Собака и хвост: кто кем виляет и что делать, если ребенок манипулирует родителями? Что делать если ребенок манипулирует родителями

Ребенок-манипулятор: Как противостоять уловкам и хитростям?

Наверное, нет на свете такого ребенка, который ни разу не пробовал манипулировать родителями. Если манипуляции дают ожидаемый эффект, они повторяются снова и снова. И тогда из уст ребенка все чаще звучат фразы-ультиматумы: «Ты меня не любишь», «Есть у всех, кроме меня», «Уйду из дома». Как правильно себя вести, если в доме манипулятор?

Манипуляции – это воздействие на другого человека с целью получить свою выгоду. Они могут быть очевидными, тщательно спланированными, а могут применяться неосознанно, по принципу один раз получилось, почему бы не повторить? Если родители поддаются на уловки ребенка, манипуляции становятся частью его характера. Насколько вредна такая манера общения для взрослеющего организма?

Психологи утверждают, что склонность к манипулированию сильнее всего выражена у невротических личностей. Они плохо справляются с негативными переживаниями, часто впадают в депрессивные состояния, преувеличенно болезненно реагируют на стрессовые обстоятельства. Поэтому, если ребенок становится на «скользкий путь», задача родителей – не допустить прогрессирования «болезни».

Существует мнение, что победить манипуляции может только любовь. Если ребенок пытается манипулировать, значит, ему не достаточно вашего внимания, он стремится вызвать на откровение чувств – получить поддержку, сочувствие, ласку. Так, упавший малыш плачет, чтобы мама его обняла и пожалела.

Но это только одна сторона медали. Не секрет, что родителями манипуляторов часто являются хорошие, добрые, отзывчивые люди. Манера воспитания детей у них мягкая и корректная, порой, даже слишком. Такие люди не уверены в своих силах, потому стараются избегать конфликтных ситуаций. Им проще удовлетворить желание ребенка, чем тратить свои силы и нервные клетки на объяснения, почему это сделать невозможно. Закономерно, что ребенок начинает этим пользоваться.

Главная проблема жертв манипуляций в том, что их возможности не безграничны. Рано или поздно наступает момент, когда не хватает маминой зарплаты, чтобы приобрести ребенку новый крутой телефон. Папу срочно вызывают на работу, и он не может повести сына на каток. Тогда у родителей наступает прозрение: ребенок ими манипулирует. Как быть и что предпринять?

Рассмотрим наиболее распространенные способы детских манипуляций.

Манипуляции сравнением

«У всех моих друзей есть личный ноутбук, а у меня нет», «Артему родители разрешают гулять до одиннадцати вечера», «Сестру никогда не заставляете убирать в своей комнате» – вот только малая часть манипуляций этого вида.

Сравнение – один из наиболее действенных рычагов управления людьми. Ребенок тонко чувствует слабые места родителей и пытается на них надавить. Обрывки разговоров, обсуждение родителями новостей и ситуаций дают ему пищу для размышлений.

Самыми частыми мишенями для удара юного манипуляторщика являются три жизненных обстоятельства:

Родители стыдятся своего материального положения. Ситуация воспринимается тем болезненнее, чем больше в окружении людей с более высоким материальным достатком.

Родители боятся показаться ребенку слишком категоричными и суровыми. Такое часто бывает, когда взрослые в детстве сами страдали от излишней строгости родителей.

Родители тревожатся, что уделяют мало внимания ребенку. Типичная ситуация, когда взрослые работают допоздна и для полноценного досуга с детьми есть время только в выходные. Еще один момент, когда в семье появляется второй ребенок, первенец автоматически получает меньше внимания. Отсюда беспокойство, что первому ребенку не хватает нежности, ласки, любви.

Чтобы противостоять манипуляциям-сравнениям следует понять, что все ваши страхи безосновательны. В большинстве случаев они тесно связаны с детскими переживаниями и обидами, уходят корнями в то время, когда вам очень важно было доказать кому-то, что вы «не промах». Но ведь сейчас вы взрослый человек, у которого есть своя точка зрения, и как следствие, твердая позиция. Быть категоричными в некоторых аспектах нормально:

«Пусть родители других детей покупают им личные гаджеты, а я считаю, что тебе они пока ни к чему. Вместо пустого времяпровождения в интернете, давай лучше соберем твоих друзей и все вместе сходим в поход».

Манипуляции плохим самочувствием, болезнью

«Мне плохо, можно я останусь дома?», «Был тяжелый день, нет сил садиться за уроки», «Я слишком устал, чтобы гулять с собакой» – лишь несколько примеров манипуляций болезнью.

Если ребенок видит, что его заболевание – настоящая трагедия для родителей и все только то и делают, что стараются обеспечить его комфортом, теплотой и нежностью, он может начать этим пользоваться. Чтобы достичь своих целей могут описываться симптомы недугов, которыми ребенок переболел ранее либо видел у кого-то из близкого окружения.

Совсем малыши могут неосознанно привлекать к себе различные болезни. Психосоматика – дело тонкое. Если детский сад вызывает отвращение, повышение температуры тела, отсутствие аппетита и упадок жизненных сил – почти неизбежность.

Чтобы у ребенка не было необходимости в симуляции болезней и приобретении психосоматических симптомов, сделайте болезнь невыгодной, а здоровье привлекательным. Так, у здорового ребенка большой выбор вариантов досуга, а больному вредно долго смотреть телевизор и нельзя приглашать в дом друзей.

Если вы заметили, что ребенок симулирует заболевание, не стоит уличать его во лжи, подобно Станиславскому кричать «Не верю!». Лучше расскажите ему о малоприятных процедурах, которые его ждут во время лечения мнимого заболевания.

И самое главное, старайтесь уделять здоровому ребенку не меньше внимания, заботы и теплоты, чем больному. Тогда и смысла манипулировать вами не будет.

READ
Удаление мочевого пузыря у мужчин – последствия и осложнения. Операция Брикера: послеоперационный период

Манипуляции любовью

«Если ты меня любишь, позволишь завести щенка», «Сестру вы любите больше, ей всегда достается все лучшее», «Вы меня не любите, уйду от вас» – примеры манипулирования любовью.

Этот вид манипуляции тем силен, что большинство взрослых в детстве недополучили родительского тепла. В памяти острой болью отзываются воспоминания, потому своим детям хочется дать все самое наилучшее. Масла в огонь добавляют рекомендации экспертов, трубящих на каждом шагу о том, как важно ребенку чувствовать и видеть безусловную любовь родителей. К слову, ребенок, который в действительности лишен родительской нежности, никогда не скажет об этом, поскольку просто не знает, как это, когда тебя обожают и лелеют.

Если же ребенок апеллирует к вашей любви, значит, уверен в ваших чувствах. Помните, манипуляторы только тогда начинают игру, когда знают, что она принесет желаемые плоды. Поэтому при первых попытках манипулирования любовью следует четко расставить точки над «И»:

«Мы тебя любим, но выполнить твое желание прямо сейчас не можем. Придется тебе подождать пару месяцев».

Пусть ваши взаимоотношения с ребенком будут добрыми, доверительными, гармоничными! Не поддавайтесь манипуляциям!

Как отучить ребенка манипулировать

Взрослые часто подозревают детей в манипулировании – где надо и где не надо, где можно и где нельзя. С какого же возраста ребенок может начать манипулировать близкими? Можно ли отличить манипулятивное поведение от очень похожего на него пассивно-агрессивного? И как правильно вести себя с ребенком-манипулятором?

У детей лет с 5 появляется расхожее представление, что взрослые – такие туповатые дурачки, что в общем-то они ничего не понимают, и их можно малость обхитрить. Ребенок, который манипулирует, имеет четкий, сфокусированный, не по возрасту взрослый взгляд искоса — взгляд наблюдателя. Это тот случай, когда ваше чадо закрывает лицо руками и вроде бы плачет, но при этом сквозь щелки подсматривает. Если руки убрать, то вы увидите лицо исследователя, а не страдальца. Он отслеживает реакцию.

Ребенок с пассивной агрессией реакцию не отслеживает. Он вообще не понимает, что делает, это иррациональный механизм. Пассивно-агрессивное поведение и манипуляция почти всегда различаются по выражению глаз. У ребенка, который проявляет пассивную агрессию, глаза скорее испуганные. Они могут быть злые, но в некотором расфокусе. Он как бы растерян, когда на вас смотрит.

Как понять, что ребенок вами манипулирует

Так же, как и пассивно-агрессивное поведение, манипуляция всегда имеет мишень. Только эта мишень выбрана сознательно. Ребенком простроена многоходовая комбинация. Он прекрасно знает, какой эффект его действия, слова или отсутствие слов и действий могут иметь. Он уже все просчитал (хотя словами этого выразить не сможет — это быстрая эмоциональная прогонка информации) и теперь специально меняет свое поведение, пытаясь получить желаемый эффект.

Чем младше ребенок, тем более неуклюже это получается: “мадридский двор” в средней группе детского сада. Иногда манипуляция довольно прозрачна (лет до 7), но всегда очень грамотна и часто срабатывает.

В манипуляции зачастую есть фаза додавливания. Когда ребенок плачет-плачет-плачет, или ноет-ноет-ноет, или молчит-молчит-молчит, потом — ага, посмотрел, отследил эффект и “добавил газу”. Это профессионально, но недостаточно, и потому взрослый может рассчитать переход от одной фазы к другой.

Детская манипуляция может быть утрированной, как в плохой оперетте, но если мы реагируем, эмоционально включаемся, даем желаемое, то нужно понимать: все, что работает, ребенок будет использовать. Получив желаемое в результате манипуляции, он будет вновь и вновь ее повторять.

И если в случае пассивно-агрессивного поведения нужно идти навстречу ребенку и пытаться понять, что ему нужно, о чем он сигнализирует своим поведением, то ребенка-манипулятора важно вовремя “вывести на чистую воду”.

Обычно у ребенка, который применяет агрессивно-пассивное поведение, бывает недостаток вербализации: ему сложно сформулировать, что он хочет. У него могут быть сильные аффекты, сильные эмоции и — выразить их в словах малыш не может. А у манипулятора все прекрасно с логикой, со словами. И его нужно учить посылать прямые сообщения, а не “кривые”.

Как вести себя с ребенком-манипулятором

Грамотный ответ в ситуации манипулирования: “Я вижу, что ты делаешь”. Это прямой текст. Можно, конечно, и так: “Ой, бедная деточка. Никто ее не пожалеет. Ой, ну конечно, тебе так нужен второй чупа-чупс!”. Это не прямое, а с добрым юмором указание на то, что многоходовка прочитана и система не сработает.

Когда ребенок бросается на пол в магазине, он рассчитывает на социальную реакцию, на то, что мама на глазах у окружающих не будет настаивать на своем, она сдастся. Нет, мама не сдастся. Я за твердость. Когда вы ловите манипуляцию — ребенок бьет ногами, орет, но вы видите, что он одним глазом смотрит, — я за твердость. Потому что, единожды пойдя навстречу, вы закрепляете такое поведение.

Если вам сейчас проще пойти навстречу — идите. Но скажите: “Знаешь, я тебя просчитала. Ты сейчас нажал и добился своего. Я пошла тебе навстречу только потому, что устала. Но в следующий раз такое не повторится”.

Прямо по шагам и по слогам: “Не дави на меня, не устраивай спектакль, попроси меня словами. Я все вижу. Я понимаю то, что ты делаешь, и так нельзя. Я понимаю, что ты хочешь то или иное, давай договоримся по-человечески, без театра”. Метафора театра, метафора чего-то разыгранного понятна детям с 4–5 лет. Конечно же, их надо водить в театры и показывать сложные характеры героев в сказках и волшебных историях.

READ
Таблетки от рвоты и тошноты для детей при кишечной инфекции

У всех детей есть способность манипулировать. С одной стороны, надо радоваться, видя манипуляцию ребенка, — это социально развитый интеллект и способности воздействовать на другого человека. Это говорит о развитии, это хорошо. С другой стороны, можно очень сильно развить это качество. Бывают манипуляторы, которые привыкли играть на взрослых, как на клавишах: для мамы у них одни способы давления, для папы — другие, и так далее. Ребенок чувствует определенную власть. Бывает, что это умение манипулировать ему уже не помогает в жизни, а мешает.

И пассивная агрессия, и манипуляция — это косвенные послания. Только в первом случае это подсознательная реакция, а во втором — вполне осознанная. И поддерживать это неполезно. Если пассивно-агрессивное поведение, способное усиливаться до невроза, разрушительно и вредно, то привычка к манипуляциям, которую с успехом вырабатывает ребенок, может стать чертой его характера, частью личностного стиля и основной моделью поведения. И это очень помешает ему в жизни выстраивать искренние отношения.

И то и другое — нормальное проявление детского экспериментирования в сфере близких отношений. Оказывается, что человек, пока взрослеет, отрабатывает сложнейшие модели эмоционального взаимодействия с другими людьми. Все, чему мы научились в детстве, мы потом будем использовать в нашей будущей семье. Все, что мы опробовали на самых близких — на маме, папе, бабушках, — после пойдет в ход в широком мире, в коллективе, школе, во дворе, в лагере. И то, что ребенок это пробует, — это нормально. Наша ответственность — отследить и дать адекватный сигнал, адекватный ответ. Мы либо подкрепляем модель, попадаясь на удочку или не зная, как реагировать, либо мы ее не подкрепляем, считая неправильной.

Как бороться с манипуляциями ребенка

Обычно родители действуют гораздо менее осознанно. Но, например, специальная литература для родителей помогает распутывать клубки мыслей, раскладывать все по полочкам — становится понятно, что есть что. Паника, дезориентация, ощущение “я не справляюсь”, “я — плохая мать” очень часто возникают именно от путаницы в голове. Одновременно появляется огромное чувство вины, ведь “ребенку плохо, а я ему не помогаю”! И — злость оттого, что тебя используют.

Про манипулирование можно добавить: один из его маркеров, тот, кем манипулируют, чувствует не жалость, а гнев. Может возникнуть даже более сложное чувство, что тебя обвели вокруг пальца, использовали. При пассивно-агрессивном поведении ребенка вы, скорее, ощутите растерянность, непонимание, испуг.

Так что смотрите на свою реакцию. Не расстраивайтесь. Дети растут, и они экспериментируют. Чем старше ребенок, тем интереснее эксперименты. А у родителей должна быть способность меняться, видеть эти новые формы проявления и искать ответы.

И не надо огорчаться, если с первого раза не получилось. Ну, подкрепили вы манипуляцию, поняли задним числом, что вас обвели вокруг пальца, — у вас растет умный ребенок! Можно потом сказать ему: “Слушай, а я понял, что у тебя не нога болела все-таки”, или: “Никакая кукла подружке не нужна, а ты хотела купить платье для своей. Что ж, молодец, но больше так не делай! Представь, что я с тобой буду так поступать”. Вот это сработает точно.

Собака и хвост: кто кем виляет и что делать, если ребенок манипулирует родителями?

Откуда берутся манипуляторы? Почему дети часто заставляют родителей идти у себя на поводу? Вопросов немало, но ведь часто манипуляторов растим мы сами! Что делать, если ребенок пытается манипулировать вами?

Что первично: собака или ее хвост? Вопрос не из области бытия, а об авторитете родителей у детей. Ваш ребенок никогда не вил из вас веревки? А может быть, вы просто не распознали тактику своего чада? Как пресечь попытки «хвоста» вилять всей «собакой» или что делать, если ребенок манипулирует родителями?

Манипуляторы с пеленок

Каждый ребенок мудр! Возможно, он наивен, но то, что он отличный психолог – это очевидно! Дети замечательно чувствуют родителей, и особо умело им удается «понимать» маму. А как же иначе? Девять месяцев малыш был ее частью, и на клеточном уровне «проникся» и ее страхами, и безграничной любовью. Поэтому манипулировать мамой он умеет замечательно! Что такое психологическая манипуляция в семье?

Манипуляцией называется тактика влияния одного человека на окружающих в своих корыстных интересах, и тактика эта, как правило, неявная, скрытая.

Зачастую, каждый родитель хоть изредка, но использует эту тактику в отношении детей:
«Хочешь, я куплю тебе мороженое? Тогда хорошо веди себя в садике!».
«Хочешь поиграть в компьютер? Сделай уроки!»

Плохо ли быть манипулятором? В повседневности люди больше сталкиваются с негативными манипуляциями, потому «манипуляция» часто отождествляется с обманом, понуждением человека к принятию невыгодного ему решения. Умелый манипулятор, как правило, действует так, что его манипуляции воспринимаются позитивно, либо тщательно скрыты и «жертва» даже не догадывается о том, что действует в интересах другого человека. В отношении ребенка со стороны родителей это иногда необходимо, но когда все происходит наоборот – это неправильно.

«Разумеется, манипуляторами дети не рождаются, а их старательно «лепят» и создают из обычных малышей, буквально за руку вводя их в манипулятивный мир современного человечества, – рассуждает в своей книге «Человек-манипулятор: внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации» Шостром Эверетт. – Первые уроки дети получают, естественно, от родителей, которые представляют собой уже готовый продукт нашего манипулятивного общества; дети же —пока полуфабрикат».

READ
Недержание мочи у женщин при прыжках. Недержания мочи при беге

Манипуляция не дает своему объекту возможности выбора. Предложенный манипулятором выбор всегда является выигрышным для него и проигрышным для того, к кому тактика применяется. Поэтому манипуляциям всегда предпочтительно взаимовыгодное сотрудничество. Но детская психика еще не готова к тому, чтобы пойти на это, дети обычно выбирают открытую тактику манипулирования родителями.

Диктатор или слюнтяй?

Истерики, слезы, вымогания, агрессия или показная беспомощность – это самые распространенные инструменты манипуляции детей над родителями.

Евгения, мама девятилетнего Глеба делится: «Сын всегда добивается от меня того, чего хочет. Он умеет поймать нужный момент, выставить ситуацию так, чтобы выгодно было ему. Устроить истерику в общественном месте? Запросто. Ведь знает же, что мне стыдно быть в глазах окружающих жадной и злой матерью. Понимаю, что иду у него на поводу, но ничего поделать не могу».

Шостром предлагает следующую классификацию типов детей-манипуляторов:

«Маленький слюнтяй» – такой ребенок ведет себя как беспомощное, слабое и недолюбленное существо. Он всегда плохо чувствует себя, не может самостоятельно делать элементарных вещей, заставляя родителей выполнять обязанности за него. Его оружие – слезы, слабость. Такой ребенок не ленив, нет! Он хитер. Это маленький лисенок, быстро усвоивший, что «недомогания» и жалобы способны творить чудеса: мама, жалея, все сделает сама.

«Маленький диктатор»: в отличие от первого типа, этот тип делает все иначе. Взрослые «ходят по струнке», потому что если такого ребенка что-то не устраивает, он добивается своего, топая ногами, ворчит, злится, обижается.

«Хитрый Фредди». Так психолог назвал тип ребенка-манипулятора, который в чем-то близок «слюнтяю». Хитрец с рождения понял, что слезы – то, что дарит внимание взрослых. Его любят и жалеют, как только первые слезинки заблестят в лукавых глазках.

«Крутой Том», – не любитель плакать, вместо слез у него иной инструмент – крутой нрав. Такой ребенок толкается и задирается, обзывается и дерется. С раннего возраста он осознал, что ненависть и страх – то, что делает людей покорными. Совсем крохой «Тома» легко опознать уже по предпочтениям: не мягкие мишки и кубики, а пистолеты и ножи – вот любимые игрушки. Такой ребенок не признает авторитетов, и в школе ему приходится несладко, как, впрочем, и окружающим от него.

«Карл-Победитель» — это особый тип маленьких манипуляторов, сочетающий в себе и «Фреди» и «Тома». Зачастую такими детками являются младшие семье, вынужденные всегда жить в некой конкуренции: преуспеть во что бы то ни стало и доказать свою «взрослость».

Конечно, это разделение весьма условно, но присмотритесь повнимательней к своему ребенку: никого не напоминает? А может, вы не умеете распознавать манипуляции?

Манипулирует или нуждается в любви?

Как понять, что это манипуляция, а не потребность во внимании?

В каких семьях чаще дети манипулируют взрослыми? Как правило, в тех, где папа и мама неуверенны в себе, постоянно задаются вопросами «хороший ли я родитель?», «все ли я делаю правильно?». Если родители постоянно ощущают вину перед детьми, это создает условия для непоследовательного родительского поведения. Да-да, правильно вести себя должны не только дети, но и их папы с мамами! Иначе у ребенка появляется возможность играть на родительских чувствах.

Когда ситуация поведения ребенка становится систематической, и повторяется не только сама уловка, но и мимика, жесты ребенка, но стоит ему получить желаемое, поведение приходит в норму – манипуляция налицо.
Когда ребенок пытается манипулировать родителями осознанно? Обычно после полутора лет, когда малыш начинает осознавать себя как личность.

От полутора до трех лет – наиболее опасный период, в который формируются манипуляторы.

Малыши особенно эмпатичны и на интуитивном уровне ощущают эмоциональное состояние близких.
Детская манипуляция может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка. Так, младенец манипулирует плачем (не всегда рыдания крохи – это желание есть и сигнал о боли), а дошкольник катается по полу или притворяется больным; дети школьного возраста могут действовать хитро, и вскоре манипуляции видоизменяются в шантаж, симуляцию или лесть. На лесть, кстати, ведутся больше мамы, чем отцы, и ситуация с лисицей и вороной повторяется вновь и вновь.

Валентина, мама тринадцатилетней Эрики, рассказывает: «Эрика всегда была ласковой девочкой, но вскоре к ласке добавилась хитрость, которую распознала я не сразу. Она начинала издалека: садилась рядом, обнимала меня, заводила разговор о том, как сильно меня любит. «А знаешь, мама, – сказала она раз, – вот Ксюше и Оле родители дают деньги, за пятерки». Я тоже стала поощрять ее небольшими суммами. Вскоре дочка стала вымогать новый телефон, мотивируя это тем, что Оле купили за победу в олимпиаде. И когда Эрика победила на внутришкольном этапе, я купила телефон. А потом запросы стали выше – шуба, компьютер… Хотя учится она отлично и без подарков»

Детская манипуляция опасна даже не тем, что родители идут на поводу у ребенка, а тем, что это является серьезной установкой на будущее, превратившись в привычку, манипуляции над родителями перерастут в манипуляции над большим количеством людей и станут образом жизни. Таким людям сложно строить доверительные отношения, искать друзей и любовь. И малейший «сбой» в продуманной системе способен нанести повзрослевшему манипулятору серьезную душевную травму, вплоть до психопатии.

READ
У ребенка чешется голова – возможные причины и их решение

Как вернуть «собаке» право вилять «хвостом»?

Как избавить ребенка от желания продолжать манипулировать близкими? В первую очередь, нужно забыть о жалости! Это не значит, что необходимо стать равнодушным или жестоким! Замените чувство жалости любовью и пониманием. А далее – с каждым типом манипулятора стоит избрать особую линию поведения и придерживаться ее, соблюдая терпение и не пересекая границу жалости.

Если в доме поселился «Маленький слюнтяй», и его беспомощность и медлительность вновь и вновь заставляют маму натягивать на него колготки и зашнуровывать ботинки, потому что у чада «болят ручки» или ему хочется спать, нужно задать четкие временные границы. Можно использовать встречную манипуляцию: «не успеешь сделать то-то, не пойдем гулять!» Если, «копаясь», ребенок оттягивает время в надежде не идти в садик, ему необходимо дать понять: он все равно пойдет в сад! Даже если и опоздает. Здесь особо важно, чтобы ребенок уяснил: родители не отступят от своего слова. Когда папа сказал, что не позволит играть в приставку, если игрушки в комнате не будут убраны через полчаса – значит, ни жалобные просьбы, ни слезы – ничего со стороны манипулятора не должно заставить родительское сердце дрогнуть.

Подобно стоит поступать и с «Хитрецом-Фредди», и на истерики реагировать спокойно. Не стоит забывать, что в данном случае истерика – не проявление обиды, а театр, в котором зрители – папа и мама. Лишите актера «публики», и он быстро успокоится, а в дальнейшем, когда поймет, что слезы не исполняют желаний, перестанет тратить энергию на истерики. Но будьте осторожны: «Хитрец» может сменить тактику!

«Маленького диктатора» поставить на место можно, показав, что правила поведения, выработанные родителями, превыше его требований. А «Крутому Тому» полезно объяснить, что его злость и агрессия вас не пугают. Поощряйте ребенка, если он говорит о своих требованиях напрямую, не завуалировав их в сложные психологические тактики. Но спокойно объясните, почему сейчас эта просьба не может быть выполнена.

Иногда дети сами причиняют себе боль, пытаясь обратить внимание родителей на свои требования. Так, малыши часто бьются головой о стены или пол, кусают себя. Некоторые нарочно вызывают рвоту, засовывая пальцы глубоко в рот.

Галина, бабушка трехлетнего Сережи: «Когда внука привозили ко мне в гости, я удивлялась, отчего синяки на лбу никогда не сходят. Грешила, что родители за ним плохо смотрят, но они уверяли – так Сережа манипулирует ими! Какие манипуляции, он кроха! Но однажды, я заставляла малыша идти спать, выключив мультики, Сережа начал биться лбом в пол! Я очень испугалась, растерялась».

Как поступить, чтобы ребенок не нанес себе травму, но и не идти у него на поводу? Главное – сохранять спокойствие и невозмутимый вид. Стучит лбом в пол? Предложите ему подушку. Видя, что мама потакает его желанию сделать себе больно, скорее всего, ребенок просто прекратит избивать себя. В случае продолжения «боя», прижмите ребенка к себе, успокойте, а после – продолжайте заниматься, чем хотели, не удовлетворив требования своего «бойца». Понятно, что когда больно «хвосту», болеет и «собака», но здесь лучше «перетерпеть».

Полезные советы

Советов по поводу того, как пресечь детские попытки манипуляции, довольно много. Но вслепую следовать им опасно. Не забывайте, что ребенок – это личность, в корне изменить его характер – неправильно. И порой манипуляции могут стать причиной нехватки родительского внимания. Ребенок манипулирует родителями иногда лишь потому, что ему мало их любви.

  • Не теряйте самообладания.
  • Старайтесь говорить реже «ты обязан» и делайте так, чтобы у ребенка возникло желание сказать: «Я сделаю».
  • Не ведитесь на провокации, даже если подросший манипулятор шантажирует тем, что уйдет из дома или подаст в суд.
  • Делайте собственные манипуляции скрытыми, ребенок не должен чувствовать, что им манипулируют родители, иначе скоро ролями придется поменяться.
  • Никогда не показывайте, что любите других детей в семье больше, чем маленького манипулятора. Не сравнивайте: «Он ведет себя лучше, чем ты».
  • Научите ребенка быть доброжелательным!
  • Проводите с ребенком больше времени, но помните, что здесь важно не количество, а качество: пусть всего полчаса совместного времяпровождения, но они должны быть запоминающимися.
  • И помните, что чувствовать вашу любовь должен даже самый капризный ребенок.

«Я полагаю, – высказывает мнение Э.Шостром, – что в качестве аналога взаимному манипулированию, к которому с одинаково переменным успехом прибегают и дети, и родители, стоит выработать новую философию дисциплины».

Быть родителями непросто. Не забывайте, что вы со своими детьми в определенном плане ровесники: «стаж» родителя начал вырабатываться одновременно с рождением ребенка. Поэтому необходимо поддерживать друг друга, понимать, «расти вместе».

Что делать если ребенок манипулирует родителями?

Использует ли ваш ребенок крик или угрозы, чтобы получить то, что хочет? Дерется ли он или шантажирует вас эмоционально? Или может быть, он разыгрывает беспомощность и болезнь перед родителями, чтобы не делать по дому работу и не выполнять домашних заданий? Из-за агрессивного или пассивного манипулирования детей большинство родителей чувствуют, что теряют контроль над сыном или дочерью. Прогибаясь под натиском требований, криков и действий ребенка вы только учите его, что манипуляция, как метод управления поведением и решениями, работает. Итак, рассмотрим, что делать если ребенок манипулирует.

READ
С какого возраста можно давать йогурт детям и как его приготовить в домашних условиях?

ПРИЗНАКИ ЮНОГО МАНИПУЛЯТОРА

Рассмотрим признаки манипулирования:

  1. Поддельный плач. Это первый метод манипуляции, опробуемый детьми. После возраста 2–3 лет родители должны понимать разницу между реальным плачем и поддельным. Если ребенок начинает плакать или ныть только тогда, когда он в пределах слышимости или следует за родителями, попытки манипуляции налицо.
  2. Крик и истерика. Дети наблюдают реакцию родителя и будут использовать все приемы, которые являются эффективными. Если крик или истерика расстраивает и сбивает с толку родителей, сын или дочь будут продолжать это, пока действие работает. Они скоро выяснят, что кричать продуктивнее в общественных местах и будут копить истерики как раз для таких случаев.
  3. Привязанность. Малыши могут использовать поддельную привязанность, чтобы получить то, что именно они хотят. Если это не сработает, попытаются применить обратный метод. Когда ваш ребенок 5-6 лет приходит, обнимает, целует и просит что-то, вы можете не устоять. Если вы все же отказываете и пытаетесь утешить его объятиями, он, вероятно, оттолкнет вас в попытке получить то, что ему нужно.
  4. Дуэль родителей. Другим методом манипуляции является попытки направить одного родителя против другого. Если мама говорит «нет», ребенок идет к отцу в надежде получить другой результат. Важно, чтобы оба родителя сохраняли единое мнение, в противном случае он скоро узнает, кто из них более уступчив и будет приходить за разрешением только к нему.
  5. Большое дело. Явный признак того, что сын или дочь манипулирует поведением родителей — он или она постоянно делает большое сложное дело из маленьких вопросов. Если ежедневно разыгрываются баталии из-за одежды, еды или времени отправляться спать, ребенок явно пытается осуществлять контроль. Эти дискуссии могут быть очень утомительными, и дети будут использовать это в собственных интересах.
  6. Непослушание нарочно. Если ребенок делает нечто запрещенное, причем он отлично об этом знает, скорее всего, это попытка манипуляции. Когда вы говорите «нет», он тут же из мести бросается в истерике на пол в надежде, что вы испугаетесь и не посмеете в следующий раз ему бросить вызов.
  7. Надутые губы. Если ребенку от 2 до 5 лет, один из наиболее очевидных способов манипуляции – показная обида. Он уходит и дуется в попытке заставить вас почувствовать жалость. Не поддавайтесь! Это очень старый трюк.

ПРИЧИНЫ МАНИПУЛЯЦИИ

Если вы можете понять, почему ребенок прибегает к манипуляциям, то в состоянии решить проблему гораздо быстрее. Стоит обратить внимание на поведение ребенка и выяснить:

  • Когда. Проявляются ли попытки манипуляции родителями в определенное время дня либо недели? Имеет ли оно место только в том случае, когда пришло время сделать домашнее задание либо работу по дому? Может быть, это происходит перед сном или во время просмотра телевизора? Обратите внимание на то, когда ребенок капризничает и пытается вас шантажировать, подумайте как его остановить.
  • Где. Манипуляции связаны с местом, куда ребенок не хочет идти. Например, в возрасте 7 лет он постоянно пытается выйти из школы, так как там произошло нечто, о чем ребенок не хочет вам рассказывать. Если вы заметили закономерность, попытайтесь добраться до корня реальной проблемы.
  • Кто. Манипулирует ли ребенок только определенными людьми? Может быть, он делает это для вас, не для вашего супруга. Это потому что вы соглашаетесь легче и быстрее? Попыткам манипуляции могут подвергаться и другие люди: родственники, друзья. Вам нужно выяснить над кем именно он берет контроль, чтобы положить конец этому. Заставить ребенка прекратить управлять вами будет недостаточно, если на примете есть другие «жертвы».
  • Что. Вызывают ли одни и те же действия попытки совершить манипуляции снова и снова? Может быть, во время обеда, купания, сна, прогулки? Это может означать, что ребенок имеет проблемы, но не знает, как сказать о них вам. Например, если он мешает укрыть себя одеялом во время сна, возможно, он боится темноты. Стоит решить эту проблему (например, включить ночник) и свести манипулятивные тактики к минимуму.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Поймите, что шантаж может прийти во многих формах, не только в виде отрицательных порывов. Дети просто знают, что борьба, болезнь, обаяние, угрозы работают. Если сын или дочь вынуждают вас делать что-то, разорвите порочный круг манипулятивного поведения с помощью следующих советов:

  1. Управляйте вашими ожиданиями. Не ожидайте, что на ваше «нет» ребенок 3 или 5 лет скажет: «Хорошо, спасибо». Скорее всего, возникнет спор и раздражающие попытки уговоров. Сказать «нет» трудно (в том числе из-за действий ребенка), но очень важно научиться говорить, а затем придерживаться этого.
  2. Реализовать нормальное поведение. Попытка ребенка заставить вас изменить свое мнение и сказать «да» — это нормально. Когда вы понимаете, что он делает это не из-за какой-то страшной патологии или злого характера, это поможет вам расслабиться и задуматься над самим поведением. Вместо того чтобы реагировать, отталкиваясь от панических или беспокойных мыслей, вы будете рассматривать происходящее рационально.
  3. Не имеет значения, что скажете вы после «нет». После того как вы отказали в чем-то, любая попытка с вашей стороны оправдать решение не имеет значения. Если вы будете продолжать разговор, он сведется к тому, что ребенок попытается заставить вас изменить «нет» на «да». Так что не пытайтесь выяснить, понял он вас и согласен ли. Просто скажите «нет» и четко, коротко аргументируйте. Если вы начнете развивать тему, то можете скоро понять, что крыть вам нечем. Ребенок будет чувствовать себя полностью оправданным в нарушении ваших запретов.
  4. Не передумывайте. Старайтесь изо всех сил, чтобы не позволить ребенку заставить вас передумать. Научитесь говорить «нет» с некоторым нажимом и твердостью. Если слишком часто ваш отказ превращается в «да», это может стать поводом для эмоционального шантажа.
  5. Разумное обсуждение. Если ребенок просит что-то, вы можете слушать его аргументы до тех пор, как он излагает их уважительно. Если они кажутся разумными, вы можете изменить ваше «нет» на «да». Однако, если вы не планируете изменять свое мнение, честно скажите об этом и прекращайте разговор. Вы поймете, когда пришло время для остановки, если почувствуете беспокойство, неуверенность в своих словах.
  6. Посмотрите внимательно на себя. Вы склонны быть слишком жесткой? Трудно ли получить от вас что-либо иное, кроме отказа и запрета? Вы каким-либо образом способствует необходимости манипулировать вами, чтобы получить что-нибудь от вас?
READ
Обструктивный бронхит у детей — как лечить препаратами и народными средствами

Посмотрите на свое собственное поведение и задайте себе следующие вопросы:

  • Трудно ли вам выйти из зоны комфорта и осознать, что ребенок взрослеет?
  • Не мешают ли ваши личные страхи позволять ребенку делать то, что он желает?
  • Вы не слишком давите на ребенка? У вас есть потребность контролировать других?
  • Вы в состоянии признать чужое мнение правильным? Не раздражает ли вас, что другие люди могут мыслить не так, как вы?
  • Вы боитесь прослыть слабохарактерной и ударяетесь в другую крайность – излишнюю твердость?

Подобные модели поведения не способствуют тому, чтобы ребенок научился эффективным способам общения, переговоров. Помогите ему научиться договариваться и принимать отказы.

Важно помнить, что манипуляция не означает, что ребенок сердится на самом деле. Он будет испытывать различные методы для выяснения, что работает, а что не работает. Ведь на то вы и взрослый, чтобы вести себя зрело и мудро. Не вступайте в борьбу за власть с сыном или дочерью и не интерпретируйте плохое поведение в качестве личного отношения к вам. Последовательно поддерживайте мнение о неукоснительности выполнения ваших решений и дети быстро узнают, что они не смогут манипулировать вами.

Новое видео:

Новое видео:

Ребенок манипулирует родителями

Манипуляция – это определенное поведение с целью воздействия на другого человека, чтобы добиться своей цели. Нужно понимать, что не всегда детское поведение является манипуляцией или, если она и происходит, то не всегда осознанно. Следует знать, что поведение ребенка до 1 – 1,5 лет крепко связано с его инстинктами. Если у малыша возникает какая-либо потребность, самым простым и естественным способом сказать об этом родителю – это плачь. Даже вплоть до школьного возраста дети мало отдают себе отчет в своем излишне эмоциональном поведении. Дело в том, что в этот период дети проходят несколько возрастных кризисов, следующих один за другим. Так они осваивают взаимодействие с окружающими людьми, испытывают наиболее эффективные формы влияния на них. Однако это совсем не значит, что они совсем ничего не понимают. Иногда дети целенаправленно ведут себя так, чтобы привлечь внимание родителей и получить желаемое.

На самом деле манипулятивное поведение можно отследить. Просто чаще всего родители поддаются эмоциям и чувствам. И, как правило, это мамы или бабушки. Как же понять, что вами манипулирует ребенок?

  1. Постарайтесь отстраниться от эмоций и понаблюдайте, что предпринимает ребенок каждый раз, когда что-то идет не по его. Если происходит бурная реакция и такое поведение каждый раз повторяется, здесь может быть речь о манипуляции.
  2. Вторая составляющая – это на кого направлено воздействие. Если это один и тот же человек, то явно прослеживается манипулятивное поведение. Как правило, остальные члены семьи могут выследить и пресечь манипуляцию. А тот, кто поддался один раз, попадает в ловушку и повторяет свою реакцию снова.

Видео

Как вести себя с ребенком-манипулятором

Грамотный ответ в ситуации манипулирования: «Я вижу, что ты делаешь». Это прямой текст. Можно, конечно, и так: «Ой, бедная деточка. Никто ее не пожалеет. Ой, ну конечно, тебе так нужен второй чупа-чупс!». Это не прямое, а с добрым юмором указание на то, что многоходовка прочитана и система не сработает.

Когда ребенок бросается на пол в магазине, он рассчитывает на социальную реакцию, на то, что мама на глазах у окружающих не будет настаивать на своем, она сдастся. Нет, мама не сдастся. Я за твердость. Когда вы ловите манипуляцию — ребенок бьет ногами, орет, но вы видите, что он одним глазом смотрит, — я за твердость. Потому что, единожды пойдя навстречу, вы закрепляете такое поведение.

Если вам сейчас проще пойти навстречу — идите. Но скажите: «Знаешь, я тебя просчитала. Ты сейчас нажал и добился своего. Я пошла тебе навстречу только потому, что устала. Но в следующий раз такое не повторится».

READ
Свечи Панавир - вагинальные и ректальные, инструкция, отзывы, аналоги

Прямо по шагам и по слогам: «Не дави на меня, не устраивай спектакль, попроси меня словами. Я все вижу. Я понимаю то, что ты делаешь, и так нельзя. Я понимаю, что ты хочешь то или иное, давай договоримся по-человечески, без театра». Метафора театра, метафора чего-то разыгранного понятна детям с 4–5 лет. Конечно же, их надо водить в театры и показывать сложные характеры героев в сказках и волшебных историях.

У всех детей есть способность манипулировать. С одной стороны, надо радоваться, видя манипуляцию ребенка, — это социально развитый интеллект и способности воздействовать на другого человека. Это говорит о развитии, это хорошо. С другой стороны, можно очень сильно развить это качество. Бывают манипуляторы, которые привыкли играть на взрослых, как на клавишах: для мамы у них одни способы давления, для папы — другие, и так далее. Ребенок чувствует определенную власть. Бывает, что это умение манипулировать ему уже не помогает в жизни, а мешает.

И пассивная агрессия, и манипуляция — это косвенные послания. Только в первом случае это подсознательная реакция, а во втором — вполне осознанная. И поддерживать это неполезно. Если пассивно-агрессивное поведение, способное усиливаться до невроза, разрушительно и вредно, то привычка к манипуляциям, которую с успехом вырабатывает ребенок, может стать чертой его характера, частью личностного стиля и основной моделью поведения. И это очень помешает ему в жизни выстраивать искренние отношения.

И то и другое — нормальное проявление детского экспериментирования в сфере близких отношений. Оказывается, что человек, пока взрослеет, отрабатывает сложнейшие модели эмоционального взаимодействия с другими людьми. Все, чему мы научились в детстве, мы потом будем использовать в нашей будущей семье. Все, что мы опробовали на самых близких — на маме, папе, бабушках, — после пойдет в ход в широком мире, в коллективе, школе, во дворе, в лагере. И то, что ребенок это пробует, — это нормально. Наша ответственность — отследить и дать адекватный сигнал, адекватный ответ. Мы либо подкрепляем модель, попадаясь на удочку или не зная, как реагировать, либо мы ее не подкрепляем, считая неправильной.

Способы манипуляции

Вот основные:

Существует немало сценариев, которыми неосознанно пользуются дети при попытке заставить родителей сделать или купить что-либо.

Вот основные:

  1. Плач. Самый простой способ привлечения внимания — плач. Родители мгновенно бегут к своему чаду, пытаясь выяснить, что с ним случилось. Одно дело, когда ребенок упал или его кто-то обидел, и совершенно другое, когда слезы выступают как подкрепление требований.
  2. Лесть. Ребенок становится очень ласковым, осыпает выбранного родителя кучей комплиментов, а потом, как бы между делом, делает просьбу что-нибудь купить, разрешить, отпустить. Если он получает твердый отказ, то резко теряет интерес, либо отправляется к другому родителю, который, по его мнению, абсолютно точно даст ему разрешение.
  3. Показательная обида. Нежелание разговаривать, надутые губы, хмурый взгляд — ребенок сознательно избегает контакта. Как правило, этим способом пользуются дети от 2 до 5 лет. Они пытаются надавить на беспокойство и жалость родителей.
  4. Симуляция. Ребенок может помнить, что если он болен, то ему многое позволяется, прощается, и, что более важно, покупается, чтобы облегчить течение болезни. Нередко такие дети начинают притворяться больными, симулировать головную боль или слабость.
  5. Истерика. Понаблюдав за поведением других детей (обычно в детском садике), или догадавшись самостоятельно, ребенок способен прибегнуть к самому мощному средству — публичной истерике. Многие родители не очень желают оказаться в смущающей ситуации, когда ребенок начинает завывать и биться посреди магазина.
  6. Измор. Ребенок может отказываться исполнять обычные обязанности, избегая любых контактов. Такое состояние способно продолжаться длительное время, даже целый день. Он может начинать споры по любому поводу, ему понадобится доказывать необходимость того или иного действия.

Чем раньше родители поймут тактику своего чада, тем быстрее и эффективнее они смогут пройти период, когда ребенок склоняется к манипулированию. Важно понимать, что он руководствуется не логикой, а эмоциями, его желания могут быть импульсивными.

Ошибка : проявление агрессии

Итак, вы в полной мере осознали, что сын или дочь вами манипулирует. Обида, раздражение, злость и желание наказать провинившегося – естественная реакция, которую нужно подавить. Деструктивные эмоции в данном случае можно рассматривать в качестве легковоспламеняющейся жидкости, которую впрыснули в небольшой костер.

«Я и подумать не могла, что мое бурное негодование на поведение сына еще больше усугубляет ситуацию. Его манипуляция заключалась в том, что он притворялся больным всякий раз, когда не хотел идти в школу. Оставался дома с моего согласия, а потом я ловила его на лжи. Ругала, отнимала мобильный телефон, грозила пожаловаться отцу, даже плакала. А он лишь ухмылялся в ответ , – делится переживаниями мама 12-летнего школьника Ольга Бурлакова, – а потом кто-то из учителей посоветовал мне применить другую тактику – спокойствие, ровный голос без визгливых ноток, взвешенное решение касательно мер наказания за ложь и прогул школы. В итоге ребенок прекратил использовать против меня мое же мягкосердечие, манипуляции сошли на нет, ему стало скучно мной манипулировать» .

«Любимую не отдают» и «Будет очень интересно». Мерч с цитатами Президента Беларуси скоро появится в продаже

Футболки с цитатами Президента Беларуси Александра Лукашенко скоро появятся в продаже. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал «Пул Первого».

READ
Тауфон: глазные капли – инструкция по применению, польза и вред для человека

— Вчерашняя PR-акция с майкой Эйсмонт (Наталья Эйс

Вчерашняя PR-акция с майкой Эйсмонт (Наталья Эйсмонт — пресс-секретарь Главы государства. — Прим. авт.) похоже удалась. По Telegram-каналам расползлись вопросы: где купить такую же? Отвечаем: футболки с цитатами Президента пока изготавливаются индивидуально, но в ближайшие пару недель они появятся в широкой продаже, — говорится в сообщении. — Организация массового производства на финальной стадии. Кстати, дизайн футболки разработан участником нашей редколлегии.

Фото из Telegram-канала «Пул Первого»

Смотрите также:

Опубликовано: 21.11.2021

Какие способы манипулирования родителями бывают

Для того, чтобы понимать, с чем имеешь дело, здесь представлены основные способы детского манипулирования и примеры фраз:

  • Истерика. «Я хочу это!», «Ну, купи, купи, купи!»
  • Ложь. «А папа сказал, что это глупо…»
  • Лесть. «Ты сегодня такая красивая…», «А ты знаешь, я хочу твои вкусные сырники…»
  • Подкуп. «Дай мне в приставку поиграть, а я потом бабушке помогу»
  • Ультиматум. «Я это не буду это делать и всё тут!»
  • Вымогание. «Если я пойду к доктору, купишь мне шоколадку?»
  • Злость или агрессия. «Я тебя ненавижу!»
  • Отговорки. «Я потом сделаю, а сейчас…»
  • Шантаж. «Уйду от вас к бабушке!»
  • Перекладывание вины. «Это не я виноват!»
  • Наперекор. «Ты меня заставляешь, а я все равно не буду делать, как тебе нужно.»

Что делать, когда ребенок манипулирует родителями – учимся укрощать маленького манипулятора!

  • Ребенок впервые устроил вам истерику в публичном месте? Проигнорируйте эту истерику. Отойдите в сторону, демонстративно отвлекитесь на что-либо или отвлеките чем-нибудь ребенка, чтобы он забыл о своей истерике. Поддавшись на манипуляцию единожды, вы будете обречены бороться с истериками постоянно.
  • Ребенок устроил истерику дома? В первую очередь, попросите всех родственников-«зрителей» удалиться из комнаты, либо сами выйдите вместе с ребенком. Внутренне соберитесь, посчитайте до 10, строго, спокойно и уверенно объясните ребенку – почему нельзя сделать так, как он требует. Как бы ребенок ни кричал, ни истерил – не поддавайтесь на провокации, не отступайте от своего требования. Едва малыш успокоится, обнимите его, скажите, как сильно его любите, и объясните – почему такое его поведение недопустимо. Истерика повторилась? Повторите весь цикл заново. Только когда малыш поймет, что истерикой ничего не добиться, он перестанет их использовать.
  • «Я хочу, хочу, хочу…» Известный прием детей, чтобы надавить на родителя и сделать по-своему вопреки всему. Стойте на своем. Ваша «мантра» должна быть неизменной – «сначала уроки, потом компьютер» или «сначала убрать игрушки, потом на качели». Если ребенок продолжает на вас давить истерикой или иными методами манипуляции, и вы в наказание запретили ему компьютер на 3 дня – держитесь эти 3 дня, несмотря ни на что. Если вы сдадитесь – считайте, что «битва» проиграна. Ребенок должен знать, что ваше слово и позиция – железные.
  • Вранье и маленькая ложь «во спасение» Поддерживайте с ребенком доверительные отношения. Ребенок должен вам доверять на 100 процентов, ребенок не должен вас бояться. Только тогда маленькое и большое вранье ребенка (в любых целях) обойдет вас стороной.
  • Поведение назло маме Демонстративно неубранные игрушки, игнорирование ваших просьб, позднее возвращение домой при вашей просьбе «быть в 8!» и пр. Так ребенок выражает свой протест и показывает, что он в этой «схватке» одержал верх. Не буяньте, не кричите, не ругайтесь – это бесполезно. Начните с разговора по душам. Не помогло – включаем ограничения на телефон, компьютер, прогулки и пр. Опять впустую? Меняйте метод общения с ребенком: увлеките его новым хобби, найдите для него занятие по интересам, проводите с ним максимально много времени. Ищите подход к своему ребенку, отсекая метод кнута и пряника в пользу конструктивного диалога и компромисса.
  • «Отдай мне компьютер! Не буду делать уроки! Не буду умываться! Хочу компьютер, и все!» Ситуация, наверное, многим знакома (в разных вариациях, но для современных детей, увы, становится весьма частой). Что делать? Будьте хитрее. Пусть ребенок наиграется, а ночью спокойно заберите технику и спрячьте (отдайте на хранение соседям). Потом скажите ребенку, что компьютер сломался, и его пришлось отвезти в ремонт. Ремонт, как известно, длится очень долго. А вы за это время можете успеть переключить внимание ребенка на более реальные занятия.
  • Малыш изводит вас и соседей криками, сучит ножками, катается по полу и швыряется игрушками? Возьмите его на ручки, откройте форточку и вместе с малышом выгоняйте на улицу этих подлых «капризиков». Ребенку игра понравится, а истерика пройдет сама. Отвлечь от истерики малыша гораздо проще, чем подростка. И именно в этом возрасте нужно закреплять в ребенке истину – «капризами и истериками ничего не добиться».
  • Игра на чувствах родителей или эмоциональный шантаж Обычно это относится к подросткам. Подросток всем своим видом показывает, что если мама (папа) не выполнит его требования, то подростку станет плохо, грустно, больно и вообще «жизнь кончилась, меня никто не понимает, я никому здесь не нужен». Задайтесь вопросом – станет ли в действительности ваш ребенок счастливее, если вы пойдете на уступки? И не войдет ли это в привычку у вашего ребенка? И не повлияют ли ваши уступки на становление ребенка, как члена общества? Ваша задача – донести до ребенка, что жизнь – не только «хочу», но и «надо». Что всегда приходится чем-то поступаться, в чем-то искать компромисс, с чем-то мириться. И чем раньше это ребенок поймет, тем легче ему будет адаптироваться в уже взрослой жизни.
  • «Ты разрушаешь мою жизнь!», «Мне нет смысла жить, когда вы меня не понимаете!» — это уже более серьезный шантаж, и игнорировать его нельзя Если ребенок бросается такими словами, потому что вы не пустили его на лавочку во дворе к друзьям и заставили делать уроки – стойте на своем. Сначала уроки, потом друзья. Если ситуация действительно серьезная, то позвольте подростку поступить, как он хочет. Дайте ему свободу. И будьте рядом (психологически), чтобы успеть его поддержать, когда он будет «падать». Иногда проще дать ребенку совершить ошибку, чем доказать ему, что он не прав.
  • Ребенок демонстративно отстраняется На контакт не идет, разговаривать не хочет, закрывается в комнате и пр. Это тоже одна из детских стратегий-манипуляций, требующая решения. Прежде всего, установите причину такого поведения ребенка. Вполне возможно, что ситуация серьезнее, чем вам кажется. Если серьезных причин нет, и ребенок просто использует такой метод «прессинга», дайте ему возможность «игнорировать» вас ровно столько, насколько хватит его терпения. Продемонстрируйте, что никакие эмоции, уловки и манипуляции не отменяют обязанностей ребенка – убрать за собой, умыться, сделать уроки, прийти вовремя и пр.
READ
Циклофосфан – инструкция по применению, отзывы, показания

Вторая ошибка: плохой пример для малыша

Дети имеют обыкновение подражать взрослым членам семьи, и манипулировать часто учатся у них же. Взрослые нередко используют эту тактику, когда не находят других способов воздействовать на поведение и развитие ребенка. Выглядит это примерно так: «Если хочешь получить шоколадку, собери игрушки» или «Если не покушаешь — не пойдешь гулять». Дети понимают, что эта уловка работает, и начинают воздействовать на взрослых таким же методом. Кроме того, родители очень часто потакают этим приемам, давая чадам то, что они требуют.

Излюбленные приемы маленького манипулятора

Даже не осознавая собственных действий, детки прибегают к манипуляции по одной из двух причин.

  • они пытаются защитить себя, используя для этого ложь, утаивание правды, отговорки и даже осуждение.
  • лесть, повиновение и ультиматум применяются для получения выгоды.

Если ребенок случайно разбил тарелку или вашу любимую вазу, его первой реакцией может быть перекладывание вины на младшего брата или кошку. Малыш может попытаться скрыть факт содеянного, предпочитая обману молчание. Дети постарше предпочитают защите нападение, обвиняя в случившемся родителей, но этот прием действует только на самых мягких людей, неспособных отстаивать свое мнение. Если вы сталкиваетесь с таким поведением, возможно, вы слишком строги к своему чаду. В попытке избежать криков и наказаний он пытается снять с себя ответственность.

Чтобы получить материнское тепло и заботу, детки часто прикидываются больными и слабыми. Родители сами провоцируют такое поведение, если мало внимания уделяют здоровому малышу, но окружают его опекой в случае малейшей травмы. Чтобы отучить ребенка симулировать болезни, каждый раз обращайтесь к врачу. Детки обычно недолюбливают докторов, потому им проще «выздороветь» самостоятельно.

Ради получения желаемого малыш готов рассыпаться в комплиментах, объятиях и поцелуях, зная, что мама растает от такого повышенного внимания. Аналогично работает и прием абсолютного повиновения, который используют дошкольники и подростки, готовые потратить много времени и сил для достижения главной цели.

Особенно часто дети прибегают к агрессии, слезам и истерикам. Если хоть раз вы сжалились над крохой и купили ему новую игрушку, чтобы унять слезы, будьте готовы к повторному «выступлению». Малыши прекрасно играют на публику, потому любят закатывать скандалы родителям в общественных местах. Стоит же главному зрителю утратить интерес к представлению, как истерика быстро затихает.

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка

Практикующие демократичное воспитание мамы и папы признаются, что периодически становятся жертвами детских манипуляций. Избалованные малыши садятся взрослым на шею, заставляя исполнять любую прихоть. Однако от подобных психологических хитростей со стороны чада не застрахованы даже самые строгие родители. Как понять, что вы на коротком поводке у ребенка? Каким способом можно вернуть прежний авторитет? Каких ошибок нельзя допускать, если в вашей семье появился маленький манипулятор? Разобраться в этих вопросах поможет психолог нашего портала Анастасия Вялых.

Ошибка №1: попытки ребенка манипулировать родителями замечены слишком поздно

Большинство родителей допускают одну и ту же ошибку: не замечают первых признаков манипуляций сына или дочери. А, как известно, вовремя не диагностированное заболевание приводит к осложнениям.

По словам психолога портала «Я – родитель» Анастасии Вялых, младенцы не способны манипулировать окружающими. Попытки привлечь к себе внимание в большей степени обусловлены инстинктами, нежели осознанными желаниями. Кроха не может самостоятельно о себе позаботиться, поэтому призывает на помощь маму. А вот в младшем школьном возрасте ребенок уже сознательно пытается манипулировать мамой, папой, бабушками, дедушками, нянями и другими близкими людьми. Если ребенок выявил определенную методику, позволяющую ему получить от взрослого желаемое, он будет регулярно ее использовать.

«Чтобы не развивать качества манипулятора в своем ребенке, важно вовремя распознать первые попытки манипуляции и четко дать понять, что она не работает , – отмечает Анастасия Вялых. – Для этого необходимо отмечать регулярно повторяющиеся случаи, когда ребенок получает то, чего вы ему не позволяли.

В качестве «методов» получения желаемого ваше чадо может использовать как слезы, выпрашивание, лесть, так и истеричное или агрессивное поведение.

Если родитель внимателен и чуток, то ему не составит особого труда сопоставить «масштаб трагедии» (то есть восприятие ситуации ребенком), и реальную важность того, что он хочет получить, и, таким образом, выявить попытку манипуляции. Также можно напрямую поговорить с ребенком (до того, как эмоции захлестнут его), узнать, чего он конкретно хочет и зачем» .

READ
Обструктивный бронхит у детей — как лечить препаратами и народными средствами

Ошибка №2: дурной пример

Психолог Анастасия Вялых подчеркивает, что иногда родители сами провоцируют детей, побуждая использовать манипуляцию для достижения целей. «Во-первых, они могут сами манипулировать детьми, если не знают других путей воздействия на поведение ребенка, тем самым подавая отрицательный пример. А во-вторых, родители могут неосознанно подкреплять возникшие однажды поступки манипулятивного характера. Самым главным подкреплением для ребенка служит, конечно, получение того, чего он требовал», – комментирует эксперт.

Ошибка №3: сдаться и уступить

Действительно, иногда взрослым легче пойти на уступки расшалившемуся ребенку, чтобы тот успокоился и «отвязался». Чаще всего мамы и папы поддаются на провокации чада в людном месте: в гостях, в магазине, в поликлинике.

Довольно распространенное явление – в отделе детских игрушек малыш закатывает истерику, требуя купить ему куклу или машинку. И мама, краснея от стыда за своего несдержанного капризулю, задабривает его новой игрушкой, то есть становится жертвой манипуляции.

Если вы оказались в подобной ситуации, не спешите сдавать позиции и выполнять требования, которые находятся за гранью ваших интересов. Проявите терпение и непоколебимость. В противном случае ребенок, почувствовавший вашу слабую оборону, будет и дальше заставлять вас действовать ему в угоду.

Ошибка №4: проявление агрессии

Итак, вы в полной мере осознали, что сын или дочь вами манипулирует. Обида, раздражение, злость и желание наказать провинившегося – естественная реакция, которую нужно подавить. Деструктивные эмоции в данном случае можно рассматривать в качестве легковоспламеняющейся жидкости, которую впрыснули в небольшой костер.

«Я и подумать не могла, что мое бурное негодование на поведение сына еще больше усугубляет ситуацию. Его манипуляция заключалась в том, что он притворялся больным всякий раз, когда не хотел идти в школу. Оставался дома с моего согласия, а потом я ловила его на лжи. Ругала, отнимала мобильный телефон, грозила пожаловаться отцу, даже плакала. А он лишь ухмылялся в ответ , – делится переживаниями мама 12-летнего школьника Ольга Бурлакова, – а потом кто-то из учителей посоветовал мне применить другую тактику – спокойствие, ровный голос без визгливых ноток, взвешенное решение касательно мер наказания за ложь и прогул школы. В итоге ребенок прекратил использовать против меня мое же мягкосердечие, манипуляции сошли на нет, ему стало скучно мной манипулировать» .

Советы родителям

Очень важно не переборщить, стремясь уберечь себя от пляски под дудку ребенка-манипулятора. Некоторые родители считают, что лучший способ пресечь попытки давления со стороны сына или дочери – игнорировать их. Такое поведение дети могут расценить, как равнодушие по отношению к ним и к их потребностям. В итоге мы получаем детскую обиду, замкнутость, озлобленность, а в худшем случае еще и депрессию, спровоцированную неверным выводом: «Я для них – пустое место. Меня не любят».

Как же грамотно снизить риск манипулирования (или хотя бы минимизировать частоту) со стороны ребенка и при этом не разрушить хрупкий мостик взаимопонимания? Психолог Анастасия Вялых рекомендует:

  • Будьте уверены в своей правоте. Для этого мысленно обозначьте четкие границы: «хорошо» и «плохо», «дозволено» и «неприемлемо». Эти границы помогут вам принимать решение, они ни в коем случае не должны быть нарушены внешними обстоятельствами;
  • Установите для ребенка только основные и самые важные границы. Внутри них предоставляйте ему свободу – не стоит запрещать все подряд;
  • Уважайте мнение ребенка, но при этом объясняйте, что окончательное решение принимаете вы – взрослый;
  • Будьте честным и открытым, соблюдайте принятые в семье правила, а если допустили ошибку – признайте ее;
  • Признавайте право ребенка на негативные эмоции, когда он не получает то, чего хочет, не ругайте его за истерики, но при этом не идите на уступки;
  • Контролируйте свои эмоции и всегда сохраняйте спокойствие в общении с ребенком;
  • Сохраняйте (или восстановите) доверительные отношения с ребенком, чаще говорите о том, как сильно вы его любите.

Надеемся, эти советы помогут вам взять ситуацию в свои руки и восстановить мир в семье. Помните, любая манипуляция ребенка направлена на привлечение вашего внимания. Если капризы, вранье и разного рода психологические уловки со стороны сына или дочери участились, подумайте, достаточно ли тепла и ласки вы дарите своему чаду? Возможно, настал подходящий момент для положительных изменений, которые еще больше сблизят вас с ребенком.

Алла Панасенко, Анастасия Вялых

Вы всегда покупаете ребенку игрушки и сладости, которые он просит? Все проделки сходят ему с рук или ваши отношения строятся на строжайшей дисциплине? Пройдите наш небольшой тест и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.

Ссылка на основную публикацию