Ринолалия в логопедии. Что это такое, причины, классификация, симптоматика, коррекция

Ринолалия в логопедии. Что это такое, причины, классификация, симптоматика, коррекция

Ринолалия — это патологическое состояние отдельных сегментов носоглотки и ротовой полости, наличие которого приводит к искаженному произношению гласных и согласных звуков, нарушению основных функций речевого аппарата, а также изменению тембрального звучания голоса.

В логопедии данное заболевание рассматривается отдельно от всех остальных дефектов развития речи. Отличительной особенностью ринолалии является наличие гнусавости и назализации всех звуков и слов, которые воспроизводятся человеком, страдающим от данной патологии.

Искажение звукопроизношения проявляется в слабой или тяжелой форме. Слова и предложения, воспроизведенные больным человеком, являются сложными для понимания окружающими людьми. Патология сопровождается артикуляционными и акустическими дефектами речи.

Для ринолалии характерно вторичное нарушение развития лексики, фонематических процессов и грамматики. В логопедической практике данное заболевание считается достаточно распространенным. В среднем 1 из 760 детей рождается с этим нарушением речевого аппарата, либо же приобретает его в процессе самостоятельной жизни.

Ринолалия — это логопедическое нарушение, основная опасность которого заключается в негативных последствиях, связанных с неправильным формированием речевого аппарата. Человек лишается возможности воспроизводить звуки, осуществлять правильное построение слов, словосочетаний и предложений.

По мере взросления ребенка нарушается его социальная адаптация в коллективе, присоединяются психологические комплексы, изначально формируется заниженная самооценка. В современной медицинской практике терапия ринолалии осуществляется с применением хирургических методов лечения, по завершению которых начинается стадия логопедической коррекции.

Ринолалия в логопедии — это заболевание, которое классифицируется исходя из типа функционального нарушения речевого аппарата, а также патологий строения носоглотки и ротовой полости. В таблице ниже перечислены основные виды ринолалии, а также описаны их отличительные особенности.

Характеристика патологии

Ринолалия в логопедии — это заболевание, разновидность которого определяется по результатам диагностического обследования ротовой полости и носоглотки больного. У новорожденных детей патология обнаруживается в первые дни после их появления на свет.

Стадии и степени

В зависимости от формы нарушения речи, выраженности искажения слов и звуков, выделяют 4 основных степени тяжести ринолалии независимо от разновидности патологии.

1 степень

Ринолалия 1 степени имеет признаки незначительной гнусавости слов с несущественным искажением звуков. При этом функции речевого аппарата сохранены, а в процессе разговора с больным человеком можно разобрать все словосочетания, которые он воспроизводит. В целом речь собеседника кажется нормальной, но с небольшими дефектами.

2 степень

При наличии ринолалии 2 степени назальное звучание слов является более выраженным, а также присутствуют грубые ошибки во время артикуляции. Общение с человеком не доставляет больших сложностей, а его речь является полностью понятной для окружающих.

3 степень

На данном этапе развития патологии у больного наблюдается выраженная гнусавость звуков и слов, но при этом речь все еще сохраняет свою разборчивость. Во время разговора с таким собеседником можно понять все слова, которые он произносит. Дискомфорт восприятия звуков связан только лишь с их назальным звучанием.

4 степень

При наличии ринолалии 4 степени присоединяется не только гнусавость воспроизводимых слов и звуков, но также появляются проблемы с их идентификацией. Речь таких больных является полностью неразборчивой. В некоторых случаях люди с патологией данной степени тяжести используют мимические жесты, чтобы донести свою мысль до окружающих.

Симптомы

Ринолалия в логопедии — это заболевание, сопровождающееся следующей симптоматикой, которая позволяет заподозрить наличие патологии развития речевого аппарата:

  • во время кормления новорожденного ребенка грудное молоко или искусственные смеси вытекают через носовые каналы (в данном случае моно говорить о врожденной ринолалии открытого типа);
  • наличие щелей в тканях неба, которые приводят к попаданию холодного воздуха в органы нижних дыхательных путей (в связи с этим больной имеет повышенную склонность к частым бронхитам, пневмонии, отитам);
  • слабые интеллектуальные способности (дети, рожденные с признаками ринолалии часто имеют сопутствующие заболевания в виде олигофрении, гиперрефлексии, отсталость умственного развития);
  • аномальное течение долингвистического периода, когда у младенца полностью отсутствуют признаки проявления лепета, артикуляции звуков;
  • воспроизведение речи, которая является непонятной для большинства окружающих людей;
  • очень глухой и тихий голос, а также гнусавость звуков;
  • бедный словарный запас, который ограничивается определенным количеством слов, наиболее удобных для воспроизведения;
  • аномалии развития ротовой и носовой полости, которые видны невооруженным глазом.

После того, как ребенок взрослеет и вступает в осознанный возраст, у него появляется страх общения, присоединяется застенчивость и боязнь быть услышанным. Симптомы ринолалии, обнаруженные в раннем детском возрасте, позволяют начать своевременное лечение с получением положительного терапевтического результата.

Причины появления

Ринолалия может быть вызвана воздействием негативных факторов в период внутриутробного развития ребенка, либо же возникает в период самостоятельной жизни человека.

Выделяют следующие основные причины патологического состояния речевого аппарата:

  • заражение организма беременной женщины инфекционными агентами, которые являются возбудителями токсоплазмоза, паротита, краснухи, гриппа, сифилиса (вирусные и бактериальные микроорганизмы проникают сквозь плацентарный барьер, после чего повреждают ткани развивающегося плода);
  • употребление в период беременности спиртных напитков, табакокурение и прием наркотических средств;
  • проживание в условиях ежедневного стресса, когда беременная женщина постоянно находится в состоянии нервного перенапряжения, что негативно влияет на внутриутробное развитие ребенка;
  • наличие сопутствующих заболеваний органов эндокринной системы.

Научно доказано, что у беременных женщин, проживающих в районах с неблагополучной экологической обстановкой, контактирующих с химическими веществами токсической этиологии, повышается риск рождения детей с признаками ринолалии.

Развитие расщелин лица припадает на 7-8 неделю беременности. Именно в этот период вынашивания плода беременной женщине необходимо быть максимально осторожной.

Приобретенная ринолалия может быть вызвана наличием аденоидов, искривлением перегородки носа, доброкачественной или раковой опухолью в носовых каналах, фибромой носоглотки, гипертрофией слизистой оболочки, патологическим увеличением миндалин, механическими травмами и повреждениями носоглотки.

READ
Подагра и помидоры: можно ли есть или нет, польза, противопоказания

Причина, вызвавшая нарушения в развитии речевого аппарата, устанавливается по результатам диагностического обследования пациента.

Диагностика

Процесс диагностики ринолалии происходит в несколько этапов. К обследованию ребенка привлекается логопед, детский невропатолог, психолог, дефектолог, фониатор, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, ортодонт. Диагностику ринолалии можно условно разделить на медицинскую и логопедическую.

На первом этапе обследования пациенту назначают прохождение следующих видов обследования:

Ринолалия в логопедии. Что это такое, причины, классификация, симптоматика, коррекция

  • рентгенография лицевых костей и черепной коробки;
  • риноскопия для определения функционального состояния носовых каналов;
  • фарингоскопия;
  • электромиография;
  • КТ головного мозга, чтобы исключить фактор органического поражения центров, отвечающих за полноценную работу речевого аппарата.

Пациент в обязательном порядке осматривается врачом-отоларингологом и хирургом. Особенно, если ринолалия имеет врожденную этиологию, а ее возникновение вызвано аномалиями внутриутробного развития.

На стадии логопедической диагностики пациент проходит следующие тесты:

  • проба Гутцмана;
  • проверка уровня письменности и чтения;
  • исследование фонематических способностей;
  • изучение просодического аспекта речи;
  • способность к правильному произношению согласных и гласных букв.

Конечным результатом диагностического исследования является составление лечебного плана с возможным использованием хирургического вмешательства, а также коррекционной работы со специалистом в области логопедии. Средняя стоимость комплексного обследования составляет 7-8 тыс. руб.

Когда необходимо обратиться к врачу

Обращение к врачу должно состояться в первые 1-2 дня после того, как у ребенка были обнаружены признаки ринолалии.

Тревожным симптомом должна стать задержка речевого развития, отсутствие фонетической активности в виде воспроизведения звуков, выраженная гнусавость голоса, разговор с составлением неразборчивых словосочетаний и предложений, наличие аномалий развития ротовой полости и носовых каналов.

Первыми специалистами, которые должны осмотреть ребенка, являются врач-педиатр и логопед.

После этого к диагностике могут быть привлечены доктора других профильных специальностей. Промедление с визитом к врачу может стать причиной развития осложнений, необратимых изменений в анатомической структуре неба и ротовой полости, появления психологических комплексов.

Современная медицина позволяет проводить эффективное хирургическое лечение ринолалии в первые дни после рождения ребенка. Особенно, если возникновение патологии связано с аномалиями внутриутробного развития плода.

Профилактика

Основные меры профилактики должны выполняться женщинами, находящимися в состоянии беременности. Ведение здорового образа жизни, соблюдение рекомендаций врача-гинеколога, минимизирует риск рождения ребенка с признаками ринолалии.

В данном случае необходимо соблюдать следующие правила профилактики:

Ринолалия в логопедии. Что это такое, причины, классификация, симптоматика, коррекция

  • сбалансировать рацион питания, употребляя в пищу только биологически полезные продукты;
  • отказаться от распития спиртных напитков, табакокурения, приема наркотических средств;
  • оградить себя от воздействия стрессовых ситуаций, не допускать психоэмоционального перенапряжения;
  • избегать контакта с химическими веществами, которые имеют токсическую этиологию;
  • обеспечить организм полноценным отдыхом, который должен длиться не менее 8-9 ч в сутки;
  • на протяжении всего периода беременности обеспечить организму умеренную физическую нагрузку (на развитие плода положительно влияют пешие прогулки на свежем воздухе, выполнение гимнастических упражнений);
  • не поднимать предметы, вес которых больше 3 кг.

Возникновение врожденной разновидности ринолалии может быть связано не только с негативным влиянием факторов окружающей среды, но и плохой наследственностью. Мужчина и женщина, планирующие рождение ребенка, должны сдавать кровь для проведения генетического исследования и предрасположенности к патологиям ротовой полости и носовых каналов.

Методы лечения

Успешная терапия ринолалии невозможна без ликвидации дефектов речевого аппарата с помощью метода хирургического вмешательства. Только после того, как восстановлено правильное анатомическое строения носоглотки, лечением пациента начинает заниматься логопед.

Хирургия

Существует несколько способов исправления аномального развития носоглотки с помощью хирургической операции.

В зависимости от специфики патологического состояния речевого аппарата могут быть использованы следующие методы оперативного вмешательства:

  • изготовление и дальнейшая установка индивидуального глоточного обтуратора, который устраняет дефекты недоразвитого неба, восстанавливает функциональную активность его мышц;
  • уранопластика, которая заключается в проведении пластики тканей с закрытием расщелины неба (это операция, которая показана детям, рожденным с волчьей пастью);
  • хейлопластика по ушиванию расщелины верхней губы (синдром заячьей губы);
  • политомия носа, направленная на хирургическое удаление аденоидов;
  • септопластика, результатом которой является выравнивание искривленной носовой перегородки (процедура направлена на восстановление нормальной циркуляции воздуха и устранение эффекта гнусавости);
  • удаление посторонних новообразований с иссечением доброкачественных и онкологических опухолей.

Ринолалия в логопедии — это заболевание, лечение которого должно быть начато, как можно раньше. Максимальный терапевтический эффект от проведения хирургической операции достигается в том случае, если она была выполнена ребенку до достижения 3 лет.

Логопедические упражнения

После завершения стадии хирургического лечения в работу вступает логопед.

В зависимости от вида ринолалии могут быть использованы следующие виды логопедических методик:

  • автоматизация гласных и согласных звуков, когда ребенок воспроизводит их по несколько раз в течении отведенного периода времени;
  • развитие фонематического слуха, которое осуществляется под руководством логопеда;
  • пополнение словарного запаса путем ежедневного изучения новых слов;
  • выработка носового и ротового выдоха, если до операции данные функции отсутствовали;
  • обучение правильному формированию предложений и словосочетаний;
  • развитие силы голоса, которая до этого подавлялась дефектом речевого аппарата.

В зависимости от разновидности ринолалии в процессе восстановления нормальной речи могут быть использованы упражнения взлет-посадка, игла, метроном, удав. Вид тренировки речевого аппарата подбирается логопедом в индивидуальном порядке.

Психологическая и психотерапевтическая помощь

Оказание психологической и психотерапевтической помощи направлено на то, чтобы пациент снова обрел уверенность в себе, не боялся общаться с окружающими людьми, повысил свою самооценку.

Для этого психолог ведет разъяснительную работу, рассказывая о том, что проведение хирургической операции и занятия с логопедом полностью восстановили функции речи без признаков гнусавости и других фонетических дефектов. Психологическая помощь особенно важна детям подросткового возраста, которые проходили лечение уже взрослыми, имеют комплексы и страх общения с окружающими людьми.

READ
Щитовидная железа и давление у человека: связь, влияние и появление гипертонии

Прочие методы

Дополнительным методом восстановления нормальных функций речевого аппарата является осуществление массажа рубцов, которые образовались после проведения хирургической операции.

Необходимо выполнять плавные круговые движения, с помощью которых обеспечивается улучшение местного кровообращения, предотвращается образование фиброзной ткани. Средняя продолжительность физиотерапевтической процедуры составляет 15 мин. в день.

Возможные осложнения

В случае отсутствия полноценной диагностики и дальнейшего лечения, направленного на восстановление функций речевого аппарата, возможно развитие следующих осложнений и негативных последствий, которые вызваны ринолалией:

  • ухудшение речи и переход заболевания на 4 наиболее тяжелую стадию;
  • полная потеря речевой активности с невозможностью построения разборчивых словосочетаний и предложений;
  • потребность с использовании мимики или языка жестов;
  • дальнейшие изменения в анатомическом строении неба или других отделов ротовой полости и носоглотки;
  • разрастание полипов и других посторонних новообразований, если ринолалия была вызвана их присутствием;
  • возникновение тяжелых психологических комплексов, обусловленных боязнью разговора с окружающими людьми и паническим страхом быть высмеянным;
  • невозможность социальной адаптации, создания семьи, трудоустройства на хорошую работу;
  • распространение метастаз злокачественного новообразования, если изначально дефект речевого аппарата был вызван опухолью в ротовой или носовой полости.

Ринолалия — это отдельное заболевание в логопедии, которое характеризуется нарушением функций речи с проявлением признаков гнусавости, приглушенности тембра голоса, неправильным воспроизведением звуков. Данная патология может иметь врожденную или приобретенную природу происхождения.

В большинстве случаев развитие болезни вызвано дефектами внутриутробного формирования неба, носовых каналов, гортани. Лечение данного заболевания включает в себя использование методов хирургического вмешательства, занятий с логопедом и психотерапевтом. При своевременном начале терапии прогноз на восстановление речи благоприятный.

Видео о ринолалии

Причины и виды ринолалии:

Ринолалия (гнусавость) – симптомы и лечение

Что такое ринолалия (гнусавость)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Мисюриной Юлии Викторовны, ЛОРа со стажем в 21 год.

Над статьей доктора Мисюриной Юлии Викторовны работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Евгений Буданов и шеф-редактор Маргарита Тихонова

Мисюрина Юлия Викторовна, детский лор, лор, пластический хирург - Краснодар

Определение болезни. Причины заболевания

Ринолалия (с греч. “носовая речь”) — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.

Строение речевого аппарата

Ринолалию, или гнусавость, часто путают с ринофонией. Их нужно отличать, чтобы правильно спланировать лечение. При ринофонии нарушается формирование голосовых звуков и возникает “коверкание слов”. При ринолалии, напротив, слова понятны, но страдает их произношение [1] [2] [10] .

Причины ринолалии

Ринолалия бывает органической и функциональной [7] [8] [9] [10] .

К причинам органической ринолалии относятся:

1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:

  • расщелины мягкого и/или твёрдого нёба;
  • паралича мягкого нёба при миастении — мышечной слабости, вызванной аутоиммунным заболеванием;
  • детского псевдобульбарного паралича — обездвиживания мышц из-за прерванной передачи сигналов от коры головного мозга к нервам; ;
  • врождённого укорочения мягкого нёба;
  • пареза мягкого нёба, то есть снижения силы его мышц.

Расщелина мягкого и твёрдого нёба

2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:

    ;
  • атрезия хоан (частичное или полное заращение внутренних носовых отверстий) и другие редкие врождённые аномалии развития;
  • рубцовая деформация мягкого нёба в результате воспаления при сифилисе, туберкулёзе и склероме — инфекционном воспалительном заболевании дыхательных путей с образованием узелков;
  • травмы, опухоли и полипы носоглотки.

3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.

Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:

  • закрытая может развиваться при воспалительном отёке во время ОРЗ и сезонного аллергического ринита;
  • открытая — после удаления увеличенных нёбных миндалин и хирургического лечения храпа.

Открытая гнусавость, как и закрытая, характерна для речи глухого человека. Он не слышит звуки и имитирует их, “читая по губам”, но повторить слаженный механизм работы речевого аппарата не может [11] .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!

Симптомы ринолалии

Ринолалия — это не заболевание, а симптом, который возникает при врождённых аномалиях развития и патологиях носа и глотки [9] . Она может быть следствием как безобидного разрастания глоточной миндалины, так и поражения центральной нервной системы. Эти болезни сопровождаются самыми разнообразными симптомами. При этом к характерным признакам ринолалии относят только гнусавый тембр голоса и невнятную речь [1] [2] .

Патогенез ринолалии

Механизм появления ринолалии связан с работой нёбно-глоточного клапана, объединяющего дыхательные и пищеварительные пути. Этот аппарат представлен мышцами мягкого нёба и стенками глотки, которые управляют и глотанием, и формированием речи.

При глотании мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки. Чтобы пищевой комок мог устремиться вниз к пищеводу, носоглотка отделяется от ротовой полости. Такой же механизм используется и при речи.

Устройство речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из трёх отделов:

  • дыхательного — диафрагма, мышцы брюшного пресса и грудная клетка с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами;
  • голосового — гортань с голосовыми связками; сюда же относятся резонаторы, усиливающие звук в гортани, а именно носовая, ротовая и гайморовые полости;
  • артикуляционного — язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо.

Речевой аппарат человека

Воздушная волна из лёгких направляется в трахею, где встречает первое препятствие — голосовые связки. Проходя сквозь них, воздух вызывает ритмичные колебания, и создаётся звук, называемый тоном. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются, в этом случае возникает шум.

READ
Необутин Ретард – инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги

Струя воздуха, состоящая из чистого тона, проходит ротовую полость свободно — так появляются гласные. Воздушный поток из тона и шума или одного шума встречает на своём пути препятствия: губы, язык и нёбо. Из сочетаний тона и шума с преградами на пути создаются различные звонкие и глухие согласные.

Открытая ринолалия (гиперназальная речь)

При открытой ринолалии струя воздуха проходит через рот и нос одновременно. Нарушение чаще всего возникает при расщелинах нёба, когда полости рта и носа полностью или частично соединены. В результате этого воздух движется неправильно и возникает специфиче­ский назальный акустический эффект, или гнусавость [13] .

Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)

Это состояние вызвано органическими причинами, нарушающими ток воздуха в полости носа или носоглотке. Непроходимость носа затрудняет образование согласных “м”, “н”, “р”, “к”, “х”, которые слышатся как “б”, “д” или “л” [8] .

Если нос закупорен спереди, то речь приобретает носовой тембр. Препятствие в заднем отделе делает её глухой и отрывистой [12] .

Смешанная ринолалия

При смешанной ринолалии, возникающей при полипах и опухолях, присутствуют оба типа нарушений. Мягкое нёбо оттесняется новообразованием вперёд, что приводит к расширению носоглоточного пространства. Нёбная занавеска при этом временно обездвижена и дрябло свисает на расстоянии от задней стенки глотки [7] .

Классификация и стадии развития ринолалии

  • органическая;
  • функциональная.

Обе формы могут быть открытыми и закрытыми.

Стадии ринолалии не выделяют. Встречается только описание степеней нарушений:

  • Первая степень. Гнусавость и дефекты в речи не заметны.
  • Вторая степень. Речь понятна, но в произношении появляются гнусавость и ошибки.
  • Третья степень. Гнусавость и ошибки становятся более слышны.
  • Четвёртая степень. Возникает выраженная гнусавость и невнятная речь с сопутствующими мимическими движениями [1] .

Осложнения ринолалии

Будучи симптомом, ринолалия не вызывает каких-либо осложнений. Нарушения речи могут стать причиной трудностей при общении и социальной адаптации, но называть это осложнениями некорректно.

Также нельзя сказать, что ринолалия приводит к задержке психического развития. И то, и другое — симптомы поражения центральной нервной системы, а не осложнения друг друга.

Диагностика ринолалии

Диагностика начинается с консультации врача, прежде всего ЛОРа, а также специалиста челюстно-лицевой хирургии, стоматолога, невролога и логопеда. В некоторых случаях может понадобиться помощь генетика, онколога и рентгенолога.

На консультации оториноларинголог:

  1. Выяснит, есть ли проблемы с дыханием и глотанием, когда они появились и как часто возникают.
  2. Проведёт: фарингоскопию — визуальный осмотр зева, нёбных миндалин и задней стенки глотки с помощью шпателя при прямом освещении или с лобным рефлектором и зеркалами; переднюю и заднюю риноскопию — осмотр переднего отдела носа с помощью носового зеркала и заднего отдела со шпателем и носоглоточным зеркалом.

Риноскопия: передняя и задняя

Инструментальные методы обследования

  1. Видеоназофарингоэндоскопия. Во время процедуры эндоскоп вводят через ноздрю, и с его помощью осматривают носовую полость, носоглотку и хоану — костную арку между ними. Метод позволит оценить подвижность мягкого нёба при произношении “ротовых” звуков”, то есть образуемых в полости рта. К ним относятся все гласные и часть согласных, например “п”, “б”, “т”, “ф”, “с”, “ш”.
  2. Компьютерная томография полости носа и рентгенография шеи в боковой проекции.
  3. Назометрия — объективная оценка речи при открытой ринолалии. Позволяет определить повышенное давление воздуха в носу при произношении звуков [9] . Для этого в нём устанавливаются датчики, которые активизируются при прохождении воздушной струи. Они не фиксируют нормальные перепады давления и определяют их только при открытой ринолалии.
  4. Флуороскопия основана на ионизирующем излучении. Метод показывает движения мягкого нёба, но из-за вредного воздействия его редко назначают детям.

Дополнительные методы применяются для уточнения диагноза. При ринолалии они помогут определить расположение причинного дефекта. Стандартный осмотр и дополнительное обследование позволяют выявить анатомические особенности и патологию полости носа, а также аномалии строения нёбно-глоточного клапана.

Пробы для определения типа ринолалии

Определить тип ринолалии помогут специальные пробы:

  • Проба с зеркалом. Холодное зеркало или пластинку Чермака держат перед носом пациента, когда он произносит гласные звуки. Запотевание зеркала указывает на утечку воздуха через нос, что характерно для открытой гнусавости. У пластинки Чермака есть кольца, которые показывают степень запотевания и позволяют оценить утечку воздуха через нос.
  • Тест с последовательным произношением гласных звуков “АА-ЭЭ”. При гиперназальной речи изменяется звучание гласных букв — появляется характерное носовое произношение, не свойственное гипоназальной речи.
  • Тест “надувания щеки” с высунутым языком позволяет выявить органическую причину гиперназальной речи. Если мягкое нёбо укорочено из-за неполной расщелины, то пациент не сможет одновременно высунуть язык и надуть воздухом щёки.
  • Симптом “занавески” наблюдается при параличе мягкого нёба. В этом случае из возможных причин ринолалии важно исключить неврологические заболевания.

Лечение ринолалии

Лечение пациентов с ринолалией состоит из устранения причин гнусавости и последующей логопедической реабилитации.

Лечение закрытой ринолалии

Направлено на восстановление нормальной проходимости полости носа и носоглотки. Для лечения закрытой ринолалии применяются:

  • аденотомия и полипотомия — удаление аденоидов и полипов;
  • септопластика — хирургическая коррекция искривлённой носовой перегородки;
  • конхотомия — частичное удаление носовой раковины.

Септоплатика

После операции необходима реабилитация. Она проводится совместно с логопедом, он же определяет её длительность. Реабилитация заключается в выполнении упражнений, например таких:

  • произношение с придыханием протяжных носовых звуков: хМ—-хН——хНГ;
  • произношение комбинации носовых и смычных звуков с ударением на носовые: а́ мпа—– а́ нта—- а́ нка и т. д. [7]
READ
Чистка организма от шлаков и токсинов народными методами

Лечение функциональной закрытой гнусавости направлено на устранение причин расстройства дыхания: насморка и аллергии. После терапии могут понадобиться логопедические занятия [11] .

Лечение открытой ринолалии

Лечение органической открытой ринолалии, вызванной расщелиной нёба, проводится совместно с устранением основного заболевания.

Ортопедическое лечение. При открытой ринолалии используются мягкие и жёсткие обтураторы — приспособления для временного закрытия дефекта нёба, напоминающие зубной протез. Резиновый обтуратор применяется с самого рождения, он важен при кормлении ребёнка. Впоследствии его заменяют жёстким обтуратором, который носится до проведения хирургического лечения.

Обтуратор для новорождённых

Хирургическое лечение включает:

  • операции по закрытию дефекта дна полости носа;
  • коррекцию нёбно-глоточной недостаточности и сращений мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Операция по закрытию дефекта дна полости носа проводится в первый год жизни, после появления молочных зубов. Беззубый рот новорождённого приспособлен для активного грудного вскармливания — у ребёнка есть десневая мембрана и выраженные складки эпителия твёрдого нёба. Они помогают малышу удерживать сосок матери при кормлении.

Кроме того, ребёнок может одновременно сосать и дышать. Такое возможно благодаря соединению высоко расположеной гортани непосредственно с носом. Сосательный рефлекс, утрачиваемый с появлением зубов, способствует развитию мышц языка и дна полости рта, челюстей, жевательных и мимических мышц.

Операция по пластике расщелины верхней губы называется хейлопластикой.

Хейлопластика

К методам хирургической коррекции расщелины нёба относятся двухлоскутная уранопластика V-Y лоскутами и операция по Furlow [9] . Разница между ними заключается в способе и месте формирования лоскутов, которые впоследствии сшиваются и увеличивают длину мягкого нёба. При двухлоскутной пластике формируется прямой шов, при пластике по Furlow — Z-образный [14] .

Пластика нёба по Furlow

Операция при нёбно-глоточной недостаточности проводится тремя способами: уранопластика по Furlow, фиксация к мягкому нёбу глоточного слизисто-мышечного лоскута и фарингопластика [9] .

Операция при сращениях мягкого нёба с задней стенкой глотки состоит в рассечении, отделении, а самое главное — в удержании разъединённых тканей в нужном положении, пока сохраняется риск повторного сращения [6] .

До и после хирургического лечения и при ношении обтуратора для тренировки мышц нёбно-глоточного клапана проводятся логопедические упражнения. Их цель — мобилизовать мягкое нёбо для нормального разделения носовой и ротовой полостей [7] [11] .

  • при произношении гласных, например а – А, второй слог говорят громче и выше, чем первый: А——а а———о а——е а———-и а———у; постепенно гласные становятся чище и теряют свой носовой оттенок.
  • произношение отдельных звуков, начиная с “б”, “п”, “д”, “т”, “г”, “к”, с последующим их сочетанием с гласными: аТ——–а аТ—————о аТ————–у.

Также для лечения применяют механические приспособления: фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова.

Фонендоскопом М. Зеемана тренируется ротовое речевое дыхание. При неправильном токе воздуха, возникающем при его прохождении через нос, воздушная струя ударяет по барабанной перепонке и вызывает небольшую боль или неприятные ощущения.

Артикуляторы Пискунова — съёмные приспособления, которые закрепляют на зубах пациента. С их помощью формируют нужный артикуляционный уклад.

Фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова

Осложнения после операции

Кровотечение — это частое осложнение любой операции. Другим негативным последствием хирургического вмешательства может стать стеноз, или сужение дыхательных путей. Оно возникает из-за отёка языка при длительном сдавлении роторасширителем во время операции.

К осложнениям позднего периода относятся закрытие просвета глотки тканями нёба, изменение анатомии ротоглотки и формирование фистулы — патологического хода [9] .

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.

Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.

У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.

Профилактика ринолалии заключается в периодических медицинских осмотрах для раннего выявления патологии носа и глотки. Также следует проводить санацию очагов хронического воспаления верхних дыхательных путей, а при первых признаках нарушения речи посетить логопеда [9] .

Ринолалия

Ринолалия — это искажение произношения звуков из-за дефектов строения органов носоглотки. В просторечье называют «гнусавостью», так как звуки приобретают характерное носовое звучание.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин каждая из форм может быть органической или функциональной из-за анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата соответственно.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от расположении анатомического препятствия в полости носа или в носоглотке выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

Смешанная ринолалия появляется при сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Причины ринолалии

Среди этиологических причин возникновения данного патологического состояния можно выделить основные органические и функциональные расстройства. Так наиболее частые причины закрытой формы ринолалии — это функциональные нарушения небно-глоточного смыкания или органические нарушения носового пространства.

  • хроническая гипертрофия задних нижних раковин слизистой оболочки носа;
  • аденоидные разрастания;
  • полипы носовой полости и т.д.

Функциональная закрытая ринолалия часто отмечается у детей и наблюдается при нормальной проходимости носа.

READ
Нитрофурантоин: инструкция по применению, отзывы и цена

Открытая и закрытая ринолалии

Причины открытой ринолалии также могут быть органическими или функциональными. Органические причины можно условно разделить на врожденные и приобретенные. Врожденная открытая ринолалия органического происхожденияь в большинстве клинических случаев возникает из-за расщепления мягкого или твердого неба, которое носит врожденный характер. Приобретенная форма открытой ринолалии возникает вследствие паралича мягкого неба или при возникновении в силу различных причин отверстия между ротовой и носовой полостями.

Функциональная открытая ринолалия наблюдается у детей с вялой артикуляцией. Кроме того, нередко развивается у детей с истерией, подчас имеет характер не столько самостоятельного дефекта, сколько дефекта подражательного.

  • расщелина верхней губы;
  • расщелина верхней губы и альвеолярного отростка;
  • расщелина мягкого или твердого нёба;
  • подслизистые расщелины неба и т.д.

Вышеперечисленные патологии возникают еще в пренатальный период и являются следствием негативного воздействия на плод различных внешних и внутренних факторов. К таким фактором относят прием различных лекарственных препаратов (как правило, гормональных), инфекционные заболевания матери во время беременности, психические потрясения беременной, алкоголь, курение и сочетание нескольких факторов одновременно.

В данном случае выраженность ринолалии будет зависеть от величины и формы врожденного дефекта.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии.

Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.

Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.

При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.

Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.

У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.

Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.

Диагностика ринолалии

  • отоларинголога;
  • дефектолога;
  • логопеда;
  • невролога;
  • ортодонта;
  • фониатра;
  • педиатра.
  • рентгенография носоглотки;
  • риноскопия;
  • электромиография;
  • фарингоскопия и т.д.

Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.

  • строение артикуляционного аппарата;
  • его подвижность;
  • нарушения голоса;
  • параметры физиологического и фонационного дыхания и др.

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.

Коррекция ринолалии

Коррекция ринолалии должна иметь комплексный подход. Как правило, врожденные аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Дефекты врожденного характера устраняют при помощи пластической хирургии. Такие операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов.

Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному назальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Не малую роль в процессе лечения играет и физиотерапия, специальные логопедические занятия, а также психотерапия.

Ринолалия — сложное и очень многообразное заболевание, для успешного лечения которого требуется участие специалистов многих областей современной медицины. В частности — логопедии, хирургической стоматологии, отоларингологии, ортодонтии, психологии.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

READ
Энам и Энап: в чем разница между этими препаратами при одинаковом составе

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевогоаппарата.

Систематическое выполнение всех назначений врачей и логопедические занятия позволяют рассчитывать на хорошие результаты лечения.

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Ринолалия у детей: что это, причины, симптомы и лечение

Ринолалия у детей: что это, причины, симптомы и лечение

Ринолалия у детей — это состояние, при котором звукопроизношение и тембр голоса изменяются вследствие неправильного взаимодействия носоглотки и ротовой полости. Ринолалию иначе называют гнусавостью, и она действительно имеет такую характерную особенность как произношение слов и звуков «в нос». Однако произношение при этом состоянии нарушается очень грубо, сильно отличаясь от носового звучания как при насморке. При этом ринолалия имеет еще и вторичные искажения, касающиеся как звукопроизношения, так и освоения грамматических форм слов и расширения словарного запаса.

В норме во время произношения абсолютно всех звуков (кроме носовых) должно происходить периодическое разделение отдела носоглотки от ротовой и глоточной полостей. Ринолалия же характеризуется искажением именно этого процесса, небно-глоточное соединение при этом состоянии не происходит.

Классификация видов ринолалии

  • Открытая — в этом случае воздух всегда идет через нос и рот, независимо от того, какой звук произносится. И согласные, и гласные звуки произносятся «в нос».
  • Закрытая — струя воздуха идет исключительно через ротовую полость. Как следствие возникает понижение тембра, нарушается артикуляция, изменяется звучание носовых звуков.
  • Встречается также ринолалия так называемого смешанного типа, характеризующаяся сочетанием разных признаков.

Причины возникновения ринолалии

Наиболее частыми причинами появления ринолалии у детей становятся врожденные повреждения, возникающие вследствие нарушения формирования носоглотки:

  • «Волчья пасть» — расщелина, образовавшаяся в мягком и твердом небе;
  • «Заячья губа» с характерным расщеплением;
  • Несформированный или раздвоенный маленький язычок;
  • Слишком короткое мягкое нёбо.

Эти дефекты появляются еще в период внутриутробного развития ребенка при неблагоприятных условиях протекания беременности:

  • Употребление никотина и алкоголя матерью в первом триместре беременности;
  • Воздействие ядохимикатов на беременную;
  • Тяжелые заболевания, перенесенные матерью на ранних сроках гестации (корь, краснуха, свинка, токсоплазмоз, и даже грипп со сложным течением);
  • Стрессовое состояние.

Ринолалия приобретенного характера может сформироваться вследствие:

  • неудачного удаления аденоидов;
  • возникновения новообразований в носоглотке;
  • искривленной перегородки в носу;
  • разрастания носовых полипов и аденоидов;
  • неврологических заболеваний.

Как определить ринолалию — симптомы

Ринолалия открытого типа, если она имеет врожденный характер, заметна уже с рождения. Физическое нарушение заметно внешне. Кроме того, у таких детей нарушены процессы дыхания и приема пищи. В связи с тем, что вдыхаемый воздух не встречает на своем пути никаких преград, он не нагревается и ребенок становится подвержен частым болезням, таким как бронхит, пневмония, отит и т.п.

Среди симптомов можно выделить несколько наиболее значимых:

  • Отсутствие лепета в раннем возрасте. .
  • Невнятность произносимых слов и звуков.
  • Небольшой словарный запас.
  • Ротовое дыхание.
  • Неврологические отклонения — отпущение верхнего века, нистагм глаз, усиление рефлексов.
  • Нарушения психической деятельности — раздражительность, замкнутость, нестабильность настроения.

Для диагностики ринолалии необходимо обратиться к нескольким специалистам, потому что только комплексные мероприятия помогут привести речь в норму.
Ортодонт, отоларинголог, лицевой хирург, хирург-стоматолог смогут исправить физиологическое нарушение. Однако впоследствии необходима упорная работа дефектологов и логопедов, неврологов и нейропсихологов для того, чтобы скорректировать отклонения в речевом и психическом развитии ребенка.

Комплексная коррекция ринолалии

Лечить ринолалию следует начинать как можно раньше. От общего состояния ребенка, от наличия сопутствующих заболеваний во многом зависит результат.

  • Хирургическое вмешательство требуется для исправления физиологических дефектов. Раннее решение этой проблемы способствует более правильному формированию речи у ребенка, а значит его успешному развитию.
  • В некоторых ситуациях коррекционные меры предпринимают ортодонты.
  • В других — отоларингологи.
  • С неврологическими нарушениями должен работать также узкий специалист.

Однако эта работа является лишь помощью по восстановлению и подготовке речевого аппарата. А вот пользоваться им как инструментом, настроить его, будет намного сложнее.
Еще до проведения операции должны начаться логопедические занятия по подготовке правильный работы всех органов речи. Это необходимо также и для того, чтобы сама операция прошла успешно.
Специалист работает над формированием правильного выдоха, укреплению мышц губ и мягкого неба. Хирург лишь создает условия для постановки речи.

После восстановление органических нарушений активная логопедическая и педагогическая работа продолжается:

  • Восстановление правильного носового дыхания.
  • Работа по формирования правильной артикуляции.
  • Постановка звукопроизношения.
  • Устранение «неправильного» носового, гнусавого произношения.
  • Работа по развитию словарного запаса и фонематического восприятия речи.
  • Снятие стресса, психических и психологических нарушений в состоянии ребенка, развитие его социальных навыков.
  • Дидактические занятия по развитию речи.

Как правило, коррекция ринолалии проходит успешно. Важно начать работу как можно раньше, чтобы у ребенка могла формироваться чистая речь и правильное ее понимание. Ведь отставание в ее развитии может повлечь за собой дисграфию, дислексию, возможные психологические стрессы.

Дети в состоянии ринолалии часто испытывают большие трудности при общении со сверстниками, поэтому восстановительный период должен обязательно включать консультации психолога.

Ринолалия
материал по логопедии

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

  1. Классификация ринолалии с учетом различных критериев, симптоматика различных форм ринолалии.
READ
Себорейный псориаз: 8 фото, лечение, причины, симптомы и профилактика

1.Характер повреждения речевого аппарата

1.Органическая открытая ринолалия.

Причины могут быть приобретенные или врожденные. Приобретенная образуется при перфорации твердого и мягкого неба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого неба.

Причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

При органической ринолалии сильно изменяется тембр звуков, нарушается звукопроизношение многих согласных. Выдох ринолалика во время речи при достаточно хорошем и полном вдохе остается коротким, толчкообразным, дифференцированное ротовое и носовое дыхание не формируется. Звучание голоса, помимо гнусавого оттенка, отличается бедностью модуляций. Отмечается приглушенное и назализованное звучание голоса и нарушение произношения носовых звуков. Все звуки произносятся с носовым оттенком. Больше всего страдают гласные звуки, так как для них требуется самый сильный небно-глоточный затвор. Артикуляция согласных звуков отодвигается к корню языка, звуки искажаются, приобретают хрипловатый (гортанный) оттенок. Для речи ринолалика характерно большое количество замен звуков, причем звуки-заменители также являются искаженными. Наиболее часто нарушается произношение согласных звуков, требующих высокого ротового давления: взрывных [п], [б], [т], [д]; губно-зубных [в], [ф], всех свистящих и шипящих, соноров [л], [р]. Звук «м» заменяется на «б» («баба» вместо «мама»), «н» на «д» («дадя» вместо «Надя»).

Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.

2.Функциональная открытая ринолалия .

Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. Функциональная закрытая ринолалия чаще всего бывает следствием гиперфункции мягкого нёба, которое постоянно находится в поднятом положении. При функциональной открытой ринолалии дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе или при подражании назальной речи.

Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.

1.Органическая закрытая ринолалия (при ней должны быть устранены причины непроходимости носовой полости).

2.Функциональная закрытая ринолалия.

При функциональной ринолалии нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями. Тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической.

Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Особенно сильно страдают носовые звуки: м, мь, н, нь.

При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б’ д, д’.

Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б, н заменяется на д, мь – на бь, нь – на дь. (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно корёжит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб, а звук н – как нд.

При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, из-за оглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях, что значительно обедняет их звучание.

При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

При смешанной ринолалии у ребенка заметно искажен тембр голоса, он говорит в нос, и все звуки, которые он произносит, нередко бывают нечеткими, смазанными – с измененными акустически-артикуляторными характеристиками.

Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерий пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.

Возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости.

В зависимости от преимущественной локализации органических изменений (полость носа или носоглотка) органическую закрытую ринолалию принято подразделять на два вида: переднюю и заднюю.

Причинами передней закрытой ринолалии могут быть полипы или опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия слизистой оболочки носа вследствие хронических насморков. Задняя закрытая ринолалия бывает следствием полипов и опухолей в области носоглотки, а также результатом аденоидных разрастаний или сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки.

READ
Прививка от брюшного тифа: как переносится, побочные эффекты

В этом случае необходимо хирургическое вмешательство, устранение причины непроходимости носовой полости. Как правило, с устранением этих причин носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то в дальнейшем проводят те же логопедические упражнения, что и при функциональном нарушении.

При функциональная закрытой ринолалии каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. Наблюдается гиперфункция (повышенная функция) мягкого неба, оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость, воздушная струя идет через рот. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической ринолалии. Чаще всего это нарушение возникает у детей с невротическими расстройствами. Причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. Встречается часто, но не всегда правильно распознается. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов.

Причинами дефекта становятся сразу несколько факторов, которые вызывают по отдельности закрытую или открытую ринолалию. Чаще всего это непроходимость носа и сниженная функция небно-глоточного смыкания из-за, к примеру, слишком короткого мягкого неба, аденоидов или расщепления неба или губы.

2.Направленность воздушной струи во время фонации.

Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.

В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны. В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков; Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных. опускание начального согласного («ак, ам» — так, там); нейтрализация зубных звуков по способу образования; замена взрывных звуков фрикативными; свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (с ш или ш с ); отсутствие вибранта « р» или замена звуком «ы» при сильном выдохе; наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.); перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звук «с» заменяется звуком « ф» без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции. Речь малоразборчива. Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения языковых закономерностей, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой практики. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов. Чтение также отражает несформированность устной речи. Выявляется смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова, медленный темп чтения. В разной степени страдает и понимание прочитанного на уровне недостаточного понимания значения отдельных слов; выявляются нарушения связи между фразами, между частями текста, нарушения понимания переносного смысла.

Характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи . В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость.

Особенно сильно страдают носовые звуки: м , мь , н , нь . Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б , н заменяется на д , мь – на бь , нь – на дь . (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно карежит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб , а звук н – как нд .

При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, что значительно обедняет их звучание. Они смазаны, имеют мертвый неестественный оттенок.

Связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. Закрытая ринолалия является следствием нарушения деятельности носового резонатора при анатомических дефектах в носоглоточной или носовой полости или при гиперфункции мягкого неба. Различают две ее формы: органическую и функциональную. При органической форме речевое нарушение обусловлено анатомическими дефектами областей зева, носа, носоглотки. При функциональной форме наблюдается гиперфункция мягкого неба: мягкое небо всегда приподнято и преграждает в той или иной степени путь воздушной струе в нос.

READ
Появление кашля при воспаленных аденоидах и его лечение эффективными средствами

Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса).

Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном, носовом резонансе.

3.Время возникновения дефекта речевого аппарата

1.Открытая органическая ринолалия может быть: врожденной и приобретенной.

Является одним из симптомов дизартрии, при которой наряду с парезами ряда других речевых мышц имеет место и врожденный (или рано приобретенный) парез мягкого неба, препятствующий образованию плотного небно-глоточного затвора.

Проход в носовую полость по тем или иным причинам открытый (ротовая и носовая полость представляет собой как бы единое целое), вследствие чего большинство звуков произносится с носовым оттенком. Чаще всего это встречается при врожденной расщелине верхней губы, твёрдого и мягкого неба. Носовой оттенок голоса обычно сочетается с расстройствами звукопроизношения.

Чаще всего это встречается при врожденной расщелине верхней губы, твёрдого и мягкого неба.

Причины возникновения ринолалии и способы лечения

Причины возникновения ринолалии и способы лечения

В случае ринолалии, произносимые ребёнком носовые звуки и многие гласные искажены. Это происходит по причине нарушения строения органов речи.

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

  1. Виды ринолалии
  2. Причины возникновения
  3. Симптомы ринолалии
  4. Диагностика нарушения
  5. Методы коррекции
  6. Профилактика и упражнения

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

виды ринолалии

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

виды расщелин

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

типы расщелин

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

READ
Необутин Ретард – инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

  • Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
  • Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
  • Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
  • В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

заячья губа и волчья пасть

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

до и после операции при ринолалии

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

  • физиотерапию;
  • ортодонтию;
  • психотерапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:

Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.

Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:

  • «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
  • «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
  • «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
  • «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
  • «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

Ссылка на основную публикацию