными буквами подряд и многосложных слов. Они могут пропускать, заменять или переставлять слоги.

Так же при фонетико-фонематическом недоразвитии речи отмечается неустойчивость произвольного внимания, сужение объема памяти, замедленное течение мыслительной деятельности.

Из-за недостатков фонематического слуха ребенок неправильно воспринимает новые для него звуки, т.е. слышит их искаженно. У такого ребенка трудные звуки иностранного языка будут заменятся сходными по звучанию звуками русской фонетической системы, искажаться или вовсе выпадать из слова.

В этом случае можно говорить о том, что ребенок не готов к изучению иностранного языка в связи с недостаточным развитием психических функций (речи, внимания, мышления) и ,самое главное, восприятия. Занятия иностранным языком не дадут должного результата и могут усугубить состояние речи ребенка.

Когда не стоит заниматься языком?

От изучения иностранного языка в раннем возрасте лучше отказаться, если:

– ребенок начал говорить значительно позже, чем его сверстники;
– ребенок неправильно выговаривает некоторые звуки и его речь невнятна;
– речь ребенка смазанная и нечёткая;
– ребенку уже пять лет, но в его речи много лексико-грамматических нарушений, и маленький словарный запас;
– ребенок говорит очень быстро или очень медленно, проглатывая слоги и слова;

Если логопедических проблем у ребенка нет, можно попробовать начать учить его иностранному языку с раннего возраста. В эпоху глобализации, интернета и свободного перемещения людей по планете знание иностранного, преимущественного английского языка приобретает все большее значение. При этом, важно помнить, что развитие родной речи влияет на успешное изучение иностранного языка. Чем лучше, правильнее (с грамматической и артикуляционной точки зрения) и активнее ребенок говорит по-русски, тем лучше он заговорит и на иностранном языке.

Организуя занятия иностранным языком самостоятельно или в специальных группах, нужно понимать, что основной смысл таких занятий не научить ребенка бегло говорить по-английски, а обогатить его интеллектуальное и психоэмоциональное восприятие.

У детей разная память, разные способности к восприятию информации на слух и различные артикуляционные возможности, поэтому начальное обучение языку должно проходить так же, как ребенок усваивал родную речь, то есть, на слух. Ребенок должен слышать названия окружающих его предметов, простые словосочетания, песенки и т.д. Другими словами, ребенок должен привыкнуть к звучанию иноязычной речи.

Не стоит требовать от ребенка повторения иностранных слов, которые он слышит: будет достаточно, если он понимает то, что ему говорят на иностранном языке. Например, дает вам предметы, которые вы у него просите по-английски, правильно показывает на рисунки в английской книжке и понимает команды, которые вы ему даете.

Такое спокойное и ненавязчивое обучение иностранному языку не навредит ребенку. Конечно, нельзя сравнивать 2-3 получасовых занятия в неделю с нахождением в языковой среде 24 часа в сутки, как, например, в случае с родным языком. Поэтому не стоит ждать каких-то значительных видимых результатов. Однако получить некоторые дополнительные дивиденды вы, несомненно, сможете, потому что:

– любые занятия играют положительную роль в развитии ребенка;
– групповые занятия – это социализация, приучение к дисциплине и развитие умения работать в коллективе;
– это мотивация ребенка на дальнейшее изучение языка. На занятиях ему расскажут что это, зачем и как – и все это в приятной игровой форме. Таким образом, с самого раннего возраста он усвоит, что изучение языка – это естественная необходимость каждого человека.
– в дальнейшем, когда ребенок пойдет в школу, ему, возможно, будет гораздо легче заниматься иностранным языком, что тоже немаловажно, учитывая многочисленные проблемы, возникающие у детей в начальной школе. Таким образом, вопрос о том, стоит или не стоит начинать учить ребенка иностранному языку в 3-5 лет нужно решать индивидуально, учитывая все особенности развития, здоровья и характера ребенка.

Когда можно начинать учить английский?

Разбираем с какого возраста учить английский легко и эффективно и находим подходящий метод для изучения языка.

Английский для детей

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок вырос билингвом и с одинаковой легкостью говорил и на русском, и на английском. Желание понятное и разумное — уже сегодня знание английского считается весомым плюсом, а лет через 10-15 это станет обязательным требованием для образованного человека. Международные связи развиваются, а интернет позволяет учиться в зарубежных вузах и работать в иностранных компаниях, не покидая родного города.

READ
Разрыв медиального мениска коленного сустава – частота встречаемости и методы диагностики

Чем раньше человек начинает изучать иностранный язык, тем лучше он им владеет. Но когда нужно начинать учить английский?

Английский для детей

Педагоги и психологи утверждают, что активнее всего дети впитывают знания с 1,5 до 9 лет. Это именно тот возраст, когда у ребенка формируются основные речевые навыки и его мозг лучше всего воспринимает и запоминает звук иностранной речи. Позже структуры мозга, отвечающие за развитие речи, становятся менее гибкими. Именно поэтому взрослым изучение иностранного языка дается намного тяжелее.

Дети способны очень быстро усваивать английский, но при одном условии — этот процесс должен приносить удовольствие. Поэтому обучение в разных возрастных категориях имеет свои особенности.

С рождения до 1,5 лет

Английский с рождения

В этот момент закладывается фундамент — дети слышат и запоминают звуки, которые совсем скоро обретут для них смысл и станут словами. Хороший вариант для знакомства малышей с английским — это колыбельные, стишки, активные игры на английском языке.

От 1,5 до 2 лет

Некоторые лингвистические школы начинают обучать детей с двухлетнего возраста. Это довольно благоприятный период развития ребенка, когда вся мозговая деятельность направляется на изучение языка. Обучение проводится в игровой форме, так как игра — основной способ познания мира для любого ребенка. В этот период можно использовать любые игры, которые нравятся малышу, главное — не принуждать его, иначе английский начнет ассоциироваться с чем-то неприятным.

От 3 до 5 лет

Многие специалисты уверены, что это самый подходящий возраст: речевые навыки уже сложились, а мозг еще достаточно гибок и активен, чтобы с легкостью усваивать все новое. В этот период изучение английского работает и на общее развитие: улучшается память, мышление, восприятие, воображение. Но еще важнее то, что у детей в этом возрасте нет страха перед использованием языка, и если они начнут учить его до 5 лет, то никогда не столкнутся с языковым барьером.

Белла Девяткина в 4 года говорила уже на 7 языках. Посмотрите ее выступление на шоу «Удивительные люди».

От 5 до 10 лет

В этом возрасте не поздно начинать заниматься английским — быстрое и эффективное изучение иностранного языка еще возможно. Но будьте готовы к трудностям. У ребенка в это время уже появляются социальные ожидания и страх ошибки, а это существенно затрудняет обучение. Поэтому самое важное в этот период — организовать обучение так, чтобы у ребенка не было шанса ошибиться, и показать, что язык нужен в первую очередь для общения.

От 10 и старше
Английский с 10 лет

С каждым годом тяга к познанию мира у детей снижается, а мнение окружающих становится все более важным. Подростки и взрослые, даже зная иностранный язык, боятся говорить на нем. Они пытаются соблюдать правила грамматики и думают, что говорить нужно на уровне носителя —- или не говорить вовсе. Прежде чем сказать что-то, они мысленно проговаривают слово или фразу. Это мешает быстро преодолеть языковой барьер.

Обучение детей английскому с самого раннего возраста не только возможно, но и желательно. Оно помогает развить речевые навыки речи, мышление и память. Поэтому так важно заложить базу, которая поможет изучать язык в более старшем возрасте. Но, главное, научит ребенка относиться к английскому (да и любому другому иностранному языку) не как к крепости, которую нужно брать с боем, а полезному инструменту для общения.

Правда ли, что иностранный язык лучше всего учить в детстве?

Иероглифы

Расхожее мнение о том, что иностранный язык детям дается намного легче, чем взрослым, кажется вполне убедительным. Но это не совсем так. Более того: изучающие языки во взрослом возрасте имеют много преимуществ.

. В двуязычном англо-испанском детском саду на севере Лондона утро, как всегда, начинается шумно.

Родители помогают детям освободиться от велосипедных шлемов и снять куртки. Воспитатели обнимают детей и весело приветствуют их: “Buenos dias!”

На игровой площадке девочка просит, чтобы ей завязали coleta (по-испански “хвостик”), а затем бросает мяч подружке и уже по-английски кричит: “Лови!”

“В этом возрасте дети не изучают язык – они его впитывают”, – говорит директор сада Кармен Рамперсад. То, с какой легкостью маленькие полиглоты подхватывают чужой язык, – лучшая иллюстрация ее слов.

READ
Гигрома стопы – лечение традиционным и хирургическим методами, симптомы и диагностика

Для многих здесь испанский – третий или даже четвертый иностранный. Их родные языки – хорватский, иврит, корейский, голландский.

Если вспомнить, какие трудности обычно приходится преодолевать взрослым на уроках иностранного языка, легко предположить, что уж если начинать, то как можно раньше.

Однако исследования показывают, что наши отношения с языками в течение жизни не так однозначны, и есть немало плюсов в том, чтобы начать изучать новый язык в зрелом возрасте.

А вообще свои преимущества в освоении иностранного существуют в любом возрасте. Малыши лучше воспринимают чужие слова на слух и различают особенности новых звуков. Дети дошкольного возраста с поразительной скоростью схватывают верное произношение и правильную интонацию.

Но взрослые способны лучше концентрироваться на задании и имеют важные навыки для расширения словарного запаса (это касается, кстати, и нашего родного языка).

Жизненный опыт (события, усвоенные методы обучения – и даже любовь и дружба) предоставляет нам множество преимуществ по сравнению с детьми.

Все это влияет на то, на скольких языках мы говорим и как хорошо мы их освоили.

Автор фото, Getty Images

Малыши более чутко воспринимают особенности звуков и быстро овладевают правильным произношением

“Не все способности, необходимые для усвоения языка, ухудшаются с возрастом”, – подчеркивает изучающая развитие детской речи Антонелла Сорейс, профессор Эдинбургского университета, глава Центра по вопросам двуязычия.

В качестве примера она приводит осознанное обучение – усвоение языка на уроках с преподавателем, который объясняет правила.

“Маленькие дети практически не воспринимают осознанное обучение, потому что не могут сконцентрировать внимание, контролировать мыслительные процессы. Их память функционирует иначе”, – объясняет профессор Сорейс.

“А взрослым такой способ обучения дается легче, и с возрастом подобные навыки только улучшаются”, – добавляет она.

Во время одного из исследований израильские ученые предложили участникам изучить искусственно созданное грамматическое правило языка и применять его для новых слов.

Ученые сравнивали три отдельные группы: 8-летних, 12-летних и взрослую молодежь. Взрослые участники эксперимента справились с задачей лучше, чем две детские группы. А 12-летние показали более высокий результат, чем самые младшие.

Это вполне согласуется с результатами долгосрочного исследования, в котором приняли участие почти 2000 двуязычных учащихся с родными каталонским и испанским языками, изучающих английский.

Те, кто начинали изучать английский позже, усваивали его быстрее, чем ученики младшего возраста.

Автор фото, Getty Images

В изучении языков юноши и девушки имеют целый ряд преимуществ перед детьми

Израильские исследователи пришли к выводу, что старшие участники эксперимента могли воспользоваться навыками, которые мы приобретаем с возрастом – более продвинутыми стратегиями решения проблем и более широким лингвистическим опытом.

Иными словами, взрослые студенты, как правило, уже достаточно много знают о себе и о мире и используют эти знания для обработки новой информации.

Дети, наоборот, лучше усваивают язык неосознанно, слушая носителей и подражая им. Но такой способ обучения возможен только в том случае, если ребенок проводит много времени с носителями нового для себя языка.

В 2016 году Центр по вопросам двуязычия в Эдинбурге подготовил доклад для правительства Шотландии об уроках китайского языка в начальной школе. Исследователи выяснили, что у пятилетних учеников один час языка в неделю не приносил никаких результатов.

Однако дополнительные полчаса и присутствие носителя языка существенно изменили ситуацию. Дети смогли усвоить элементы китайского, которые обычно трудно даются взрослым – например, тоны.

Кому легче?

Мы все начинаем усваивать язык как стихийные языковеды.

В младенческом возрасте мы способны различать около 600 согласных и 200 гласных, которые есть во всех языках мира. Но уже в течение первого года жизни наш мозг начинает специализироваться, настраиваясь на звуки, которые мы слышим чаще всего.

Малыши лепечут уже на родном языке. Даже новорожденные с первых же своих произнесенных звуков имитируют тот язык, который слышали, находясь в утробе матери.

Такая специализация означает, что мы постепенно избавляемся от ненужных нам навыков.

Так, японские малыши легко различают звуки “л” и “р”, а вот взрослым японцам это гораздо сложнее.

Автор фото, Getty Images

Даже новорожденные имитируют звуки того языка, который слышали, находясь в утробе матери

Несомненно, первые годы – решающие для освоения родного языка, отмечает профессор Сорейс. Исследования заброшенных или изолированных от общества детей показали, что если человеческая речь не усвоена на раннем этапе, наверстать позже очень сложно.

READ
Суставная боль народный рецепт лечения отвар лавровый лист

Но вот неожиданный факт: это правило не касается иностранного языка.

“Важно понять, что в каждом возрасте – очень разные условия”, – объясняет Даниела Тренкич, психолингвист Йоркского университета. Жизнь ребенка кардинально отличается от жизни взрослых.

И когда мы сравниваем речевые навыки детей и взрослых, по мнению Тренкич, “мы сравниваем несравнимое”.

Автор фото, Getty Images

Когда семья переезжает в другую страну, дети овладевают новым языком быстрее – возможно, потому, что им это более необходимо?

Она приводит пример: что бывает, когда семья переезжает за границу? Как правило, дети усваивают новый язык гораздо быстрее, чем их родители.

Может быть, так происходит потому, что они постоянно слышат его в школе, тогда как их родителям не приходится так много общаться на работе.

Кроме того, дети испытывают более сильную потребность освоить язык, который играет решающую роль для их выживания в социуме – он необходим для дружбы, принятия ребенка коллективом, для приспособления к новым обстоятельствам.

В то время как родители чаще имеют возможность общаться с людьми, говорящими на их языке, например, с соотечественниками-иммигрантами.

“По моему мнению, создание эмоциональной связи очень важно для изучения языка”, – говорит Тренкич.

Взрослые тоже могут создавать такие эмоциональные связи, и это не обязательно должна быть любовь или дружба с носителем языка.

Исследование, проведенное в 2013 году среди взрослых британцев, изучавших итальянский на начальном уровне, показало, что наилучшие результаты были у тех, кому удалось установить дружеские отношения с другими студентами и преподавателем.

Автор фото, Getty Images

Студенты изучают язык более настойчиво, если в ходе обучения у них складываются дружеские отношения с одногруппниками или преподавателем

“Если вы найдете единомышленников, вы будете изучать язык с большим удовольствием, а следовательно, более настойчиво”, – объясняет Тренкич.

“И в этом состоит основное условие. На изучение языка уходят годы, и без социальной мотивации преодолеть этот путь непросто”, – подчеркивает она.

В начале этого года ученые Массачусетского технологического института провели онлайн-тестирование почти 670 тысяч человек.

Они выяснили, что для овладения английской грамматикой на уровне носителя языка приступать к ее изучению нужно не позже 10 лет.

Потом эта способность начинает постепенно ослабевать. Впрочем, исследование также показало, что свои речевые навыки мы совершенствуем в течение всей жизни, даже в родном языке.

Например, мы полностью усваиваем грамматику родного языка примерно к 30 годам. Другое исследование показало, что даже в своем родном языке мы усваиваем новые слова почти ежедневно – вплоть до среднего возраста.

По мнению Тренкич, владение грамматикой на уровне носителя языка – очень специфический навык и для большинства людей он не так уж важен.

Автор фото, Getty Images

Огромное преимущество владения иностранным языком – это возможность общаться с большим количеством людей

“Люди часто спрашивают: а какие преимущества мне даст знание иностранного языка? Буду ли я зарабатывать больше? Стану ли умнее? Или, может быть, здоровее?”

“Но на самом деле огромное преимущество владения иностранным языком – это возможность общаться с большим количеством людей”, – говорит Тренкич.

Тренкич – сербка по происхождению. Она начала свободно говорить по-английски, когда ей было больше 20 лет – после того, как переехала в Великобританию.

Хотя тест Массачусетского технологического института классифицировал ее как носителя английского языка, она до сих пор допускает грамматические ошибки, когда волнуется или устала.

“Несмотря на это, английский предоставляет мне удивительные возможности. Я могу наслаждаться выдающимися литературными произведениями, я могу писать связные содержательные тексты, пригодные для публикации”, – говорит Тренкич.

Автор фото, Getty Images

Для многих из тех, кто изучает иностранный язык, знание его грамматики на уровне носителя не так уж необходимо

Директор лондонского двуязычного детского сада, где песенку “С днем ​​рождения” поют на испанском, а на полках с книгами можно найти “Груффало” на иврите, тоже начала изучать иностранный язык в позднем возрасте.

Кармен Рамперсад выросла в Румынии и заговорила по-английски только в 20, когда поехала за границу. Ее дети освоили испанский в детском саду.

Но, пожалуй, самый авантюрный лингвист в их семье – ее муж, выходец из Тринидада: он выучил румынский с помощью членов семьи Кармен, которые живут недалеко от границы с Молдовой.

“Его румынский безупречен, – говорит Рамперсад, – и он говорит на нем с молдавским акцентом! Это ужасно смешно”.

READ
Онемение лица при шейном остеохондрозе – этиологические факторы, терапия

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Лучший возраст для начала дополнительных занятий по английскому

Современные родители часто задаются вопросом, когда начинать изучение иностранного языка с ребенком. Некоторые уверены, что малыш чуть ли не с первых дней должен слышать и запоминать не только родной язык, но и английскую речь. Другие предпочитают отложить начало изучение до похода в школу, когда у ребенка сформируется интерес у изучению.

Что касается дополнительных занятий, здесь также мнения расходятся. По мнению многих родителей, отправлять ребенка на курсы английского следует сразу, как малыш пошел в первый класс. Некоторые педагоги уверены, что на начальном этапе достаточно знакомства с языком в рамках школьной программы, а дополнительные занятия необходимы подросткам старше 12 лет.

Этот вопрос в каждой семье решается индивидуально. Если малыш проживает заграницей или в семье принято говорить на двух языках, то начинать обучение, и идти на курсы английского языка, придется с ранних лет. Здесь одинаково важно знание иностранного языка и родного языка. В остальных ситуациях решение остается за родителями.

Когда ребенок наиболее восприимчив к иностранным языкам

По мнению психологов, оптимальный возраст чтобы начинать учить английский язык – от трех до пяти лет. В этот период ребенок проявляет максимальный интерес ко всему окружающему, стремиться общаться, изучать нечто новое.

В то же время, психологи советуют не отдавать чадо на курсы английского языка до того, как ребенку исполнится три года. Это может отрицательно отразиться на освоении родного языка. Ребенок дошкольного возраста концентрирует внимание на короткий промежуток времени – около семи минут. Поэтому способы подачи информации должны постоянно чередоваться. Если малыш переутомиться, он перестанет воспринимать стишки, игры и песни, как веселую забаву. Начнет формироваться отторжение материала на фоне усталости, которое в дальнейшем может вызвать устойчивую антипатию к учебному процессу в целом.

Лучше всего начинать дополнительное изучение английского языка в подростковом возрасте. Основы ребенку расскажут в начальных классах. К двенадцати годам он уже имеет представление об основных принципах предмета. Курсы помогут начать более глубокое изучение английского, освоить разговорную речь. В 12 лет ребенок может заниматься наравне со взрослыми людьми. В ряде школ ученики старше двенадцати лет распределяются по группам не на возрастном принципе, а в соответствии с уровнем знаний.

Стоит ли начинать изучать английский язык в раннем возрасте: плюсы и минусы

Для многих родителей важно начать обучать ребенка английскому практически с первых дней жизни. Естественно, в таком возрасте школы не принимают учеников, да и репетитора найти будет достаточно сложно. Знакомство малыша с английским полностью ложиться на плечи родителей. Лучшим способом считается напевание колыбельных на английском языке. Преимущества изучения иностранного языка с первых дней жизни:

Возможность одновременного изучения родного и иностранного языка;

Развитие способности к интуитивному восприятию английского;

Нацеленность памяти и внимания младенца на информацию, полученную от мамы и папы;

Повышенный уровень восприимчивости.

Важно понимать, что отсутствие нужного уровня знания языка у родителей может отрицательно сказаться на обучении малыша. Эксперты утверждают, что раннее изучение иностранного языка отрицательно сказывается на восприятии родной речи. Ребенок психологически не готов различать языки, это осложняет процесс общего развития.

Некоторые курсы английского языка готовы взять ребенка в возрасте от полутора до двух лет, но уроки проходят под присмотром родителя. Детские педагоги тщательно анализируют психологию малыша, выбирая оптимальные способы подачи информации на английском языке. Это могут быть развивающие игры, настольные картинки, мультики и многое другое. Некоторые учителя уверены, этот возраст оптимальный, чтобы начинать учить английский язык. Мозговая деятельность ребенка полностью концентрируется на английском языке.

Большое значение имеет выбор школы и преподавателя. Неправильно организованные уроки, негативное впечатление об учителе или самой школе может навсегда привить ребенку нежелание учиться языкам.

Дети в возрасте от трех до пяти лет часто достигают больших успехов в изучении английского. В этом возрасте уроки способствуют развитию усидчивости, воображения, мелкой моторики. Ребенок учится концентрировать внимание на английском языке, он уже владеет большим запасом знаний об окружающем мире. Уровень развития у пятилетнего и трехлетнего ребенка колоссально отличается, но есть и общие особенности психологии малышей:

READ
Остеопороз кистей рук – симптомы и лечение патологии, основные причины развития, методы диагностики

Ученики еще не посещают школу, но уже открыты для новой информации;

Изучение иностранного языка требует определенной мотивации, стимула;

Малыши стремятся соответствовать взрослым, подражают им, уделяют учебе определенное время, чтобы быть такими же занятыми, как родители, не владея при этом большим запасом знаний об окружающем мире;

Применение ролевых игр на английском языке в процессе обучения позволяет заинтересовать детей в таком возрасте.

Как трехлетние, так и пятилетние дети прекрасно воспринимают информацию, при этом они уже знают родной язык на определенном уровне. Просыпается первичное понимание конкуренции в изучении английского. На групповых занятиях малыш стремиться выделиться, быть лучше других учеников. Он уже обладает большим запасом знаний об окружающем мире. Для изучения английского языка, в таком возрасте идеально подходят игры, квесты. Процесс раннего развития ребенка могут привести к негативным последствиям:

При отсутствии стимула в изучении английского, малыш вряд ли будет заинтересован в выполнении заданий;

Есть вероятность отторжения информации, провоцирующего дальнейшее нежелание учиться и воспринимать иностранные языки;

Трехлетний возраст считается одним из типов переходного периода, когда психика малыша достаточно хрупкая. Наличие дополнительной нагрузки может отрицательно сказаться на развитии ребенка;

Дети часто привыкают реагировать на информацию исключительно в игровой форме. После возникают сложности в изучении английского в условиях школьных уроков, где нет игр и викторин.

Интерес к изучению языка часто просыпается у детей пяти-семи лет. Ребенок владеет хорошим запасом слов на родном языке, большим запасом знаний об окружающем мире, готовиться пойти в первый класс. Оптимальный вариант обучения – групповые занятия, курсы английского языка. Малышам интересно общаться между собой, им есть о чем поговорить на английском языке. В таком возрасте ребенок владеет большим запасом знаний об окружающем мире. Преимущества изучения иностранного языка с 5 до 7 лет:

Осмысленность в процессе обучения;

Хорошее владение родным языком;

Наличие навыков самореализации в изучении английского;

Память увеличивается в объемах.

Дополнительная нагрузка накладывается на стресс от перехода из садика в первый класс, что может негативно отразиться на психике малыша. Поэтому начинать курсы английского языка для детей лучше за полгода до начала занятий в школе или раньше. Каждые родители самостоятельно определяют возраст ребенка, когда начать учить английский язык.

Эффективные курсы английского языка для детей

Для того чтобы ребенок быстрее заговорил на английском языке, необходимо тщательно ознакомиться, как будут проводиться курсы английского языка. Интерес к изучению формируется комплексно, на базе отношения к преподавателю, доступности материала и желания ребенка. Малыш в сознательном возрасте должен сам захотеть учить английский, задача родителей его заинтересовать. Как проводятся курсы английского языка для детей:

Прослушивание детской музыки на английском языке;

Изучение иностранного языка на базе ролевых игр;

Просмотр мультфильмов на английском языке;

Сравнение родного языка и иностранного языка;

Применение картинок, рисунков в изучении английского;

Построение плана урока на основе сценария.

Интерес к изучению иностранного языка формируется постепенно. Важно, чтобы преподаватель вызвал у ребенка желание начинать учить английский. Подросткам проще привить интерес к обучению, они уже обладают большим запасом знаний об окружающем мире. Для малышей изучение иностранного языка – это своеобразная игра.

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Когда начинать изучение иностранных языков с ребенком?

Сегодня стало модным с раннего детства заниматься развитием ребенка, в том числе, обучать его иностранным языкам. Это позволяет малышу гармонично и всесторонне развиваться, расширяет его кругозор и открывает перед ним довольно широкие перспективы. Но, педагоги и психологи выявили не только плюсы, но и минусы при раннем изучении языков. Наблюдения показали, что в семьях, где родители разговаривают на двух языках, тормозится развитие навыков речи у ребенка, дети намного позже начинают разговаривать и возникают иногда дефекты и сложности в речи. Так стоит ли изучать языки с малолетства, что сделать, чтобы ребенок хорошо усваивал иностранные языки и использовал свои навыки?

Что иностранный язык может дать ребенку?
Мы знаем, что ребенку многое может дать изучение языка, который отличается от родного, это концентрирует внимание и развивает память, помогает нестандартно мыслить, формирует характер и повышает эрудицию. Владение иностранным языком поможет в учебе и работе в будущем. Когда ребенок изучает иностранный язык, то начинает работать левое полушарие, которое в себе закладывает основы синтаксиса и грамматики языка, его фонетику. Но когда изучение языка начинается в детском возрасте, то задействуются и правые отделы мозга, а именно, за счет него развивается навык произношения иностранных слов, их разные значения, которые зависят от способа их использования и интонации при произношении. Правое полушарие помогает образному восприятию языка, при развитии правого полушария ребенок развивается более гармонично.

READ
Деформирующий спондилез шейного отдела позвоночника – причины появления, симптомы и лечение

Какой язык изучать?
Конечно, многие люди не задумываются и начинают изучать с детьми английский язык, считая его практически международным и универсальным для общения языком. Но, чтобы ребенок гармонично развивался, выбор языка должен основываться не на распространенности его, а на темпераменте и склонностях ребенка. Хотите, чтобы из вашего ребенка выросла неординарная личность с двумя хорошо развитыми полушариями мозга, тогда предпочтение лучше всего отдать японскому языку. Он в изучении самый сложный, так как запоминание иероглифов базируется на образах, но правое полушарие наиболее активно задействуется при его изучении. Если у вас музыкально одаренный ребенок, то, чтобы развивать его музыкальный слух, вам необходимо изучать китайский язык. В нем одно слово, в зависимости от тона, имеет совершенно разные значения, у китайцев много тонов произношения, поэтому музыкальные центры правого полушария хорошо стимулируются, что помогает развивать музыкальность и слух.

Для очень открытого и общительного ребенка лучше всего учить мягкие языки, французский или испанский. Если ваш малыш практически и логически мыслит, все делает строго по порядку, то ему подойдет больше других строгий немецкий язык. А для мечтательного фантазера, который любит читать и рисовать, самым подходящим будет английский язык.

Срок начала обучения
Вопрос об изучении языков не стоит вообще, если носители иностранного языка есть в семье, необходимо начинать разговаривать на обоих языках с ребенком. Дети совершенно органично будут общаться сразу на двух языках, переключаясь на автомате с одного языка на другой, общаясь с родителями.
Если вы сами неважно говорите на иностранном языке, который хотите выбрать для вашего ребенка, или не сильны вообще, а носителей языка нет в доме, то надо определить сроки начала обучения. Логопеды, психологи и педагоги имеют разные мнения в этом вопросе, многие считают, что язык начинать учить надо не ранее пятилетнего возраста, когда ребенок уже совершенно владеет своим собственным языком. Другие говорят о трехлетнем возрасте, когда мозг у ребенка еще пластичен и воспринимает занятия как само собой разумеющееся. Многие вообще приветствуют раннее развитие, поэтому рекомендуют до трех лет начинать развитие, пока речевые навыки родного языка находятся в зачатке. В любом случае решение принимают родители, но мнение профессионалов сходятся в одном, когда у ребенка возникают логопедические трудности или проблемы с родной речью, то не следует изучать иностранный язык до полной корректировки проблем, так как он может усугубить речевые проблемы.

А если потом?
В более позднем возрасте иностранный язык достаточно нелегко изучать. Обучение языку после восьми лет проходит по взрослому типу, информация откладывается в левое полушарие. Из-за этого, обучение займет больше времени, сложности будут с произношением и акцентом, освоить язык в совершенстве будет сложнее. Но, все равно, мозг ребенка и его мышление более пластичны до десяти лет, дети могут усваивать одновременно два-три языка. Если вы хотите вырастить полиглота, который спокойно будет себя чувствовать в любой языковой среде, то необходимо с раннего детства начать обучение, а если достаточно иметь базовые знания языка, с которыми можно объясняться за границей, то можно начать заниматься с ребенком иностранным языком в шесть-восемь лет в школе или кружке.

Методики занятий
Изучение другого языка не отличается ничем от изучения родного, чтобы научить ребенка говорить на иностранном языке, необходимо постоянно на нем общаться с ребенком, а это достигается только, если вы носитель языка. Родители, которые не владеют в совершенстве иностранным языком, могут изучать с ребенком только звуки и буквы, простые слова. Кроме того, основой изучения языка являются многократные повторения слов. Если выбирать другие способы изучения, то нужно изучить их достоинства и недостатки.

На языковых курсах дети в игровой форме осваивают основы языка, но занятия эти проводятся нечасто и недолго, а стоят недешево. Если ребенок пропускает занятия по болезни, то он отстает и забывает навыки, так как в группе много детей, индивидуальности нет. Немного лучше посещать языковой детский сад, где есть иностранные педагоги, но таких садов очень мало, они дорогие, а педагогические навыки персонала трудно оценить. Хороши помогают в изучении языка занятия с репетитором, но если он имеет опыт и профессионал, умеет хорошо ладить с детьми, в противном случае, можно больше навредить. По примеру этого, можно взять няню-гувернантку, которая является носителем языка.

READ
Киста на позвоночнике – причины возникновения и лечение, методы диагностики

Преимуществом в самостоятельных занятиях станет применение различных обучающих программ и пособий в привычной обстановке, но перед началом необходимо проконсультироваться с опытными педагогами, чтобы подобрать необходимую методику. Если речевые навыки неправильно развить, то потом будет сложно переучивать.

Раннее изучение иностранного языка: опыт, проблемы, перспективы

Достаточно вспомнить, какого труда стоит изучение иностранного языка для нас, и с какой легкостью ребенок усваивает тот или иной иностранный язык, чтобы увидеть, что в этом отношении ранний возраст как бы создан для изучения языков.

Современный мир диктует свои правила и ставит перед нами определенные задачи. Сегодня мы должны многое успевать, чтобы не выпасть из ритма жизни. И чем раньше мы начинаем действовать, тем больше у нас шансов на успех.

Наши дети также вовлечены в течение жизни. С первых дней их окружает огромный поток информации. Сейчас стали популярны разнообразные методики развития детей с самого рождения. Ко времени поступления в школу у ребенка, как правило, накапливается внушительный запас знаний. Практически все дети к 7 годам уже умеют читать и считать в пределах 10. Сегодня это норма. В связи с этим возникает вопрос: следует ли начинать учить детей английскому языку в дошкольном детстве?

На этот счет существует много мнений, как среди родителей, так и среди педагогов. Кто-то считает, что иностранный язык только перегружает детей. Кому-то кажется, что он благотворно влияет на развитие ребенка и даже на успешное изучение родного языка.

Обратимся к теории. Как в отечественной (Л. С. Выготский, С. И. Рубинштен, так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, ДЖ. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково: Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот – с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что “существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом. ” (Пенфильд В., Робертс Л. Речь и онмозговые механизмы. – Л. : Медицина, 1964. – С. 217.)

Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 – 10 лет, до 3 – бессмысленно, после 10 – бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому “кодировать” свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям. (Обучение иностранному языку дошкольников/ обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990. С. 38 – 42.).

Мой педагогический стаж – 10 лет. Мне нравиться моя работа, я очень люблю детей. Радость от общения с детьми, когда есть взаимопонимание, когда есть “отдача”, и видишь результаты своего труда в ответах детей, в их творчестве, нельзя сравнить ни с чем. Я думаю, что умение педагога сопереживать: делить вместе с детьми их радости и горести – одно из важных условий успешного общения и обучения. Где есть взаимопонимание – там есть сотворчество, сотрудничество, есть положительный результат.

READ
Норма гемоглобина у женщин после 40 лет. ТОП 10 советов и рецептов. Почему повышается или понижается гемоглобин[Сердце и сосуды]

В своей педагогической деятельности мне довелось работать с детьми разного возраста. Я впервые знакомила с английским языком и пятилетних детей, и девятилеток, и учеников 5 класса. Из опыта своей работы я сделала вывод: чем раньше ребенок начинает изучать иностранный язык, тем выше его потенциал. Дети 5-ти лет с легкостью выучивают рифмовки и песенки, шестилетки гораздо быстрее запоминают алфавит.

В ходе раннего обучения в дошкольном детстве знакомство с английским языком происходит в форме игры. Занятия не продолжительны по времени. Дети не успевают устать, зато получают удовольствие от узнавания новых слов или стишков.

Начиная заниматься иностранным языком, ребенок испытывает огромное желание заговорить с первых минут на втором языке. Необходимо сохранить сильную мотивацию к изучению языка, приблизить перспективу «говорения» и поддержать его первоначальное стремление немедленно вступить в процесс коммуникации.

Когда я прихожу в группу для проведения занятия по английскому языку и прошу, чтобы ко мне подошли «англичане», нужно видеть этих важных персон. А сколько гордости в их глазах, когда они говорят товарищам или родителям, что означает то или иное вновь изученное слово.

В школе, в независимости от возраста, английский язык – это урок, один из многих. Это необходимость выполнять задания, делать домашнюю работу. А в дошкольном детстве – это волшебная игра с «превращением» лисы в – a fox, стола в – a table, и даже мамы в – а mother. Какие ребята счастливые, если выучили новую песенку или зарядку.

В 5-7-милетнем возрасте у детей есть не только физиологические данные к обучению иностранным языкам, но и эмоциональные предпосылки. И что немаловажно, полученные знания не исчезают бесследно. Об этом говорят и родители и педагоги. Даже не смотря на то, что в 1 классе у детей,как правило, нет языковой практики, они сохраняют в памяти изученное. Конечно, не в полном объеме. Но остается заложенный базис информации и положительных эмоций. А это уже хороший старт для планомерного изучения языка по школьной программе.

Конечно же, ждать, что ребенок начнет разговаривать на английском изучив курс раннего обучения бессмысленно. Обучение английскому языку в раннем возрасте при грамотном подходе должно быть направлено прежде всего на общее развитие ребенка, на развитие его познавательных умений и навыков. Основной смысл занятий заключается в том, чтобы привить ребенку «чувство языка». У пяти-шестилетнего ребенка происходит лишь знакомство с языком. Он узнает, что можно разговаривать не только так, как он привык. Что есть другой язык, что названия одних и тех же предметов могут звучать по- разному на разных языках. Дети учатся понимать обращенные к ним фразы, выполнять задания. Не стоит ждать от ребенка слишком многого. Иностранный язык способствует расширению кругозора, развитию памяти, воображения. В раннем возрасте закладываются азы, которые разовьются при систематических занятиях в школе. Кроме того, существует «норма молчания» – три-четыре месяца, тем более дома, где нет «языковой среды».

В дошкольном детстве в любой деятельности ребенок руководствуется практической ценностью. Он делает только то, что ему интересно и важно. Следует опираться на эмоционально – ценностный мотив, который побуждает ребенка мыслить и запоминать. Затем навыки переходят в практическую плоскость, детская психика требует применения знаний на практике. Но ежедневной практики общения на английском языке нет. Это затрудняет процесс обучения. И вот здесь необходима помощь родителей. Для поддержания полученных знаний, необходимо постоянно пользоваться языком. Можно покупать мультики и фильмы без перевода, слушать сказки, пытаться вместе с ребенком переводить текст простеньких песенок.

Зачем же все-таки необходимо это ранее обучение?

«Существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий», – пишут авторы книги «Речь и механизмы мозга» В. Пенфилд и Р. Робертс.

Весь секрет в том, что когда ребенок изучает язык в дошкольном детстве и при условии того, что ребенок не будет прекращать изучать язык, у него не будет проблемы “психологического барьера”, которой страдают все взрослые обучающиеся языку. Язык для ребенка становиться привычкой и он воспринимает его, не мешая с родным языком, и не боится говорить, не боится совершить ошибку! Это главный аспект. А далее, конечно же, это то, что дети воспринимают все образами, они интуитивно понимают даже иностранную речь, что способствует развитию языковой интуиции. Также необходимо отметить, что изучая иностранный язык, дети слушают диски, с речью носителей языка, слушают речь преподавателя, не носителя, речь друг друга, дети развивают фонематический слух, и тут же закладывается способность распознавания и сравнения языка, дети в будущем будут лучше понимать людей с разными акцентами, речевыми дефектами и т. д. Такая способность дается детям уже после 7 лет.

READ
Болезнь Бехтерева – как лечить это наследственное заболевание?

«Лучше всего начинать изучать иностранный язык с 3 – 6 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, а к новому языку он относится сознательно, – рекомендует журнал «Иностранные языки в школе». – Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке».

Следующий пункт в пользу обучения языку – это тот факт, что любой иностранный – это тот предмет, который развивает у детей логику и мышление, память и умение прогнозировать. Это хороший общеразвивающий курс!

И, в конце концов, интересные уроки закладывают привычку учиться, умение учиться, умение работать с языком. И любой иностранный язык станет для ребенка не обязательной рутиной, которую хочется избежать, а интересным хобби и приятно-полезной привычкой.

По каким же критериям можно понять, что ребенок готов к усвоению иностранного языка? Он должен понимать обращенную к нему речь, грамотно строить предложения, иметь хороший словарный запас, правильно произносить звуки, использовать в разговоре большинство частей речи.

Обучаться другому языку можно тем детям, которые хорошо говорят, которые могут составлять предложения из 5 слов, а также у них должно быть развито слуховое восприятие, то есть чувство ритма. Изучение иностранного языка у детей дошкольного возраста проходит именно на слух. Ребенок должен понимать язык.

Специалистами доказано, что до пяти лет дети обладают лингвистической гениальностью. Они способны запоминать 20-30 новых слов в день, что дает 7-10 тысяч слов в год. В родном языке, мы применяем меньше. Так давайте же будем использовать возможности наших детей для их развития и совершенствования во всех сферах жизни. В том числе и для раннего обучения английскому языку.

Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы развития в современном мире Маркова Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Приморского района Санкт-Петербурга Преемственность дошкольного и начального общего образования.

Изучение родного языка в дошкольном возрасте Введение Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Конспект НОД «Волшебный мир калмыцкого танца» к декаде калмыцкого языка, посвящённой международному Дню родного языка ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАЛМЫЦКОГО ТАНЦА (открытое занятие в рамках декады калмыцкого языка, посвящённой международному дню родного языка) Цель: Обобщить.

Консультация для родителей по теме: «Влияние изучения иностранного языка на детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме: «ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Ильясова Элиза Гадживагабовна,.

Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Михайлова Наталия Ивановна. Аннотация. В данной статье рассматривается.

Проект для учащихся 2–9 классов «Неделя иностранного языка» 1. Пояснительная записка Наряду с подачей предметных знаний большое значение имеет внеклассная работа и по английскому языку. Хорошо организованная.

Раннее выявление и коррекция речи у детей Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей Подготовила Багинская А. И. учитель-логопед 13.05.2017 г. «Раннее выявление.

Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.

Результаты, проблемы и перспективы введения ФГОС дошкольного образования Москвичева О. В., заведующий МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области» Результаты, проблемы и перспективы введения.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы. Перед современным.

Ссылка на основную публикацию