Суицидальное поведение подростков: признака готовящегося суицида

Признаки суицидального поведения у подростков

Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни – это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).

Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

READ
Употребление соли в детском возрасте приводит к тяжелым заболеваниям в будущем

Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:

• Тоскливое выражение лица.

• Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.

• Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица).

• Амимия (отсутствие мимических реакций).

• Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.

• Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.

• Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).

• Склонность к неоправданно рискованным поступкам.

• Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.

• Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.

• Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».

• Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).

• Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.

• Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

• Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.

• Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.

• Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими

• Расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные ключи (что проговаривает ребенок):

• Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

• Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

• Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

• Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор , то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).

• Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Основными «инструментами» педагогов и специалистов СППС для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей предметников), данные медицинской документации.

Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.

Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.

READ
Совальди: от чего назначают , способы применения, аналоги

Лечение суицидального поведения

Суицидальное поведение включает в себя мысли о самоубийстве, попытки покончить с собой и собственно суицид. В основном эта проблема возникает у подростков и молодежи в возрасте 15-25 лет. Взрослые люди лишают себя жизни преимущественно после 70 лет.

Лишь небольшой процент самоубийц имеет серьезные психические отклонения. Чаще всего к такому радикальному решению проблем прибегают лица с незначительными нарушениями, вызванными затяжной депрессией, или имеющие импульсивный характер. Важно вовремя выявить симптомы суицидального поведения у своего близкого, особенно ребенка, чтобы успеть предотвратить страшные последствия.

lechenie suitsidalnogo povedeniya

Типы и виды суицидального поведения

Существует 2 вида проявлений суицидального поведения:

1. Внутренние.

  • Пассивные мысли.
    Человек задумывается о смерти, но не о самоубийстве. Он считает, что жить ему незачем, его уход никого не расстроит. Появляются фантазии о том, что жизнь внезапно оборвется, например, во сне.
  • Замыслы.
    Появляются конкретные мысли о суициде. Больной выбирает способ самоубийства, задумывается о месте и времени действия.
  • Намерения.
    Принимается окончательное решение. Человек начинает воплощать свой замысел.

Эти три этапа могут завершиться за несколько минут или растянуться на месяцы и даже годы.

2. Внешние.

  • Истинные.
    К желанию покончить с собой приводят долгие размышления о смысле жизни и существующих проблемах. Самоубийство кажется единственным выходом. Решение о суициде продуманное и осознанное. Больной никому не говорит прямо о своих мыслях, поэтому его смерть часто становится полной неожиданностью для окружающих. Хотя по его поведению можно заподозрить, что что-то не так.
  • Демонстративные.
    Заключаются в намеках и открытых угрозах совершить суицид. В этом случае самоубийца обычно не собирается сводить счеты с жизнью. Он лишь хочет быть услышанным окружающими или получить от них что-то. Такой человек не умеет идти на диалог, выстраивать нормальные отношения. Если попытки обратить на себя внимание заканчиваются смертью, это, как правило, трагическая случайность.
  • Скрытые.
    Такие поведенческие проявления присущи тем, кто не решается сознательно причинить себе боль или понимает, что самоубийство – это не выход. Тем не менее больные стараются приблизить смерть, часто неосознанно. Они занимаются экстремальными видами спорта, водят машину в состоянии алкогольного опьянения или на высокой скорости, перебегают оживленные трассы, подсаживаются на наркотики.

Причины суицидального поведения

Множество факторов влияет на желание человека покончить с собой. Их можно разделить на 5 групп.

1. Личные взаимоотношения:

  • детские психологические и физические травмы;
  • жестокое или равнодушное отношение родителей;
  • воспитание в неполной семье;
  • случаи суицидов среди близких;
  • проживание вместе с алкоголиками, наркоманами, тяжелыми больными;
  • непонимание со стороны близких, конфликты в семье;
  • развод и расставание с любимым;
  • развод родителей;
  • смерть близкого;
  • измена партнера;
  • несчастная или неразделенная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • непринятие собственной сексуальной ориентации или пола;
  • пережитое сексуальное насилие.

2. Социальное взаимодействие:

  • проблемы и травля в коллективе;
  • избыточные нагрузки на работе и учебе;
  • невозможность наладить контакт с окружающими;
  • влияние со стороны групп и лиц, восхваляющих смерть;
  • вынужденная социальная изоляция.

3. Антисоциальное поведение:

  • боязнь уголовной ответственности;
  • попытка избежать позора из-за совершенного поступка;
  • стремление к самонаказанию.

4. Материально-бытовые трудности:

  • потеря работы;
  • потеря денег;
  • низкий материальный достаток в семье;
  • проживание в неблагоприятных бытовых условиях.

5. Физическое состояние:

  • хронические боли;
  • неизлечимые патологии;
  • особенности внешности;
  • психические заболевания.

Существует множество других причин суицидального поведения. Совокупность нескольких факторов увеличивает риск возникновения желания покончить с собой.

Выявление суицидального поведения

Если внимательно присмотреться к близкому человеку, можно заметить признаки, указывающие на его склонность к самоубийству. Поведение суицидентов бывает разным, но его неестественность всегда бросается в глаза.

Чаще всего решивший покончить с собой становится замкнутым и молчаливым, стремится оградиться от всех. Он теряет интерес к окружающему, плохо реагирует на внешние раздражители. Ему присуща безэмоциональность, неадекватные поступки и высказывания.

Нередко проявляется непривычная агрессивность, расчетливость и хладнокровие. Некоторые становятся гиперактивными, беспричинно веселыми, суетливыми. Приподнятое настроение быстро сменяется вялостью. Пропадает аппетит. Из-за ночных кошмаров возникают нарушения сна.

READ
Нольпаза: инструкция по применению, аналоги, Нольпаза или Омез – что лучше

Человек, склонный к суициду, начинает часто говорить о смерти и самоубийстве. Он прямо или косвенно намекает на свое решение уйти из жизни. Появляется интерес к книгам и фильмам с мотивами смерти. Потенциальный самоубийца постоянно просматривает депрессивные изображения и слушает грустную музыку. Он часто находится В состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Суицидент ищет в интернете и печатных изданиях информацию о способах самоубийства. В его личных вещах можно найти большое количество таблеток или отравляющих веществ. Подготовка к смерти также заключается в приведении в порядок дел, примирении с врагами, раздаривании вещей, имеющих личную ценность.

Признаки суицидального поведения несовершеннолетних и детей

Детям более свойственны импульсивные действия. Неокрепшая психика вкупе с неумением справляться с проблемами может привести к печальным последствиям из-за любой сложной ситуации. До 14 лет обычно происходят спонтанные самоубийства. Подростки же тщательно готовятся к ним.

К счастью, только 1 случай суицидального поведения из 100 закачивается летальным исходом. Но все же необходимо внимательно относиться к ребенку с подобными наклонностями. Если вовремя не решить проблемы, приведшие к желанию покончить с собой, попытки самоубийства будут повторяться. И чем глубже депрессия, тем серьезней будет душевная травма.

Ребенок, задумавшийся о смерти, постоянно грустит и плачет. Он запирается в своей комнате, отказывается общаться с родственниками и друзьями. Пропадает интерес к играм и другим занятиям, которые раньше доставляли удовольствие. Возникает раздражительность и враждебность.

Учащаются пропуски школьных занятий. Ребенок перестает выполнять домашние задания, у него резко снижается успеваемость. Пропадает сон и аппетит. Возможны периодические жалобы на физическое недомогание, например, на головную боль.

Наличие хотя бы 2-3 симптомов должно насторожить родителей и учителей. В этом случае необходимо сразу же обратиться за помощью к психологу. Специалист оценит тяжесть депрессии и уровень риска суицида, поможет разобраться с проблемами.

Диагностика суицидального поведения

Чтобы выявить склонность к суициду, психолог проводит беседы с потенциальным самоубийцей и его ближайшим окружением. Степень риска оценивается на основе личностных и ситуационных факторов.

1. Личностные факторы.

  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в собственных силах;
  • острая потребность в искренних и теплых взаимоотношениях;
  • необходимость понимания и поддержки от окружающих;
  • трудности в принятии решений;
  • несамостоятельность;
  • неадекватная реакция на неудачи;
  • склонность к самобичеванию;
  • неумение выстраивать отношения в обществе;
  • инфантильность.

2. Ситуационные факторы:

  • неблагоприятная обстановка в коллективе или семье;
  • частая смена жилья, учебы, работы;
  • систематическое употребление спиртных напитков;
  • участие в сектах;
  • значимые юбилейные даты;
  • попытки самоубийства в семейном или личном анамнезе.

На личной беседе с суицидентом психолог оценивает прочность антисуицидального барьера. Это совокупность факторов, формирующих волю к жизни:

  • позитивное отношение к жизни и негативное к смерти;
  • боязнь причинить себе боль;
  • сильная привязанность к кому-либо;
  • родительские обязательства;
  • повышенное чувство долга и ответственности;
  • принадлежность к религии, осуждающей самоубийства;
  • наличие мечты и планов на будущее.

Чем больше этих факторов имеется, тем меньше вероятность совершения самоубийства, и наоборот.

Для выявления суицидальных наклонностей также используются следующие методики:

  • оценка по шкале депрессии;
  • оценка по шкале агрессии;
  • методика для выявления и предупреждения самоубийств;
  • анализ рисунков;
  • изучение личных страниц в соцсетях;
  • метод незаконченных предложений;
  • психологические игры.

Профилактика суицидального поведения у подростков

Алгоритм действий должностных лиц при подозрении на суицидальное поведение несовершеннолетних

profilaktika suitsidalnogo povedeniya

Ребенок, решивший покончить с собой, сначала делится с друзьями. Они, в свою очередь, редко рассказывают об этом взрослым. Поэтому необходимо доносить до детей информацию о том, как важно о таких случаях сообщать школьному психологу или родителям. Также можно позвонить в антикризисный центр.

Если родители замечают тревожные признаки в поведении сына или дочери, им следует создать дома спокойную обстановку, окружить ребенка заботой и вниманием. Не нужно бояться расспрашивать о проблемах. Как показывает практика, подростки обычно охотно делятся переживаниями, если о них поинтересоваться. Главное, избегать излишнего давления, не быть чересчур настойчивым.

Если ребенок заговаривает о самоубийстве, нужно воспринимать его слова всерьез. Важно внимательно выслушать и выяснить, что именно натолкнуло его на эти мысли.

READ
Чистка лица аспирином в домашних условиях — лучшие рецепты. Пилинг аспирином в домашних условиях

Родителям также необходима работа с психологом. Специалист объяснит особенности психологии поведения в определенном возрасте, даст рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с подростком. Также предоставит информацию по оказанию экстренной психологической помощи.

Даже если кажется, что кризис миновал, не нужно пускать ситуацию на самотек. Только квалифицированный специалист сможет сказать, решена проблема или нет. Грамотный психолог легко установит контакт с подростком и выяснит причины суицидального поведения. Индивидуальное консультирование поможет справиться с психологическими травмами и найти выход из сложившейся ситуации. При стойких отклонениях может понадобиться лечение у детского психиатра.

Поддержка родных и близких играет важную роль в спасении человека с признаками суицидального поведения. Но часто этого бывает недостаточно. Порой сложно подобрать нужные слова, вызвать доверие, дать правильный совет. Поэтому необходимо обращаться к квалифицированному психологу. С помощью грамотного специалиста риск попытки самоубийства сводится к минимуму.

Круглосуточные бесплатные консультации

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.

Когда обращаться за помощью?

Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.

Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».

Почему выбирают именно нас?

В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака. Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.

Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:

  • пансионат;
  • дом престарелых;
  • лежачий хоспис;
  • профессиональные сиделки;
  • санаторий.

Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.

Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:

  • проводится первичный осмотр;
  • выясняются причины психического расстройства;
  • ставится предварительный диагноз;
  • снимается острый приступ или похмельный синдром;
  • в тяжелых случаях возможно принудительное помещение больного в стационар – реабилитационный центр закрытого типа.

Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.

Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!

Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!

Самоповреждающее поведение и суицидальное поведение

Об этой теме не принято говорить вслух и открыто обсуждать. Мало кто из родителей хочет делиться с друзьями и родными, что его ребенок режет руки или говорит о том, что ему надоело жить. Самоповреждающее и суицидальное поведение детей и подростков – тема до сих пор закрытая, но при это она требует к себе все еще пристального внимания не только взрослых, но и общества в целом.

READ
Смесь для ингаляций: инструкция по применению. Для небулайзера

По данным Детского фонда ООН в России ежегодно совершают самоубийство до 500 ребят в возрасте до 14 лет и около 2,5 тысячи подростков 15-18 лет. Примерно каждый 12-й подросток совершает суицидальную попытку.

По статистике в возрасте от 16 до 24 лет происходит наибольшее число суицидальных попыток. В период полового созревания, 14-15 лет происходит резкое возрастание суицидальной активности, пик которой приходится на 16-19 лет.

Подростковый возраст – переход из детства во взрослую жизнь. Этот период психологи считают кризисным, так как перестраиваются все сферы ребенка, начиная с физиологии, а также меняется социальная среда ребенка, которая требует от него новых поведенческих стратегий, выбора, принятия решений.

Изменения, которые происходят на биологическом и психологическом уровнях в этот период достаточно масштабны. Ребенок на фоне перестройки может испытывать эмоциональный дисбаланс: тоску, тревогу, плаксивость, которые резко меняются на эйфорию и приподнятое настроение.

У подростка постепенно формируется самосознание, чувство автономии и индивидуальности, ощущение себя “взрослым”. Формулируется отношение к жизни, смерти, собственным смыслам. Вместе с этим какие-то процессы и навыки созревают быстрее, какие-то медленнее. На этом фоне даже самые малейшие жизненные сложности могут восприниматься подростками как неразрешимые, непреодолимые, вызывающие нестерпимую душевную боль. Это в свою очередь может приводить к самоповреждающему и опасному поведению, а также к суицидальным проявлениям.

Самоповреждения у детей и подростков

По словам медицинского психолога Центра им. Г.Е. Сухаревой Михаила Александрова, важно обратить внимание на тот факт, что самоповреждения могут появиться не только у детей или подростков, а у человека любого возраста, пола, положения в обществе, социальной принадлежности. Повреждения могут наноситься как с целью самоубийства, так и без нее. В некоторых случаях селф-харм является симптомом психического расстройства, которое важно лечить и наблюдать у врача-психиатра.

К сожалению, дети и подростки не всегда могут справиться со сложными душевными переживаниями, особенно если что-то болезненное случается в их детской жизни (развод родителей, смерть близких, травля, крупные ссоры с друзьями и т.п.). Тогда некоторые из них пробуют заменить боль душевную на боль физическую.

Родителям важно помнить, что самоповреждающее поведение у ребенка – это никогда не норма. Оно требует внимания, немедленного реагирования и коррекции, так как существует реальная угроза для жизни и здоровья.

Существуют различные современные теории, которые пробуют давать объяснение причинам самоповреждающего и суицидального поведения. Одна из таких теорий – био-психо-социальная модель, которая говорит о том, что на появление симптомов влияет всегда совокупность факторов – биологических, психологических и социальных одновременно. Поэтому в лечении подобной проблематики должно быть обязательно сочетание специалистов, работающих с биологией человека, его психикой и психологическим состоянием, а также с ближайшим окружением.

Суицидальное поведение детей и подростков

Некоторое время назад в подростковой среде появился специальный термин “эскейп”, что можно перевести на русский язык как “красиво уйти из жизни”. Нажал кнопку и вышел из программы, как на компьютере. Появление подобных сленговых выражений, как правило, указывает на особую актуальность темы жизни и смерти у современных подростков.

По словам Анастасии Ильиной, медицинского и семейного психолога Центра им. Г.Е. Сухаревой, в 80% случаев попытка самоубийства совершается дома и, как правило, в дневное или вечернее время. В большинстве случаев самоубийство – это крик о помощи для родных и близких. Удивительно, но подростки решают покончить жизнь самоубийством, но также одновременно отчаянно хотят достучаться до родных и близких любой ценой, чтобы получить поддержку, помощь или выразить свое несогласие с чем-либо.

READ
Паразиты в организме человека: симптомы, лечение, как очистить кишечник от червей

Суицидальное поведение, как правило, редко случается одномоментно и импульсивно. Для того, чтобы человек пришел к суицидальным мыслям, а тем более перешел к активным действиям необходимо время, а также ухудшение внутреннего состояния или внешней ситуации. Каждый такой этап может протекать от нескольких минут до нескольких месяцев, а иногда и лет.

Выделяют следующие этапы развития суицидального поведения:

  1. Антивитальные переживания. То есть подросток может думать или произносить вслух фразы, например, “моя жизнь потеряла смысл”, “все плохо”, “я никому не нужен”, “я никому и не интересен”, “жизнь как существование” и т.п.
  2. Пассивные суицидальные мысли. У подростка появляются мысли – “хочу заснуть и больше не просыпаться”, “хочу, чтобы меня сбила машина”, “вот если бы меня не было…” и т.п.
  3. Активные суицидальные мысли. Подросток начинает интересоваться и искать информацию про способы самоубийства, процесс, минусы и плюсы того или иного способа и т.д.
  4. Суицидальные замыслы, формирование намерения. Подросток разрабатывает план действий: определяет место, время и способ. Ищет и готовит средства для его осуществления, а также принимается решение о поступке.
  5. Суицидальная попытка. Подросток совершает попытку суицида. Она может оказаться завершенной и незавершенной, в случае которого подросток может дальше предпринимать попытки и менять способы.
  6. Постсуицид.

К основным мотивам суицидального поведения можно отнести:

  • протест,
  • призыв,
  • избегание,
  • самонаказание,
  • отказ от жизни.

“Призыв”и “протест”среди подростков являются наиболее “популярными”из них.

Андрей Личко, известный и уважаемый советский психиатр, профессор, к наиболее частым причинам суицида в подростковой среде относит следующие:

  • потеря близкого и любимого человека,
  • хроническое переутомление и усталость,
  • уязвленное чувство собственного достоинства,
  • употребление психоактивных веществ.

Что делать взрослым?

Можно выделить две противоположные друг другу реакции со стороны родителей, встречающихся чаще всего:

  • Сверх эмоциональная реакция, истерика, высокая тревога и паника со стороны родителей
  • Безэмоциональная реакция, отрицание/игнорирование проблемы, обесценивание, критика в адрес ребенка, насмешки со стороны родителей

Внимание! Ни одна из выше перечисленных реакций НЕ ПОМОГАЕТ решать и предотвращать проблемное поведение ребенка/подростка и даже наоборот часто усугубляет самоповреждения и суицидальные проявления.

Взрослым очень важно не пропустить “первые звоночки” самоповреждающего и суицидального поведения, вовремя оказать помощь, поддержать ребенка и при необходимости обратиться к специалистам.

Признаки, причины и динамика развития суицидального поведения

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

  1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  5. Словесные указания или угрозы.
  6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
  8. Бессонница.

Причины суицида

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

3). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением “как жить дальше” (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4). Дисгармония в семье.

5). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

READ
Почему возникает цветение кожи у новорожденных? Правила ухода и отличие от аллергии

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, гдеребенок проводит значительную часть своего времени.

7.) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

  • с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • с затяжным депрессивным состоянием;
  • сверхкритичные к себе подростки;
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
  • из социально-неблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей;
  • из семей, в которых были случаи суицидов.

Динамика:

Первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

READ
Что такое аденома предстательной железы: операция и отзывы

Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним и проводить иные профилактические действия.

Суицидальное поведение у подростков.
Как распознать проблему и справиться с ней

Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснется такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать поведение ребенка. Но, насколько бы эта тема не была тяжела для нашего восприятия, не стоит отгораживаться от проблемы, лучше обсудить все, что беспокоит со специалистом-психологом. Сегодня психолог Центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Диана Аветисян расскажет о том, на что стоит обратить внимание родителям, и как помочь ребенку, если он уже предпринимал попытки причинить себе вред.

Способы предупреждения суицида

Попыткам суицида предшествуют изменения настроения, поведения, снижение самооценки, нарушения сна и аппетита, проблемы с учебой, головные боли и иные психосоматические проблемы, суицидальные мысли.

Если ребенок говорит: «Лучше я бы не появлялся на свет» или «Лучше заснуть и не просыпаться», − это признаки суицидальных намерений.

Саморазрушающее поведение тоже может говорить о склонности к суициду: алкоголь, наркотики, экстремальные виды спорта, «зацеперство» и т.п.

«Нельзя ругать, упрекать, давить на чувство совести или вины. Такие действия могут подорвать доверие к родителям, понизить самооценку. Важно выяснить, что беспокоит ребенка, задав прямые вопросы, внимательно выслушать, поддержать, убедить обратиться за помощью», − советует психолог.

Внимание: самоповреждения / Аутоагрессия

Членовредительство может включать поверхностные царапины, порезы, прижигания, а также колющие ранения, удары и повторяемое растирание кожи. Повреждения кожи могут наноситься ребенком, как с умыслом, так и без.

Членовредительство может быть связано с алко- или нарко- зависимостями или показывает, что подросток находится в сильном стрессе.

Иногда такое поведение является данью моде среди определенной группы подростков, в том числе среди «виртуальных» друзей.

Такие проявления аутоагрессии не указывают на попытку суицида, а являются:

  • «наказанием» для себя самого;
  • способом привлечения внимания кого-то из близких;
  • выражением злости;
  • подражанием кому-то из друзей или известным людям;
  • простым любопытством «А что, если. ».

«С любыми самоповреждениями необходимо обратиться к психиатру, чтобы он определил, что является причиной членовредительства в конкретной ситуации», − рекомендует Диана Авестисян.

Алгоритм действий в случае, если ребенок предпринял попытку суицида:

  1. Непосредственно устранить угрозу жизни в текущий момент.
  2. Предотвратить возможность повторной попытки — спрятать потенциально опасные вещи: острые предметы, лезвия, таблетки, веревки и т.п., не оставлять ребенка одного.
  3. Тщательно следить за тем, чтобы ребенок принимал назначенные лекарства. До завершения лечения ребенок должен находиться под постоянным наблюдением родителей и специалистов.
READ
Траумель С инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие

«Дети могут угрожать себя убить или даже инсценировать суицид для того, чтобы обратить на себя внимание или добиться желаемого. Но даже если подросток „играл на публику“, нельзя игнорировать это, смеяться или ругать ребенка за „спектакль“. В таком случае подросток может повторить попытку по-настоящему, чтобы доказать, что „он не шутит“. Оценить серьезность угрозы должен помочь врач-психиатр», − отмечает психолог.

Факторы, снижающие риск суицида

  • Сопровождение специалистами/психологами, обладающими достаточными знаниями в области суицидологии;
  • Отсутствие стигматизации и табуирования;
  • Поддержка близких, друзей, учителей и других лиц, участвующих в жизни ребенка;
  • Обучение, развитие навыков разрешения конфликтов.

Мифы о суициде

«Кто говорит о суициде, не совершит его». Говоря о суициде, люди неосознанно ищут помощь или поддержку. Например, в состоянии депрессии может казаться, что суицид − это единственный способ справиться со своим состоянием.

«Человек, который реально хочет причинить вред своему здоровью, не привлекает к себе внимания». Обычно суициду предшествуют предупреждающие знаки, вербальные или поведенческие.

«Если у человека есть склонность к суициду, то это навсегда». В большинстве случаев суицидальные попытки иили мысли имеют временный характер и связаны с конкретной ситуацией.

«Родители должны быть вместе со своим ребенком в трудной ситуации. Только, будучи рядом, поддерживая неокрепшую психику подростка, можно вырастить уверенного в себе, сильного человека», − убеждена Диана Аветисян.

Если у вас есть опасения, что вашему ребенку нужна психологическая помощь, и вы не можете справиться сами, обратитесь в ближайший семейный центр или узнайте о возможности получить квалифицированную помощь онлайн на сайте.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

В последние годы после более чем десятилетия стабильного подъема отмечается снижение частоты суицидов среди молодежи. Причины предшествовавшего подъема и настоящего снижения остаются неясными. Предполагают, что частично это снижение в последние годы связано с более либеральным подходом к применению антидепрессантов, хотя растет подозрение, что отдельные антидепрессанты увеличивают риск суицидального поведения. Тем не менее суицид занимает 2-е или 3-е место среди причин смерти в возрастной группе от 15 до 19 лет и остается важной проблемой общественного здоровья.

trusted-source

[1], [2], [3], [4]

Код по МКБ-10

Факторы риска суицидального поведения у детей и подростков

Факторы риска отличаются в зависимости от возраста. Более чем половина случаев суицидального поведения у подростков развивается из депрессивных расстройств. Другими предрасполагающими факторами являются суициды у членов семьи или близких родственников, смерть кого-то из членов семьи, злоупотребление психоактивными веществами, а также кондуктивное расстройство. Более неотложными провоцирующими факторами могут быть потеря самооценки (например, в результате доводов членов семьи, унизительного воспитательного эпизода, беременности, неудачи в школе); расставания с подругой или другом; потеря знакомого окружения (школы, соседей, друзей) вследствие переезда. Другими факторами могут быть интенсивное давление со стороны родителей, требующих достижений и успехов, сопровождающееся чувством, что он не оправдывает ожиданий. Часто поводом для суицида является попытка манипулировать или наказать кого-то, с мыслью: «Вы будете винить себя после того, как я умру». Рост суицидов отмечается после широко освещенного в прессе суицида (например, рок-звезды) и в отдельных общественных группах (например, школа, студенческое общежитие), что указывает на силу внушения. Раннее вмешательство для поддержки молодежи в подобных обстоятельствах может быть эффективно.

READ
Побочные эффекты «Виагры». Вредна ли она для здоровья мужчин?

Признаки суицидального поведения у детей и подростков

Почти каждый четвертый подросток думает о совершении самоубийства. Среди маленьких детей суицидальные мысли могут появиться в том случае, если они стали жертвами насилия.

Очень важно, чтобы вы принимали все признаки суицидального поведения всерьез и в случае их появления немедленно обращались за помощью к врачу. Если же вы сами ребенок или подросток и у вас возникло желание совершить самоубийство, поговорите об этом немедленно с родителями, друзьями или врачом.

Некоторые проблемы в жизни ребенка или подростка могут лишь вызвать мысли о самоубийстве, но некоторые события могут стать его причиной.

К проблемам, которые способны вызвать мысли о самоубийстве относят:

  • Депрессия или другое психическое заболевание, например, биполярное расстройство или шизофрения.
  • Родители, которые страдают депрессией или алкогольной или наркотической зависимостью.
  • Попытки совершить самоубийство в прошлом.
  • Друг, ровесник, член семьи или кумир, которые недавно совершили самоубийство.
  • Насилие в семье.
  • Пережитое сексуальное насилие.

К проблемам, которые могут спровоцировать попытку самоубийства, относят:

  • Наличие в доме и доступ к оружию, таблеткам или другим средствам самоубийства.
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
  • Стать невольным свидетелем совершения самоубийства членом семьи.
  • Проблемы в школе, например, плохая успеваемость, плохое поведение или частые прогулы уроков.
  • Потеря одного из родителей или близкого родственника из-за смерти или развода.
  • Стресс, вызванный половым созреванием, хроническими болезнями и заболеваниями, передающимися половым путем.
  • Замкнутость и нежелание поговорить о своих чувствах с другими людьми.
  • Неопределенность, связанная с нетрадиционной сексуальной ориентацией (бисексуальность или гомосексуализм).

Наиболее распространенные признаки суицидального поведения включают:

  • Выражение суицидальных мыслей.
  • Одержимость смертью в разговорах, рисунках или сочинениях.
  • Раздача собственных вещей.
  • Отчужденность от друзей и родственников.
  • Агрессивное и грубое поведение.

Другие признаки включают:

  • Уход из дому.
  • Опасное для жизни поведение, например, неосторожная езда или неразборчивость в сексуальных связях.
  • Равнодушие к собственному внешнему виду.
  • Смена индивидуальности (например, активный ребенок становиться слишком тихим).

Симптомы депрессии, которые могут привести к самоубийству, включают:

  • Равнодушие к когда-то любимым занятиям.
  • Изменение привычного графика сна и аппетита.
  • Трудности при сосредоточивании и мышлении.
  • Жалобы на постоянное чувство скуки.
  • Жалобы на головные боли, боли в животе или усталость без видимых на то причин.
  • Выражение собственной вины; недопущение похвал в свой адрес.

Коррекция суицидального поведения у детей и подростков

Каждая попытка суицида является серьезным поводом, требующим осторожного и соответствующего вмешательства. Как только исчезает непосредственная угроза жизни, принимается решение о необходимости госпитализации. Это решение зависит от равновесия между степенью риска и способностью семьи обеспечить поддержку. Госпитализация (даже в открытую палату в терапевтическом или педиатрическом отделении с отдельным постом наблюдения) является самой надежной формой кратковременной защиты и обычно показана при подозрении на депрессию, психоз или и то, и другое.

Серьезность намерения совершить суицид можно оценить по степени продуманности (например, написание предсмертной записки), использованному методу (огнестрельное оружие более эффективно, чем таблетки), степени причинения себе вреда, а также обстоятельств или немедленных провоцирующих факторов, связанных с попыткой суицида.

Медикаментозное лечение может быть показано при любом расстройстве, лежащем в основе суицидального поведения (например, депрессия, биполярное или импульсивное расстройство, психоз), однако не может предотвратить суицид. На самом деле применение антидепрессантов может повысить риск суицида у некоторых подростков. Следует тщательно контролировать применение препаратов и выдавать их в количествах, не достаточных для летального исхода при одновременном приеме всех таблеток. Обращение к психиатру особенно эффективно, если существует преемственность с врачом первичного звена медицинской помощи. Необходимо восстановить эмоциональное равновесие в семье. Негативная или неподдерживающая реакция родителей является серьезной проблемой и может указывать на необходимость более интенсивного вмешательства, например госпитализации. Если семья проявляет любовь и заботу, наиболее вероятен благоприятный исход.

trusted-source

[5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

Ссылка на основную публикацию