Что надо знать и уметь ребенку перед школой

Подготовка к школе: что должен знать и уметь ребенок перед 1 классом

Каждый родитель дошкольника задумывается над тем, готов ли ребенок к школе, что он должен знать и уметь. Эти опасения вполне оправданы, ведь не хочется краснеть перед учителем после собеседования за несоответствующую подготовительную роботу с собственным ребенком.

На данный момент именно путем собеседования «тестируют» дошкольников, определяют их готовность к обучению. Такие требования объяснить довольно просто, ведь в некоторые школы с углубленным изучением предметов хотят поступить достаточно большое количество детей, а количество мест для первоклассников ограничено.

Таким образом, осуществляется «естественный» отбор, выбирают только тех дошкольников, кто обладает соответственным багажом знаний.

Стоит также учитывать тот фактор, что формирование первых классов производится по критериям развития детей. К примеру, сперва набирают «сильный» класс, а далее набираются классы немного послабее.

К детям с высоким уровнем подготовки требования намного выше, но стоит взять во внимание, что такие ученики намного мотивированнее. Но порой успех в обучении не всегда будет зависеть от того в каком классе учится ребенок, также особое значение имеет среда, в которой он оказался.

Требования в школе к будущему первокласснику

Процесс собеседования во всех школах отличается, поэтому и выдвигаемые требования к ребенку разные. Но некоторые формальные требования являются схожими.

Память

Каждый дошкольник обязательно должен знать собственную фамилию, имя, дату рождения, возраст, имена и отчества родителей, их род деятельности, название страны проживания, а также ее столицы.

Знание наизусть нескольких стишков будет очень кстати. Ребенок должен уметь быстро запоминать выложенные перед ним картинки, озвучивать изображения на них по памяти.

Такой вид тестирования памяти проводится следующим образом: выкладывается на стол 10 картинок, дается на запоминание 30 сек. После этого картинки переворачивают, перед дошкольником ставится задача запомнить хотя бы половину из них.

учиться читать

Познание окружающего мира

Ребенок должен знать, а также уметь называть по порядку времена года, 7 дней недели, время суток, животные как домашние, так и дикие, не лишним будет показать знания об самых распространенных растениях и деревьях. Довольно часто на собеседовании могут задавать вопросы о названии детенышей разнообразных животных.

Навыки обобщения

Проверка такого навыка проводится довольно просто. Дошкольнику дается задача сгруппировать предметы по какому-либо признаку. К примеру, отдельно выложить картинки птиц, а отдельно диких животных. Также ребенок должен уметь различать живое от неживого, отличать предметы по их роду.

делать апликацию

Знание фонетики

Перед школой каждый ребенок должен знать звуки. Также необходимо уметь без труда находить слова, в которых есть какой-то звук. Перед первым классом дошкольнику необходимо уметь различать звуки по звонкости и мягкости, глухости и твердости.

Речевые навыки

Каждому будущему школьнику желательно уметь правильно задавать вопрос, а также давать исчерпывающий ответ. На собеседовании будет высоко оценено умение пересказывать небольшие по объему рассказы с передачей основного смысла прочитанного.

Возможно, перед дошкольником поставят задачу составить небольшой рассказ по представленной картинке, он должен быстро, связно формировать предложения, поэтому без тренировки с родителями никак не обойтись.

Математические знания

Четкий и лаконичный счет до 100, выполнение простых математических операций сложения, а также вычитания чисел до 10 – основные познания дошкольника в математике. Перед школой ребенку нужно уметь сравнивать цифру с количеством предметов. Знать название геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник обязательно.

Умение читать и писать

Конечно же, это является основных вопросом большинства родителей, ведь уже на протяжении первых месяцев обучения дети будут учиться быстро произносить слоги, а потом составлять из них слова, предложения.

заниматься на в воздухе

Если малыш перед школой может читать по слогам и уже хорошо пишет читать – это считается хорошим уровнем подготовки. Официально в школах перед дошкольником не выдвигаются требования уметь читать, но этот вопрос обязательно зададут во время собеседования.

Роль родителей в том, насколько быстро ребенок будет знать буквы, а потом складывать из них слоги и слова достаточно велика, ведь именно дома создается мотивация и желания обучаться новому.

Каждый родитель должен выработать собственную тактику в обучении дошкольника, учитывать его интересы и скорость запоминания. Если сразу не получается выучить весь алфавит, значит не пришло еще на это время.

Можно попробовать вернутся к этому через несколько дней. Совместное чтение, проведение развивающих игр помогут малышу развить мышление и внимание, подготовить его к «серьезным» занятиям. Главное, чтобы все было в удовольствие, только тогда дошкольник захочет читать самостоятельно, появится желание учиться.

К школе готов! Что действительно должен знать и уметь будущий первоклассник?

Год перед школой — беспокойная пора для всей семьи будущего школьника. Первый класс — это не только новая ступень образования, это новая веха в жизни — неудивительно, что почти все заботливые и любящие родители, записав ребенка в школу, ненадолго теряют голову.

Вокруг процедуры записи ходят мрачные легенды. Якобы, если ребенок не нарисовал от руки идеальную вертикальную прямую, его не берут в школу; что нужно назвать не менее десяти видов хвойных деревьев, назубок знать гимн Российской Федерации…

Дорогие родители будущих первоклассников! Давайте еще раз обговорим, что действительно должны знать родители об интеллектуальной готовности ребенка к школе, и что должен знать ребенок, чтобы уверенно учиться в первом классе.

Вступительный экзамен или просто знакомство?

Прием детей в первый класс регламентируется Письмом Министерства образования и науки о правилах приема в общеобразовательные учреждения от 28.06.2012. Обратимся к этому документу, чтобы ответить на три главных вопроса о приеме:

Чтобы поступить в школу, нужно пройти тест?

Цитируем Письмо Минобрнауки: «Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора)». Исключение составляют только «государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта». Таким образом, если ваш ребенок не прошел собеседования или не сумел на нем блеснуть, это не должно никоим образом влиять на его поступление в школу.

READ
Правила этикета за столом для детей и подростков: 4 главных рекомендации детского психолога

Часто в школах проводятся собеседования будущих первоклассников (теперь мы знаем, что они имеют статус только собеседований, а не вступительных тестов). Вопросы на собеседованиях — едины для всех? Кто их составляет?

Снова цитируем: «В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России… определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно». Таким образом, единого перечня вопросов нет, однако есть наиболее типичные вопросы, которые вероятнее всего зададут вашему будущему первокласснику почти в каждой российской школе.

Могут ли ребенку отказать в приеме в первый класс, если он не смог ответить на вопросы?

«Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6 Порядка)». Проще говоря, даже если ваш ребенок на собеседовании был не на высоте, это не может быть основанием для отказа. Максимум, с чем вы можете столкнуться — это беседа со школьным психологом, который порекомендует вам рассмотреть вариант «подождать еще год». Но это не более чем рекомендация.

Русский язык. 1 класс. Учебник
Учебник предваряет систематическое изучение курса русского языка и предназначен для работы с первоклассниками в послебукварный период. Основные задачи учебника: стимулировать познавательную активность детей; развивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся; обеспечивать начальный уровень грамотного безошибочного письма.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Знания – и не только

Итак, будущий первоклассник по факту никому ничего не должен. Однако, существует ряд объективных критериев готовности ребенка к школе, и каждому родителю полезно обратить на них внимание. Отметим: это не требования, а скорее система сигналов, которые подскажут вам, что вашему ребенку действительно пора в школу, что ему там будет в достаточной мере комфортно и т.д.

Виноградова

В книге «Все о младшем школьнике» под редакцией Натальи Федоровны Виноградовой выделены три уровня готовности ребенка к школе — физический, личностный и интеллектуальный.

Физическая готовность

Что такое знания без крепкого здоровья? Чтобы успешно учиться, ребенок должен быть вынослив, а все системы его организма — в достаточной мере развиты, чтобы выдерживать школьную нагрузку без потерь для роста, развития, физического и психического самочувствия. Подчас успех ребенка в большей мере может зависеть от состояния его здоровья, чем от уровня его интеллектуального развития.

Что может помешать? Хронические заболевания, слабый иммунитет, склонность к быстрой утомляемости, особенности физического и психического развития.

Соблюдайте режим дня. Следите за тем, чтобы ребенок высыпался, много гулял, правильно питался, не испытывал больших эмоциональных потрясений. Лучше всего, чтобы первого сентября ребенок пришел в школу бодрым, набегавшимся и хорошо отдохнувшим.

Еще раз проверьте здоровье. Перед школой необходимо проконсультироваться с врачами-специалистами, в первую очередь офтальмологом, неврологом, отоларингологом. Если ребенок склонен часто болеть, можно обратиться к врачу-иммунологу.

Будьте внимательны к индивидуальным особенностям здоровья ребенка. Если есть риск перегрузки, при выборе школьной программы сделайте выбор в пользу комфорта, а не заманчиво высоких результатов.

Личностная готовность

С одной стороны, это внутреннее желание ходить в школу, наличие учебной мотивации, с другой — умение общаться со сверстниками и учителями, способность принять свой новый статус школьника и усвоить новые правила поведения.

Что может помешать? Развитие личностной готовности детей к школе в основном зависит от взрослых. Если родители всегда поддерживали природное любопытство ребенка, общались с ним, уделяли ему достаточно внимания — проблем будет значительно меньше.

Создайте круг общения. Чтобы научиться играть со сверстниками, нужно с ними регулярно встречаться. Если ваш ребенок не ходит в детский сад, пусть он общается с другими детьми во дворах и на площадках, на кружках и секциях – но главное, чтобы хотя бы на короткое время ребенок оказывался в детском коллективе. Еще лучше, если общение со сверстниками не будет напрямую регламентироваться педагогом или воспитателем.

Разговаривайте с ребенком. Внимательно относитесь к его вопросам, не оставляйте их без ответа. Интересуйтесь мнением ребенка.

О том, как правильно разговаривать с ребенком о школе, можно почитать здесь (ссылка на статью о психологической готовности).

Нет, это не только и не столько объем знаний, который ребенку удалось наработать за первые шесть-семь лет жизни. В первую очередь, это уровень развития восприятия, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций. Большую роль играют навыки самоорганизации, умение действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания. Наконец, интеллектуальная готовность ребенка определяется и уровнем его кругозора.

Развивайте ребенка правильно. Это ни в коем случае не значит, что вам нужно с трех лет засесть за учебники, зубрить детские энциклопедии или учить иностранные языки. Не перегружайте ребенка лишними знаниями, лучше помогите ему построить позитивные ассоциации между интеллектуальной деятельностью и общим комфортом: когда ребенок с родителями, ему хорошо, уютно, спокойно, в это же время ему предлагают подумать, решить логическую задачку, просто поговорить о чем-нибудь интересном.

Играйте. Игровая деятельность – ведущий род деятельности дошкольника, и именно в игре формируются все дальнейшие навыки, необходимые для интеллектуального развития.

Тщательно выбирайте пособия, по которым занимаетесь с ребенком. Обращайте внимание на соответствие пособий Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): с ними вы можете быть уверены, что даете ребенку только нужные знания и навыки, не перенапрягаете его.

Математика. 1 класс. Учебник.
Учебник предназначен для обучения математике учащихся в первом полугодии 1 класса. Он обеспечивает плавную адаптацию детей к обучению, способствует формированию универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу, находить и объяснять способ решения, составлять модель сюжетной математической ситуации.

READ
Ожирение: степени, типы, лечение ожирения, диеты при ожирении

Что неплохо бы знать первокласснику?

Опыт показывает, что если личностная и интеллектуальная готовность ребенка на должном уровне, то и определенный багаж знаний у него наработан.

Как мы писали ранее, в настоящее время школам запрещено законом проводить вступительные испытания в первый класс. Тем не менее, вас, вероятно, пригласят на небольшое собеседование, чтобы узнать общий уровень развития вашего ребенка. Вот примерный перечень знаний, которые скорее всего будут проверять у вашего ребенка. Заметим: ребенок никому ничего не должен. Он может ответить и не ответить на вопросы, на его поступление в первый класс это никоим образом не может повлиять.

Базовые знания о себе. Имя, отчество и фамилия, свой возраст и дата рождения, домашний адрес, кое-что о городе (населенном пункте), в котором он живет, главное о своей стране (название, флаг, герб).

Семья. Имена и фамилии родителей, их профессии.

Времена года. Последовательность, названия месяцев, основные приметы каждого времени года – что происходит в природе, чем заняты люди и животные.

Животные. Домашние животные и их детеныши, дикие животные средней полосы России, жарких стран, севера. Хищники, травоядные и всеядные животные. Основные приметы, внешний вид, детеныши. Птицы: зимующие и перелетные, домашние и дикие.

Транспорт. Наземный, водный, воздушный.

Одежда. Основные предметы одежды, виды обуви, головных уборов, одежда мужская и женская.

Растения. Деревья — хвойные и лиственные; ребенок должен различать овощи, фрукты, ягоды.

Русские сказки. Знать и рассказывать основные сюжеты.

Геометрия. Нужно различать плоскостные фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Правая, левая сторона, верх, низ и т.д.

Восприятие. Внимательно прослушать и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить связный рассказ по картинке или ряду картинок.

Родной язык. Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

Владеть карандашом. Без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать схематично, обводить по контуру, аккуратно закрашивать, не выходя за контуры.

Счет. Хорошо, если ребенок умеет считать до 20 и обратно, выполнять простейшие счетные операции в пределах 20, знать состав чисел 2, 3, 4, 5. Если он этого не умеет — ничего страшного.

В учебник вошли разнообразные по жанрам произведения народного творчества, писателей-классиков и современных писателей о Родине, о детях и для детей, о животных и родной природе. Содержание учебника позволяет вести дифференцированное обучение первоклассников с учётом их готовности и индивидуальных возможностей. Особое внимание уделяется формированию основных видов речевой деятельности (слушанию, чтению и говорению), читательских умений, обогащению словаря и читательского опыта детей.

Готовимся к школе: руководство для родителей

О том, как правильно заниматься с ребенком накануне поступления в первый класс, рассказывает Наталья Федоровна Виноградова, заведующая Центром начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук, проф., член-корреспондент РАО:

Прежде всего, будет хорошо, если родители, намечая план подготовки своего сына или дочери к школе, всякий раз будут задавать себе вопросы:

Это точно необходимо моему ребенку? Без этого его в школу не примут? Без этого он не сможет учиться?

Что это даст ему для успешности учения и интереса к учебному процессу?

А он захочет этим заниматься? Ему это точно по силам?

Если хотя бы на один из этих вопросов ответ отрицательный — подумайте хорошенько, нужны ли вам эти занятия. Если ответ на первый вопрос отрицательный – они вам почти точно не нужны.

Чтобы настроить ваш родительский радар, предлагаю рассмотреть некоторые формы занятий и выбрать, в каком из них больше пользы. Сравните, что лучше:

Каждый день проводить уроки обучения чтению, заставлять (или уговаривать) ребенка «складывать буквы в слова» (любимое задание родителей!);

Играть с ребенком в разнообразные игры со звуками: послушаем звуки, произнесем звуки, сравним звуки, «определим звуки, которые тянутся», «определим последовательность звуков и обозначим их разными пуговками (фишками).

Поверьте профессионалу: методика обучения, когда все начинается с букв и заканчивается ими, приводит к ужасному побуквенному чтению, когда ребенок никак не может прочитать слово слитно. Он, конечно, научится этому, но с серьезной временной задержкой, отставанием в понимании смысла текста и с последующим (это психологами доказано) неграмотным письмом.

Примем как аксиому: буквы — знаки звуков, и прежде чем, ребенок запомнит буквы (это не так уж сложно), он должен научиться ориентироваться в звуковой стороне слова, хорошо знать, когда, в каких случаях нужно ставить ту или иную букву. Такая методика гарантирует умение ребенка мгновенно анализировать слово при чтении и письме. У ребенка формируется правильное чтение, становится грамотное письмо. Самое главное: дети играют со звуками с увлечением, с удовольствием, всегда готовы снова и снова выполнять «звуковые» задания.

Еще один пример!

Можно купить прописи, которыми пользуются в первом классе, и регулярно заставлять дошкольника писать элементы букв и сами буквы. Правда, это скучно и неинтересно, но зато (так считают взрослые) рука будет готовиться к овладению письмом.

Предложить ребенку научиться пришивать пуговицы, штопать несложные дырки, вязать, заниматься рисованием и аппликацией.

Идея о том, что прописи в раннем возрасте ставят руку — это миф! Гораздо полезнее действия из варианта 2. Подготовка руки к письму в этих действиях «прячется»: не скучные элементы рисуем, а к паровозу дым, или полет пчелы от цветка к цветку, или дорисовываем колеса у машин, которые художник забыл нарисовать. И т.д, и т.п. А вместе грустного и очень трудного соединения элементов букв, будем работать крючком, вырезать и наклеивать детали аппликации.

И наконец, давайте помнить еще один закон обучения: голова обучающегося должна быть не только хорошо наполнена, но и хорошо устроена. То есть, все, что знает ребенок, он должен понимать, а не просто формально запоминать. И еще: чем меньше «готовых» знаний получит дошкольник, чем больше сам их «откроет», тем выше будет уровень его интеллекта.

READ
При высмаркивании закладывает ухо: что делать, каковы причины

Для занятий с ребенком лучше всего выбирать утренние часы: это оптимальное время для интеллектуальных нагрузок.

Пусть занятия длятся не более 20 минут, а время занятий используется максимально полезно: меньше монотонных занятий, больше развивающих упражнений. Если вы не уверены, что сможете сами выстроить систему подготовки ребенка к школе, советуем вам следовать курсу проверенного учебного пособия.

После каждого занятия рекомендуется как следует подвигаться: можно побегать, поиграть в подвижные игры, просто сделать зарядку.

* С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Что нужно знать ребёнку к 1 классу?

Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.

Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).

Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.

Общее развитие

Семья и место жительства

назвать своё полное имя (ФИО), имена родителей, бабушки и дедушки

свой домашний адрес (от номера квартиры и этажа до названия города) и телефон

родная страна и хотя бы несколько других стран мира

Природа

названия самых распространённых растений, животных, насекомых

различать зверей, птиц и рыб, называть отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)

отличать диких животных от домашних и приводить примеры тех и других

называть обителей морей

отличать деревья от кустарников

отличать фрукты, ягоды, овощи, приводить примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду)

приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах и на деревьях

приводить примеры овощей, которые растут в земле, на грядке, висят на ветках

привести примеры овощей и фруктов разных цветов

назвать основные лесные деревья, кусты, ягоды и грибы

рассказать, зачем нужны домашние животные (животные фермы)

знать названия детёнышей животных и называть их именно так (а не называть щенка собакой): жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, щенок, поросёнок, медвежонок, волчонок, лисёнок, бельчонок, цыплёнок, утёнок, и прочие

Набор от Safari из 11 фигурок детёнышей диких животных, которые помогут ребёнку запомнить названия животных: зебры, панды, бегемота, шимпанзе, носорога, аллигатора, гориллы, слона, тигра, белого медведя и жирафа.

назвать самые распространённые комнатные растения, которые есть дома, в детском саду (желательно знать хотя бы часть данных растений: фикус, кактус, фиалка, герань, щучий хвост (сансевьерия), алоэ, хлорофитум, фуксия, традесканция, каланхоэ, бегония, антуриум, юкка)

знать некоторые камни и минералы (обратите внимание на энциклопедии Росмэн)

желательно знать названия хотя бы некоторых планет, понимать, что Солнце — не планета, а звезда, а Луна — спутник Земли)

Вещи, формы, технологии

виды транспорта: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами)

какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг (не путать круг и шар)

различать и приводить примеры: мебель, посуда, одежда, обувь

знать, что есть в школе (класс, парта, портфель, школьный звонок, столовая, сменная обувь и прочее)

знать, что нужно для школы (тетради, учебники, пенал с ручками и карандашами, школьная форма)

очень важно, чтобы ребёнок смог ответить на вопрос, зачем он идет в школу, что ему может здесь понравиться (учителя, новые знания, друзья, школьный автобус, писать на школьной доске, интересные учебники. )

Человек и общество

различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.

дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.

основные правила дорожного движения и дорожные знаки (светофор, пешеходный переход)

называть фамилии известных писателей и поэтов

называть основные праздники

уметь рассказать о своих увлечениях

понимать, что такое деньги, различать рубль и копейку

Календарь и природные явления

знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год

ориентироваться во времени, знать времена суток

знать, сколько дней в месяце (около 30), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели

знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)

когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью

Интеллектуальное развитие

Оно включает как общее развитие (логика), так и навыки счёта, письма, чтения.

Общее развитие

уметь решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки (их примеры вы найдёте в любом справочнике для дошкольников)

находить лишний предмет в группе (по цвету, форме, смыслу)

добавлять в группу недостающие предметы

говорить, чем похожи или отличаются предметы

группировать предметы по определённому признаку и называть его (размер, цвет, форма, живое-неживое, и прочее)

восстанавливать последовательность событий по картинкам (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности, составлять рассказ по картинке/картинкам

находить отличия на картинках (найди 5, 10, 15 отличий)

точно копировать простой узор

READ
Что лучше для сердца и нервов — Корвалол или Валокордин, Валосердин?

описывать картинку по памяти

запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его

писать графические диктанты в тетради в клеточку (одна клетка вверх, три клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)

рассказать наизусть стихотворение (выучите заранее!)

пересказать сказку, услышанный короткий рассказ

уметь пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации, здесь очень помогут пособия Kumon

уметь считать от 1 до 10 и обратно

восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа (по порядку, через один, и т. п.)

считать в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов на один, на два

понимать понятия “больше, меньше, поровну”

знать простые геометрические фигуры

уметь составлять аппликации из геометрических фигур

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте

решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)

уметь поделить на две/три/четыре равные части (10 карандашей подели поровну, и т. п.)

Чтение

отличать буквы от звуков

отличать гласные от согласных

знать, сколько букв в алфавите

находить нужную букву в начале, середине и конце слова

подбирать слова на заданную букву

делить слово на слоги, проговаривая вслух

читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное

Письмо

правильно держать ручку и карандаш

проводить прямые, волнистые, ломаные линии

обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги

уметь рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам

уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка

рисовать геометрические фигуры

аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры

Я знаю, что не учителя и даже не школа виновата, вся система такая, учителя нам на собраниях сами жалуются, а сделать не могут ничего. Это ужасно.

Мы все можем улучшить систему образования, надо стараться ее совершенствовать.

Я считаю что данный список знаний к первому классу сильно увеличен вы что сума посходили там от жира нечего делать и решили что ребенок должен знать почти всё, а во 2 классе что пойдут дроби да синусы, косинусы вот брет как вы себе представляете семью не с 1 ребенком а с 2-мя или 3-мя особенно если у них разница в возрасте одному 6 лет другому 2 года а третий полтора что делать таким семьям, а учителя у нас так для красоты чтоб ребенок с ними время терял так давайте уж сразу до 17 лет дома учится а в школу пришел сдал экзамен и ушел,личо мой ребенок не знает минералы и всю подомную ересь за то она сома выучила таблицу умножения от 1 до 3 наизусть знает цифры до 150, умеет читать и писать , тот человек кто этот список создал сам подобного не знал или его дрессировали так как был один ребенок, не список а дрессировка очень огорчает куда катится образование.

Смотря чего в итоге хочешь. Если не собираться в вуз и думать о колледже после 9го класса то непонятно зачем так готовиться к 1 классу. Если нужен престижный вуз, то все это нужно и даже больше.

Брату 5 лет. Посмотрела список. Почти всё он знает. Но перебор конечно в требованиях есть. Сама при поступлении в 1ый класс мало отсюда знала. Сейчас учусь в одной из самых лучших школ Москвы. Знания в первом классе не надо сильно учитывать.

Это очень простые требования к поступлению в школу. В советской школе, действительно учили детей писать и считать с нуля, но в детских садах была такая подготовка к школе, что дети очень легко и просто усваивали программу, и ни о каких репетиторах даже речи не было.

А чем тогда будут заниматься учетеля по переменам,пока первоклашки таблицу Менделеева повторять будут.

Не понимаю паники! Минералов достаточно и нескольких – посмотрели по сторонам, о – ГРАНИТ -посмотри, какие узоры. Речной камешек – галька – гладкий. И все. не о какой специальной дресуре речь и не идет! Это все могут родители деткам рассказать пока гуляют. А письмо – проще простого. Книжечку купили, разукрашку – детки рисуют. Просто контролировать надо, подсказывать и направлять ребенка. Не так уж и тяжело, квадратики в тетрадке нарисовать, что бы ребенок перерисовал или в игру настольную с ним поиграть.

Требования, конечно, высокие, но так потом до 11 класса и будет. Дети и родители всегда будут «должны», а учителя не очень. Поэтому своих я забрала на домашнее обучение. «Социализацию» кружками прекрасно восполняем. Главное, чтоб дети здоровы были. Забавно, что те, кто тут больше всех возмущался требованиям, с такими ошибками пишут, которых я уже давно не видела (гы-гы. ). Так что, может, и не зря требуют-то.

Всем здравствуйте, сколько идёт урок 40мин. Преподаватель 1 а сколько детей от 35 и до 40.Вот вы сами подумайте .

С ребёнком нужно заниматься. А современные родители почти все в комп. Этот список знаний можно дать при желании родителей играючи. Уделяйте внимание своим детям,а не смартфонам.

Многое из списка выше дети проходят в детском саду, начиная со средней группы, но этого маловато, нужно параллельно с воспитателями заниматься дитё дома,так же проговаривать, закреплять пройденные темы занятий в садике, рисовать, лепить, писать прописи, учиться читать букварь (Жуковой хорошо помогает научиться читать) иначе будет отставать в первом классе.

Список нереальный. Как будто ребенок должен отучиться дома 3 класса. Я считаю, что если ребенок умеет считать и читать, этого достаточно. Дети еще растут и развиваются, игра – их основной вид деятельности, заниматься надо, но зачем так перегружать?

Если родители с самого рождения занимаются своим ребёнком, для них всё это не является неожиданностью. То что высказывают родители по поводу того,что они учат детей по программе 3 класса, чушь. Это значит что родители не имеют никакого представления о том что проходят по программе их дети в школе. Ведь так удобно обвинить другого человека в отставании их ребенка.А помочь своему ребенку почему – то мало кому хочется. Их единицы.

READ
Профилактика молочницы : как избежать, чем лечить?

Ну и списочек. А учителя за что зарплату то получают? Если весь этот список ребенок ДОЛЖЕН знать еще до школы. Ну элементарные вещи я согласна(ФИО. животных. ну и так по мелочи), но весь список это явно перебор! Не хотят учителя работать, не хотят!,зарплату и презенты получать хотят, а учить детей не хотят! Все на родителей скинули! А родители работаю сутками,а потом еще домашнее задание сделать надо. Кошмар.

У меня ребёнок еще в школу не поступил,а уже ее ненавидит ‍♀️ Заниматься начали в 5 лет,сначала сами,с охотой,потом в подготовишку пошли и как отрезало.

Если это для родителей запредельный список, мне не по себе. Вполне стандартные знания, которые ребенок (в норме) в форме игры может получить от родителей, почерпнуть из мультиков и т.д. Спасибо за список, вижу где знаний достаточно, а где желательно подтянуть.

Все так красиво и правильно говорят,да с ребёнком надо и нужно заниматься,но есть такие родители что то и дело находятся на работе а времени нет,и что в этом случае делать?!по это раньше и училе всему в школе,потому что семьи работали!

Ходим на подготовку,занятия три раза в неделю ,задают писать по 3-4 листа-это перебор

Требования указаны адекватные. Подготовка снижает уровень стресса у ребенка и родителей в первое полугодие обучения в школе. Не забывайте, что количество часов в неделю на математику, русский, чтение уменьшилось. Время урока уменьшилось. Количество правил осталось прежним. Готовить или нет ребенка к школе зависит от семьи. Если цель на обучение? Некоторым достаточно “пусть будет здоровеньким”.

Всем здравствуйте.Уважаемые родители, с ребёнком нужно заниматься.Требования указаны адекватные.Если родители с самого рождения занимаются своим ребёнком, для них всё это не является неожиданностью. Подготовка снижает уровень стресса у ребенка и родителей в первое полугодие обучения в школе, должна быть забота о здоровье детей Не забывайте, что количество часов в неделю на математику, русский, чтение уменьшилось. Время урока уменьшилось. Нужно параллельно с учителем заниматься детьми дома,так же проговаривать, закреплять пройденные темы занятий в школе, рисовать, лепить,вырезать, писать прописи, учиться читать. Просто контролировать надо, подсказывать и направлять ребенка,иначе будет отставать в первом классе. Родители не имеют никакого представления о том, что проходят по программе их дети в школе. Ведь так удобно обвинить другого человека в отставании их ребенка.А помочь своему ребенку, почему – то мало кому хочется, их действительно единицы.Дальнейшее обучение детей зависит от первого класса, как родители приучат своего ребенка.

Совершенно согласна! Сейчас бывает приводят в группу развития детей совсем не подготовленных, они даже раскрашивать не умеют, и начинается, “а какие успехи”, “а когда научится тому-то. “. Почему-то не приходит в голову, что этим всем дома можно заниматься было уже не год и не два. Печально.

Нормальные требования для ребенка, с которым всегда играли и занимались, а не кинули его на кого-то другого, чтобы потом было на кого пенять.

есть коменты адекватные не очень и дебильные мой комент относится к 3 наверное.

Что должен знать и уметь ребенок перед школой

Время стремительно меняется, меняются школьные программы, постоянно усложняясь и ставя перед «кандидатами» на получение образования в 1 классе всё более высокие требования.

Однако мозг человека, его развитие, формирование и физиология остаются неизменными на протяжении многих сотен и тысяч лет. Перепрыгнуть через возрастные особенности без ущерба для полноценного развития ребенка невозможно. Поэтому разумным является поиск и обнаружение компромисса между запросами школы и возможностями конкретного ребенка.

Помнить нужно главное – как бы ни был подготовлен ребенок школа будет обязана его принять и учить. Все требования носят рекомендательный характер и среднее образование, к счастью, остается в стране обязательным. Однако умеренно, без перегибов и нажима на ребенка поработать в направлении подготовки к школе всё же надо.

Особенности наступления школьного возраста

Готовность ребенка к школе

Как раз перед тем как пойти в школу, начиная с семи лет и до десятилетнего возраста сознание ребенка сталкивается с огромным для себя открытием. В семь лет ребенок открывает у себя наличие чувств. Может показаться странным, но именно это подтверждают многочисленные научные исследования.

Само-собой чувства он испытывал всегда, но понимания того, что он испытывал их приходит к ребенку только в семь лет. Этот возраст связан с тем, что ребенок начинает осознавать и проговаривать: «я расстроен», «я обрадовался», «я разочарован» и прочие подобные ощущения. Ребенок теперь осознает, что всё эти чувства рождаются внутри него и происходит та самая рефлексия. Пока это ещё поверхностно, но всё же это первый опыт посмотреть «внутрь себя».

Один из важных моментов этого возраста, – взрослому желательно научить ребенка квалифицировать свои чувства правильно. Если не помочь ребенку с этим в последствии у него возможны пограничные нарушения психики. Довольно подробно эту тему раскрывает психолог Евгения Стрелецкая .

Абсолютно не случайно, как раз в этом возрасте ребенок по-настоящему начинает осознавать наличие вокруг своей личности «других людей», так как именно их наличие и взаимодействие с ними вызывают отклик в виде этих чувств. Кто-то вызывает симпатию и расположение, кто-то его раздражает, а кого-то он просто боится. Естественно о наличии людей вокруг себя ребенок знал, но он оценивал их как дополнение к своему миру, а в начальной школе он поймет их полную самостоятельность, и необходимость считаться с этим.

Вступая в возраст семи лет и приходя в школу, ребенок переходит в другой мир. Если прежде у него были только одни судьи и чаще всего это были его родители, то теперь он столкнется с учителями. Учителя начнут его оценивать, и их оценки будут влиять на отношение к нему со стороны его родителей. Осознание этого – неожиданность для психики ребенка. Вторым моментом для него станет сближение со сверстниками. Здесь его ждет не только дружба и первые чувства любви, но и несправедливость, порой жестокость, конфликты.

READ
Папиллома в горле, на гландах: лечение, техника удаления, нарост на миндалине у ребенка

Принятие всех этих людей, которые составляют тот самый социум, подчиниться его правилам, не теряя собственного «Я», – это главная установка на подготовку ребенка к школе в психологическом плане.

Требования к знаниям о себе и окружающем мире

Общее понимание вопросов, связанных с повседневной жизнью человека является естественным требованием для ребенка, который начинает покидать пределы своего узкого семейного круга и вступает в социум. Поэтому, при нормальном отношении к ребенку, со стороны близких ему взрослых людей эти знания он усвоит легко.

Вот, что должен знать ребенок перед школой:

Имя, отчество, фамилию, дату своего рождения и возраст, а также Ф.И.О. родителей и близких родственников, возраст родителей и род их деятельности.

Свой домашний адрес, название города (села) в котором живет, столицу государства.

Времена года, месяцы, их количество и последовательность, дни недели и части суток. Уметь описать явления, связанные с временами года и назвать месяцы по отношению к временам года.

Основные цвета и геометрические фигуры.

Основные профессии людей и с чем они связаны.

Животных, птиц, насекомых и их отличия, – хищные и травоядные, домашние и дикие, и т.п.

Растения и их отличия. – кусты, деревья, трава, цветы, дикие-культурные, ягодные-плодовые, садовые-огородные, их название и прочие.

Как ориентироваться в пространстве, – «право-лево», «верх-низ», «впереди-сзади» и т.д.

Самостоятельно одеваться, раздеваться и складывать вещи аккуратно.

Все это надо не упускать из вида при воспитании ребенка. Рассказывая и показывая при случае ему все и расспрашивая о том, что он усвоил. Имеющиеся пробелы вовремя восполнять.

Требования к знаниям связанными с обучением

Как научить ребенка быстро считать в уме

Следует ещё раз акцентировать внимание взрослых на том, что эти требования носят рекомендательный характер и призваны облегчить обучение самому ребенку. Однако задача не стоит в том, чтобы облегчить работу условной Марь Ивановны, которая будет обучать ребенка в начальных классах. Не следует «натягивать сову на глобус» в угоду чьим-то педагогическим запросам на «готового гения» в первом классе. Девиз, – «Делай что должно и будь что будет!», вполне актуален, в этом случае.

Восприятие будущего школьного образования у ребенка не должно ассоциироваться с многолетним каторжным трудом, посвящённым получению знаний путем «выноса ему мозга». В вопросе подготовки к учебным дисциплинам лучше быть лояльней и терпимей к ребенку, чем к запросам постоянно меняющейся школьной программы.

Теперь о самих требованиях.

Рисование и рукоделие:

карандашами, фломастерами, красками с помощью кисточек;

заштриховка рисунков без нарушения их контура;

аккуратное раскрашивание сложных рисунков;

умение регулировать силу нажатия на кисточку или карандаш и изменять направление движения кисти руки в зависимости от форм изображения;

копирование в точности узора;

собирание картинок из пазлов самостоятельно;

умение собирать модели из конструктора по образцу;

навыки вырезания ножницами из бумаги сложных фигур изображенных на листе;

аппликации в произвольной форме и по заданным образцам.

Внимание и память:

умение концентрироваться на выполнении задания в течении 30-40 минут не отвлекаясь;

нахождение отличий между предметами или рисунками, 6 – 8 элементов;

умение удерживать в поле зрения одновременно 8-10 предметов;

умение запоминать 8-10 картинок или предметов, показанных на определенный интервал времени;

запоминание на слух 8-10 слов.

Логика и мышление:

определять и пояснять несоответствия, найденные на картинках;

уметь найти отличие между явлением и предметом и объяснить его;

логически вычислять среди заданного набора предметов лишний и обосновать свой выбор;

уметь определять последовательность происходящих событий и пересказать текст исходя из его логической последовательности;

сочинять короткие истории из нескольких предложений, произвольно и по предложенному изображению;

уметь рассказать о своих увлечениях и любимых занятиях.

Перечисленные навыки предельно понятны и в дополнительных пояснениях не нуждаются. Далее пойдет разговор о возможных нюансах предварительной подготовки к школе.

Нюансы и особенности некоторых дисциплин, рекомендуемых к освоению дошкольнику

Ребенка избили в школе: что делать

Если все, что было перечислено, вполне доступно родителям к самостоятельной реализации. Либо может быть проверено ими, если ребенок получает эти знания где-то в развивающей студии или детском саду, то отдельные моменты нуждаются в пояснениях.

Так, например, то же чтение, требует соблюдения ряда правил, которые позволят ребенку в будущем хорошо справится с этим навыком. Если же обучение будет построено неверно, то это приведет к тому, что ребенка придется переучивать, что вызовет дополнительный стресс у него и недоверие к авторитету взрослых. Такие же моменты есть и в других вопросах, рассмотрим их.

Произношение и развитие речи, – является основой для освоения грамоты, то есть чтения и письма. От ребенка требуется:

четко произносить звуки (если есть проблемы с произношением необходима консультация логопеда);

иметь хорошую артикуляцию;

уметь выделять определённый звук в слове и находить его место в слове;

определять количество и последовательность звуков в коротких словах, «кот», «дом» и т.п.;

произносить слова по слогам.

Для того, чтобы ребенок это усвоил необходимо читать с ним и обсуждать прочитанное. Учить ребенка четко и последовательно выражать мысли, описывать прочитанное. Обязательно следует поощрять ребенка к высказыванию им развернутых фраз, уточнять детали прочитанного и просить высказывать свое мнение.

Математика и счет, ребенку желательно:

уметь считать хотя бы до 20;

иметь базовые навыки счета;

иметь простейшие арифметические знания.

Для освоения математических премудростей и цифр необходимо считать с ребенком бытовые предметы, птичек, машины и вообще все, что может попасть под руку. Столкнувшись с возможностью решения простейшего примера, можно предлагать ребенку его решить, например, – «У меня одна конфета, а у тебя три. Сколько их всего?». Помимо арифметики это научит ребенка воспринимать задание на слух, что очень помогает в обучении.

Кроме этого надо учить ребенка написанию цифр, выкладывая их вместе с ним из камушков, рисуя палочкой на песке и используя традиционный метод – карандаш и бумагу.

READ
Невроз: обзор 4 групп препаратов и рекомендации практикующего врача

Развитие мелкой моторики. Эти навыки лежат в основе обучения письму, но даже не это главное. Последние исследования указывают, что она влияет также и на развитие абстрактного мышления и памяти. От ребенка потребуется:

правильно держать ручку, карандаш и кисточку;

уметь регулировать нажим и наклон при письме.

Для улучшения и развития навыков незаменимы лепка и изготовление поделок. Благо сейчас в материальном обеспечении рукоделия недостатка нет.

Чтение (возвращаясь к начатому с этого вопроса). Читать или не читать, должен ребенок — это уметь перед школой или нет?

Здесь однозначной позиции нет даже между педагогами. Однако на изучение азбуки в современной школе отведено не так много времени. Исходя из этого надо подойти к каждому случаю индивидуально:

Если родитель или кто-то из близких ему взрослых в семье, в состоянии проявить педагогические таланты и в игровой форме, ненавязчиво и весело научит ребенка буквам и сложению их правильно в слоги, а потом в слова – радуйтесь. В будущем навык ребенку очень пригодится и позволит совершить «успешный старт» в обучении;

Однако если этого нет, стоит с большим опасением и вниманием отнести к предложениям разных обучающих центров научить ребенка читать. Только имея отзывы от надежных свидетелей их профессионализма стоит доверять им обучение ребенка и то, необходимо лично проверять ребенка на правильность его обучения чтению. Если такая проверка затруднительна для родителя, лучше этого не делать. Педагог в школе способен научить читать ребенка правильно и если он пришел в школу не умея читать, что же, – значит хорошему педагогу придется поднапрячься;

Намного важнее научить ребенка понимать прочитанное. Для этого нужно читать ему больше хороших и нужных книг и рассказов. Обсуждать их с ним, просить пересказывать, отвечать на вопросы и спрашивать у него.

Чему же надо учиться?

Школа была создана человечеством именно для того, чтобы научить ребенка различным дисциплинам. Постоянные реформы и колебания обучающих программ ложатся бременем на самых близких ребенку людей – родителей. Однако и всё же, – задача родителей и их реальные возможности лежат в иной плоскости.

Максимальный успех в воспитании, на который должны ориентироваться родители, – это воспитать уверенную в себе, активную, самостоятельную, ответственную, внимательную к другим людям и добрую личность. Человека, – который понимает себе цену и пойдет по жизни с чувством собственного достоинства.

Думать родителям нужно именно в этом направлении, а школа – это очередная ступень к взрослению. Далеко не все знания, полученные в ней, будут чего-то стоить в будущем. Во главе же процесса подготовки ребенка к школе должна стать вера в его способности и уникальность. Именно такая вера родителей помогает и стимулирует детей к успехам, в том числе и в учебе.

Статья составлена на основании книг Л.С. Выготский «Мышление и речь», А. Курпатов «Счастливый ребенок», Божович Л.И.«Проблемы формирования личности: избранные психологические труды»; материалов с сайтов и родительских форумов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.

Подготовка детей к школе по ФГОС

“Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке”.
(Ш. Амонашвили.)

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием
статьи 12 «Закона об образовании» и представляют
собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого – формирование успешной личности.
Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок – выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям,
любознательность.
Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие
детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Работа с родителями
Цель: Создание условий для включения родителей будущих
первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
• Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
• Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
• Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они
воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду.
Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни. Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.
Самостоятельный ребенок – это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.
Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений.
Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается. Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

READ
Недержание мочи у женщин: симптомы и лечение в домашних условиях. Самопроизвольное выделение мочи у мужчин и женщин

Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность – это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность – включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность – предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом (“Там много ребят, и можно будет играть с ними”) не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

— Нет, я… , Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили. В этом диалоге показана не осознанность, не готовность девочек к школе.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
– к новому педагогу;
– к новому коллективу;
– к новым требованиям;
– к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования, оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и
неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 – летнего возраста:
– не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
– не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
– на наличие или отсутствие желания учиться («втянется,
повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
– не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей, оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх, низ и т. д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Различать гласные и согласные звуки.
17.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
18.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
• Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
• Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед – назад и т. д.).
• Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы – раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.
21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.
22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Советы родителям:
• Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
• Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
• По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
• Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
• Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
• Будьте внимательны к жалобам ребенка.
• Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
• Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
• Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
• Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
• Приучайте ребёнка к самостоятельности.
• Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
• Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

READ
Частые головные боли у женщин: причины и возможные заболевания, разновидности боли, когда обращаться к врачу

Что должен знать и уметь первоклассник перед школой

Что должен знать ребенок к 1 классу

Подготовить малыша к первому классу— задача не из простых. Это не только обучение буквам и цифрам. Ваш ребенок должен уметь и знать многие другие вещи. К счастью, сегодня можно обучать ребенка дома самостоятельно. Если вы разберетесь, что именно должен знать и уметь ваш сын или дочь, запасетесь терпением и необходимой методикой, то ваш малыш обязательно освоит все необходимое еще перед началом первого урока.

Ниже вы найдёте полный перечень тех знаний и умений, которые нужно освоить дошкольнику.

При поступлении в школу ребенку необходимо побеседовать с представителем школы, и вы обязательно столкнетесь с одним из двух вариантов. Либо вашего ребёнка примут в любую школу, потому что туда зачисляют всех детей; либо вашему малышу придётся пройти специальную подготовку, ведь в некоторых привилегированных школах готовят настоящий экзамен для будущих школьников. Соответственно к такой беседе придётся готовиться и без дополнительных курсов тут просто не обойтись.

Что должен знать первоклассник перед школой

Хотя, существует стандартный перечень требований, одинаковый для всех школ и тут тоже придётся готовиться. А чтобы обучить ребенка всему основательно, лучше начать готовиться за пару лет до поступления в первый класс. Скорее всего, вам понадобятся различные карточки, пособия и другой дидактический материал.

Лучший способ начать— это показать ребёнку игру в школу. Объясните своей дочери или сыну, что здесь к чему и пусть малыш обучает своих плюшевых игрушек с вашей помощью. Через игру дети обучаются куда быстрее.

Общие знания

Что ребёнок должен знать и уметь, поступая в первый класс:

Семья и место проживания

  • своё полное фамилию имя и отчество, а также имена членов своей семьи;
  • профессию мамы и папы;
  • свой адрес (город, номер дома и квартиры, улицу) и номер телефона;
  • знать, в какой стране он живет и называть хотя бы несколько других с ран

Природа и окружающий мир

  • знать и называть самые распространённые растения, животные и насекомые;
  • различать животных и птиц (а также знать разницу между нос-клюв, руки-лапы-крылья);
  • знать разницу между дикими и домашними животными, приводить примеры и тех, и других;
  • знать и называть, что обитает в море;
  • различать дерево и куст;
  • дифференцировать овощи, фрукты и ягоды, называть, что и где растёт;
  • называть овощи и фрукты, которые растут под землей, на земле и на дереве;
  • знать и различать цвета;
  • называть лесные деревья, грибы и ягоды;
  • объяснить, зачем мы держим домашних животных, какая от них польза;
  • понимать, что у каждого животного есть детеныши и называть их своими именами: например, щенок, а не собака; котёнок, а не кошка и тд; при том ребёнок должен понимать, что детеныши есть и у лесных животных тоже.
  • называть основные комнатные растения: кактус, фиалка, фикус;
  • хорошо, если малыш уже знаком с космосом и некоторыми космическими телами и может называть парочку планет;
READ
Что делать, если появилась осиплость, пропал или сел голоc, но горло не болит?

Формы, технологии и вещи

  • различать и называть основные виды транспорта: воздушный, морской, наземный и приводить примеры:
  • какие предметы в вашем доме напоминают прямоугольник, квадрат, круг или треугольник. Обратите внимание на то, что ребёнок не должен путать понятия шар и круг;
  • различать и называть виды мебели, посуды, одежды,
  • понимать, что в школе есть такие предметы как парта, доска, сменная обувь, спортивная форма, столовая, и понимать, кто такой учитель;
  • знать и различать школьные принадлежности: тетради, учебники, прописи, ручки, карандаши и фломастеры;
  • обратите внимание на то, как вы мотивируете ребенка к школе. Понимает ли он, зачем ему нужно идти в школу и что его там ожидает;

Человек и мир

  • различать такие понятия, как лево-право, верх-низ, вперёд-назад, сзади-спереди, раньше-позже, сейчас-тогда, сегодня-завтра-вчера;
  • знать основные правила дорожного движения (различать цвета на светофоре и на какой свет какие действия предпринимает пешеход);
  • знать и называть части тела;
  • называть профессии и виды спорта;
  • назвать хотя бы пару фамилий известных ему писателей;
  • знать основные праздники;
  • рассказать о своих хобби и увлечениях;
  • иметь представление о том, что такое деньги и для чего они нужны; различать рубль и копейку;

Природные явления и календарь

  • называть времена года в правильной последовательности; сказать, сколько в одном году месяцев и назвать хотя бы несколько; знать первый месяц года.
  • ориентироваться во времени, отличать и называть утро-день-вечер-ночь;
  • знать и называть дни недели, сколько их в месяце/неделе, сколько часов в сутках;
  • отличать и называть природные явления: дождь, снег, гроза…
  • называть, чем мы занимаемся или можем заниматься в разное время года;

Интеллектуальное развитие

Сюда засчитаем не только логику, но и счет, письмо и чтение

Общие знания

  • уметь отгадывать простые загадки, ребусы и задачки. Сегодня таковых полно на многих сайтах;
  • уметь определить лишний предмет среди остальных (по форме, цвету или назначению);
  • добавлять недостающий предмет к другим предметам;
  • называть, чем похожи и чем отличаются предметы;
  • уметь группировать вещи по какому-либо признаку;
  • составить рассказ по набору картинок; рассказать историю соблюдая последовательность: что было вначале, а что случилось потом;
  • находить определенное число отличий на рисунках;
  • скопировать несложный узор;
  • описать картинку по памяти;
  • запоминать и повторять короткие предложения из 5-7 слов;
  • уметь писать графические диктанты (взрослый говорит,что мы чертим на листочке в клетку, а ребенок должен все точно нарисовать;
  • читать небольшие стихотворения на память;
  • пересказывать короткую сказку или рассказ;
  • пользоваться самостоятельно ножницами и клеем, составлять аппликации, рисовать элементарные картинки;
  • знать цифры и считать от одного до десяти и обратно;
  • восстановить числовой ряд и сказать, какая цифра пропущена;
  • прибавлять и вычитать 1 и 2;
  • различать понятия «больше», «меньше» и «равно»;
  • отличать геометрические фигуры;
  • составить простую аппликацию из геометрических фигур;
  • отличать и сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
  • давать ответ на простые арифметические задачи, например, у Вики было 2 яблока, а у Маши всего 1, сколько яблок было у девочек?
  • уметь делить несколько предметов поровну или на 3-4 части;

Чтение

  • различать буквы и звуки;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • знать буквы алфавита;
  • найти конкретную букву в слове;
  • придумать слово на заданную букву;
  • делить слова по слогам;
  • читать предложения из нескольких слов и понимать прочитанное;

Письмо

  • уметь держать карандаш и ручку;
  • рисовать разные линии;
  • обвести рисунок по контуру;
  • дорисовать часть рисунка;
  • изобразить заданную геометрическую фигуру;
  • раскрасить рисунок не заходя за контуры

Многие родители жалуются, что требования слишком высоки. Но поверьте, освоив этот материал в саду или дома, ваш ребенок будет быстрее ориентироваться в школе, ему будет проще и быстрее усвоить любое новое правило и материал. Вся эта информация будет оговариваться и в школе, но учебная программа сейчас организована так, что ребёнку придётся учить все в темпе. А ведь куда проще обучить своего ребенка через игру или беседу, провести весело время и дать ту базу знаний, которую он обязательно начнёт использовать уже на первом уроке.

Ссылка на основную публикацию