Сосательный рефлекс у новорожденных: отсутствие или слабый рефлекс сосания

Сосательный рефлекс у новорожденных: отсутствие или слабый рефлекс сосания

Как очаровательно выглядит трехмесячный карапуз, донесший пальчик до ротика! Но совершенно по-другому смотрится трехлетка, постоянно сосущий палец.

Почему же так происходит и что делать, если «палец во рту» вошел в привычку?

Вкусные пальчики

Впервые палец во рту оказывается у ребенка еще в те времена, когда он находится в утробе матери. Почему еще не рожденный малыш сосет палец, ученые могут только делать предположения. Одно из них – подготовка к грудному вскармливанию, развитие сосательного рефлекса. Второе – попытка успокоиться, ощущая материнскую тревогу. Какое из этих объяснений верно? Сам ребенок, конечно, не может ответить на этот вопрос, а достаточных научных данных пока нет.

В 3 месяца «палец во рту» становится достижением ребенка. Несмотря на всю внутриутробную тренировку, лишь в этот период координация движений становится достаточной, чтобы произвольно, т.е. по собственному желанию, а не случайно, донести до рта руку. Малыш еще несколько недель будет продолжать осваивать координированные движения «рука – рот», и мешать ему в этом было бы ошибкой.

Но вот ребенку уже около 1 года или больше. И родители замечают, что он снова сосет палец, чаще всего большой.
И чувствуют тревогу, ведь если привычка закрепится, проблем не избежать. Родителей пугают глисты, неправильное формирование прикуса, да и просто – это некрасиво!

И начинается борьба «с пальцем», часто столь жестокая, сколь и бессмысленная. Ведь сосание пальца имеет разные причины, и в каждом случае нужно действовать особо, чтобы помочь ребенку.

Мешает ли сосание пальца самому малышу? Скорее нет, чем да. Пока ему не исполнится 5–6 лет, сверстники вообще не обратят на это внимание, а предметом насмешек он станет не раньше чем в школе. Так значит, эта детская привычка мешает скорее нам, взрослым. Сосание пальца – достаточно яркий симптом, свидетельствующий о возможном психологическом неблагополучии малыша.

Помощь заключается не в том, чтобы избавиться от симптома, а чтобы выявить проблему, которая ведет к такому поведению. Именно поэтому запрещение сосать палец, битье по рукам, убеждения ни к чему не ведут. Они не решают той проблемы, которая привела к возникновению вредной привычки! Давайте попробуем разобраться с основными причинами сосания пальца.

Сосательный рефлекс

  • Моему Костику 5 месяцев. Меня беспокоит то, что он часто сосет свои пальцы. К сожалению, у меня было мало молока, и уже к концу первого месяца жизни Костик получал питание из бутылочки. Проблема началась в 3 месяца, когда малыш «нашел» свои ручки. Он быстро натренировался, и пальчики теперь находятся во рту слишком часто. Костик долгожданный, любимый ребенок, и все в нашей семье относятся к нему с нежностью и вниманием. Но я не могу понять, чего же ему не хватает?

Младенцы до 1 года нередко сосут пальчики, если их сосательный рефлекс не удовлетворен в той мере, в которой необходимо. У некоторых детей рефлекс сильнее, чем у других, и даже в условиях грудного вскармливания они сосут все вокруг, включая собственные руки.

Речь о неудовлетворенном сосательном рефлексе может идти в следующих случаях:

  • Вашему малышу не более 1,5 лет. В норме этот рефлекс начинает постепенно затухать в возрасте полугода и окончательно угасает около 1,5 лет.
  • Ребенок слишком быстро ест, например проводит у груди или бутылочки 5–10 минут. Если вскармливание грудное, то причиной может быть «тугая» грудь при слабых мышцах рта у малыша. Или же наоборот – молока много, и малышу почти не нужно трудиться. При искусственном вскармливании причиной нередко становится слишком большая дырочка в бутылочке.

При отсутствии грудного вскармливания кроха не умеет пить из бутылочки – например, пьет только из ложки. Это может произойти и в той ситуации, когда мама сознательно не приучает малыша к бутылочке, надеясь вернуться к грудному вскармливанию после вынужденного перерыва – например, после приема лекарств, несовместимых с кормлением грудью.

Если вы предполагаете, что инстинкт сосания может быть не удовлетворен, можно предпринять следующее:

  • Продлите время сосания груди. Если малыш находится на грудном вскармливании, не спешите заканчивать кормление. Позвольте крохе находиться у груди и 30, и 40 минут, даже если он лишь чуть-чуть ее подсасывает, уже заснув. Особенно актуальна эта рекомендация для малышей первых месяцев жизни.
  • Если ваш малыш «искусственник», то следите за тем, как долго он сосет бутылочку. Хорошо, если отверстие в бутылочке подобрано так, чтобы ребенок сосал 15–20 и более минут. Соска к бутылочке должна быть подобрана по возрасту, о чем можно прочитать на упаковке.
  • Купите пустышку. В настоящее время ведутся споры о том, нужна ли она ребенку. Конечно, выбор за вами, но если у малыша сильно развитый или недостаточно удовлетворенный рефлекс сосания, то пусть он лучше сосет качественную соску, чем у него сформируется привычка сосать палец или язык. В конце концов, от соски отказаться легче, после 1,5 лет «подарив» ее другому малышу, а вот палец или язык подарить не получится.
READ
Симптомы, диагностика и терапия арахноидальной кисты головного мозга. Чем опасна киста задней черепной ямки

Стоит отметить, что у малышей до 1 года неудовлетворенный сосательный рефлекс – не единственная причина, чтобы сосать пальчики. Часто рука ребенка оказывается у него во рту в тот момент, когда он хочет есть. Тогда кроха с жадностью начинает ее сосать, раздражаясь и плача, что из нее не течет молоко. Такое сосание пальцев не перерастет в привычку, если мама будет своевременно реагировать на подаваемые сигналы, а еще лучше – предлагать грудь прежде, чем малыш будет слишком голоден.

Также уже в этом возрасте одной из причин может быть скука. Если мама проводит много времени с малышом, ласкает его, берет на руки, играет, то у ребенка остается не так уж много времени на сосание пальцев или других предметов. Кроха все равно будет «все тянуть в рот», но по-другому. Предмет или пальчики оказываются во рту на несколько секунд, затем ребенок вынимает их и рассматривает. Затем снова «пробует на вкус», уже чуть более длительное время, затем снова рассматривает. Эта последовательность может повторяться несколько раз. Также в нее включаются и другие действия: малыш может стучать предметом (или рукой по какой-то поверхности), трясти его, кидать. Все это – исследовательское поведение. Если же вы видите, что кроха «застыл», его взгляд стал отсутствующим и он сосет палец или что-то еще – пора отвлечь его, пока это не стало вредной привычкой.

Вредная привычка

  • Моей дочке Лизе 2 года 5 месяцев. У нас проблема: малышка не может заснуть, не пососав большой палец на правой руке. Я замечаю, что палец также оказывается во рту, когда Лиза смотрит мультфильмы или когда она устает или расстраивается. Но я не хочу пока мазать пальцы чем-то горьким, мне жалко свою дочку. Как помочь малышке избавиться от этой привычки?

Давайте для начала разберемся, что же такое «привычка». Привычка – это любое повторяющееся поведение, сформировавшееся по принципу «стимул – реакция», с каждым разом возникающее все более автоматически. Иначе говоря, когда-то случилось так, что ребенок был слишком возбужден перед сном, в ротик ему случайно попал пальчик. Ощущения понравились малышу: пальчик теплый, и его посасывание было приятным. Кроха успокоился и заснул. Через несколько дней ситуация повторилась, ребенок повторил и действие: засунул палец в рот, чтобы заснуть. И постепенно это вошло в привычку: даже когда малыша ничего не тревожит, он должен взять палец в рот перед сном. Это стало «кнопкой», включающей засыпание.

Привычки, которые помогают успокоиться, распространяются и на другие ситуации, в которых ребенок испытывает негативные эмоции. Вечерняя усталость, пребывание в одиночестве в своей комнате, недовольство родителей поведением малыша, испуг – эти и другие похожие ситуации требуют успокоения. И на помощь приходит «сладкий пальчик», становясь универсальным средством!

Часто родители недоумевают: ребенок любимый, вниманием не обделен, стрессов не переживал, так откуда же привычка, похожая на невротическую? Родители начинают копаться в себе, выискивая тайные проблемы, влияющие на малыша. Возможно, эта «работа над собой» и небесполезна. Но все же сосание пальца, особенно в возрасте до 3 лет, далеко не всегда связано с чем-то очень серьезным. На втором-третьем году жизни кроха переживает целую эпоху стереотипных форм поведения (повторяя что-то вновь и вновь), которая затем сменяется новым этапом развития. И проблема «пальца» может сама бесследно исчезнуть.

Если разобраться, то мы все состоим из привычек. Наличие привычек оптимизирует нашу жизнь, иначе мы тратили бы массу времени, каждый раз перебирая варианты возможных действий в уже знакомых ситуациях. Вот и сосание пальца для ребенка – это «палочка-выручалочка», помогающая ему успокоиться и уравновесить внутреннее состояние. Нет, автор не утверждает, что сосать палец – это хорошо. Но нужно понимать, что эта привычка несет для ребенка ту же пользу, как для нас, взрослых, другие действия, помогающие успокоиться. Мы покусываем кончик ручки, обдумывая проблему, теребим кулон или прядь волос, потираем руки, дотрагиваемся до губ или висков. Каждому из нас требуются определенные привычки, помогающие в сложных ситуациях.

READ
Сколько брать подгузников в роддом и как их выбрать?

Все это означает только одно: если вас раздражает привычка ребенка сосать палец, то вы должны научить его другим способам успокаиваться или занимать себя. Нельзя просто искоренить привычку, не предложив ничего взамен. Она либо вернется в первоначальном виде, либо перейдет в другую, не менее раздражающую: обгрызание ногтей, посасывание губ или языка, сосание игрушки и т.д. Именно поэтому в случае устоявшихся привычек так неэффективны бывают запреты, воспитательные беседы, намазывание пальца чем-то невкусным. Все эти меры не предлагают ничего взамен.

Итак, если сосание пальца – это привычка, то вы можете действовать таким образом:

  • «Поймайте» привычку в самом начале. Помните, чем дольше продолжается цикл «стимул – реакция», тем привычнее становятся нежелательные действия. Посмотрите, в какой ситуации малыш сосет палец – при скуке, тревоге, усталости? Предложите замену. Например, если ребенок сосет палец перед сном, вы можете сделать ему массаж пальчиков и всего тела, при этом что-то тихо напевая. До сна можете предложить крохе игры с водой, которые прекрасно стимулируют нервные окончания всего тела, в том числе и пальцев: те же тепло, вода, массирующее воздействие, как и при сосании. Создайте такой ритуал укладывания, который поможет малышу расслабиться без сосания пальца.
  • Есть ли пример? Часто дети, приобретающие дурные привычки, неосознанно копируют важных для них людей. Например, ребенок может подсмотреть привычку сосать палец у брата или сестры (как младших, так и старших) и даже у взрослых, если кто-то из них в задумчивости может посасывать пусть не сам палец, а косточку на руке. Если примером стал кто-то из взрослых, ему нужно самому избавиться от данной привычки, иначе все остальные меры будут неэффективны. Если примером стали брат или сестра, подумайте, как вы организуете время, которое проводите с детьми? Достаточно ли уделяете каждому позитивного внимания? Если оба ребенка сосут пальцы – проблема серьезнее и глубже: лучше проанализировать ее с психологом.
  • Отвлекайте, но с умом. Когда вы видите, что кроха сосет палец, лучшее, что вы можете сделать, – это мягко отвлечь малыша, не упоминая при этом, что он делает что-то не то. Вы можете пригласить его поиграть, потанцевать, заняться поделками, развивающими мелкую моторику, почитать книгу. В общем, заняться любым делом, чтобы кроха не сосал палец просто от скуки. Если ребенок сосет палец в состоянии усталости, нужно его обнять, приласкать, сделать общий массаж и массаж рук. Хорошо, если у вас в запасе будут веселые стихи, под которые можно заняться пальчиковой гимнастикой. Но при этом важно помнить следующее: если вы начинаете заниматься с ребенком только после того, как увидите «палец», то привычка сосать его никуда не исчезнет. Просто «палец» станет кнопкой включения общения с вами. Поэтому важно, чтобы вы предлагали игры и расслабление еще до того, как палец окажется во рту, поняв, что ребенок находится в том состоянии, когда ему нужна помощь.
  • Не ругайте малыша и, если можете, поменьше обращайте на сосание пальца прямое внимание. Дело в том, что пока привычка неосознанна, она может уйти самостоятельно. В этом счастливое отличие детей от взрослых. Если же вы постоянно одергиваете ребенка: «Вынь палец изо рта!», бьете его по руке, заматываете бинтом, то привычка закрепляется уже на сознательном уровне. Более того, малыш получает инструмент для того, чтобы гарантированно привлечь ваше внимание, пусть и негативное.

Психологическая проблема

В 1 год 4 месяца Ваню пришлось отлучить от груди, так как его маме требовалась срочная операция. Малышу пришлось расстаться с мамой на две недели. Затем последовал развод родителей и оформление в детский сад. Ванечка интенсивно сосал палец. Мама старалась оградить ребенка от переживаний, делала все, чтобы он чувствовал ее любовь, понимание и поддержку. Она не применяла «радикальных» мер (пластыри, горькие жидкости), более того, Ване разрешалось «легально» сосать палец перед сном. Но мама объясняла, что это плохо влияет на зубки, да и микробы могут быть опасны, поэтому Ваня будет молодцом, если решит отказаться от этой привычки. В 4 года мальчик сам решил не сосать больше пальчик. Нужно ли говорить, что он получил самую горячую поддержку и восхищение своей мамы!

READ
Одышка в покое. Причины у пожилых, молодых людей, лечение

Не всегда проблемы в жизни ребенка настолько очевидны, как в случае с Ваней. От просто дурной привычки до симптома психологической проблемы – один шаг.

Вы можете предположить, что сосание пальца является показателем психологического неблагополучия в следующих случаях:

  • Ребенок пережил какой-то стресс. Это может быть смерть кого-то из близких или домашнего любимца, перенесенное заболевание (особенно с госпитализацией), сильный испуг. Ребенок может начать сосать палец не сразу, а через некоторое время после травмирующего события. Будьте внимательны!
  • Малыш живет в ситуации хронического семейного стресса. Если ваш быт сопровождают скандалы, выяснение отношений или «гнет молчания», то даже годовалый ребенок может реагировать на это невротическими проявлениями.
  • «Радостные» стрессы. Рождение еще одного ребенка, переезд в новую квартиру, выезд на отдых радостны для взрослых, а вот для малыша могут стать настоящим испытанием.
  • Ребенок не был желанным изначально. Чувство ненужности может сопровождать ребенка с самого рождения и приводить к глубоким проблемам в эмоциональном развитии. Если контакт между мамой и малышом нарушен, он не получает необходимого тепла и внимания, то реагирует множеством симптомов неблагополучия, включая сосание пальца.
  • Все меры по борьбе с «плохой привычкой» оказываются неэффективными. Вы пытаетесь сделать все, чтобы отвлечь ребенка, уделяя ему много внимания, но палец все равно оказывается во рту. Упорная привычка, на которую не влияют ваши действия, говорит о том, что проблема, возможно, глубже, чем кажется.

Сосание пальца в ситуации, когда оно является психологической проблемой, редко бывает единственным тревожным симптомом. После пережитого стресса малыш может утратить некоторые уже сформированные навыки – перестать есть самостоятельно, «забыть», как пользоваться горшком, «растерять» речь. Это называется регрессом развития. Если ситуация для ребенка благоприятна и ему стараются помочь, то прежние навыки восстанавливаются, а невротические симптомы исчезают. Если малыш живет в «холодной» семье, не чувствует эмоциональной привязанности, а уход за ним формален (одеть, накормить, уложить спать), то к сосанию пальца могут присоединиться различные страхи, например нового пространства, новых людей. Ребенок может демонстрировать «неадекватные» реакции: панику, пронзительный визг, агрессивные действия и др. Сосание пальца – лишь верхушка айсберга, когда малыш испытывает психологический дискомфорт. И совершенно бесполезно бороться с самой привычкой – нужно искать проблему и работать над ней. Обдумайте возможность обратиться к психологу за профессиональной помощью, потому что в каждом конкретном случае рекомендации по преодолению проблемы будут иными.

Таким образом, сосание пальца – яркий симптом, указывающий на то, что ребенку нужна помощь. В возрасте до 1 года это меры, помогающие удовлетворить сосательный рефлекс. С 1 года до 3 лет малышу требуется поддержка в состоянии тревоги, усталости, скуки, чтобы «палец» не стал вредной привычкой. После 3 лет, если ребенок сосет палец часто, то есть повод задуматься, нет ли психологических проблем, ведущих к такому поведению.

Ослабление глотательного или сосательного рефлекса у младенца

Сосательный и глотательные рефлексы у новорождённых — одни из наиболее важных врожденных рефлексов, так как от них зависит выживание ребенка. Без этих рефлексов малыш не может комфортно расти и полноценно развиваться.

Отсутствие сосательного и глотательного рефлексов связано с тяжелыми заболеваниями, опасными для жизни, поэтому следует незамедлительно искать причину и пытаться ее устранить. При ослаблении или полном отсутствии оральных рефлексов у Вашего ребенка необходимо обратиться в клинику «Эдкарик» в Калининграде — детский невролог осмотрит малыша и проведет всестороннее обследование.

Что такое оральные рефлексы?

Сосательно-глотательный рефлекс относится к врожденным оральным рефлексам, которые обеспечивают процесс сосания. Если ребенок родился в срок и здоровым, его прикладывают к груди, и он автоматически начинает сосать. После насыщения интенсивность рефлекса снижается (благодаря чему дети не передают), но через некоторое время он вновь пробуждается. Ритмичное посасывание успокаивает кроху и оказывает благотворное влияние на формирование его психики.

READ
При повышенном давлении озноб: почему трясет все тело, что делать и как это лечить

До какого возраста проявляется рефлекс сосания?

Начиная с полутора лет, сосательный рефлекс постепенно угасает, но рудиментарные движения языком и губами остаются еще на протяжении 2-2,5 лет.

Психологи утверждают, что преждевременное отлучение ребенка от груди приводит к развитию невроза навязчивых состояний. Это объясняется тем, что такие дети не имели возможность реализовать свою врожденную потребность в сосании. Невроз может проявляться в виде вредных привычек, от которых человек не может избавиться много лет:

  • непроизвольное сосание пальцев, кончиков волос, уголка подушки и других предметов;
  • неконтролируемое желание грызть ногти.

У взрослых нереализованная рефлекторная реакция проявляется в потребности курить, особенно в стрессовых ситуациях. Сами курильщики оправдывают это «желанием успокоиться».

По мнению специалистов, малыши, не прошедшие оральный этап развития, капризные, болезненные, плохо едят. В дошкольном возрасте они склонны к агрессии, могут кусаться и драться с другими детьми.

С чем связана слабость сосательно-глотательного рефлекса?

Снижение рефлекса у грудничков обусловлено такими причинами:

  • родовые травмы, гипоксия плода (в родах или внутриутробная), которые привели к поражению нервной системы;
  • паралич или парез черепно-мозговых нервов (блуждающего, тройничного, лицевого, подъязычного и языкоглоточного);
  • тяжелые заболевания внутренних органов, сопровождающиеся выраженной слабостью, вялостью, недомоганием;
  • плоская форма сосков у матери;
  • умственная отсталость;
  • поражение слизистой оболочки полости рта (стоматит);
  • заболевания, при которых нарушается дыхание через нос (ОРВИ, острый или хронический ринит любого происхождения).

Детки с ослабленным рефлексом вяло сосут грудь или соску бутылочки либо вообще отказываются от еды, быстро засыпают при кормлении. Таких малышей выписывают домой только тогда, когда они уже научатся хорошо сосать. В дальнейшем они должны наблюдаться у невролога, чтобы не пропустить неврологическую патологию.

Чем опасно отсутствие сосательно-глотательного рефлекса?

На восстановление рефлекса сосания уходит немало времени, однако при грамотных слаженных действиях медиков и родителей ребенка возможен благоприятный прогноз. Дети догоняют своих ровесников в развитии к концу первого года жизни (реже — третьего).

Если безусловный рефлекс восстановить не удается, возможны два варианта развития событий:

  • Ребенок умирает от истощения.
  • Дальнейшее кормление через зонд. Большинство таких детей не доживают до года, часть их них может протянуть до 2-3 лет. Смерть связана, в первую очередь, с нарушением деятельности пищеварительного тракта.

Как определить, почему ребенок плохо сосет грудь?

Обнаружить слабость безусловных рефлексов могут мама и неонатолог еще в родильном доме. Если ребенок здоров, врач обращает внимание на процесс кормления грудью. Возможно, причина связана с тем, что ребенок не может захватить губами сосок из-за неудобного положения на руках у матери. Если ослабление сосательного рефлекса обусловлено плоскими сосками, мама может использовать при кормлении накладки-корректоры или выполнять специальные упражнения, которые помогут вытянуть соски.

В том случае, когда предполагаемой причиной слабости сосательно-глотательного рефлекса является неврологическая патология, для ее обнаружения рекомендуется проведение ряда исследований:

  • неврологический осмотр,
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • рентгенография костей черепа;
  • магниторезонансная и компьютерная томография головного мозга;
  • ангиография церебральных сосудов.

При подозрении на инфекционные и воспалительные заболевания малышу назначают проведение общих клинических анализов крови и мочи. При необходимости детки консультируются другими специалистами узких профилей (эндокринолог, инфекционист, генетик, нейрохирург, стоматолог, ЛОР).

Как развить сосательный рефлекс?

Развитие рефлекса требует лечения в стационаре и обязательного контроля со стороны специалистов (неонатолога и невролога). Длительность восстановления сосательного рефлекса зависит от первопричины его слабости и индивидуальных особенностей новорожденного.

Ребенок, рожденный раньше срока, имеет малый вес, недостаточно развитые головной мозг, легкие, другие органы и системы. Сосательный рефлекс у таких деток ослаблен или полностью отсутствует вследствие недоразвития мышц лица. Недоношенные малыши требуют особого подхода к питанию:

  • При глубокой недоношенности дети получают парентеральное питание (введение раствора глюкозы через капельницу). В дальнейшем кормление грудным молоком проводится с применением зонда.
  • Когда мышцы, отвечающие за глотание и сосание, сформировались в полном объеме, ребенка кормят их бутылочки не менее 10 раз в сутки, чтобы развить сосательный рефлекс.
  • Как только рефлекс достаточно развился, подключают кормление грудью. Сначала чередуют прикладывания к груди с кормлением из бутылочки, затем постепенно переходят на грудное вскармливание.

Восстановить рефлекс в случае его частичной несформированности поможет следующее:

  • докармливание ребенка сцеженным молоком из ложечки или бутылочки;
  • кормление каждые 2-2,5 часа;
  • использование пустышки;
  • проведение массажа лица перед кормлением (при поражении лицевого нерва).
READ
Что лучше: терапия Энапом или Эналаприлом, как правильно выбрать оптимальный препарат?

Профилактика развития слабости сосательного рефлекса

Избежать ослабления или утраты сосательно-глотательного рефлекса можно, если придерживаться следующих рекомендаций:

  • предупреждение гипоксии плода или родовых травм;
  • регулярное наблюдение у гинеколога на протяжении беременности, своевременная диагностика внутриутробных заболеваний;
  • проведение санации родовых путей перед родами, чтобы избежать инфицирования ребенка;
  • своевременное лечение у грудничка стоматита, ринита, ОРВИ, затрудняющих сосание;
  • приобретение навыков прикладывания ребенка к груди (прохождение специальных курсов для беременных).

Если Вы заметили, что Ваш ребенок плохо сосет грудь, детский невролог клиники «Эдкарик» в Калининграде поможет Вам выяснить причину слабого сосательного рефлекса у малыша. Не стоит медлить — запишитесь на консультацию по телефонам, указанным на нашем сайте.

Сосательный рефлекс у новорожденных: отсутствие или слабый рефлекс сосания

Несмотря на кажущуюся беспомощность, новорожденный малыш обладает множеством защитных реакций – рефлексов, которые были созданы природой, чтобы ничего не умеющий ребенок мог выжить и приспособиться к так резко поменявшимся условиям. По наличию рефлекса и степени его выраженности педиатры судят о развитии новорожденного, определяют наличие тех или иных отклонений от развития.

Все рефлексы делятся на две большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение его жизни, а безусловные даются человеку с самого рождения. Новорожденный ребенок имеет только безусловные рефлексы, которые помогают малышу ориентироваться в этом мире в первое время. Некоторые из этих рефлексов сопровождают малыша только 2-3 месяца, а другие остаются с ним на всю жизнь. Многие рефлексы новорожденных вместе с развитием его меняются сознательными действиями. Рефлексы, которые со временем исчезают, называют транзиторными и они характерны только детям после рождения до годовалого возраста. По времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно понять, как развивается малыш и не отстает ли он в развитии.

При нормальном развитии у здорового ребенка рефлексы должны быть симметричны, то есть малыш справа и слева должен одинаково реагировать на раздражение. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда ребенок нормально реагирует с одной стороны и отсутствуют реакция с другой. Например, если ребенок хорошо хватает пальцы одной рукой и не делает это другой, то это говорит об отсутствии хватательного рефлекса с одной стороны. В этом случае нужна обязательная консультация педиатра.

У новорожденного здорового ребенка должны быть следующие рефлексы:
Хоботковый рефлекс. Если легкими движениями пальцев постучать по губам ребенка у него происходит сокращение круговой мышцы рта, в ответ он вытягивает губы хоботком.

здоровье новорожденного и рефлексы

Поисковый рефлекс. Если погладить область уголков рта, не прикасаясь к губам, то происходит опускание нижней губы и отклонение языка. Малыш поворачивает при этом голову в сторону раздражителя. Поисковый рефлекс особенно заметен перед кормлением, малыш ищет грудь матери, поворачивая головку. Этот рефлекс угасает к концу второго месяца и исчезает к годовалому возрасту.
Сосательный рефлекс. Новорожденный малыш, ощутив во рту соску, сразу начинает активно сосать.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть этого рефлекса заключается в том, что умеренное надавливание пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца вызывает у него следующие реакции: он открывает рот и двигает головкой вперед, по направлению к проверяющему человеку. Обычно рефлекс хорошо выражен до 3-4 месяцев, затем он исчезает. Рефлекс проверяется на ладонях, если рефлекс ослаблен или не исчезает у детей старше 5 месяцев, то необходимо выяснить причину.

Хватательный рефлекс Робинзона. Если в ладонь малыша вложить палец, он его крепко схватит. Иногда хватка может быть такой сильной, что его можно приподнять. Хватательный рефлекс характерен и для нижних конечностей. Если слегка надавить на подошву у основания между вторыми и третями пальцами, то малыш сгибает пальцы. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс объятия Моро. При похлопывании по бедру и ягодице, при ударе рукой по столу для пеленания на расстоянии 15 -20 см от головы малыша, при внезапном шуме ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает их в исходное положение. Рефлекс выражен сразу после рождения и ослабевает к 4 месяцам.

Рефлекс опоры. Если взять ребенка подмышки, поддерживая пальцами головку, то новорожденный ребенок сгибает ноги во всех суставах. А если обеспечить соприкосновение подошв его стоп с твердой горизонтальной поверхностью, то малыш упирается на нее полной стопой, пытается стоять на полусогнутых ногах, выпрямив туловище, даже делает движения ножками похожими на ходьбу. Рефлекс сохраняется до годовалого возраста.

READ
Смертельная передозировка таблетками: перечень препаратов, последствия

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка выложить на живот, то он тут же “автоматически” поворачивает голову в сторону. Этот рефлекс присутствует с первых дней жизни, так малыш защищается, оказавшись в таком неудобном положении на животе. Ведь, если он не повернет голову, то не сможет дышать.

Рефлекс ползания Бауэра. Если новорожденного ребенка выложить на живот и приставить ладони к его подошве, то малыш старается оттолкнуться от них и совершает ползающие движения. Поэтому нельзя даже маленьких детей оставить на краю кровати или на столе для пеленания без присмотра, если есть опора, они могут уползти. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни.

Родители, считающие ту или иную реакцию малыша настораживающей, не должны делать выводы о том, что у ребенка есть отклонения в развитии или проблемы с центральной нервной системой. Соответствующие выводы может сделать только специалист после проведения полного обследования. Кроме того, каждый ребенок индивидуален и меняется каждый день, а проявления рефлексов зависит от целого ряда факторов. Например, от питания, от усталости, от перенесенной простуды и многих других неблагоприятных обстоятельств.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Сосательный рефлекс у новорожденных: отсутствие или слабый рефлекс сосания

Именно врач неонатолог занимается диагностикой, профилактикой и лечением врождённых аномалий, заболеваний или нарушений развития новорожденного.

Ниже Вы сможете узнать, какие заболевания наиболее часто проявляются в неонатальный период от 0 до 1 месяца новорожденного, как распознать их по симптомам, поведению малыша, к какому врачу обратиться, какую диагностику и лечение может назначить врач.

Новорожденные особенно подвержены инфекционным заболеваниям, которые вызывают различные микроорганизмы (бактерии, вирусы и грибки).

Симптомы инфекционных заболеваний: отсутствие аппетита, уменьшение веса, резкие перепады температуры тела, рвота, бледная кожа, одышка. При тяжелом инфицировании новорожденный вялый, плохо сосет.

Если у ребенка долго гноятся пупок или глазки, гнойнички на теле, то рекомендуется сдать анализы на наличие инфекций. У малыша возьмут соскоб со слизистых оболочек, а также кровь из вены. Далее по результатам тестов неонатолог назначит необходимое лечение.

Наибольшей опасности инфекционных заболеваний подвергаются группы риска: недоношенные и гипотрофичные дети, двойняшки, тройняшки.

Если у малыша желтый оттенок кожных покровов, слизистых оболочек и желтые белки глаз, то у ребенка физиологическая «желтушка». Обычно физиологическая «желтушка» проходит в течение нескольких дней. В противном случае Вам следует обратиться к неонатологу, так как желтуха может перейти в паталогическую форму.

Неонатолог назначит Вам биохимический анализ крови для определения билирубина. Не стоит относиться к этому легкомысленно, повышенный билирубин только в первые недели жизни не оказывает губительного воздействия на клетки головного мозга. Поэтому надо своевременно начать лечение и далее отслеживать уровень билирубина в крови. Уровень билирубина зависит от множества факторов и однозначно интерпретировать результаты анализов нельзя. Доктор сделает выводы о состоянии здоровья ребенка по общей картине состояния здоровья.

После диагностики врач назначит фототерапию (лечение ультрафиолетовым светом) и необходимые препараты.

По различным данным, на первой неделе жизни желтуха встречается у 25–50% доношенных и у 70–90% недоношенных новорожденных.

Нервная система

Как только малыш появляется на свет, врач – неонатолог проверяет состояние его нервной системы. Потом, уже после выписки из роддома, малыша с той же целью регулярно осматривает невролог в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Оба специалиста прежде всего оценивают мышечный тонус ребенка, его рефлексы и психомоторное развитие.

  1. Врожденные рефлексы: сосательный, глотательный, хватательный, мигательный, защитный, опоры, ползания, шаговый и др. Если рефлексы нарушены, то нужно обратиться к детскому неврологу. Невролог может назначить УЗИ головного мозга, МРТ, томографию мозга.
  2. Ребенок сучит ножками, подолгу плачет, значит у ребенка возможно колики (самопроизвольные спазмы кишечника), запоры. С сильными и продолжительными коликами нужно обратиться к детскому неврологу. Невролог может назначить массаж, электрофорез, ЛФК, парафиновые процедуры для лечения малыша.
  3. Если ребенок поворачивает голову только в одну сторону, то вероятно у малыша кривошея . Это можно заметить, например, когда ребенок сосет у мамы только, например, левую грудь, и не берет правую. Если кривошею совоевременно не вылечить, то нарушенное кровообращение может привести к нарушению работы головного мозга, и как следствие к задержке в развитии. Вам нужно обратиться детскому неврологу или неонатологу. Врач назначит массаж, электрофорез, ортопедический воротник.
READ
Что такое «никотиновая зависимость» и как она развивается?

Если у малыша повышенная потливость, залысины на задней части головы и выпуклый лоб, повышенное беспокойство, то возможно у малыша рахит. Вам нужно обратиться к неонатологу.

Неонатолог может назначить пробы по Сулковичу или биохимический анализ мочи, который является более точным. По результатам теста врач назначит препараты с витамином Д. Не стоит принимать препараты с витамином Д самостоятельно, так как избыток этого витамина может привести даже к смерти ребенка. Точную дозировку может рассчитать только врач с учетом типа кормления ребенка, так как малыш, находящийся на искусственном вскармливании получает витамин Д через смесь. Поэтому у этих детей дозировка должна быть ниже.

Первыми возможными симптомами сепсиса новорожденных могут быть снижение активности, отсутствие аппетита, постоянно колеблющаяся температура, в промежутках одышка, рвота и понос или сильно вздутый живот. Запрещается заниматься самолечением сепсиса.

  • повышение температуры тела ребенка до 40° С (либо понижение до 35° С у недоношенных);
  • ребенок беспокойный или вялый;
  • его кожа имеет сероватый оттенок;
  • заостренные черты лица;
  • увеличение печени и селезенки;
  • учащенное сердцебиение и дыхание.
  • клинический анализ крови: повышение количества лейкоцитов (клетки крови, отвечающие за иммунитет) либо их резкое снижение .
  • уровень С-реактивного белка и прокальцитонин в крови (показатели острого воспалительного процесса в организме).
  • посев крови для выделения возбудителя и определения чувствительности к антибиотикам (какие антибиотики действуют на данного возбудителя в данном случае).
  • посев спинно-мозговой жидкости либо мочи, либо гнойного отделяемого с кожи (в зависимости от входных ворот инфекции (например, гноя с пуповинного остатка, если первично возникло его поражение).

При диагнозе сепсиса неонатолог незамедлительно назначит антибиотики, иммуноглобулин, свежую плазму крови. В лаборатории проведут микробиологический анализ крови, мочи, кала, иногда секрета из глотки или рвотных масс. Установив возбудителя болезни, доктор применит антибиотики, предназначенные для его уничтожения.

Признаки недоношенности новорожденного: дряблые кожные покровы, при собирании кожи в складку она плохо расправляется, нарушение термо-регуляции, слабо развитый подкожный жировой слой, крипторхизм или зияние половой щели из-за недоразвития больших половых губ (у девочек) и др.

Физиологическая желтуха у здоровых детей не наносит вреда организму, не сказывается на дальнейшем развитии ребенка. Патологическая желтуха с возрастом увеличивает риск возникновения и развития цирроза или рака печени. У 90% детей, переболевших в грудном возрасте гепатитом, последствия желтухи остаются на всю жизнь. Это выражается в ослабленном иммунитете и плохой работе печени.

У новорожденного с момента рождения отмечают одышку, приступы апноэ, цианоз, тахикардию, пенистые выделения бронхолегочной этиологии. Общее состояние ребенка характеризуется вялостью, снижением аппетита, рвотой, расстройствами стула, снижением массы тела. Возможны нарушения центральной нервной деятельности, угнетение всех видов деятельности.

  • токсоплазма;
  • вирус краснухи;
  • цитомегаловирус;
  • вирус герпеса; трепонема;
  • листерия.

Причины интранатального заражения, то есть во время родов, связаны с наличием микробов в половых путях женщины. Наибольшую опасность представляет острый вагинит, цервицит и эндометрит в сочетании с лихорадкой непосредственно во время родов.

Другие инфекции, передающиеся половым путем – хламидии, микоплазма, уреаплазма – могут стать причиной развития заболевания при высоком диагностическом титре. Основным возбудителем является стрептококк крупы В, на его долю приходится около половины всех случаев внутриутробной пневмонии у новорожденных.

Основой профилактики внутриутробной инфекции у новорожденных является повышение иммунитета и предотвращение инфекционных заболеваний у беременных женщин. При обнаружении симтомов необходимо обратиться к враче неонатологу или педиатру.

Врач проведет обследование малыша, проанализирует симптомы и при необходимости назначит общий и биохимический анализ крови. Эти тесты подтверждают общие нарушения, связанные с нарастающей гипоксией и воспалением. Если нет четкого подтверждения патогенного фактора у матери, необходимо бактериологическое выделение микроорганизмов из крови или мокроты. Наиболее информативным и быстрым методом является определение титра антител к антигенам возбудителя. Также врач может назначить рентгенографию легких.

В первый месяц жизни, обязательно следует посетить невролога, окулиста, ортопеда и хирурга, сдать анализ крови и мочи, сделать УЗИ внутренних органов и тазобедренных суставов.

Рефлексы новорожденного: норма и патология

рефлексы новорожденного

Рефлексы представляют собой определенные (стереотипные, ожидаемые) реакции организма на воздействие раздражителей. Контролируются такие реакции нервной системой. Помимо нервной системы в их образовании участвуют также кожные рецепторы и мышцы.

READ
Развитие ребенка на 2-ом месяце жизни: как и чем заниматься и играть с малышом

Все рефлексы можно разделить на две большие группы — врожденные и приобретенные. Врожденные рефлексы присущи организму с самого рождения, тогда как приобретенные требуют определенного научения.

Зная, какими именно должны быть реакции здорового новорожденного на тот или иной раздражитель, врач-невролог легко может заподозрить патологию и вовремя направить маленького пациента на дополнительное обследование и, при необходимости, на лечение.

Какие бывают рефлексы у новорожденных

Только что появившийся на свет малыш еще ничего не умеет, у него присутствуют лишь безусловные рефлексы. Но уже в течение первых месяцев жизни на базе этих безусловных рефлексов начнут формироваться сложные произвольные рефлекторные реакции. К году нервная деятельность малыша эволюционирует настолько, что он окажется способен к выполнению сложнейших для его возраста задач.

Существует несколько классификаций физиологических рефлексов новорожденных. Мы остановимся на одной из них.

1-я группа рефлексов — оральные автоматизмы (связанные с поиском пищи)

  • Хоботковый рефлекс: быстрый удар пальцами по губам новорожденного вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется у младенца до 2-3 месяцев, а далее угасает.
  • Поисковый рефлекс: при поглаживании ребенка в области угла рта губа опускается, голова отклоняется в сторону раздражителя, а язык поднимается. При надавливании на середину верхней губы произойдет открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы голова согнется, а нижняя челюсть опустится. Поисковый рефлекс сохраняется у здорового младенца до 3-4 месяцев, а затем угасает.

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двусторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС (центральной нервной системы).

Важно

Этот рефлекс лучше проверять у голодного ребенка. Особенно ярко он проявляется за полчаса до кормления.

Важно

Рефлекс должен быть с двух сторон симметричен (то есть одинаков). Проявление рефлекса лишь с одной стороны говорит обычно об одностороннем поражении лицевого нерва. Полное отсутствие рефлекса — двусторонний парез лицевого нерва или поражение ЦНС. Ребенок с такими нарушениями должен быть в срочном порядке углубленно обследован детскими неврологами.

  • Сосательный рефлекс: при введении предмета в рот ребенка появляются характерные ритмичные сосательные движения. Рефлекс в норме сохраняется до 3-4 лет. Нереализованная своевременно потребность в сосании может проявиться грызением ногтей и сосанием пальцев у ребенка в дальнейшем. Профилактикой подобных расстройств является полноценное длительное грудное вскармливание.

Важно

Сосательный рефлекс отсутствует при одно- или двустороннем поражении лицевых нервов, поражении ЦНС, тяжелых соматических патологиях, у глубоко недоношенных младенцев.

2-я группа рефлексов — ладонные автоматизмы

  • Верхний хватательный рефлекс: при надавливании на ладони новорожденного он крепко обхватывает пальцы.

ладонные автоматизмы

  • Рефлекс Робинсона (направлен на определение тонуса флексоров): когда малыш обхватил пальцы, его можно приподнять вверх. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, а затем трансформируется в произвольный навык захватывания и удерживания предметов.

Важно

При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, при поражении ЦНС может быть усилен. Сохранение рефлекса у детей старше 5 месяцев говорит о поражении ЦНС.

  • Рефлекс Бабкина: при нажатии на ладони новорожденного большими пальцами он поворачивает голову и открывает рот. Рефлекс исчезает к 3 месяцам.

Важно

Отсутствие рефлекса с одной стороны может говорить о периферическом парезе руки или лицевого нерва. Симметричное отсутствие или вялость рефлекса может говорить о поражении ЦНС.

  • Рефлекс Моро (рефлекс планирования). Его можно увидеть при целом ряде воздействий. Например, хлопок по пеленальному столику или резкое опускание малыша приведет к тому, что малыш разведет руки в разные стороны и раскроет кулачки, а затем вернет в исходное положение. Рефлекс хорошо выражен до 5 месяцев, затем угасает.

Важно

При периферическом парезе руки рефлекс может быть асимметричным. Ослабление или усиление наблюдается при поражении ЦНС. Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно в совокупности с оценкой остальных рефлексов.

3-я группа рефлексов — стопные рефлексы

  • Нижний хватательный рефлекс (рефлекс Верхома): при легком надавливании на подошву новорожденного у основания между вторым и третьим пальцем пальцы сгибаются. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.

стопные рефлексы у новорожденных

  • Рефлекс Бабинского: при раздражении кожи на подошве стопы происходит тыльное сгибание и веерообразное расхождение пальцев ноги. Сохраняется до двухлетнего возраста, а затем угасает.

Важно

Появление рефлекса Бабинского во взрослом возрасте указывает на тяжелое поражение ЦНС.

4-я группа рефлексов — вертикальные рефлексы

  • Рефлекс опоры и выпрямления. Новорожденный ребенок, конечно же, не готов стоять самостоятельно, но если держать его у опоры, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. В дальнейшем на базе этого рефлекса будут формироваться шаговые движения. Угасает рефлекс к 2 месяцам.
  • Автоматическая ходьба: если новорожденного в вертикальном положении у опоры слегка наклонить вперед, он будет делать шаговые движения. Рефлекс угасает к 2 месяцам.
READ
Средство от фурункулов: витамины, уколы, применение препаратов

вертикальные рефлексы у новорожденных

Важно

У ослабленных и недоношенных новорожденных, а также у новорожденных с родовыми черепно-мозговыми травмами рефлексы опоры и ходьбы могут быть ослаблены и/или отсутствовать полностью. У детей с поражением ЦНС рефлексы сохраняются намного дольше положенного срока.

5-я группа рефлексов — в положении на животе

  • Защитный рефлекс: лежащий на животе новорожденный автоматически поворачивает голову набок, чтобы не задохнуться.

Важно

У детей с поражением ЦНС рефлекс может отсутствовать. За положением головы нужно непрерывно следить, чтобы ребенок не задохнулся.

рефлексы в положении на животе

  • Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра): если лежащему на животе новорожденному дать опору для пяток, он будет делать характерные ползательные движения. К реальному ползанию это отношения пока не имеет. Рефлекс угасает после 4 месяцев.

Важно

У ослабленных детей ползание может быть не выражено. При травмах спинного мозга рефлекс может быть асимметричен. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.

  • Рефлекс Галанта: при раздражении кожи на спине вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину в противоположную от раздражителя сторону, при этом распрямляется нога. Рефлекс угасает к 4-му месяцу жизни.

Важно

Рефлекс отсутствует или слабо выражен при поражении спинного мозга. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.

  • Рефлекс Переса: при проведении снизу вверх пальцем по остистым отросткам позвонков малыш кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, при этом сгибает верхние и нижние конечности. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Важно

Проверка этого рефлекса болезненна для младенца, поэтому нужно его исследовать только в том случае, если есть реальная необходимость.

Как можно понять из всего вышеизложенного, проверка рефлексов имеет крайне важное значение в комплексной оценке неврологического статуса новорожденного. Конечно, провести такое исследование под силу только неврологу, специализирующемуся на работе с детьми первого года жизни и детьми раннего возраста. Своевременное выявление нарушений позволяет вовремя предпринять меры по их устранению. Вот почему так важно не игнорировать плановые неврологические осмотры, даже если на родительский взгляд кажется, что с ребенком все в порядке.

Зачем нужна консультация детского невролога новорожденным?

Детский невролог

Детский невролог — это специалист, который с момента появления ребенка на свет наблюдает за тем, как протекает развитие и созревание его нервной системы. Комплексная оценка новорожденного неврологом важна для того, чтобы помочь ему правильно развиваться, а также суметь своевременно выявить любые отклонения от нормального хода развития и принять необходимые меры для их коррекции.

Как проходит прием детского невролога?

На первичном приеме детский невролог производит детальный сбор анамнеза и общий осмотр новорожденного.

  • При сборе анамнеза врач интересуется у матери тем, как протекала ее беременность, как родился ребенок, были ли выявлены какие-либо особенности в его развитии, имеются ли у близких родственников хронические заболевания, беспокоит ли родителей что-либо в поведении малыша, как он спит, склонен ли он к срыгиванию пищи.
  • Во время общего осмотра врач оценивает физическое и психическое развитие новорожденного, его мышечный тонус, двигательные реакции, наличие внешних признаков генетических нарушений.

Оценивая неврологический статус младенца, большое внимание врач уделяет состоянию черепно-мозговых нервов, общей чувствительности, а также наличию рефлексов, свойственных новорожденным.

Оценка рефлексов новорожденного

Рефлексы представляют собой автоматические реакции человека на раздражители. По мере взросления малыша в определенные периоды его жизни рефлексы могут появляться и исчезать. Своевременное появление и угасание рефлексов позволяет делать выводы о нормальном течении развития ребенка. Рассмотрим подробнее некоторые рефлексы, характерные для новорожденных.

Поисковой рефлекс

При первом поднесении младенца к груди этот рефлекс помогает ему найти материнский сосок. Он является врожденным и сохраняется у ребенка до 12—16 недель, после чего угасает. Вызвать поисковую реакцию у малыша можно, поглаживая область уголков его рта. В ответ новорожденный опускает губу, отклоняет язык и осуществляет поворот головы в сторону источника раздражения.

Сосательный рефлекс

Это один из самых ранних рефлексов ребенка. Он формируется еще в тот период, когда малыш находится в утробе матери. Так, во время УЗИ мама иногда может заметить, как младенец сосет свой большой палец. После появления на свет здоровый малыш рефлекторно обхватывает губами сосок матери и начинает ритмично посасывать, когда та подносит его к груди. При искусственном вскармливании такая реакция проявляется в ответ на соску бутылочки. Угасает сосательный рефлекс обычно ближе к 3—4 году жизни ребенка.

READ
Таблетки Анальгин - инструкция по применению, противопоказания

Защитный рефлекс

Эта защитная рефлекторная реакция возникает у новорожденного еще с первых часов его жизни. Она заключается в том, что ребенок поворачивает свою головку в сторону, когда взрослые его кладут на живот. Такое движение позволяет младенцу восстановить доступ кислорода к дыхательным путям.

Дети с поражением нервной системы могут не иметь данного рефлекса. И если вовремя не повернуть головку малыша в сторону, он может начать задыхаться.

Хватательный рефлекс

В ответ на легкое надавливание пальцем на ладонь малыш крепко обхватывает его с такой силой, что его при этом можно слегка приподнять. Так проявляется хватательный рефлекс, который также является врожденным. Его угасание происходит на 4—5 месяце жизни, когда ребенок начинает захватывать предметы уже не автоматически, а произвольно, делая это с помощью боковых поверхностей указательного и большого пальцев.

Хоботковый рефлекс

Проявляется в вытягивании губ вперед при быстром касании их пальцем. Такая реакция связана с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта. В норме она сохраняется до 8—12 недель.

Рефлекс Моро

Это рефлекторная реакция новорожденного на испуг. Она присутствует у всех здоровых и доношенных младенцев и заметна с первых минут жизни малыша при определенных манипуляциях акушера. Рефлекс Моро можно вызвать различными способами:

  • приподняв разогнутые ноги и таз младенца над постелью или внезапно разогнув его нижние конечности;
  • или произведя легкий хлопок ладонью по поверхности, на которой располагается новорожденный, на расстоянии примерно 15 сантиметров от его головы.

Как правило, этот рефлекс является хорошо выраженным до 12—16 недель, а затем угасает. После пятого месяца у малышей остаются лишь отдельные его проявления.

Ладонно-ротовой рефлекс

Если младенцу надавить на ладошку, то он непроизвольно начинает открывать рот. Яркие проявления этого рефлекса характерны для новорожденных, не имеющих патологий в развитии нервной системы. Пропадает он обычно на 3—4 месяце жизни.

Рефлекс Галанта

Проявляется выгибанием спины и поджиманием левой или правой ноги при проведении пальцем по линии позвоночника с соответствующей стороны. В норме этот рефлекс становится выраженным на 5—6 день жизни ребенка и угасает на 3—4 месяце. Его отсутствие в течение первого месяца жизни или же сохранение после указанного периода может свидетельствовать о поражении нервной системы.

Рефлексы опоры и реакция автоматической ходьбы

Новорожденный еще не умеет стоять. Однако ему уже доступны опорные реакции. Поэтому, когда взрослый держит ребенка на весу в вертикальном положении, тот начинает сгибать ноги в суставах. Когда младенца, придерживая, ставят на опору, он выпрямляется и встает на полусогнутые ноги, опираясь на полную стопу. Если же малыша слегка наклоняют вперед, у него возникают автоматические шаговые движения. Такие реакции считаются естественными до 4—8 недель.

Когда следует обращаться к неврологу

Зачем нужна консультация детского невролога новорожденным

Первый год жизни ребенка является очень важным периодом в его развитии. В это время малыш нуждается в регулярном наблюдении врача-педиатра, но не меньшую важность имеют плановые неврологические осмотры. После первого посещения они проводятся в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Если развитие малыша протекает нормально, как правило, дополнительных консультаций не требуется. Однако если на приеме невролог замечает какие-либо отклонения от нормального хода развития ребёнка, а также если у родителей имеются жалобы на его поведение или самочувствие, то существует потребность во внеплановых осмотрах.

Но на что именно следует обращать внимание?

  • излишнее беспокойство;
  • крики и плач большую часть времени;
  • частое срыгивание пищи (в том числе и через нос);
  • отсутствие прибавки в весе из-за регулярных срыгиваний;
  • дрожание подбородка или рук;
  • излишняя вялость ребенка: малая подвижность, склонность принимать позу «лягушки»;
  • слабое развитие сосательного, защитного, поискового и других рефлексов;
  • вялое сосание, отказ от еды, проблемы с аппетитом.

Если вы заметили подобные проявления в поведении и самочувствии ребенка, не стоит медлить. Рекомендуется как можно скорее обратиться за консультацией к детскому неврологу.

Ссылка на основную публикацию