Цели и задачи песочной терапии. Что такое песочная терапия

Песочная терапия – резюме

Песочная терапия — это совокупность психотерапевтических и психолого-педагогических методов, объединённых, преимущественно, методологией юнгианской аналитической психологии, использующих в своей практике натуральный песок, или его производные (цветной песок, подвижный песок), а также специальный инструментарий (песочницы, подносы, свето-цветовые столы) с целью профилактики, лечения, коррекции, реабилитации, сопровождения, обучения и развития клиентов (пациентов, обучаемых, реципиентов), а также повышения качества их жизни (Ассоциация песочной терапии, 2016).

Специалисты, практикующие метод песочной терапии — Sandplay, объединены в международное сообщество — ISST. В этом сообществе существуют сложившиеся стандарты обучения, личной терапии и супервизии для членов и преподавателей сообщества. В настоящее время российские специалисты пока в данное сообщество не входят. Специалисты, практикующие другие методы песочной терапии (sandplay, sandtray, sandart), входят в различные, чаще всего арт-терапевтические, международные и отечественные профессиональные сообщества, имеющие свои профессиональные стандарты.

Ассоциация песочной терапии (с 2015 года) объединят специалистов всех направлений песочной терапии из нашей страны, стран постсоветского пространства, а также других государств. Формируется сообщество специалистов в области песочной терапии, проводится обучение, личная терапия и супервизия, в соответствии с принятыми профессиональными стандартами.

Сущность метода:

Песочная терапия — один из способов общения с самим собой и с окружающим миром в присутствии другого и с минимальным вербальным контактом с ним. В ходе песочной терапии на пространство песочницы, песочного подноса, свето-цветового стола, пространства с подвижным, или цветным песком на символическом уровне проецируется бессознательное содержание психики. Спонтанно возникающие образы дают возможность человеку увидеть и прожить то, что происходит, но не осознаётся в его внутреннем и внешнем мире. Песочная терапия позволяет восстановить психическую целостность посредством создания своего уникального мира на пространстве песочницы, песочного подноса, пространстве с подвижным песком и т.д.

Теоретические основы:

К.Г. Юнг определял песочницу как детский аспект коллективного бессознательного, как место, где есть возможность придать индивидуальному травматическому опыту видимую и осязаемую форму. Создание песочных сюжетов способствует «целительному» (по Э.Г. Эйдемиллеру) регрессу, возвращая клиента в детство и способствуя активации архетипа ребёнка.

Д. М. Калфф считает, что главный принцип Sandplay — это создание свободного и защищённого постранства, в котором ребёнок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свои переживания, часто непонятные и тревожащие, в зримые и осязаемые.

Использование миниатюрных фигурок позволяет создать «спектакль» субличностей автора песочной композиции. Клиент может установить контакт, идентифицироваться с актуализированными в данный момент субличностями, а также вступить с ними в диалог, то есть построить новые взаимоотношения с самим собой, что вполне уместно в рамках гештальттерапии и психосинтеза.

Миниатюрные фигурки могут не только отражать субличности клиента, но и символизировать реальных людей и события жизни клиента, и тогда на песочном пространстве могут проигрываться реальные жизненные ситуации, в которых клиент испытывает определённые трудности. В таком случае песочная терапия может быть успешно интегрирована в психодраму, причём помощь группы в данном случае не требуется, так как все роли «исполняют» миниатюрные фигурки.

Разыгрывание в песочнице сложных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильное решение, что активно используется в таком методе песочной терапии, как «сценарное моделирование», развивающемся в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии.

При использовании песочного пространства существуют практически неограниченные возможности созидательного, творческого изменения формы, сюжета, событий, героев и их взаимодействия. Наличие такой «волшебной» особенности, а также возможность привнесения в терапевтический процесс сказочных персонажей, лежит в основе сказкотерапевтического подхода в песочной терапии.

При работе с песком, особенно с подвижным, возникает особый акцент на тактильную чувствительность, телесные ощущения и образы, которые возникают из этих ощущений. Сын и продолжатель дела Д. Калфф — Мартин Калфф пишет, что, так как весь опыт, нами переживаемый, приходит нам через тело, именно из телесных ощущений рождаются картины, в свою очередь рождающие ощущения (М. Калфф, 2009). Некоторые направления песочной терапии, например — плассотерапия, интегрируют в своей практике телесно-ориентированные техники и символику телесности.

Песочная терапия активизирует врождённые ресурсы самоисцеления (саногенез) индивида и обеспечивает возможность продвижения его к целостности и психосоматическому здоровью.

Показания к применению:

READ
Трахеит - код по мкб-10 у взрослых: острый и хронический

Показания к применению методов песочной терапии достаточно обширны.

Традиционно методы песочной терапии применяются при работе с детьми в форме индивидуальных и групповых занятий. Это могут быть психотерапевтические сессии по поводу психоэмоциональных, психосоматических расстройств или поведенческих нарушений. Методы песочной терапии применяются в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и задержки психического развития. Применяется песочная терапия и для коррекции детско-родительских отношений, нарушений привязанности в диаде. Школьные психологи применяют методы песочной терапии в тренинговом формате. Методы песочной терапии активно применяют в дидактической практике и на занятиях по развитию детей.

В работе со взрослыми песочная терапия может быть эффективна в психотерапии невротических нарушений и пограничных расстройств, психосоматических заболеваний, ПТСР, в семейной и супружеской терапии и консультировании, а также в восстановительной и паллиативной медицине. Отдельные методы песочной терапии применяются в коучинге и медиации.

Практика песочной-терапии:

Песочная терапия как направление психолого-психотерапевтической практики существует в настоящее время в форме различных методов, методик и техник, которые применяются в практической психологии, психотерапии, педагогической практике, дефектологии, логопедии, коррекционной практике, в практике восстановительной медицины и даже в коучинге в форме индивидуальных, парных и групповых сессий.

Метод “Песочная терапия” в психологическом консультировании

Песочная терапия. Фото. Логинова Ольга

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода “Песочной терапии”, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Dora Kalff является автором книги “Sandplay”. (Boston: Sigo Press, 1980). В книге описаны случаи из практики.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.

Шарлотта Бюлер разработала «тест мира»

В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми. Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга.

Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.

Песочная терапия. Песочница с песком и миниатюрными фигурами. Фото. Логинова О.

Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноза и т.д.

Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.

Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии “заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента”.

Существенное отличие от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.

Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

READ
Низ живота тянет как при месячных — норма или тревожный симптом?

Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:

– Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

– Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

– Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

– Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

– Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:

Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.

Показания к песочной терапии

Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.

Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:

– Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;

– Ограничен в проявлении своих чувств;

– Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;

– Имеет психологическую травму;

– Имеет проблемы в принятии решения.

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

– Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

– Эпилепсия или шизофрения.

– Клиент с очень высоким уровнем тревожности.

– Клиент с неврозом навязчивых состояний.

– Аллергия на пыль и мелкие частицы.

– Кожные заболевания и порезы на руках.

Однако ряд психологов используют песочную терапию с детьми с СДВГ. На сколько это эффективно с такими детьми, трудно сказать, пока можно опираться на обратную связь с родителями этих детей.

В своей практике я использовала работу с песком с клиентами в случае депрессивного состояния, страхов, фобии, глубокой психологической травмой. Ко мне приводили несколько раз детей-аутистов. Работать с ними не получилось. Хотя, знаю, что коллеги-психологи с ними работают.

Песок для песочницы

В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки “кварцевый песок 0,1-03”. Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.

Для мелкого песка можно иметь пуливизатор с водой, чтобы орошать песок.

Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка – от светлого до темного. Желательно иметь песочницы с разным песком.

Песок может быть цветным. В работе с клиентами желательно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

Вопрос: “Где можно купить песок?”

Ответ. “Он продается в зоомагазинах в упаковках от 1 кг до 6 кг.
В настоящее время существует сеть магазинов, которые специализируются на продаже цветного песка для творческих работ. Для песочницы вполне достаточно 4-6 кг песка. Песочницу заполняют на две треть песком”.
__________

В отдельных случаях для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированную песочницу. Для работы достаточно одного кг песка.

использование песочницы со специальным экраном с подсветкой. Фото. Логинова Ольга

Еще один вариант для создания песочных картин – использование песочницы со специальным экраном с подсветкой. В настоящее время изготавливают различные модификации светового стола для рисования песком (песочная анимация) с различной подсветкой. В этом случае используется один кг песка.

При работе с детьми при создании волшебных картин на ватмане, как вариант, можно использовать не только песок, но и фасоль, горох, манку и другую цветную крупу.

Песочная терапия. Фото. Логинова Ольга

Грунтовые цветные камни для аквариума. Это позволяет детям развивать творческие способности. Картины делаются быстро. Их можно мгновенно менять, что очень нравится детям и создает эффект волшебства.

На плотной бумаге можно делать песочные картины. Для этого делается эскиз картины, затем покрывается клеем ПВА, а далее насыпают песок. Песок сцепляется с клеем.и через некоторое время застывает. Где-то через сутки песок можно покрасить гуашью.

Символизм ландшафта песочной картины

Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира клиент может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.

READ
Тантум Верде - официальная* инструкция по применению. Тантум Верде для детей до года

В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту не зависимо от возрастной группы – ребенок это или взрослый человек. У терапевта должна быть подборка притч, метафор, сказок. В ходе работы их можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.

Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

– Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

– Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

– Но как это может произойти?

– Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

– Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

– Но как я могу проверить это?

– Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

– Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

– Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, – ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? – что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

– Да, теперь я узнала истинную сущность, – размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

– Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят,
что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.

Коллекция миниатюрных объектов

Миниатюрные фигурки для песочной терапии. Фото. Логинова О.И.

Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.

Кроме миниатюрных фигур в кабинете желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.

READ
Сколько нужно имплантов при отсутствии зубов нижней челюсти

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

– Большие и крошечные;

– Бесцветных и ярких цветов;

– Прозрачные и непрозрачные;

– Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

В данной статье не рассматривается подробный перечень миниатюрных фигур. Однако можно сказать, что несколько фигур могут выделяться из всего ряда фигур и при выборе клиентом могут стать ключевыми фигурами всей терапии. Но надо быть осторожными, когда на приеме маленькие дети, т.к. они все тащат в рот. Слишком мелкие фигурки не использовать с маленькими детьми.

Вопрос: “Где можно купить миниатюрные фигурки для песочной терапии?”

Ответ. “Фигуры для песочной терапии можно приобрести в киосках Союзпечати, в магазине “Детский мир”, в киосках “Сувениры”. Подойдут фигурки из Киндерсюрпризов”.
__________

Символизм миниатюрных фигурок, выбранных для песочной картины

Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день. Самым главным, основным считается то, что сам автор думает по поводу выбранных фигурок. Важно помнить и понимать, что сколько людей столько и импровизаций может быть. Находясь в кабинете психолога, человек выберет из множества фигурок, только те, которые для него актуальны в настоящее время.

Вопрос: “Можно ли отдавать клиенту понравившуюся фигурку после терапии?”

Ответ: “Однозначного ответа нет. Ребенку можно дать, но в обмен на другую фигурку. Взрослому человеку лучше не отдавать, т.к. в какой-то момент может произойти обесценивание терапии”.

Семейная песочная терапия

Песочную терапию возможно использовать и в семейной психотерапии.

При решении семейных проблем терапевт может предложить клиенту или семейной паре, которая пришла на прием выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них. Выбирая фигурки животных, человек создает метафору, которая символизирует то, что происходит в семье клиента.

Песочная терапия с детьми

Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Для начала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, различные формочки, изображающие транспорт, людей, животных. Для маленького ребенка важен сам процесс игры и строительства.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Свойства песка способствуют тактильной стимуляции и отреагированию эмоций, проработке психологической травмы.

При работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.

В случае возникновения проблем в детско-родительских отношениях предлагается построение мира на одном песочном поле совместно ребенка и родителя. Возможно построение мира в разных песочницах.

В книге Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук “В гостях у песочной Феи” даются описания упражнений с песком для детей младшего и старшего дошкольного возраста, которые выполняются детьми совместно с педагогами или психологами детского сада. Эти упражнения направлены на снижение психофизического напряжения, регуляцию мышечного напряжения, расслабления, развитие тактильной чувствительности, развитие воображения, расширению представлений об окружающем мире.

Дора Калльфф выявила закономерности в выборе миниатюр детьми разного возраста.

Так в возрасте до 6-7 лет у детей преобладают растения и животные, натуральные предметы (мох, веточки, шишки, камушки и т.д.).

А к 11- 12 годам в песочнице чаще появляются люди и темы конфликтов и сражений.

У детей старше 12-13 лет могут возникать сцены, отражающие как реальную жизнь, так и мечты о будущем, возможны и абстрактные картины.

Таким образом, метод песочной терапии могут использоваться в группах личностного роста, на тренингах общения, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; в детских садах, в детских центрах (рисование песком) на столе с подсветкой.

READ
Суточная норма витамина С: необходимое количество для мужчин, женщин и детей

Что такое песочная терапия

Бессознательное более активно общается с нами в виде образов и символов во снах, когда состояние человека сознанием не контролируется. Но также оно активно и днем.

Песочную терапию можно назвать снами наяву, когда подсознание свободно проецируется на песок через активное воображение, а сознание это наблюдает. И задача песочного терапевтапомочь человеку как можно полнее выразить в песочнице свои подсознательные чувства, а затем подвести его к пониманию и осознанию полученной песочной картины для того, чтобы извлечь ресурсы и показать их ему.

Нам сложно описать словами свои переживания, боль от потерь, внутренние конфликты, страхи и тревоги. Но это все легко отразить в юнгианской песочнице.

Суть песочной терапии.

Суть песочной терапии состоит в том, что через песок наше бессознательное пространство трансформируется и переносится во внешний мир в виде образов и символов и выходит в сознание, то есть становится видимым, осязаемым и осознаваемым. Все происходящие внутри нас процессы постепенно перестают пугать и тревожить и создают ресурсное состояние для дальнейшего развития.

Благодаря песочной терапии мы способны вернуться в тревожную, беспокойную ситуацию и переиграть ее, изменив шаблон своего привычного поведения.

Человек сможет ощутить, какими ресурсами обладает, в чем испытывает потребность, что еще необходимо проработать в себе для достижения определенной цели.

При работе с песком, через образы, внутреннее пространство человека высвобождается от негатива (страха, тревоги, агрессии) и наполняется новым ресурсным состоянием. Фигуры на песке позволяют проиграть конфликтные ситуации и найти способы выхода из них, преодолеть барьеры, с которыми он не решается справиться в повседневной жизни.

Что происходит во время сеанса песочной терапии?

Песочная терапия – это очень увлекательный процесс, во время которого клиент окунается в безопасное пространство, убирая любое сопротивление.

Во время составления песочной композиции в человеке запускается внутренний процесс трансформации. Открывается доступ к его заблокированным возможностям. Он заново переживает эмоции и чувства, прорабатывает их на песочном поле, тем самым, приобретает способность увидеть, осознать и проанализировать проблемную ситуацию и сформировать свое новое ресурсное состояние.

Перед человеком открывается возможность построить свой особенный, уникальный мир. Используя ящик с голубым дном и бортами, символизирующими воду и небо, песок, воду, фигурки людей, животных и птиц (диких, домашних, мифических), природные материалы (шишки, палки, ракушки, камни), машины и строения, предметы обихода, клиент создает картину, которая отражает бессознательные процессы его личности. Она четко показывает прошлое, настоящее и будущее: воспоминания, планы, мечты, намерения, возможные тревоги, страхи, препятствия.

Очень часто сознание не отражает истинную проблематику человека, потому что она сидит глубоко в подсознании. Клиент приходит с одним запросом, а в процессе песочной терапии выясняется, что в реальности его беспокоит совершенно другое.

Песочная терапия позволяет

  1. Своевременно отреагировать в затруднительной жизненной ситуации.
  2. Пережить горестные чувства и потерю отношений.
  3. Определить, в каком направлении двигаться дальше.
  4. Осознать, что именно не дает вам реализовать свой проект.
  5. За короткое время услышать свои истинные желания и оценить собственные возможности.
  6. Преодолеть препятствия на жизненном пути.
  7. Выбраться из затяжных проблем и неприятных конфликтов.
  8. Избавиться от страхов и тревог, которые блокируют сознание, в результате чего тело перестает нам подчиняться.
  9. Спрогнозировать дальнейшие действия, если стоите перед выбором и не понимаете, какое решение принять.
  10. Смоделировать допустимую ситуацию, проиграть ее, увидеть и понять возможный конечный результат.

Песочная терапия предусматривает возможность работать индивидуально, в паре, в группе. Хорошо показывает себя при работе как со взрослыми, так и с детьми.

Противопоказания к применению песочной терапии.

  1. Повреждения кожи рук (кожные заболевания, порезы, ссадины, грибок, гнойники на руках).
  2. Психически нездоровые люди (шизофрения, эпилепсия).
  3. Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  4. Легочные заболевания.

Человеческая психика природно настроена на самовосстановление. Но на это могут уйти месяцы и годы.

Современный мир не стоит на месте, темп жизни ускоряется, мы испытываем нехватку свободного времени и вынуждены подстраиваться под динамический рост и нацеливаться на быстрые результаты. Эффективно достигнуть всего этого, сэкономив время и энергию, вы сможете уже сейчас, записавшись на консультацию к песочному терапевту.

READ
Расторопша для печени: как принимать порошок, масло и препараты

Видео – Фигурки для песочной терапии

Если вы решили записаться на консультацию к психологу, контактные данные здесь!

Консультация для воспитателей.«Песочная терапия, как метод работы с детьми».

Краткое описание : Консультация для воспитателей на тему “Песочная терапия, как метод работы с детьми” предназначена для ознакомления педагогов ДОО с новым нетрадиционным методом работы.

В консультации подробно описаны цель и задачи песочной терапии, а также условия, материалы, используемые игрушки и советы по организации пескотерапии.

Песочная терапия – это эффективный и легкий метод работы с детьми, дающий положительную динамику в развитии дошкольников.

Тема: Песочная терапия, как метод работы с детьми.

Цель: Ознакомление воспитателей с новой технологией работы и игры с детьми.

Задачи:

· Познакомить воспитателей с новым методом работы с детьми;

· Развивать творческие (креативные) способности педагога;

· Развивать нетрадиционный подход в работе с детьми.

«Часто руки знают как решить загадку,

с которой интеллект боролся напрасно»

Карл Густав Юнг

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, логопедов, психологов к специально организованным занятиям с детьми с использование песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Что такое песочная терапия?

Пескотерапия ( sand – play ) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.

Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог.

Цель песочной терапии : развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.

Задачи пескотерапии:

1. рекласация, снятие мышечной напряженности;

2. развитие зрительно – пространственной ориентировки;

3. концентрация внимания, памяти;

4. развитие речи и логики, расширение словарного запаса;

5. стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;

6. способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;

7. развитие творческих (креативные) способностей;

8. формирование позитивной коммуникации

Общие условия организации песочной терапии

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100х140х8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство, можно экспериментировать с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

– люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных), в динамических и статических позах;

– наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

– летающие животные (домашние, дикие, доисторические);

– обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

– жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох);

– домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

– деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

READ
Фасциолопсидоз глотки. Причины. Симптомы. Диагностика. Лечение

– объекты небесного пространства (солнце, луна, облака, радуга, звезды);

– транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского военного назначения, фантастические транспортные средства);

– объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

– объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

– естественный природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева и пр.)

– фантастические предметы и персонажи мультфильмов.

Итак, все что встречается в окружающем мире может занять достойное место в коллекции. Коллекция фигурок располагается на полках (могут использоваться и прозрачные коробки).

Чем полезны игры с песком?

· Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.

· Формируют у ребенка представления об окружающем мире.

· Развивают мелкую моторику, глазомер.

· Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

· Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.

· Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

Эффект песочной терапии:

· Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

· Положительная динамика в развитии:

– зрительно – моторной координации;

– ориентировки в пространстве;

Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:

1. Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных детей нет в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

Советы по организации занятий

Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно
соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.
В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
Итак, некоторые рекомендации:

· Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

· Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

· Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

· Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

· Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.

· С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.

· Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

· Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

· Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

READ
Паразитология и паразитарные заболевания, грибковые болезни у человека, животных и растений

· Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

· Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.

· Периодически лоток нужно пополнять песком.

· Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

· Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.

· После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.

Старший воспитатель О.К.Строжкова

Список используемой литературы:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010 – 74с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. —— СПб.: Речь, 2006. – 208 с.

Метод песочной терапии

Метод песочной терапии

Удивительная способность песка забирать негативные эмоции и успокаивать нервную систему была подмечена давно. Сегодня песочная терапия широко используется психотерапевтами в работе с детьми и взрослыми. В этой статье мы поговорим о том, как этот метод работает и в каких случаях особенно эффективен.

В чем суть песочной терапии?

Песочная терапия является невербальной формой психотерапии, то есть в ней не используются слова. Общение с собой и миром здесь происходит через тактильные ощущения, создание рисунков и фигурок из песка. Фундаментом метода послужили труды психиатра Карла Юнга. Песочная терапия предполагает работу с фантазией, символическим бессознательным. Для Юнга она представляла источник внутреннего роста и развития, а о фантазии он писал как о «матери всех возможностей».

Юнг также считал, что песочница – это детский аспект коллективного бессознательного. По его мнению, создавая различные сюжеты из песка, дети придают своим переживаниям форму. Благодаря действиям с песком мы возвращаемся в детство, пробуждается архетип ребенка.

Собственно, песочную терапию разработала последователь Юнга психоаналитик Дора Калф. Главный ее принцип – создание пространства, одновременно свободного и защищенного от внешнего мира. Эти условия идеально подходят для того, чтобы взрослый или ребенок мог выразить свои чувства, эмоции, вполне реальные образы, до которых можно дотронуться рукой. По мнению Доры Калф, в результате можно получить трехмерную картину душевного состояния человека.

«Почему именно песок?»

Этот вопрос часто задают психотерапевтам. Действительно, выражать свои переживания можно и через другие виды творчества – лепку из пластилина или глины, рисование, музыку и так далее. Тем не менее, более века специалисты отдают предпочтение именно песку. Давайте вместе разберемся почему.

  • Он дает возможность быстро создать много различных форм, как угодно их изменить и моментально разрушить без угрызений совести, поэтому человек ощущает себя всемогущим творцом, полноправным хозяином песочного мира.
  • Для того чтобы работать с песком, необязательно обладать талантом или специальным умением. Не нужны никакие инструменты. С этим материалом справится и малыш. У человека нет страха провала, негативной оценки окружающих.
  • В то же время для того, чтобы создать из песка что-то интересное, необходимо проявить терпение и усердие.
  • Он забирает негативные эмоции, во время работы с ним, человек заметно успокаивается, смотрит на мир более позитивно.

Песок состоит из миллионов песчинок, которые раздражают нервные окончания на пальцах и ладонях, таким образом, происходит стимуляция центра речи, также это положительно влияет на пространственное мышление, память, воображение, внимание, работу внутренних органов.

Когда и как помогает песочная терапия?

Прежде всего, следует понимать, что игра с песком не переделывает человека, а скорее помогает ему освободиться от переживаний, отрицательных эмоций и принять самого себя. Занятия назначают в составе комплексной психологической помощи ребенку и взрослому. Например, песочная терапия эффективна в следующих случаях:

  • сильные страхи и повышенная тревожность;
  • нервные тики и неврозы;
  • неадекватное поведение в различных ситуациях;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • депрессия, мысли о суициде;
  • недавно перенесенное сильное эмоциональное потрясение;
  • психологическая травма, насилие;
  • сложные отношения с окружающими – родными, друзьями, коллегами, учителями, сверстниками и т. д.
READ
После удаления желчного пузыря болит правый бок под ребрами: почему и что делать

Доказано: после курса сеансов песочной терапии человек (неважно, ребенок или взрослый) начинает видеть ранее скрытые от его восприятия пути к разрешению конфликтов, становится более спокойным, уравновешенным и уверенным в себе, он начинает воспринимать окружающий мир в более позитивном ключе, нежели раньше.

Освобождение от негативного пережитого опыта происходит на подсознательном уровне и само по себе, то есть без применения сильнодействующих медикаментов.
Различные элементы, применяемые во время сеанса, позволяют психотерапевту оценить состояние разных психических уровней, в частности, получить доступ к довербальным уровням психики, то есть к тем, которые сформировались в раннем детстве до появления речи.

Что происходит во время сеанса?

Для сеанса можно использовать любой песок, главное, чтобы он был чистым. В качестве песочницы обычно берут деревянный короб или поднос. Он должен быть выкрашен в голубой цвет – это позволяет имитировать небо и воду. Как правило, размеры короба составляют: 50 см в ширину, 70 см в длину, высота бортиков – 8 см. Помимо песка и песочницы, во время сеанса используются:

  • вода – из влажного песка легче выполнять объемные фигуры, также она нужна, чтобы создавать моря, реки, дождь;
  • природные материалы — камешки, веточки, ракушки, желуди, растения и т. д.;
  • миниатюрные фигурки, изображающие людей, животных, птиц, растения, предметы;
  • пуговицы, кусочки материи, цепочки, стеклянные шарики и т. д.

Создавая из этих вещей, песка и воды какую-либо композицию, человек переносит на них внутреннее волнение. Например, какая-то фигурка олицетворяет его самого, и с ее помощью он проживает различные ситуации, проигрывает возможные сценарии развития событий.

Психотерапевт внимательно наблюдает за процессом. То, какие фигурки были выбраны, порядок их появления на сцене, взаимное расположение, детали места действия и многие другие нюансы складываются в объемную картину, отражающую состояние психики человека.

Впоследствии психотерапевт подготавливает к каждому сеансу список специальных заданий, направленных на снятие внутренних зажимов и негативных эмоций. Для того чтобы достичь желаемого терапевтического эффекта, их нужно выполнять в определенном порядке.

Можно ли заниматься песочной терапией дома?

Да, конечно, можно, ведь песочная терапия не требует использования каких-либо специальных инструментов. Простейшие упражнения вы можете выполнять и дома.

  • Положите руки на песок, поводите по нему сначала одной стороной ладоней, потом – другой. Прочувствуйте, какой он – теплый или холодный, сухой или влажный.
  • Нарисуйте пальцами на песке волнистые линии, украсьте их ракушками, представьте себе шум моря.
  • Возьмите горсть песка, сожмите кулаки, а потом медленно высыпьте песок обратно в короб.
  • Закапывайте по очереди руки в песок, насыпая его сначала на один палец, потом на другой и так далее.
  • Проигрывайте в песочнице сложные жизненные ситуации, практика показывает, так рациональное решение придет к вам быстрее.
  • Используйте песочницу в качестве инструмента для снятия стресса и усталости.

И все же руководить песочной терапией должен опытный психотерапевт. Только он сможет точно расшифровать созданную вами композицию и дать верный ключ для понимания своего внутреннего мира, восприятия реальности и решения жизненных проблем.

Песочная терапия

Песочная терапия (Sand-Play) — это психотерапевтическая методика, основанная на понимании Личности человека с точки зрения глубинной психологии. Кроме того, это так же метод невербальной творческой коммуникации, реализуемой в пространстве терапии. Для ребёнка это привлекательная и уникальная возможность общения, когда можно свободно выражать свои чувства и мысли, не прибегая к помощи слов.

От других форм арт-терапии Sand-Play отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Метод вначале был разработан для работы с детьми, но в дальнейшем его стали использовать и в работе со взрослыми. Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К.Г.Юнга и созданные им принципы аналитической психологии.

READ
Низ живота тянет как при месячных — норма или тревожный симптом?

Песочная терапия в Центре Алвиан

В отличие от З. Фрейда, К.Г. Юнг ценил не только рациональный способ мышления, но и иррациональный, символический. Первый тип он считал логическим компонентом мышления, который помогает индивидууму приспособиться к внешней среде и действовать в рамках причинно-следственных связей. Второй тип, он считал спонтанным компонентом мышления, который реализуется без усилий и способствует созданию фантазий в форме образов и символов. Юнг считал, что использование символов отражает стремление психики к развитию, а в случае психологической травмы — к самоисцелению.

Приобретенная за многие годы привычка думать ТОЛЬКО логически отдаляет взрослого человека от мира символов. Поэтому сказка для ребенка, так же как сны для взрослого, является мостом между сознанием и бессознательным, который помогает понять себя и развивать свое Я — свою осознанную часть в гармонии с неосознанной.

Что происходит на сеансе песочной терапии:

Песочная терапия — это уникальная возможность познать свой внутренний мир при помощи пространства Юнгианской песочницы, в котором с помощью различных по размеру и назначению предметов и того чувства свободы и защищенности, которое возникает в отношениях с терапевтом, появляется проекция своего внутреннего, бессознательного Мира.

Песочная игра дает возможность выразить то, что трудно объяснить словами, коснуться таких слоев своей души, к которым нельзя обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от обыденного мышления.

В начале часа ребенок видит песочницу в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. В центре кабинета на уровне стола устанавливается лоток с песком, который соответствует полю зрения ребенка или взрослого, стоящего перед лотком. Лоток заполнен промытым, качественным песком, для того, чтобы можно было углубляться в песок или выстраивать песочные фигуры вверх до необходимой высоты. Основание лотка окрашено голубым цветом, чтобы при желании можно было создать иллюзию воды на дне лотка.

Кроме того, в комнате для терапии есть самые разнообразные предметы и материалы (фигурки людей, животных, деревьев, растений, цветов, зданий и орудий их создания, мостов, автомобилей, вагонов, а так же камни, древесина, кусочки металла и тд., и т.п.).

Что действительно важно — не общее количество фигур, а их символическая ценность. Важно, чтобы были представлены не только светлые, дружественные, красивые объекты, но также и уродливые, темные, злые, внушающие страх персонажи. Также важно — иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить «полностью другой », необычный и «иностранный» мир в душе.

Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает. Все, что происходит в песочнице — свободный выбор ребенка. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку.

Терапевт сопровождает процесс «Творения Мира», анализирует и комментирует, задаёт вопросы. По завершении каждого сеанса, терапевтом делается либо эскиз, либо серия фотоснимков «песочных миров», которые необходимы как для дальнейшей интерпретации символических аспектов проявлений души их аналитиком, так и для совместного их просмотра, обсуждения с ребёнком и/или взрослым по завершении первичного курса, состоящего из 3-5 сеансов.

Песочница может стать небольшой «жизненной лабораторией», в которой есть свои ограничения и свободы, а также личная ответственность создателя. Перемены в отношении к самому себе не всегда сразу заметны , но они имеют качественное измерение, а значит, останутся и будут влиять на всю его будущую жизнь.

Сессия песочной терапии длится от 25 до 50 минут, один или два раза в неделю. Обычно для улучшения состояния бывает достаточно 10-15 сессий индивидуальной песочной терапии, но это всегда очень индивидуально Допустимо делать перерыв в работе.

Почему именно песок выбран в качестве материала?

«Песок — это важный элемент почвы.
Песок — мелкий, сыпучий, искрящийся, подвижный, зыбкий, надежный, неповторимый, тяжелый , золотой.
Песок — это объект и инструмент, миллионы лет совершенствующийся и обрабатывающий сам себя.
Песок — это динамический концентрат времени.
Песок — это вечно меняющаяся картина мира. »

(Современная петербургская художница Ирина Быкова, работающая в технике песочных картин)

Ссылка на основную публикацию