Как восстановить речь после инсульта: восстановление с помощью упражнений, медикаментозных и народных средств
В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.
Почему нарушается речевая функция
Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.
В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:
- тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
- сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
- моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
- амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
- семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.
Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?
В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом
В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.
Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.
Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.
Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:
- Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
- Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
- Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
- Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.
Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.
На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.
Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях
Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.
Упражнения, направленные на разработку губ:
- максимальное вытягивание губ в трубочку;
- захватывание одной губой другой, затем наоборот;
- оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
- широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.
Упражнения для разработки языка:
- максимальное высовывание языка из ротовой полости;
- поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
- облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
- закругление языка назад как можно дальше;
- движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.
Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.
Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.
Дополнительные методы восстановления речевых нарушений
Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.
Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.
Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.
Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.
Прогноз
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Детализированный прогноз выглядит следующим образом:
- в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
- при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.
Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.
Видео
Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.
Как восстановить речь после инсульта
Инсультом называют острое нарушение мозгового кровообращения, которое приводит к изменению или полному отсутствию некоторых важных функций работы тела, и проявляется тяжелыми последствиями системного характера. Инсульт чаще поражает пожилых людей (хотя существуют и пострадавшие молодого возраста). Поэтому после достижения 50 лет врачи рекомендуют проводить профилактику развития инсульта.
Почему нарушается речь после инсульта
Инсульт приводит к уменьшению интенсивности работы определенных органов и систем или даже полного отсутствия функциональной активности с их стороны. При этом вид такого нарушения находится в прямой зависимости от места поражения, то есть тех участков головного мозга, которые пострадали в такой ситуации в наибольшей степени.
Нарушение речи после инсульта происходит вследствие полного или частичного поражения центра Брока. Он находится в задней части извилины участка лобной доли наряду с частями двигательной коры, которые отвечают за деятельность конечностей. Расстояние между указанными анатомическими участками маленькое, поэтому при обширной патологии гемодинамики или кровоизлиянии в лобную извилину нарушения речевой активности совмещается с двигательными расстройствами рук и ног.
Нарушение речи или ее отсутствие зависит от типа поражения указанного центра. Чем сильнее патология головного мозга, тем тяжелее будут последствия. Они могут варьировать от незначительной спутанности при произнесении слов до полного отсутствия возможности разговаривать или слышать обращенную речь. Иногда может наблюдаться сочетание двух последних нозологий.
Интенсивность последствий зависит также от момента оказания первой помощи и начала лечебного процесса. Чем быстрее был диагностирован инсульт и начат неотложная терапия, тем меньшими будут последствия для всего организма, и речевого функции в частности. Проблема таких ситуаций заключается в запоздалой диагностике возникновения заболевания. Обычно первыми симптомами являются нарушение координации движений и спутанность речи. Такие проявления очень похожи на состояние алкогольного опьянения, поэтому иногда их просто игнорируют. Если есть подозрение на инсульт, необходимо немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Самостоятельно проводить никакие терапевтические мероприятия нельзя.
Нарушение речевой функции
Патологические проявления нарушений речевых функции, которые, как отмечалось, зависят от тяжести поражения центра Брока, могут проявляться в форме тотальной, моторной, сенсорной и амнестической афазий. При массивных поражениях указанных структур может наблюдаться сочетание нескольких характеристик различных нозологий такого типа.
- Тотальная афазия является самым тяжелым последствием поражения речевого центра. Проявляется отсутствием понимания обращенной речи и неспособностью говорить отдельные звуки или слова. Память на название предметов отсутствует. Речевой контакт с таким больным зачастую является невозможным.
- Моторная афазия в морфологическом контексте проявляется отсутствием нормального построения предложений и полного произнесения слов. Часто больной произносит только некоторые слова, их части или непонятные звуки. Обращенную к нему речь понимает, узнает все предметы и визуально знает их названия. В случаях тяжелого поражения моторная афазия может проявляться отсутствием слов, невозможностью произносить любые звуки. Способность к узнаванию и пониманию речи при этом не всегда сохраняется.
- Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи. При таких условиях анатомические нарушения слуховой активности отсутствуют. При этом собственная речь сохранена в полной мере. Больной может использовать объемные конструкции для выражения своих мыслей. Иногда при разговоре с кем-то больной может забывать название определенного предмета или путать названия, зная функции и характеристику. При этом иногда наблюдается замена звуков и букв в словах.
- Амнестическая афазия заключается в забывании больным названий определенных слов или конструкций. При этом пациент помнит функциональное предназначение предмета, его цвет и размер, однако само слово подобрать не может. Понимание обращенной речи сохранено.
- Еще одним важным следствием инсульта в плане изменений речи является дизартрия, то есть нарушение произнесения звуков. Слова, которые говорит такой человек, очень тяжело понять. Голос становится глухим, гнусавым. Часто дизартрия сопровождается нарушениями работы дыхательной системы и расстройствами глотания.
Способы лечения афазии
Лечение является очень важным этапом в процессе постинсультного восстановления больного. Вовремя начатая терапия часто помогает сохранить не только определенный вид функциональной активности и работы отдельных систем человеческого организма, но и саму жизнь пациента.
Сначала в таких случаях речь идет об общей терапии, которая направлена на улучшение и стабилизацию состояния всего тела. После относительного улучшения лечение направляют на преодоление патологий работы некоторых видов активности, пострадавшие после заболевания.
На начальных этапах такая работа заключается в проведении терапевтических сеансов с логопедом. Врач будет способствовать восстановлению утраченных функций и общему улучшению работы речевой системы. При этом большое значение имеет систематичность проведения такого лечения. При наличии такой возможности сеансы нужно проводить как можно чаще, что будет способствовать ускорению наступления результатов.
Такая терапия имеет позитивный эффект только в сочетании с приемом фармакологических средств. Параллельно с проведением сеансов у логопеда больной должен принимать курс гемостатиков или тромболитиков (в зависимости от вида перенесенного инсульта).
Иногда практикуют хирургическое вмешательство для восстановления утраченных функций и преодоления различных видов афазии. Однако такой метод воздействия применяется относительно реже, поскольку может привести к непредсказуемым последствиям. Несмотря на уровень развития технологий и профессионализм хирургической бригады, при проведении таких манипуляций и вмешательства, которые проводятся на головном мозге, всегда существует определенная опасность. Поэтому хирургическое лечение афазий и других последствий такого рода хотя и является довольно действенным методом, применяется относительно реже и только после письменного согласия пациента (или его родственников в случае отсутствия сознания у последнего).
Физиотерапевтические процедуры применяются как дополнительный метод при лечении патологий речи, которые возникают в постинсультном состоянии. В перечень таких методов внешнего воздействия входит лечение электротоком (например, электрофорез), магнитным воздействием, рефлексотерапия и иглотерапия, использованием пиявок.
Часто применяют различные виды массажа. Этот перечень физиотерапевтических процедур не является полным и может варьироваться в зависимости от особенностей организма и его потребностей. Назначение таких средств воздействия осуществляется только реабилитологом. Последний также тщательно следит за выполнением всех процедур больным, правильностью их осуществления, а также динамикой наступления положительного результата.
Восстановление речи после инсульта
Для преодоления постинсультных последствий в виде нарушения понимания и произнесения слов используют комплексную терапию. К ней относится фармакологическое воздействие, физиотерапевтические процедуры, занятия с логопедом и другими специалистами такого профиля. При этом восстановление речи после инсульта ускоряется при такой комплексности.
Однако прогноз по устранению таких патологий очень индивидуален. Он зависит от степени поражения организма, интенсивности и качества терапии, направленной на восстановление утраченной активности, а также регенерационных возможностей самого организма.
Большую роль на этапе восстановления утраченных функций имеет психологическая поддержка больного. Родные и близкие, которые принимают непосредственное участие в такой реабилитации, должны поддерживать моральный дух своего родственника. Психологическая помощь для больного в такой период является очень важной, поэтому рекомендуется окружить его любовью и поддержкой.
Стоит помнить, что двигательные функции и активность органов целенаправленного воздействия восстанавливается гораздо быстрее. Паралич руки и ноги при применении хорошей терапии можно вылечить в течение года. Для полного восстановления утраченных речевых функций обычно требуется гораздо больше времени. Поэтому в таких случаях нужно запастись терпением.
Логопедические приемы различных уровней сложности и интенсивности применяют в пределах лечебного учреждения, а также при работе врача с больным дома. В таких ситуациях медицинский работник подбирает специализированный комплекс упражнений индивидуально для каждого больного для восстановления утраченных функций и ускорения выздоровления.
На начальных этапах рекомендуют проводить небольшие нагрузки на пораженный организм. К примеру, упражнение, в котором нужно закончить слово или букву. К примеру, логопед произносит «замечательная сегодня пого …», а пациент отвечает «да».
Существует большое количество логопедических приемов и средств воздействия для восстановления потерянных речевых функций человека, перенесшего инсульт. Они подбираются и корректируются врачом индивидуально для каждого больного, чтобы достичь большего терапевтического эффекта.
Практикуется использование помощи логопеда на поздних стадиях заболевания. То есть, к занятиям приступают не сразу после возникновения осложнений, а некоторое время после. Такое лечение хотя и имеет определенную положительную динамику улучшения утраченных функций, приносит заметно меньше пользы по сравнению с логопедическими занятиями, которые начинают проводиться сразу после удара.a
Восстановление речи после инсульта в домашних условиях тоже приносит позитивный результат. Для этого существует целый комплекс упражнений, которые больной может самостоятельно выполнять дома без посторонней помощи. Это, например, вытягивание губ трубочкой и их облизывание, высовывание языка, приоткрывание рта и тому подобное. Такие упражнения способствуют восстановлению моторики органов, с помощью которых образуется речь.
Советы родственникам больного с нарушениями речи
Как мы уже упоминали, большое значение при проведении восстановительной терапии имеет психологическая помощь родственников. При этом рекомендуется придерживаться следующих советов:
- в присутствии больного нельзя применять резкие высказывания в его сторону или по поводу его заболевания, потенциальной невозможности выздоровления и тому подобное
- нужно тщательно корректировать выражение лица и интонации при высказываниях, чтобы своим недовольством не повлечь ухудшение психосоматического состояния больного
- общение с больным должно проходить в мягких и ласковых тонах. Однако это не должно напоминать общение с ребенком
- ни в коем случае нельзя уменьшать количество общения. Это может способствовать развитию депрессивного состояния, а также отсрочит положительную динамику выздоровления путем стимулирования речевой деятельности
Соблюдение этих простых правил поможет установлению благоприятного микроклимата для больного. Это, в свою очередь, будет способствовать ускорению выздоровления и восстановлению утраченных функций.
Прогноз
При поражении участков головного мозга, которые отвечают за речевую функцию, прогноз может быть очень разным. Он будет зависеть от нескольких факторов. В первую очередь, от степени поражения, то есть, интенсивности развития патологического процесса и его последствий. Важную роль также играет оказания первой неотложной помощи. Важно, чтобы это было быстро и квалифицированно.
При обеспечении восстановительной терапии в постинсультном периоде важное значение имеет качество проведения лечения. При условии соблюдения всех рекомендаций реабилитация будет проходить относительно быстро. Поэтому при комбинированном использовании медикаментов, физиотерапии, работы с логопедом и помощи родственников результат не заставит себя долго ждать.
Как восстанавливают речь после перенесенного инсульта, методы реабилитации, лечения и профилактики повторного приступа
Пациенты восстанавливаются после инсульта двумя разными, но связанными способами. Уменьшение степени неврологического нарушения – результат спонтанного, естественного неврологического выздоровления (через эффекты лечения, которые ограничивают степень инсульта) или от других вмешательств. Пациент, демонстрирующий эту форму выздоровления, показывает улучшения в области моторного контроля, языковой способности или других первичных неврологических функций.
Инсульт
Второй тип восстановления, продемонстрированный пациентами с инсультом, – улучшенная способность выполнять ежедневные функции в пределах ограничений их физических нарушений. Пациент, у которого есть сенсомоторный, когнитивный или поведенческий дефицит, возникающий в результате инсульта, может восстановить способность выполнять повседневную жизнь, например: кормление себя, одевание, купание и уборку – даже если некоторая степень остаточноЙ физической инвалидности сохраняется.
Способность выполнять эти задачи улучшается путем адаптации и обучения в присутствии или отсутствии естественного неврологического выздоровления. Иногда улучшения могут полностью пропасть или пропадать на некоторое время из-за повторных инсультов.
Гемипарез и моторное восстановление были наиболее изученными из всех нарушений инсульта. У 92% пациентов с острым инсультом наблюдается гемипарез.
В классическом отчете Твитчел подробно описал модель восстановления двигательных навыков после инсульта. Вначале верхняя конечность (ВК) более активна, чем нижняя (НК). Тяжесть слабости ВК в начале и время возврата двигательного контроля руки – важные предикторы возможного восстановления. Систематический обзор 58 исследований подтверждает наиболее важный прогнозный фактор для восстановления верхней конечности после инсульта – начальная тяжесть моторных нарушений или функции. Прогноз возврата функции руки неблагоприятен, когда паралич ВК завершен в начале или сила схватывания не поддается измерению на протяжении 4 недель.
Критерии для приема пациента в программу комплексной реабилитации включают следующее:
- Стабильный неврологический статус.
- Значительный сохраняющийся неврологический дефицит.
- Идентифицированная инвалидность, затрагивающая 2 из 5 функций, включая мобильность, самообслуживание, связь, контроль кишечника или мочевого пузыря и проглатывание.
- Достаточная когнитивная функция для осуществления процесса обучения.
- Достаточная коммуникативная способность взаимодействовать с терапевтами.
- Физическая способность переносить активную программу.
- Достижимые терапевтические цели.
Теории восстановления после геморрагической или ишемической апоплексии
Первый механизм восстановления – устранение вредных локальных факторов, что объясняет раннее спонтанное улучшение после инсульта (в течение первых 4-7 месяцев). Эти процессы включают устранение местного отека, резорбцию токсинов, улучшение локальной циркуляции и восстановление частично поврежденных ишемических нейронов.
Нейропластичность
Второй механизм восстановления, который может продолжаться в течение многих месяцев, – нейропластичность. Мозговая пластичность – способность нервной системы изменять структурную и функциональную организацию. 2 наиболее правдоподобные формы пластичности – побочное прорастание новых синаптических связей и открытие скрытых функциональных путей.
Другие механизмы пластичности включают предположение о функционировании неповрежденными, избыточными нейронными путями, обратимостью от диасхиза, сверхчувствительностью денервации и регенеративным проксимальным прорастанием транскрипционных нейронных аксонов. Экспериментальные данные показывают, что пластичность может быть изменена несколькими внешними факторами, включая фармакологические агенты, электрическую стимуляцию и стимуляцией из окружающей среды.
Ключевым аспектом нейропластичности, который имеет важные последствия для реабилитации, является то, что изменения в нейронных сетях зависят от использования. Экспериментальные исследования на животных и клинические испытания у людей показали, что принудительное использование и функциональное обучение способствуют улучшению функции. А методы, способствующие бездействию, могут препятствовать восстановлению.
Раньше выгода от реабилитации достигалась за счет обучения пациентов новым методам, которые компенсируют полученные нарушения (например: использование незатронутой болезнью руки для осуществления рутинной работы). Такой подход избегал интенсивной терапии слабых конечностей.
В настоящее время признано, что повторное участие пациентов в активных терапевтических программах оказывает прямое влияние на процесс функциональной реорганизации в головном мозге и усиливает неврологическое выздоровление.
Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях: упражнения и лекарства
Большая часть больных с острой апоплексией артериальных бассейнов имеют клинические особенности афазии. Языковая функция у многих улучшается через 6 месяцев. Однако после инсульта только у 12-18% пациентов имеется афазия.
Афазия
Наибольшее улучшение у пациентов с афазией происходит в первые 2-3 месяца, причем скорость восстановления снижается через 6 месяцев. Скилбек и его коллеги сообщили, что пациенты с афазией продолжают демонстрировать позднее улучшение языковой функции более чем через 1 год после потери речевой функции.
Пациенты, которые классифицируются первоначально как имеющие афазию Брока, имеют переменные результаты. У пациентов с крупными очагами полушария афазия Брока сохраняется с небольшим выздоровлением. Пациенты с меньшими поражениями демонстрируют раннее прогрессирующее улучшение, но ухудшение может развиться в более мягкую форму афазии с аномалией и затруднением в поиске слов. Пациенты с глобальной афазией имеют тенденцию выздоравливать медленно, при этом осознание часто улучшается больше, чем выразительная способность.
Коммуникативная способность пациентов, которые изначально имеют глобальную афазию, улучшается в течение более длительного периода времени, до года или более. Пациенты с глобальной афазией, связанные с большими поражениями, могут проявлять лишь незначительное выздоровление, но восстановление может быть хорошим у пациентов с меньшими повреждениями. Степень восстановления языка, связанная с афазией Вернике, переменная.
Восстановление речи после инсульта осуществляется с помощью лекарственных и инвазивных средств: внутривенное введение tPA, внутриартериальное вмешательство, каротидная эндартерэктомия и стентирование.
Эндартерэктомия
Речевая терапия – основа ухода за пациентами с афазией. Время и характер вмешательств для афазии различаются. Рандомизированные исследования ограничены, а восстановление в определенной степени – норма, но в нескольких исследованиях указывается, что речевая и языковая терапия улучшает клинические исходы у пациентов с афазией. Индивидуальные упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях важны:
- Важна психологическая поддержка. Многие пациенты с афазией имеют депрессию. Тщательная диагностика, лечение и эмоциональная поддержка ценны.
- Существуют специальные методы лечения пациентов, имеющим нарушение речи при инсульте: с аграмматизмом, отсутствием синтаксиса и интонационной способности. Эксперты согласны с важностью логопедической терапии при афазии. Исследования показали, что интенсивная артикуляционная гимнастика после инсульта может быть более эффективной, чем продолжительный курс спорадической терапии.
- Лечение афазии считается экспериментальным; дофаминергические, холинергические и стимулирующие препараты, но в больших исследованиях не видно пользы. В первичной прогрессирующей афазии лекарственные средства, используемые для лечения болезни Альцгеймера, не признаны полезными. Было показано, что антидепрессанты SSRI помогают при эмоциональных или поведенческих проблемах.
- Сообщалось о небольших клинических испытаниях лечения афазии. Они предлагают пользу, сравнивая достаточно хорошо с доказательной терапией для неврологических заболеваний, связанных с наркотиками. Большой интерес представляет вопрос, имеет ли комбинация медикаментозная терапия и речевая терапия больший выигрыш, чем комбинация легочной терапии.
- Для лечения афазии применяются новые технологии. Несколько ранних исследований показывают преимущества транскраниальной магнитной стимуляции у пациентов с афазией.
- В двойном слепом, плацебо-контролируемом, параллельном исследовании группы Бертиера наблюдали влияние манфатина и афазийной терапии на хроническую постфазную афазию. Только таблетки Мемантина и CIAT улучшали афазию по сравнению с плацебо, но лучшие результаты наблюдались при сочетании мемантина и CIAT. Благоприятные последствия продолжались с долгосрочным наблюдением.
Мемантин
Восстановление речи после инсульта: упражнения
Важно в домашних условиях выполнять постоянные упражнения, потому что восстановление речи после инсульта без надлежащей терапии может длиться несколько десятков. Вначале больной должен в замедленном темпе произносить простые звуки. Постоянная тренировка нужна для активации нейропластичности – позволяет мозгу перестроиться и возобновить прежнюю функцию. Потом усложнять тренировку и добавлять новые методики развития речи, чтобы научиться правильно выговаривать целые слова. Ежедневные лечебные занятия способны вернуть речевые функции. Появления замедленной речи при инсульте является хорошим прогностическим признаком применяемых методов лечения.
Замедлить процесс восстановления может лень. Развитие навыков требует долгого и упорного труда от пациента. Необходимо каждый день несколько раз делать предписанные упражнения дома. Иначе можно полностью потерять речь и получить расстройство, которые будет называться афазией. Многие задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях и народными средствами? Самолечение и любые «практические» рекомендации могут навредить при таком тяжелом недуге. Утрата функции обусловлена органическими поражениями, поэтому ни одно народное средство не ускорит выздоровление. Народные препараты могут помочь в улучшении памяти, например: женьшень или родиола розовая.
Корень женьшеня
Прогноз инсульта в пожилом возрасте
Значительное улучшение функции ВК наблюдается только в первые 3 месяца. Если после более чем 6 месяцев не отмечается возврата моторной функции, прогноз неблагоприятен.
Плохие прогностические показатели включают следующее:
- Проприоцептивное нейромышечное облегчение через более чем 9 дней.
- Тяговая реакция в течение более чем 13 дней.
- Начало движения через 2-4 недели.
- Сильная проксимальная спастичность.
- Отсутствие движения руки через 4-6 недель.
2 типа улучшения связаны тонким и сложным образом. Альтернативные компенсаторные функциональные стратегии: одноручные методы обогащения для гемиплегического пациента – играют роль в выполнении функциональных задач, когда неврологическое улучшение минимально или отсутствует.
Гемипарез
Степень естественного восстановления неврологической функции варьируется, но данные об относительных частотах неврологического дефицита на ранних и последующих стадиях дают представление о степени выздоровления. Количество этих дефицитов снижается на 33-50%. Например: следующее исчезновение симптоматики обнаружено в однолетнем обзоре:
- Гемипарез – с 73% до 37%.
- Афазия – с 36% до 20%.
- Дизартрия – с 48% до 16%.
- Нарушения глотания – с 13% до 4%.
- Недержание – с 29% до 9%.
Время, необходимое для восстановления, меняется. Хотя большинство улучшений в физическом функционировании происходят в первыв 3-6 месяцев, но и позднее выздоровление наблюдается.
Методы восстановления речи после инсульта и прогноз лечебных мероприятий
При ОНМК почти всегда затрагиваются речевые центры. Повреждения бывают разными: у одних больных лишь незначительно страдает дикция, другие – полностью теряют возможность выговаривать слова. Восстановление речи после инсульта начинают на ранних этапах лечения, чтобы предотвратить стойкие речевые нарушения.
Почему пропадает способность разговаривать
При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.
Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.
По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:
- Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
- Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
- Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
- Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
- Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.
Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.
Методы восстановления нарушенных речевых функций
При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.
Раннее начало занятий поможет быстро вернуть речь и сохранить больному способность полноценно общаться.
Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.
Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:
- медикаментозная терапия;
- массаж;
- занятия с логопедом.
Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.
Можно ли восстановить речевые функции полностью?
В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.
Медикаментозная терапия
Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:
- ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
- гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
- кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
- диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).
Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:
Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.
Упражнения для улучшения дикции
Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:
- От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
- Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
- Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.
Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.
Рекомендованные ниже практические упражнения помогут восстановить артикуляцию и улучшить работу лицевой мускулатуры. Вот несколько движений из предлагаемых рекомендаций, как вернуть речь:
- Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
- Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
- Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
- Высовывать свернутый в трубочку язык
- Почмокать губами.
- Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
- Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.
Гимнастику рекомендуется делать перед тем, как начинать логопедические упражнения. Разминка лицевых мышц поможет улучшить артикуляцию и повысить качество занятий.
Массаж
Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:
- слюнотечение;
- «обвисание» щеки и уголка рта;
- проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).
Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.
Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.
Скороговорки для восстановления речи
Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:
- Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
- Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
- Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.
Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.
- Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Пошла Поля полоть в поле.
- Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
- Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
- Вавилу ветрило промоклосквозило.
- Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.
Помимо рифмовок для развития речи, рекомендуется использовать детские стишки и считалки. Занимаясь в домашних условиях, надо заинтересовать больного, помочь поверить в успех.
Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.
Применение народных средств
В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:
- шишки сосны;
- калина;
- чабрец;
- можжевельник;
- шиповник;
- земляника;
- календула.
Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.
Помощь логопеда после инсульта
Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:
- оценка речевых нарушений;
- подбор тактики для устранения речевых отклонений;
- коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.
Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.
Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».
Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.
Вспомогательные инструменты
На сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе.
Как пример, приложение “Пойми меня”. Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.
Программа предлагается в двух версиях: бесплатная и платная. Скачать и установить приложение для Android можно с Google Play по ссылкам ниже:
Бесплатная версия программы сильно ограничена в функционале. Но с помощью нее можно сделать вывод: подходит она вам или нет.
Цена платной версии довольно символическая. На данный момент она составляет всего 51 руб.
Сколько ждать восстановление речи
Сказать, через какое время восстановится речь после инсульта невозможно. На скорость восстановления влияет:
- Сохранение способности к артикуляции. Когда пропала речь и человек издает лишь мычащие звуки, то научить говорить снова сложно.
- Характер афазии. Когда причиной стало нарушение функционирования мимических мышц, то обучение полноценному произношению звуков проходит легче. Пациентов, которые не могут вспомнить, как называется предмет или действие, приходится заново учить словам, объяснять, как строить фразы для выражения мыслей.
- Особенности ОНМК. Восстановление речи у пациентов после ишемического инсульта происходит быстрее, чем у лиц после мозгового кровоизлияния.
- Забота близких. Родственники, регулярно делающие с инсультником речевые упражнения и подбадривающие человека при небольших успехах, помогут лучше, чем занятия с логопедом после инсульта. Врач только поможет составить и постепенно корректировать программу реабилитации.
Даже учитывая все факторы, трудно определить: через сколько восстанавливается речь после инсульта. Родственников пациента предупреждают, что речевые функции придется тренировать долго: от нескольких месяцев до года и неизвестно, через сколько времени инсультник полноценно заговорит. В медицине известны случаи, когда больные учились разговаривать в течение нескольких лет, пока не достигли успеха.
Кроме того, неврологи и логопеды сразу предупреждают, что 100% гарантии восстановительные мероприятия не дают. Восстанавливается ли речь, прежде всего зависит от вида поражений речевых центров, а затем уже от качества проводимого лечения.
Прогноз лечения
При моторной афазии, когда трудно разговаривать из-за пареза лицевых мышц, прогноз благоприятен. Если лечение и логопедические занятия начаты сразу, то у большинства пациентов полностью восстанавливается способность говорить.
У пожилых людей из-за возрастного замедления метаболизма, мимика не всегда восстанавливается полностью, поэтому сохраняются незначительные нарушения речи: шепелявость, нечеткое произношение некоторых звуков. Но эти отклонения умеренные и человек может полноценно общаться с родными и друзьями.
Тотальная афазия, когда появляется спутанность сознания и отсутствие речи неизлечима. Такие пациенты не узнают близких, не в состоянии проводить логопедические тренировки.
Амнестическая и сенсорная афазии требуют долгой работы. Инсультника учат сначала узнавать слова или предметы, дополнительно работая над артикуляцией. Полное восстановление при этих видах почти не бывает – после долгих занятий удается научить человека воспринимать слова и узнавать родных. Чаще всего словарный запас у этой группы лиц ограничен, а обучение новым понятиям происходит тяжело.
При семантической афазии удается лишь улучшить дикцию и уменьшить парез лицевых мышц. Из-за поражения мозговых структур такие люди смогут общаться только простыми фразами.
После инсульта восстановление не всегда возможно, но это не значит, что нужно отказываться от посещения логопеда или не делать речевую гимнастику. В раннем восстановительном периоде, если пациент находится в сознании и способен выполнять упражнения – заниматься нужно. Даже если дикция не восстановится полностью, улучшение артикуляции и уменьшение тяжести пареза поможет при последующей реабилитации.