Особенности физического развития мальчиков и девочек по возрастам

Таблица веса и роста ребенка

Рост и вес ребенка являются основными показателями его физического развития. Именно поэтому сразу после рождения малыша обязательно измеряют массу его тела и длину туловища и продолжают ежедневно взвешиваться в одно и то же время вплоть до выписки из роддома.

Существует множество факторов, влияющих на физическое развитие ребенка, например:

  • наследственность (не стоит ожидать у невысоких родителей сына-баскетболиста)
  • питание (ни для кого не секрет, что при дефиците питательных веществ, витаминов и минералов замедляется рост и развитие ребенка)
  • физические нагрузки (например занятия теннисом, волейболом, баскетболом способствуют увеличению роста)
  • здоровье ребенка (дети, имеющие хронические заболевания зачастую отстают в физическом развитии от своих сверстников)
  • психологическая ситуация в семье, в школе, недостаток сна и т.д.

Как понять, что является нормой?

Всероссийской организацией здравоохранения рекомендованы специальные таблицы соответствия роста и веса детей, или как их называют, центильные таблицы. При каждом осмотре педиатр измеряет рост и вес ребенка, сравнивает полученные значения с нормативными показателями. Такие таблицы позволяют выявить явные патологии, для более точного анализа врач рассчитывает дополнительные показатели по специальным формулам.

Таблица веса и роста грудного ребенка по месяцам (до 1 года)

В таблице представлены усредненные значения роста и веса грудных детей (возрастом до 1 года) по месяцам для мальчиков и девочек.

Возраст Девочки Мальчики
Вес, кг Рост, см Вес, кг Рост, кг
Новорожденные 3,33 ± 0,44 49,50 ± 1,63 3,53 ± 0,45 50,43 ± 1,89
1 месяц 4,15 ± 0,54 53,51 ± 2,13 4,32 ± 0,64 54,53 ± 2,32
2 месяца 5,01 ± 0,56 56,95 ± 2,18 5,29 ± 0,76 57,71 ± 2,48
3 месяца 6,07 ± 0,58 60,25 ± 2,09 6,26 ± 0,72 61,30 ± 2,41
4 месяца 6,55 ± 0,79 62,15 ± 2,49 6,87 ± 0,74 63,79 ± 2,68
5 месяцев 7,38 ± 0,96 63,98 ± 2,49 7,82 ± 0,80 66,92 ± 1,99
6 месяцев 7,97 ± 0,92 66,60 ± 2,44 8,77 ± 0,78 67,95 ± 2,21
7 месяцев 8,25 ± 0,95 67,44 ± 2,64 8,92 ± 1,11 69,56 ± 2,61
8 месяцев 8,35 ± 1,10 69,84 ± 2,07 9,46 ± 0,98 71,17 ± 2,24
9 месяцев 9,28 ± 1,01 70,69 ± 2,21 9,89 ± 1,18 72,84 ± 2,71
10 месяцев 9,52 ± 1,35 72,11 ± 2,86 10,35 ± 1,12 73,91 ± 2,65
11 месяцев 9,80 ± 0,80 73,60 ± 2,73 10,47 ± 0,98 74,90 ± 2,55
12 месяцев 10,04 ± 1,16 74,78 ± 2,54 10,66 ± 1,21 75,78 ± 2,79

Таблица веса и роста ребенка по годам (от 1 до 18 лет)

В таблице представлены усредненные значения роста и веса ребенка по годам в возрасте от 1 до 18 лет для мальчиков и девочек.

Возраст Девочки Мальчики
Вес, кг Рост, см Вес, кг Рост, кг
1 год 3 месяца 10,52 ± 1,27 76,97 ± 3,00 11,40 ± 1,30 79,45 ± 3,56
1 год 6 месяцев 11,40 ± 1,12 80,80 ± 2,98 11,80 ± 1,18 81,73 ± 3,34
1 год 9 месяцев 12,27 ± 1,37 83,75 ± 3,57 12,67 ± 1,41 84,51 ± 2,85
2 года 12,63 ± 1,76 86,13 ± 3,87 13,04 ± 1,23 88,27 ± 3,70
2 года 6 месяцев 13,93 ± 1,60 91,20 ± 4,28 13,96 ± 1,27 81,85 ± 3,78
3 года 14,85 ± 1,53 97,27 ± 3,78 14,95 ± 1,68 95,72 ± 3,68
4 года 16,02 ± 2,30 100,56 ± 5,76 17,14 ± 2,18 102,44 ± 4,74
5 лет 18,48 ± 2,44 109,00 ± 4,72 19,70 ± 3,02 110,40 ± 5,14
6 лет 21,34 ± 3,14 115,70 ± 4,32 21,9 ± 3,20 115,98 ± 5,51
7 лет 24,66 ± 4,08 123,60 ± 5,50 24,92 ± 4,44 123,88 ± 5,40
8 лет 27,48 ± 4,92 129,00 ± 5,48 27,86 ± 4,72 129,74 ± 5,70
9 лет 31,02 ± 5,92 136,96 ± 6,10 30,60 ± 5,86 134,64 ± 6,12
10 лет 34,32 ± 6,40 140,30 ± 6,30 33,76 ± 5,26 140,33 ± 5,60
11 лет 37,40 ± 7,06 144,58 ± 7,08 35,44 ± 6,64 143,38 ± 5,72
12 лет 44,05 ± 7,48 152,81 ± 7,01 41,25 ± 7,40 150,05 ± 6,40
13 лет 48,70 ± 9,16 156,85 ± 6,20 45,85 ± 8,26 156,65 ± 8,00
14 лет 51,32 ± 7,30 160,86 ± 6,36 51,18 ± 7,34 162,62 ± 7,34
15 лет 56,65 ± 9,85 161,80 ± 7,40 56,50 ± 13,50 168,10 ± 9,50
16 лет 58,00 ± 9,60 162,70 ± 7,50 62,40 ± 14,10 172,60 ± 9,40
17 лет 58,60 ± 9,40 163,10 ± 7,30 67,35 ± 12,75 176,30 ± 9,70

Отклонения веса или роста от табличных значений

Не нужно при минимальном расхождении с указанными значениями в таблице, паниковать, и вот почему:

  1. Прежде всего, таблицы роста и веса ребёнка содержат эталонные показатели, то каким в идеале должен быть вес и рост ребёнка, без учёта множества других факторов. Иногда родители недоношенных малышей ошибочно используют для сравнения стандартную таблицу, в то время как для оценки развития детей, рожденных раньше срока, существуют специальные таблицы.
  2. Темп роста и набора веса для каждого ребенка уникален. В первый год жизни детки развиваются скачками. Например, в период введения прикорма вес малыша может не дотягивать до “нормы” из-за адаптации к новому виду пищи, а не из-за патологии.

Это не означает, что отклонения от нормы нужно игнорировать, но лучше расценивать их как повод обратить внимание и проконсультироваться со специалистом с целью выявить возможные проблемы со здоровьем, либо убедиться, что их нет.

С чем могут быть связаны явные отклонения от нормы?

Ранее речь шла о незначительных отклонениях от нормы и о том, что не нужно пугаться, если ваш ребенок растет и набирает вес не строго по таблице. Но что делать, если значения существенного вышли за границы допустимых параметров, либо находятся на стыке нормы и патологии?

READ
Томаты: польза и вред красного овоща. Помидоры — химический состав, пищевая ценность

Причины возможных отклонений можно разделить на две группы::

1. Неэндокринные:

  • Конституциональная задержка роста. Или по-другому, синдром позднего пубертата. Один из вариантов нормы, когда пубертатный скачок наступает позже, чем у остальных детей.
  • Семейная низкорослость. Имеет наследственную предрасположенность, в семье таких детей имеются родственники с низким ростом. Задержка роста проявляется с раннего детства.
  • Недоношенность, внутриутробные и послеродовые травмы.
  • Генетические синдромы. Как правило, имеют множество клинических проявлений, одним из которых является отставание в росте.
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем, желудочно-кишечного тракта, а также анемия.
  • Голодание.
  • Прием некоторых лекарственных препаратов.

2. Эндокринные:

  • Недостаточность гормона роста. Биологически активного вещества, который является главным регулятором процесса роста после 2 лет.
  • Недостаток гормонов щитовидной железы. Чаще врожденного характера, клинически характеризуется задержкой физического и интеллектуального развития с рождения.
  • Сахарный диабет 1 типа. Заболевание, при котором вследствие дефицита инсулина нарушено поступление глюкозы в клетки организма, т.н. “голодание” клеток, в итоге темпы роста замедляются.
  • Болезнь (или синдром) Иценко-Кушинга. ри этом повышена продукция гормонов коры надпочечников – глюкокортикоидов, которые в больших дозах приводят нарушению секреции гормона роста.
  • Рахит. Недостаток витамина Д приводит к разрушению костей и деформациям скелета, что в свою очередь проявляется в том числе и уменьшением роста.
  • Другие редкие нарушения эндокринной системы.

Как видите, причин достаточно много.

При задержке роста ребенка родители должны обратиться к врачу для выявления причин низкорослости и своевременной ее коррекции.

К какому специалисту стоит обратиться? Для начала, следует записаться к педиатру. Также в большинстве случаев требуется консультация детского эндокринолога.

Помните, что для нормального роста ребенка необходимо полноценное, сбалансированное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также дозированные физические нагрузки.

Особенности физического развития мальчиков и девочек по возрастам

1 ФГБОУ ПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Цель исследования – изучить динамику физического развития детей школьного возраста. Обследовано 600 учеников (305 девочек, 295 мальчиков) в возрасте от 7 до17 лет школы № 68, лицея №3 города Оренбурга. Измерены показатели: рост, масса тела, процент воды, жира, мышечная масса и костная масса с помощью ростомера и мультифункциональных весов RW 3111FA. Указана важность проведения своевременных исследований по определению антропометрических показателей подростков. Полученные результаты были обработаны с помощью программы Statistica-6.1. Проведена проверка соответствия параметров нормальному закону распределения. Использован t-критерий Стьюдента для выявления статистически значимых различий исследуемых параметров у мальчиков и девочек. Построены графики, отражающие динамику изменения всех измеренных показателей. Данное исследование позволяет проводить раннюю профилактику изменения физического развития детей.

1. Баранов А.А. Профилактическая педиатрия/ А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова. –М.: Педиатр, 2015. – 496 с.

3. Оценка и анализ физического развития детей и подростков / О.В. Антонов [и др.] //Сибирский медицинский журнал. – 2012. – Т. 27, № 4. – С. 20-24.

5. Двойников С.И. Организация сестринской деятельности / С.И. Двойников. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 528 с.

6. Биоимпедансный анализ состава тела человека / Д.В. Николаев [и др.]. – М.: Наука, 2009. – С. 50-62.

7. Barcellos Gemelli I.F., Farias Edos S., Souza O.F. Age at Menarche and Its Association with Excess Weight and Body Fat Percentage in Girls in the Southwestern Region of the Brazilian Amazon // J. Pediatr Adolesc Gynecol. – 2016. – vol. 29(5). – Р. 482-488.

8. Трухачева Н.В. Математическая статистика в медико-биологических исследованиях с применением пакета Statistica/ Н.В. Трухачева. – М.: Изд-во ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 384 с.

Физическое развитие (ФР) является одним из критериев здоровья человека и демографическим показателем здоровья нации. ФР – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом, полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами и условиями жизни [1-3].

ФР является одним из ведущих показателей здоровья, по изменениям показателей которого оценивается благополучие школьников, соответствие условий их обучения и воспитания морфофункциональным особенностям данного возраста. Высокий уровень здоровья является основополагающим в жизни каждого человека и во многом обусловливает возможность освоения всех остальных ценностей, без которых сам процесс становления лич­ности малоэффективен. Поэтому в образовательных учреждениях должны заниматься вопросами здоровья детей на всех этапах образовательного процесса [4].

Лишь один из пяти российских первоклассников является здоровым. По окончании школы полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков, а хроническими заболеваниями страдают 70 % выпускников [5]. За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34 %, а детей в возрасте 15–17 лет – на 65 %. Уровень ФР детей постоянно снижается. Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. По данным Минздрава России, лишь 14 % детей практически здоровы, более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35–40 % – хронические заболевания [1].

Систематические антропометрические измерения детей позволяют своевременно выявлять нарушения ФР (отставание в росте, отсутствие прибавки в массе и т. п.), являющиеся, как правило, наиболее ранними признаками каких-либо заболеваний.

В современной медицине для ранней диагностики метаболических заболеваний очень востребована программа диагностики состава тела – биоимпеданстный анализ, которая позволяет создать индивидуальный мониторинг состояния здоровья [6, 7].

Изучение динамики ФР детей школьного возраста школы № 68, лицея №3 города Оренбурга.

Провести измерение и оценку роста, массы, индекса массы тела (ИМТ) и внутренних сред организма учащихся в возрастном аспекте. Дать возрастной сравнительный анализ компонентов состава тела у мальчиков и девочек.

READ
Сильное сердцебиение ночью — причины, симптомы, способы лечения и профилактики

Материалы и методы

Обследовано 600 учеников (305 девочек, 295 мальчиков) в возрасте от 7 до 17 лет. В каждой возрастной группе в среднем 27 детей. Измерения проводились с помощью ростомера и мультифункциональных весов RW 3111FA. Измерены показатели: рост, масса тела, процент воды, жира, мышечной массы, костная масса.

Полученные результаты обработаны с помощью программы Statistica-6.1. Для каждого параметра найдены средние значения и стандартная ошибка. Проведена проверка соответствия параметров нормальному закону распределения. Использован t-критерий Стьюдента для выявления статистически значимых различий исследуемых параметров у мальчиков и девочек [8]. В программе EXCEL построены графики, отражающие динамику изменения всех измеренных показателей с 7 до 17 лет.

Результаты и обсуждение

Результаты экспериментальных исследований представлены в таблицах 1 и 2.

Антропометрические параметры и компонентный состав внутренней среды девочек

Научная электронная библиотека

Наиболее целесообразным возрастным периодом для изучения морфологических критериев диагностики нормы является подростковый период, когда завершаются процессы морфофункционального созревания органов и систем организма (Д.Б. Никитюк, К.В. Выборная, 2006). Подростки составляют ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества (Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова, 2006). В пубертатный период необходим целостный взгляд на организм как систему взаимосвязанных составляющих. Известная её нестабильность у подростков нередко приводит к формированию пограничных состояний (Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова, Л.А. Жданова, 2007, В.К. Козлов, 2011). Анатомо-физиологические особенности, негативные тенденции показателей здоровья, своеобразие течения хронических заболеваний обусловливают необходимость углубленного изучения состояния здоровья подростков (Б.А. Кобринский, 2000; В.Р. Кучма, 2004; Е.В. Крукович, О.В. Подкаура, 2006; А. Баблоян, С. Саргсян, М. Мелкумова, Е. Мовсесян, 2007; О.В. Подкаура, 2011). Особенно важно изучение здоровья здоровых подростков, что позволит обосновать профилактические мероприятия (А.А. Баранов, 1999; Н.Э. Гупилла, 2007; Р.Ш. Ожева, 2011).

Множество публикаций посвящено вопросам физического развития подростков. Как подчеркивают исследователи, физическое развитие отражает физиологические процессы в организме и используется как критерий состояния здоровья подростков (М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузнецова и др., 1999; А.А. Баранов, Л.A. Щеплягина, 2000; С.В. Каменев, Н.Г. Шмагель, А.Л. Сазонова, 2003; А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, 2004; В.Н. Лучанинова, Л.В. Транковская, 2004; А.В. Ускова, 2007). Основные физические качества подростков имеют четкие различия в зависимости от исходного вегетативного тонуса. Подростки с исходной ваготонией характеризуются более хорошим развитием мелкой моторики, имеют более низкие показатели скоростных и силовых качеств, но демонстрируют при этом более высокие показатели физической работоспособности (Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, Ю.В. Чистякова, 2011). Знание закономерностей физического развития подростков необходимо для правильной организации режима их жизни (А.Я. Соколов, Ю.Р. Шеверева, 2003). Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1–2 года раньше, чем у мальчиков. С 10 лет девочки начинают расти более интенсивно и обгоняют в росте мальчиков. Темп роста девочек достигает своего максимума к 15–16 годам и далее почти не увеличивается. Мальчики в 12–14 лет продолжают усиленно расти и к 15–16 годам их рост, как правило, значительно выше, чем у девочек. Рост мальчиков продолжается до 18–20 лет. Полное завершение полового созревания происходит у юношей несколько позднее (В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина, Л.В. Солохина, 2010; E.В. Крукович, О.В. Подкаура, А.Я. Осин, 2012; I.A. Kornienko, T.V. Panasiuk, R.V. Tambovtseva, 1997).

Оценка функционального состояния различных систем организма здоровых детей и подростков невозможна без учета их конституциональных особенностей (С.И. Изаак, Т.В. Панасюк, Р.В. Тамбовцева, 2001; А.С. Солодков, 2002; Ю.А. Ямпольская, 2007). Тип конституции предопределен генетически и остается постоянным в основных характеристиках. Однако он может изменяться под воздействием факторов окружающей среды и различных заболеваний (A.G. Baltadjiev, G.A. Baltadjiev, N.N. Kaleva, 2009). Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на антропометрических данных, включающих соматометрические, физиометрические и соматоскопические показатели (В.Н. Лучанинова, В.М. Колдаев, А.А. Шепарев и др., 2005). В литературе представлены данные, отражающие взаимосвязь соматотипа с функциональными параметрами систем организма (А.Ю. Андреева, М.Ю. Галактионова, Е.А. Котелева и др., 2003; С.Д. Антонюк, М.В. Хватова, 2004; О.И. Красноперова, Е.Н. Смирнова, Н.Б. Мерзлова, 2011; A.N. Aggarwal, 2006).

В настоящее время число подростков с нормальным соотношением длины и массы тела уменьшилось (Т.А. Ашуров, Ф.Х. Олимхужаев, Ф.Н. Бахадиров, 2006). Обращает на себя внимание сокращение числа подростков с избыточной массой тела и увеличение количества юношей и девушек с низкой массой тела (А.Ф. Бабцева, Е.Б. Романцова, И.Н. Молчанова и др., 2012). Так, по данным Е.В. Крукович, В.Н. Лучаниновой, О.В. Подкауры, М.М. Цветковой (2007) у подростков Российской Федерации (РФ) ежегодная прибавка массы тела у мальчиков к 16–17 годам составляет 5,5–8,0 кг. У Приморских подростков третий пик увеличения массы отмечается в возрасте 15 лет и прибавка массы тела составляет в среднем 6 кг. К 17 годам прибавки массы тела девочек и мальчиков выравниваются. Это отличается от данных по РФ, поскольку превышение массы тела мальчиков над девочками начинается с 16 лет. По мнению Е.С. Анциферовой, Ю.С. Сергеева, В.М. Лагойко, С.И. Рабочего (2005), при сравнительном анализе некоторых антропометрических показателей в течение 1977–2004 гг. произошло увеличение длины тела за счет туловища и существенное снижение массы тела. Чаще стал встречаться астеноидный тип телосложения и реже дигестивный. Обхват головы и предплечья, поперечный и продольный размеры грудной клетки достоверно уменьшились. Существенно более узким стал тазовый диаметр. Ширина плеч не изменилась (В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Ю.А. Ямпольская, 2009). Доля девушек андроморфного типа увеличилась. Наблюдаемое явление не коррелирует с распределением по соматотипам (Г.Н. Казакова, С.В. Штейнердт, В.Г. Николаев и др., 2012). Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев, О.Л. Попова (2008) утверждают, что в физическом развитии подростков отмечаются астенизация, грацилизация, андрогиния и ювенилизация. Однако, нарушение физического развития с направленностью к избытку массы тела выявлено у каждого третьего школьника г. Владивостока в возрасте 10–14 лет. Данное состояние сопровождается повышением уровня холестерина и снижением уровня липопротеидов высокой плотности (Н.С. Кузнецова, Е.В. Крукович, 2012).

READ
Норма сахара и холестерина в крови: анализы, таблица нормы

В последние десятилетия отмечается отчетливое снижение силовых возможностей и функциональных резервов организма (Р.У. Гаттаров, А.П. Исаев, В.И. Ляпкало и др., 2007). Наиболее выраженные изменения определяют в 12–15 лет. У современных юношей 15 лет значения силы сжатия кисти (динамометрия) ниже на 10 кг, а у девушек ниже на 6 кг по сравнению с их сверстниками 90-х годов. Причем, у девушек отмечается выраженное снижение показателей с возрастом на 3,5 кг с 15 до 18 лет, что может рассматриваться как нарушение биологического развития (О.А. Бутова, 1999; Т.В. Сазанова, 2002). Уменьшение разнообразия показателей в сочетании со снижением средней величины мышечной силы следует расценивать как ограничение функциональных возможностей и ухудшение физиологических характеристик организма подростков (Д.В. Татанова, М.Ф. Рзянкина, 2012). По данным О.М. Филькиной, Т.Г. Шаниной, Е.А. Воробьевой и др. (2007), определяется высокая частота отклонений физического развития и отставание развития вторичных половых признаков у юношей 15–17 лет. Однако, по мнению М.А. Сидоренко (2007), показатели физического развития подростков находятся преимущественно на среднем уровне, реже встречаются их пограничные значения и лишь в отдельных случаях патологические величины.

Для системы органов дыхания подростков характерен ряд особенностей. В пубертатном возрасте происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост зон и сегментов легких, разрастание межклеточной соединительной ткани, увеличение размеров ацинусов, эластических и мышечных волокон (Л.А. Щеплягина, А.Г. Ильин, И.В. Звездина и др., 1999; Б.П. Савельев, И.С. Ширяева, 2001). Дыхание в процессе роста ребенка становиться глубже и реже (Т.Д. Кузнецова, 1986; Б.П. Савельев, И.С. Ширяева, 2001; Z. Polgar, T.R. Weng, 1999). Семнадцатилетний возраст у девочек является рисковым по отклонению деятельности дыхательной системы (А.Н. Узунова, О.В. Лопатина, М.Л. Зайцева, 2008). К 17–18 годам устанавливаются половые различия в типе дыхания и в показателях функции внешнего дыхания (Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова, 2004; Prioux J., Ramonatxo M., Mercier J. et. аl., 1997). Необходимость обеспечения быстро развивающегося организма подростка кислородом обусловливает интенсивную морфофункциональную перестройку органов дыхания (Н.Л. Аряев, К.В. Кожова, Е.А. Старец и др., 2005). В период полового созревания характерной особенностью является низкая устойчивость к гипоксии. При этом девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши (Е.В. Соколов, Т.Д. Кузнецова, И.П. Самбурова, 2000; Е.В. Соколов, 2001). Иногда симптомом такой функциональной гипоксии могут быть обморочные состояния, возникающие у подростков при нахождении в помещении с недостаточным воздухообменом и при неадекватной физической нагрузке (Е.Н. Калманова, З.Р. Айсанов, 2000; S. Balaji, P.C. Oslizlok, M.C. Alien, C.A. McKay, 1994). По данным различных авторов при оценке функционального состояния дыхательной системы большинство показателей находились на верхней границе нормативных параметров, что указывает на тенденцию к увеличению функциональных возможностей дыхательной системы современных подростков (З.В. Воробьева, 2002; О.П. Бартош, А.Я. Соколов, 2006; J. Prioux, S. Matecki, F. Amsallem et аl., 2003).

Особенности сердечно-сосудистой системы (ССС) в подростковом возрасте связаны с появлением новых нейрогуморальных соотношений (Л.М. Беляева, Е.К. Хрусталева, 2000; Ю.М. Белозеров, 2004; В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова, Э.В. Лучанинов, 2007). В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину и ширину, увеличивается объем его полостей. Особенности роста и развития сердца во многом определяются возрастом и полом подростков (Ю.Н. Беленков, Р.Г. Оганов, 2008). По мере преобладания парасимпатических влияний в регуляции деятельности сердца ЧСС с возрастом уменьшается. Причём у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей (А.П. Берсенева, Л.А. Денисов, Е.Ю. Берсенев, 2006; Е.В. Крукович, М.Л. Столина, В.Н. Лучанинова, Н.И. Разбейко, 2007). Большинство подростков испытывают боли в области сердца, чувство давления, учащенное сердцебиение (И.Л. Алимова, В.В. Бенезин, С.Б. Козлов и др., 2008). Артериальное давление (АД) является важнейшим показателем состояния сердечно-сосудистой системы. Как утверждает большинство исследователей, уровень АД находится в определенной зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, наследственно-конституциональных особенностей организма, национальности, климато-географических факторов, социально-гигиенических условий и образа жизни (Д. Морман, Л. Хеллер, 2002; M. Bucheit, 2007). Начало полового созревания сопровождается повышением уровня АД, что обеспечивает оптимальное кровоснабжение организма при быстром увеличении длины и массы тела (Д.И. Садыкова, Е.В. Сергеева, Л.Р. Азизова, 2010). По мнению Е.В. Неудахина, С.М. Кушнир (2006), повышение уровня АД в период полового созревания нельзя однозначно рассматривать как плохой прогноз на будущее. Однако, подростки с повышенным АД, в сочетании с наследственной отягощенностью, являются группой риска развития гипертонической болезни (О.А. Кисляк, Г.И. Сторожаков, Е.В. Петрова, 2003; Л.Е. Кривенко, Т.Г. Вуд, О.В. Лупарева, 2007). Анатомо-физиологические особенности ССС, специфика нейрогуморальной её регуляции в подростковом возрасте определяют многообразие функциональных вариантов деятельности (В.И. Маколкин, 1998; Д.Д. Панков, А.Г. Румянцев, 2003; О.В. Кубряк, 2010). Незавершенность процессов формирования сердца и сосудов в подростковом возрасте обусловливают изменения конфигурации и размеров сердца в виде малого сердца, митрального сердца, юношеской гипертрофии сердца (Л.М. Беляева, Е.К. Хрусталева, 1999; Н.В. Болотова, А.П. Аверьянов, М.Г. Петрова, В.К. Поляков, 2008).

В юношеском возрасте завершается структурное и функциональное развитие пищеварительной системы (И.А. Аршавский, 1976; В.М. Смирнов, Н.А. Агаджанян, 2007). Усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка являются особенностями подросткового возраста, которые создают предпосылки для формирования различных функциональных нарушений (Л.И. Левина, 1999; П.Л. Щербаков, 2010). К концу пубертатного периода завершается морфофункциональное созревание желчевыделительной системы. Лабильность её моторной функции с нередким развитием гипер- или гипокинезии является характерной чертой для пубертатного возраста (М.Я. Ледяев, С.Н. Емельянова, 2010).

Нервная система подростков существенно отличается от таковой у взрослых и детей. У большей части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением (М.М. Семаго, Т.В. Ахутина, Н.Я. Семаго и др., 2001). Внешними признаками нестабильности нервной системы являются повышенная возбудимость и выраженная эмоциональная неустойчивость (А.В. Завьялов, В.М. Смирнов, 2009). По мнению исследователей, изучающих психологические особенности подростков, пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков-подростков на одиннадцать–тринадцать лет, а у девочек – на тринадцать–пятнадцать лет (И.Н. Молчанова, Л.В. Арсентьева, Е.Б. Романцова, 2007). Для подростков характерно сочетание целеустремленности и настойчивости с импульсивностью и неустойчивостью. Становление характера и переход от детства к самостоятельности заостряют слабые стороны личности подростка, делают ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды (В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич, 2007).

READ
Профессиональное отбеливание зубов Zoom 3 и Zoom 4: в чем разница

Биологические особенности подросткового возраста зависят от функции эндокринных желез. Особенностью эндокринной системы в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз, что ведет к изменению гормонального статуса (В.Г. Селятицкая, О.И. Кузьминова, Т.И. Рябиченко, Е.Р. Слободская, 2010). Вырабатываемые корой надпочечников гормоны влияют на рост костной и мышечной ткани, приспособительные реакции организма, процесс усвоения знаний, приобретение трудовых и жизненных навыков, выработку и закрепление различных социально значимых условных рефлексов (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 2009). Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков повышена, что может вызвать её увеличение (Т. Парсонс, 2004).

Параметры полового созревания являются объективными критериями как уровня развития в целом, так и степени зрелости репродуктивной системы (Ю.А. Гуркин, 2000; О.М. Филькина, Т.Г. Шанина, Е.А. Воробьева и др., 2007). Процессы формирования вторичных половых признаков отражают стабилизацию процессов акселерации в подростковой популяции (В.Ю. Тихомирова, А.Г. Мухотина, М.Б. Хамошина и др., 2007). Возраст 14 лет следует считать рисковым у мальчиков в отношении отставания полового развития.

Иммунная система определяет адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивает устойчивость организма к внешним воздействиям. Критический период развития иммунной системы отмечается у девушек в двенадцать – тринадцать лет, у юношей – в четырнадцать – пятнадцать лет (C.B. Мальцев, Т.И. Келина, 2000). Гормональная перестройка и влияние факторов внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний (И.М. Прищепа, 2006).

Формирование костной ткани практически завершается в период полового созревания (R.V. Tambovtseva, T.V. Panasiuk, 2000). Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания, недостаточное поступление витаминов, минералов и белков могут привести к нарушениям обмена кальция, ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета в подростковом возрасте (Меркулов В.Н., Родионова С.С., Ильина В.К. и др. 2002 О.Ю. Бубнов, Е.А. Кочеткова, Т.Г. Васильева, 2004; Л.И. Левина, А.М. Куликов, 2006; C.M. Weaver, 2002; A.D. Baxter-Jones, R.A. Faulkner, M.R. Forwood et al., 2011). При обследовании московских школьников (НЦЗД РАМН, 1977–1999 гг.) снижение костной плотности было выявлено более чем у 40 % подростков десяти–семнадцати лет. Высокая чувствительность костной ткани к воздействию биологических и средовых факторов риска определяет формирование остеохондропатий, деформаций позвоночника и грудной клетки (Е.В. Быков, 2001; Т.Г. Васильева, О.Г. Максимова, Д.В. Рыжиков, В.М. Панчоян, 2006). В период полового созревания происходит интенсивное увеличение мышечной массы (Р.У. Гаттаров, 2007).

Следовательно, процесс морфофункционального созревания и формирования организма подростков характеризуется особенностями их роста и развития. В значительной степени изменяются физическое и нервно-психическое развитие, системы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, эндокринных желез, иммунитета и костной ткани.

Развитие мальчиков и девочек. Сходства и отличия.

Развитие мальчиков и девочек. Сходства и отличия.

Попросите любого родителя, кому повезло воспитывать и сына, и дочку, назвать все отличия, которые были связаны с процессом развития детей, и этого родителя будет не остановить: «Мой сын был активный мальчик, а вот дочка могла просидеть целый день, уткнувшись в книгу», «Дочка всё с первого раза понимала, а сыну 10 раз приходилось повторять!», «Сына от конструктора невозможно было оторвать, а дочка больше любила мягкие игрушки».

На самом деле развитие мальчиков и девочек происходит по-разному. Ученые до сих пор изучают всевозможные гены, гормоны и химические элементы мозга, которые могут быть причиной этих различий.

Конечно, развитие конкретного ребенка не всегда четко следует всем выявленным закономерностям, но базовая информация о развитии мальчиков и девочек поможет ответить на некоторые родительские вопросы и осветить основные аспекты развития дочек и сыновей.

Физическое развитие

Начнем мы разбираться с самого очевидного – физических различий детей. Мальчики и девочки наделены разными телами, в которых с самого раннего возраста различается гормональный фон, от которого в свою очередь во многом зависят тончайшие настройки всего организма.

Как различается рост и вес малышей

Говоря о росте и весе детей, многие замечают, что приблизительно до младшего школьного возраста не заметно существенных различий между мальчиками и девочками. Бывают малыши покрупнее, бывают поменьше, но вот четко проследить зависимость о пола сложно. А вот в начальной школе различия становятся заметны.

Физическое развитие

Многие девушки вспоминают, что где-то ко второму или третьему классу школы стали выше всех мальчишек в классе. Это происходит потому, что девочки этого возраста начинают расти быстрее. Однако буквально через несколько лет мальчики догоняют и с легкостью перегоняют их.

Есть ли различия в строении и функционировании мозга?

Нейробиологи уже давно выяснили, что строение и функционирование мозга мужчин и женщин различается. Во-первых, у мужчин наблюдается тенденция к латерализации. Другими словами, выполняя определенные задания (например, произнесение речи или ориентируясь в пространстве) полушария склонны функционировать независимо друг от друга. А вот женщины в процессе выполнения этих заданий чаще вовлекают оба полушария более или менее равнозначно.

Другое различие связано с самим размером мозга: мужчины немного чаще женщин являются обладателями более крупного мозга, даже после поправки на общий размер тела.

READ
Тянущая боль в области сердца — причины возникновения болевого синдрома

Есть ли различия в строении и функционировании мозга?

Измерения электрической активности мозга также показывают, что он функционирует по-разному с самого момента рождения. К 3 месяцам у мальчиков и девочек различается активность мозга в ответ на звуки человеческой речи. Так как данные различия появляются уже в раннем возрасте, ученые предполагают, что в причина кроется в половых гормонах. Известно, что организм мальчиков начинает вырабатывать тестостерон еще до рождения. Именно этот гормон влияет на рост и развитие некоторых типов нейронов, что и обуславливает изменения в мозговой активности. Женские половые гормоны предположительно тоже влияют на процесс развития мозга, но их роль исследована значительно меньше.

Ниже приведен список основных различий в активности мозга у женщин и мужчин:

Зона мозга

Функция

У кого выше активность

Ствол мозга, мозжечок

Движение и координация

Кора головного мозга

Принятие решений, самоконтроль, внимание

Регуляция эмоциональных реакций

Переработка информации о пространстве

Регуляция агрессии и страха, памяти, связанной с эмоциями

Понимание и использование письменной и устной речи

Торможение агрессивных реакций, участие в интеграции нервной деятельности

Долгосрочная память, эмоции

Фокусировка на задаче

Восприятие и переработка визуальных стимулов

Различия в развитии мальчиков и девочек во многом продиктованы различиями биологическими: гормональный фон играет роль в управлении темпами роста ребенка и активностью клеток мозга. Но не стоит забывать, что индивидуальные особенности детей и окружающая их среда вносят ещё больший вклад в развитие малышей.

Развитие умений и навыков

Как мы выяснили, в глубине различий мальчиков и девочек часто кроются биологические причины. Сложные цепочки причинно-следственных связей приводят нас к вполне видимым психологическим различиям детей.

Двигательные навыки

В целом, можно сказать, что мальчики испытывают большую потребность в движении, чем девочки. Даже в рисунках мальчишек, если внимательно присмотреться, всё происходит в движении: летают ракеты, бегут супергерои, едут машины. Для многих может показаться странным, но часто мальчикам необходимо движение, чтобы сфокусироваться. Вспомните, как иногда мальчишки шагают по комнате, пытаясь выучить стихотворение. Современные исследования показывают, что фоновая активность мозга мальчика в покое сильно снижается, в то время как те же условия почти не влияют на мозг девочек. Из этого следует вывод: попытки снизить физическую активность для увеличения активности умственной лучше работают с девочками, а вот мозг мальчика такой сигнал скорее воспримет как указание на завершение работы.

Развитие умений и навыков

Самым жестоким и неэффективным наказанием для мальчика является запрет на движение. Из уст родителей и учителей часто можно услышать: «Сиди, пока не найдешь ответ!», «Сегодня плохо себя ведешь, поэтому без прогулки!». Подобные наказания скорее усугубят проблему, чем поспособствуют ее решению.

Наоборот, если мы хотим, чтобы мальчик был максимально включен в процесс обучения, нам нужно включать физическую активность в его распорядок дня.

Преимущество системы Монтессори в том, что она всегда учитывает возможности свободного передвижения, а обстановка в детском клубе устроена так, что детям нет необходимости долго сидеть на одном месте. Малыши свободно перемещаются по классу, выбирают материалы и организуют свою деятельность.

Пространственное восприятие и способности к конструированию

Мы выяснили, что правое полушарие, отвечающее за пространственное восприятие и конструирование, более активно у мальчиков. Это значит, что в целом, мальчикам легче проследить траекторию движущегося объекта, легче представить объемную фигуру, у них хорошая координация руки и глаз.

Пространственное восприятие и способности к конструированию

Мальчики с удовольствием вовлекаются в занятия с конструкторами, любят строить из блоков, у них обычно не возникает проблем с составлением картинок из пазлов.

Следует отметить, что система Монтессори предлагает множество материала для обучения детей через задания на конструирование. С помощью блоков разных форм и размеров ребенок в наглядной форме знакомится с понятиями длины, высоты и ширины и других характеристик объектов.

Развитие речи

За речевые функции отвечает преимущественно левое полушарие. Как мы помним его активность выше у девочек, чем у мальчиков. Именно из-за этой особенности мальчики в среднем начинают говорить позже девочек. Речь мальчиков формируется к 4 годам – почти на год позже девочек. К тому же в среднем девочки имеют гораздо более обширный словарный запас, они легче усваивают новые грамматические конструкции и используют их в речи.

Развитие речи

К тому же девочки более чувствительны к невербальным сигналам в речи: эмоциональная окраска, тон, выражение лица и жесты. Они легче связывают слова и чувства.

Занятия на развитие речи детей и знакомство с чтением в системе Монтессори учитывают эти моменты. Так, в обучении используются задачи и материалы, позволяющие задействовать тактильные, визуальные и двигательные каналы восприятия. Это дает возможность детям опираться на свои сильные стороны при встрече со сложностями.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Различия в эмоциональных проявлениях мальчиков и девочек тоже прослеживаются, но не так ярко выражены. Можно сказать, что девочки чаще могут описать суть и причины испытываемых эмоций, в то время как мальчикам гораздо чаще бывает сложно выразить своё состояние словами.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, они чаще выбирают более опасные игры со сверстниками.

Несложно заметить также и специфику дружбы детей: девочки склонны к образованию более-менее устойчивых групп на основании взаимной симпатии, а мальчики чаще находят друзей по интересам, они в первую очередь становятся партнерами по играм и приключениям.

Обучение мальчиков и девочек

Зная о гендерных особенностях развития детей, нетрудно догадаться кому сложнее даётся обучение в школе. И дело здесь совсем не в том, что девочки лучше учатся. Просто их тенденции в развитии больше подходят под требования школы: девочки усидчивее, у них часто шире словарный запас, они хорошо понимают словесные инструкции.

Однако это совершенно не значит, что мальчики не могут хорошо учиться. Просто для обучения детей важно учитывать ряд их гендерных особенностей.

READ
Болит между лопатками и отдаёт в грудную клетку — причины и как решить проблему?

Обучение мальчиков и девочек

Что нужно помнить при организации обучения мальчиков и девочек?

Мальчики лучше концентрируются на одном предмете, в то время как девочки хорошо справляются с параллельным решением нескольких задач,

Девочки хорошо воспринимают вербальные инструкции, мальчики лучше понимают визуальные образы,

Мальчики меньше нуждаются в контакте глаза в глаза, принуждение к визуальному контакту даже может вызывать речевые трудности,

Мальчики проявляют показывают себя лучше в выявлении закономерностей,

Девочки меньше отвлекаются на посторонние раздражители,

Мальчики по своей природе более напористые и склонны к соперничеству, легче идут на риск, хуже принимают запреты,

Девочки лучше понимают сложные инструкции, состоящие из нескольких шагов, лучше работают по образцу,

Мальчики лучше замечают детали,

Девочки способны к более быстрому переключению между задачами, мальчикам требуется время на включение в новую деятельность,

Девочки имеют несколько больший объем памяти и лучшую способность к запоминанию,

Мальчики предпочитают физические игры, в то время как девочкам часто нравятся игры в слова.

Важно также помнить, что биологические предпосылки хоть и направляют развитие ребенка, но не определяют его. Огромное влияние, возможно даже большее чем генетика, оказывает среда развития ребенка. Так, мальчишка с уже неплохо развитым пространственным мышлением скорее всего часто будет играть в любимый конструктор и лазить по деревьям, что в свою очередь будет ещё больше развивать его навыки ориентировки в пространстве. В то время как общительная и чуткая девочка предпочтет игру в дочки-матери или «семейку», тем самым ещё больше развивая свои вербальные и социальные навыки.

Биологические особенности – только первые ступеньки большого пути становления личности. Опыт, через который проходит ребенок, влияет на развитие и успешность ребенка даже больше, чем его врожденные данные. Именно поэтому так важно понимать, чем мы наполняем жизнь наших детей.

Выводы

Развитие мальчиков и девочек различается с самого первого дня жизни. Зависящий от пола гормональный фон влияет на огромное количество систем организма, в том числе и на мозг. Ученые установили, что в среднем активность мозга в некоторых зонах у мужчин и женщин различается. Это приводит к психологическим различиям: развитие мышления и речи, особенности памяти и восприятия. Так, мальчики обладают гораздо лучшим пространственным восприятием и мышлением, а девочки превосходят мальчиков в умении использовать и понимать речь.

Несмотря на научность этих данных никто не осмелится сказать, что закономерности применимы ко всем мальчикам и девочкам и не поддаются корректировке. Наоборот, во-первых, не все мальчики и девочки вписываются в данные характеристики. Во-вторых, организация среды и включение разнообразной активности в жизнь малыша – это несомненно гораздо более весомый фактор в развитии счастливого и разносторонне развитого ребенка.

Заключение

Учет психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек – неотъемлемая часть в планировании занятий с малышами. Все педагоги детских Монтессори клубов «Созвездие» имеют профильное образование и обладают ресурсами для построения занятий с учетом гендерных особенностей детей.

Так, например, мы следим за тем, чтобы все вербальные инструкции были короткими, четкими и конкретными и предпочитаем наглядные и интересные демонстрации долгим объяснениям. Такие занятия вовлекают в процесс обучения всех: у мальчиков нет шансов «заблудиться» в обилии слов, а девочки вовлечены в процессы, при которых развивается их пространственное восприятие и мышление. При этом сами задания развивают навыки, необходимые для успешного школьника: произвольное внимание, речь, вербальное мышление, память, а также коммуникативные навыки.

Физическое развитие дошкольников с учетом гендерного аспекта

Голубова, С. В. Физическое развитие дошкольников с учетом гендерного аспекта / С. В. Голубова, Л. Ф. Емельянова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО “Издательство АСГАРД”, 2015. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8639/ (дата обращения: 10.02.2022).

Половая принадлежность ребенка — одна из основных характеристик его личности. Вопрос учета и формирования роли является наиболее актуальным, с одной стороны, и наименее разработанным — с другой. Физическое воспитание мальчиков и девочек во время непосредственно образовательной деятельности по физической культуре практически не имеет различий: те же упражнения, те же нагрузки, те же методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Современное требование индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка.

Уровень развития физических навыков для ряда основных двигательных умений у детей в зависимости от пола имеют существенные различия. Исследование подтверждает наличием существенных различий в развитии метания на дальность предмета. Прирост показателей у девочек с 6–7 лет составил 2,5 %, в то время как у мальчиков 17 %. Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они часто самостоятельно выполняют их.

Наблюдения так же показали, что уже в пятилетнем возрасте наблюдаются значительные различия между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Таким образом, обучение без учета гендерного аспекта не может дать положительных результатов в ряже показателей двигательных навыков у детей.

Учет половых особенностей в процессе непосредственно образовательной деятельности, ведется по таким критериям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методики обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, их двигательные предпочтения, взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений, требования к качеству выполнения заданий, диагностика физического состояния.

Подбор упражнений ведется в зависимости от способа организации совместной деятельности детей и педагога:

– Одно их трех занятий в неделю проводится для мальчиков и для девочек по отдельности. На этих занятиях организуются те виды деятельности, которые интересны данной группе детей (например, с мальчиками отрабатывается техника ведения мяча, техника выполнения броска в баскетбольное кольцо; с девочками — упражнения с лентами, скакалками, хождение по гимнастической скамье)

READ
Постоянный насморк у ребенка: что делать, почему у малыша постоянно заложен нос и сопли, причины частого ринита

– все занятие проводятся совместно, но часть занятия для девочек и мальчиков имеют отличия. В свою очередь этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности.

– в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия, они делятся на группы в зависимости от пола ребенка, и каждая группа выполняет свое задание:

– на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но педагог предлагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек. Например, в общеразвивающих упражнениях — исходное положение; в полосе препятствий — условия преодоления препятствий; мальчики — перелазают, девочки — подлезают; в метании — расстояние до цели; в ритмической гимнастике — рисунок движения; в упражнениях на развитии силы мышц — дозировка. При проведении этого варианта занятий, чтобы не снижать моторную плотность, использует карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек (карточки- задания)

Следующее на что обращается внимание при организации двигательной деятельности — это нормирование физической нагрузки для девочек и мальчиков. В первую очередь это индивидуальные особенности детей: состояние здоровья, физическая подготовка. Так, в группе всегда можно выделить несколько мальчиков с низким уровнем физической подготовленности, которым повышать физическую нагрузку следует постепенно. В то же время требования полоролевого воспитания предполагает формирование у детей установки: мужчина должен быть сильным, чтобы защитить слабого, уметь брать на себя ответственность. Поэтому двигательная деятельность детей организуются так, чтобы постоянно акцентировать внимание детей на том, что мальчики выполняют более трудные упражнения, но так же следит за тем, чтобы не нанести вред их здоровью. Этого можно добиться, используя различные варианты заданий. Например, упражнения «поднятие туловища вверх из положения- лежа», значительно усложняется, если ребенок не помогает себе руками, а держит их за головой. Педагог громко объявляет, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины, — 10 раз. А потом, не привлекая внимания детей, предлагает физически не подготовленным мальчикам выполнить это упражнение с махом рук, а девочкам, для которых это не сложно, в положении «руки за головой».

Учитывая уровень физической подготовленности детей, не следует забывать о половых отличиях в реакции детского организма на физическую нагрузку. Упражнения, требующие проявления силы, следует очень осторожно использовать в физическом воспитании дошкольников, особенно девочек.

В процессе обучения сложным двигательным действиям педагог может использовать различные «технологические схемы» овладения данными видами движения для мальчиков и девочек: разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования. Все это, в первую очередь связано с тем, что существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают различные трудности и требуют большего времени для овладения (например, метание в дальность и цель).

Для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства, поэтому чаще следует планировать организованную образовательную деятельность по физической культуре на улице.

Во время проведения организованной образовательной деятельности по физической культуре, так же следует обращать внимание и на эмоциональное состояние детей. Ведь девочки реагируют эмоционально на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики же реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.

Мальчики больше подвержены стрессу. У них сложнее происходит адаптация к новой ситуации, а физические упражнения служат эффективным средством преодоления стрессового состояния.

Следует, уделяет внимание двигательным предпочтениям детей, а они предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Поэтому педагог может предложить мальчикам спортивные игры. При предоставлении свободы выбора мальчики берут мяч и пытаются играть в футбол. Если же мяч попал в руки девочкам, они чаще всего начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Требования к качеству выполнения заданий и результатам их выполнения по отношению к мальчикам и девочкам должны быть разумными. И поэтому в процессе игр и других видах двигательной деятельности следует обратить внимание в первую очередь на то, что бы мальчики выполняли задание четко, ритмично, затрачивая при этом максимум силы, а девочки — пластично, выразительно, грациозно. Требования к результатам также различны. Например, в прыжках со скакалкой хорошим результатом для мальчиков можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат — усложненные варианты прыжков. При организации ряда упражнений (например, метание в цель) педагог предусматривает различные условия их выполнения для мальчиков и девочек.

В игре мальчиков больше интересует результат, поэтому в выборе они чаще ориентируются на физические качества партнера, его умения. Девочек же в выборе больше интересует отношения с партнерами. Организуя детей на работу в группе либо в паре делается акцент на то, чтобы каждому ребенку было комфортно работать друг с другом. Мускулинным девочкам куда комфортнее в обществе мальчиков, а феминные мальчики предпочитают общество девочек и часто избегают контакта со сверстниками своего пола, а так же мускулистыми девочками. В таких ситуациях педагог формирует пары так, чтобы с феминным мальчиком была андрогинная девочка. Таким образом, избежав дискомфортных ситуаций, можно способствовать большей продуктивной деятельности данной пары их гармоничному физическому и психическому развитию.

Содержательная сторона двигательной активности так же имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек свои двигательные предпочтения, поэтому организуя игры, подбирая атрибуты, педагог должен это учитывает. Ребенок будет заниматься тем, что ему интересно, лучше удается и в чем ярко проявляются его особенности, связанные с полом.

1. Доронова, Т. Н. Мальчики и девочки 3–4 лет в семье и детском саду./Доронова Т. Н.-М. Линка-Пресс, 2009.

READ
Первая помощь при болях в сердце — что нужно предпринять в первую очередь

2. Доронова, Т. Н. Пол или гендер?/журнал Обруч.-2009. — № 3-с.3–6

3. Еремеева, В.Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам./ Еремеева В. Д., Хризман Т. П.- М.:Линка-Пресс, 1998.-184 с.

4. Нагель, О.П., Румянцева, О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста. /журнал Дошкольная педагогика.-2009. — № 2-с.11–16

5. Федорова, Т. И. Примак, О. Г. Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада. /журнал Дошкольная педагогика.-2009. — № 2-с.17–21

Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, упражнение, физическая нагрузка, двигательная деятельность, педагог, ребенок, физическая культура, образовательная деятельность, организованная образовательная деятельность.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной.

Продолжительность двигательной активности, ч. Младшая (мальчики и девочки). 15 – 20. 2500 – 3000.

Основные термины (генерируются автоматически): нагрузка, двигательная активность, нормативный уровень, урок физкультуры, физическая подготовленность.

Педагогические условия организации физического воспитания.

Педагоги должны так организовывать занятия физическими упражнениями, чтобы реализовать и профилактическую, и развивающую функции: во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности детей, возникающий в условиях современной жизни.

О самостоятельной двигательной деятельности детей.

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Применение нетрадиционных средств физического воспитания.

Педагогические наблюдения за детьми 5–6 летнего возраста в количестве 40 человек (20 девочек, 20 мальчиков) проводились с 1 октября 2015 по 15

широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений. Результаты исследования.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на.

ребенок, образовательная деятельность, физическая культура, сектор, физкультурный зал, движение, организованная деятельность, сектор прыжков, свободный выбор, двигательная активность.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

Осуществить эти две задачи становится возможным посредством изменения методики проведения организованной образовательной деятельности, использованием не только стандартного спортивного оборудования и инвентаря.

Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Организация форм и методов работы при реализации ООД.

образовательная деятельность, физическая культура, упражнение, ребенок, детский сад, игра, здоровый образ жизни, образовательный процесс, совместная образовательная деятельность.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной.

Продолжительность двигательной активности, ч. Младшая (мальчики и девочки). 15 – 20. 2500 – 3000.

Основные термины (генерируются автоматически): нагрузка, двигательная активность, нормативный уровень, урок физкультуры, физическая подготовленность.

Педагогические условия организации физического воспитания.

Педагоги должны так организовывать занятия физическими упражнениями, чтобы реализовать и профилактическую, и развивающую функции: во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности детей, возникающий в условиях современной жизни.

О самостоятельной двигательной деятельности детей.

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Применение нетрадиционных средств физического воспитания.

Педагогические наблюдения за детьми 5–6 летнего возраста в количестве 40 человек (20 девочек, 20 мальчиков) проводились с 1 октября 2015 по 15

широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений. Результаты исследования.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на.

ребенок, образовательная деятельность, физическая культура, сектор, физкультурный зал, движение, организованная деятельность, сектор прыжков, свободный выбор, двигательная активность.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

Осуществить эти две задачи становится возможным посредством изменения методики проведения организованной образовательной деятельности, использованием не только стандартного спортивного оборудования и инвентаря.

Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Организация форм и методов работы при реализации ООД.

образовательная деятельность, физическая культура, упражнение, ребенок, детский сад, игра, здоровый образ жизни, образовательный процесс, совместная образовательная деятельность.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД 5-17 ЛЕТ

Как развивается работоспособность наших юных спортсменов, как над чем и с какой интенсивностью им предстоит работать на всём периоде обучения в спортивных школах, об этом и самим ребятам, и конечно же их родителям, знать не только полезно, но и настоятельно рекомендуется. Данная статья отвечает на все эти вопросы наиболее полно и развёрнуто. Читаем, запоминаем, делаем выводы.

1. Особенности динамики физических качеств у детей.

В современной практике большое значение имеет осведомленность тренера о наиболее благоприятных, так называемых сенситивных возрастных периодах развития основных физических качеств, когда эти качества наиболее чувствительны к влиянию тренировки (Тихвинский и др., 1991)

Следует учитывать, что возрастные изменения носят неравномерный характер, а периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. Принято различать хронологический (паспортный) и биологический возрасты. Биологический возраст характеризуется уровнем скелетного, физического и функционального развития детей и подростков. В пубертатном периоде у подростков одного хронологического возраста различия по биологическому возрасту могут достигать от 1 до 3- 4 лет.

Наиболее распространёнными критериями биологической зрелости организма являются костный возраст и степень выраженности вторичных половых признаков. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно (но не обязательно) имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровням развития силовых способностей, функциональной производительности и весоростовым данным.

Примерно 60 – 65% девочек 12 — 14 лет и мальчиков 13 — 15 лет демонстрируют нормальные (среднестатистические) уровни полового развития, а 35 — 40 % составляют подростки, относящиеся к акселерировнному или ретардированному типам биологического развития.

READ
Болит живот и сердце — симптомы, и в чем может быть причина?

Учет индивидуальных, уровней и темпов полового созревания при планировании многолетней тренировки позволит наиболее полно реализовать генетические программы роста и развития юных спортсменов.

Согласно теории «сенситивных периодов» направленная физическая тренировка оказывает наибольшее влияние на развитие отдельных компонентов работоспособности именно в периоды их интенсивного естественного роста. Интенсивное увеличение аэробных возможностей приходится на предпубертатную и начало пубертатной фазы индивидуального развития (при степени выраженности вторичных половых признаков, соответствующей оценке 1 — 4 балла), а максимальной силы, скоростно-силовых способностей и анаэробной производительности — на вторую половину соответственно пубертатной фазы (при достижении степени выраженности вторичных половых признаков в 5 -7 баллов) (Булгакова, Тимакова, Глужаковский, 1985; Манцевич, 1986).

Контроль уровня биологической зрелости юных спортсменов особенно важен для определения сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.
Известно, что при работе с девочками пловчихами, восточногерманские тренеры резко (иногда в 2 – 3 раза) повышали общий объем плавания и объем силовых нагрузок при вступлении спортсменок в собственно пубертатную фазу развития, что позволяло направить процессы роста и развития в оптимальное русло и добиться в результате тренировки максимального прироста силовых и функциональных возможностей. Такой подход требует регулярного контроля за темпами полового созревания юных пловцов. (Волков, Филин.,1983).

Кроме того, определение биологического возраста повышает надёжность прогноза физических потенций юных спортсменов (Живилов, 2000). Если до начала периода полового созревания два юных спортсмена имели примерно одинаковые тотальные размеры тела, уровни силовых и функциональных возможностей, то к зрелому (дефинитивному) возрасту окажется выше, сильнее и выносливее тот из них, которых позже вступит в пубертат.

1.1.Развитие физических способностей в зависимости от возраста, пола
и индивидуальных различий.

Одним из компонентов структуры физических способностей человека является мышечная сила.

• Сила определяется, как способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий.

Сила мышц тесно связана с ростом костной и мышечной ткани, развитием суставно-связочного аппарата. Она зависит от способности управлять работой (координировать её) отдельных мышц. Силу мышц удаётся измерить уже в возрасте 4х- 5 лет.

Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. Так сила разгибателей туловища увеличивается с 11 до 14 лет с 72,0 кг до 90,8 кг, а с 14 до 17 лет — до 144 кг.

Наибольшее увеличение силы отмечается при разгибании бедра, туловища, наименьшее – при сгибании кисти, предплечья. В результате неравномерного прироста силы отдельных мышц в каждом возрастном периоде изменяется соотношение силы различных мышц.

С 14 лет для развития силы мышц рекомендуют применять разнообразные упражнения с отягощением, умеренные статические усилия. Напротив, значительные силовые нагрузки могут отрицательно сказаться на растущем организме (Кузнецова, 1997).

1.1.1. Особенности развития скоростно-силовых способностей
девочек и девушек.

При изучении дифференцированного развития скоростно-силовых способностей по показателям выпрыгивания было определено, что представители всех уровней физического развития с 8 до 17 лет почти одинаково увеличивают свои скоростно-силовые способности.

В отличие от среднего и ускоренного уровней физического развития, девочки ретарданты наибольшее увеличение в темпах развития данной способности показывают в подростковом возрасте, наименьшее в старшем. Можно сделать следующий вывод: что у представительниц замедленного физического развития эта способность формируется несколько позже по сравнению с девочками среднего и выше среднего уровней развития.

Если сравнить результаты в скоростно-силовых показателях девочек и девушек разного уровня физического развития, то можно отметить, что представительницы замедленного уровня — ретарданты почти во всех, возрастах, уступают своим сверстницам среднего и ускоренного физического развития.

1.1.2. Особенности развития скоростно-силовых способностей
мальчиков и подростков.

Определённые особенности в дифференцированном развитии скоростно-силовых способностей имеют мальчики и подростки.

Как у акселератов, так и у ретардантов, наблюдается несколько возрастных периодов значительного прироста. Наиболее благоприятны для педагогического воздействия такие возрастные периоды: 10 — 11,12 — 13 и 15—16 лет. При этом следует заметить, что в возрасте от 8 до 9лет с 11 до 12 и с 13 до 14 лет наблюдаются спады в развитии данной способности. В остальных возрастных периодах, за исключением с 16 до 17 лет, происходит увеличение.

И хотя активное развитие происходит почти во всех возрастных этапах, наиболее благоприятными периодами для специального воспитания необходимо признать младший и старший школьный возрасты.

Возрастному развитию силы разных групп мышц человека посвящено большое количество исследований. Выводом из наших исследований является то, что развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой специфический путь развития.

1.2. Развитие быстроты

Быстрота – это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надёжная взаимосвязь. Так высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Время реакции зависит от возраста. Впервые латентный период реакции удаётся определить в возрасте 2 — 3 лет. Он составляет 0,50 — 0,90 сек. Но уже в возрасте 5-7 лет время реакции снижается до 0,30 – 0,40 сек. В последующие годы происходит дальнейшее снижение показателя быстроты. Для разных групп мышц уменьшение времени реакции неодинаково.

1.2.1. Развитие скоростных способностей у девочек и девушек.

Скоростные способности девочек и девушек со средним уровнем физического развития с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.

Скоростные способности у девочек с уровнем развития выше среднего, активно развиваются до 16 летнего возраста и имеют несколько достоверных периодов увеличения: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 13 до 14 лет. При этом наибольшее развитие наблюдается с 8 до 9 лет.

READ
У вас обнаружили ВИЧ – что делать? Когда мы окончательно победим ВИЧ?

У девочек с уровнем физического развития ниже среднего, скоростные способности, с 8 до 17 лет также имеют периоды активизации и стабилизации. Наиболее активный период развития — до 15 лет, когда эта способность увеличивается в 1,3 раза.

Общей закономерностью является тот факт, что если в предпубертатном и пубертатном периодах школьницы с уровнем физического развития ниже среднего отставали в суммарном темпе прироста, то в постпубертатном они опережают своих ровесниц со средним уровнем за счёт ” скачка” (0,5сек), а затем сравниваются с ними.

Лица с уровнями физического развития ниже и выше среднего , несмотря на одинаковое увеличение скоростных способностей с 8 до 17 лет (1,3 раза), имеют отличия по показателям абсолютных и относительных величин.

В пяти возрастных периодах (9, 11, 13, 14 и 16 лет) по абсолютным показателям преимущество на стороне школьниц с уровнем физического развития выше среднего и только в двух возрастах (15 и 17 лет) они выше у девушек с уровнем ниже среднего.

Вывод: таким образом, на формирование скоростных способностей значительное влияние оказывает уровень физического развития. Это отчётливо проявляется в следующие возрастные периоды:

У ретардантов с 8 до 10 и с 13 до 15 лет;

у лиц со средним уровнем развития с 8 до 11 и с 12 до 14 лет; у акселератов с 8 до 9, с 10 до 11 и с 13 до 14 лет.

1.2.2. Развитие скоростных способностей у мальчиков и подростков.

У мальчиков увеличение темпов развития скоростных способностей наблюдается с 9 – 12 лет, и с 13 до 16 лет, уменьшение — с 8 до 9 лет и с 16 до 17 лет, а стабилизация с 12 до 13 лет, то есть на протяжении 10 лет скоростные способности интенсивно развиваются, при этом наибольший темп прироста приходится на подростковый возраст. Это позволяет считать весь школьный период, за исключением 12 – 13 лет и 16-17 лет, наиболее эффективным для воспитания скоростных способностей.

Мальчики и подростки со средним уровнем физического развития в развитии скоростных способностей не отличаются от своих сверстников-акаселератов и ретардантов. Исключение составляют 14-летние подростки.

В этот период они показывают более низкие результаты, чем ретарданты в 12, 16 лет.
У акселератов в развитии скоростных способностей наблюдается два увеличения – с 9 до 11 лет, где оно равно и с 12 до 15лет.

Значительная активизация в развитии приходится на подростковый и старший школьный возраст, хотя и в младшем возрасте есть все предпосылки для воспитания быстроты.

Увеличение возрастных темпов прироста идёт более равномерно и заметных скачков не наблюдается. Однако в 10,14,15 и 16 лет акселераты показывают результаты ниже, чем ретарданты, а в 12 и 16 лет ниже, чем лица со средним уровнем физического развития. Ретарданты в развитии скоростных способностей несколько опережают своих сверстников. У них наблюдается два основных этапа в развитии быстроты — это следующий возраст с 9 до 11 лет и с 13 до 15 лет.
Как видно, препубертатный и пубертатный возрастные периоды наиболее благоприятны для воспитания скоростной способности.

Общим выводом из всего выше сказанного является то, что ретарданты по сравнению с лицами со средним уровнем физического развития только в 14 лет показывают лучшие результаты.
Таким образом, дети и подростки разного уровня физического развития в младшем школьном возрасте показывают в быстроте движений одинаковые результаты.

1.3. Развитие выносливости.

Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно.

В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет.

Данные позволяют считать, что в возрасте 13 — 14, 14 —15 ,и 16—17лет есть все предпосылки для целенаправленного воспитания выносливости. Однако с 13 до 16 лет прослеживается некоторая стабилизация в развитии выносливости, которая завершается ” скачком ” в сторону увеличения с 16 до 17 лет.

Можно сделать вывод, что по ежегодному темпу прироста выносливости дети и подростки с уровнем физического развития ниже среднего не имеют явных преимуществ перед своими сверстниками. Ретарданты в развитии выносливости в 13 лет опережают школьников со средним уровнем физического развития. Однако уже в 14 и 15 лет ретарданты в результатах на выносливость уступают школьникам со средним уровнем. В 17 лет их результаты одинаковы. Что касается отличий в развитии выносливости между ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстников на протяжении целого ряда лет, 12 , 13 и 17 лет, как в подростковом, так и в старшем школьном возрасте.

Нельзя не отметить, что у детей и подростков акселератов существует несколько чувствительных зон и для воспитания выносливости. Эти зоны у мальчиков и девочек наблюдаются в подростковом возрасте, а в старшем школьном возрасте у юношей планируется такой же объем нагрузки, как в предыдущие возрастные периоды (подростковом), для девушек, в силу снижения темпов развития данной способности, объем средств уменьшается до средних и малых величин.

Подводя итог можно сказать, что биологическая надёжность организма определяется в большей степени силой взаимосвязи всех его систем, а не отдельно взятой системы. В определённый возрастной период, когда эта взаимосвязь значительно ослабевает, происходят изменения в растущем организме: формируются системы, которые требуют большого энергетического обеспечения. В период же, когда взаимные связи между системами сильнее, процесс формирования уже завершен и ” затухают ” внутренние противоречия в организме, на которые расходовалась значительная часть энергии. Отсюда напрашивается вывод, что такой период может быть благоприятным для применения большого объёма нагрузок.

То есть, эти нагрузки не будут действовать избирательно, на какую – либо отдельную систему, а будут распределяться равномерно на весь организм в целом.

Ссылка на основную публикацию