Раннее развитие детей по методике Глена Домана:

Методика Глена Домана

Когда говорят о раннем развитии ребенка, имеют в виду интенсивное развитие его способностей в возрасте от 0 до 34 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.

Одна из методик, которая способствует раннему развитию детей это методика Глена Домана. Это одна из самых знаменитых программ раннего развития детей умственного и физического аспекта. Глен Доман был уверен, что в любом малыше скрыт огромный талант, который может быстро развиваться и открыть перед ребенком большие шансы в будущем. Так решил американский врач-нейрофизиолог после того, как детально изучил особенности развития детей. Доман и его методика раннего развития это большой вклад в успешное будущее вашего ребенка.

Кто такой Глен Доман?

Глен Доман родился в Соединенных Штатах Америки. В 1940 году он получил диплом врача-физиотерапевта. После этого начал изучать детский мозг. Но тут началась Вторая Мировая война и японцы напали на военную базу Пёрл-Харбор. Всё это помешало учёному продолжить исследования. Доман отправился на фронт, участвовал во многих битвах, стал лейтенантом и получив военную награду. Когда он вернулся с войны, то решил продолжить когда-то начатое дело. Он основал Институт достижения потенциала человека, где до конца своих дней работал и исследовал детский мозг.

методика домана

Принципы методики

Методика Домана следует данным принципам:

  • Начать учить малыша следует в самом раннем возрасте. Чем ваш сын или дочь младше, тем быстрее он научится любому навыку.
  • Обязательно необходимо поощрять чадо и восторгаться его победами.
  • Нужно сформировать между родителями и малышом доверительные отношения. А также уважительно относиться к нему.
  • Учеба должна приносить положительные эмоции.
  • Для учебы нужно создать правильную атмосферу.
  • Необходимо прекратить тренировку до того, как у самого малыша возникнет такое желание.
  • Постоянно познавайте что-то новое.
  • Будьте постепенными. Учеба должна иметь регулярный характер.
  • Не следует проверять то, что ребенок узнал.
  • Пособия по учебе нужно подготовить подробно и за несколько дней до занятия.
  • Если сыну, дочери или даже родителям самим стало скучно, обучение нужно закончить.

Физическое развитие по методике Домана

Самое больше внимание Глен Доман уделял физическому развитию детей. Учёный считал, что оно имеет прямую взаимосвязь с интеллектуальным потенциалом малышей. Именно по этой причине он был уверен, что необходимо физически развивать ребенка с самого его появления на свет.

Ребенок от природы нуждается в том, чтобы много плавать, ходить, ползать, хватать. С самого рождения младенцу нужно дать свободу перемещений и делать все, чтобы он физически развивался. Если мама с папой с раннего детства помогают крошке быть активным, то их сын или дочь будет умственно развиваться гораздо интенсивнее, по сравнению со сверстниками. Поэтому следует постоянно бегать и прыгать с малышом, с раннего детства знакомить его со спортом и физкультурой.

методика глена домана

Как научить читать по методике Домана?

Ученый считал, что начать учить читать можно даже крошку, которому едва исполнилось 1,5 года. Нужно только следовать его методике.

Для этого родителям нужны карточки с комплектом слов. Их параметры должен быть 10*50 сантиметров, слова ярко-красного цвета, шрифт 1,5 сантиметров по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 сантиметров. Не стоит с самого начала знакомить малыша с трудными

словами. Вы должны постараться найти такие слова, с которыми малыш отлично знаком (бабушка, дедушка, кошка, собака, дом, стол, стул, вода).

Вам нужно следовать данной схеме обучения:

методика развития домана

  • Комплект слов это группа из 5 слов, которые объединены одной темой.
  • Учиться нужно по 3 раза каждый день.
  • Понедельник. Покажите сыну или дочери один комплект слов. Проговорите слова четким, ровным голосом. На каждое слово не следует тратить более 15 секунд. Выходит 3 урока с одним комплект слов.
  • Вторник. К комплекту слов, который уже показан, прибавьте еще один. Выходит 6 уроков в день (3 с изученным ранее комплектом слов, 3 с новым) и два комплекта слов.
  • Среда. 3 комплекта слов и 9 уроков.
  • Четверг. 4 комплекта слов и 12 уроков.
  • Пятница. 5 комплектов слов и 15 уроков в один день.
  • Суббота. Добавьте еще один комплект слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих исключите по одному слову.

Как научить считать по методкие Домана?

Родители, когда слышат слово три воображают цифру, а их малыши мыслят фактами. Они представляют три мандарина, три дома, три кошки, но

даже не пытаются соотнести слово три с картинкой цифры. Именно на это специфическое для малышей качество и опирался Доман, когда создавал свою программу. Если вы позволите ребенку работать с определенными фактами, а не абстрактными терминами, то у него появится отличная возможность научиться считать, не пересчитывая, понимать количество изображенных предметов, узнать о базовых действиях в математике.

Чтобы научить ребенка считать, вам нужно будет взять 100 карточек размером 27*27 сантиметров. На карточках в хаотичном виде изображены красные точки количеством от 1 до 100. Их диаметр не должен быть больше 2 сантиметров. На уроках малыш сначала узнает термин количество, потом термин уравнение. Затем можете начать обучать ребенка решению математических задач. И лишь затем по методике Домана следует знакомить малыша с графическим изображением чисел, понятием цифра. А уже потом начните решать цифровые уравнения.

READ
Свечи Экофуцин: инструкция по применению, цены, аналоги и отзывы

методика домана

Преимущества методики

Методика развития Домана способствует и физическому развитию детей. Доман определил 7 этапов в прогрессе малыша от младенчества до 7 лет. Данные стадии идут вместе со стадиями развития мозга. В первом периоде верхние отделы спинного мозга управляют слухом, зрением, мануальными навыками и движениями. В финишном периоде ими

управляют верхние отделы коры головного мозга. Любой следующий этап, совершенствуясь, убирает старый этап и контролирует разные роли головного мозга. Скачок от одного уровня к следующему иллюстрируется, согласно программе, определенным количеством жестов и действий. Ребенок, который не обучается по программе, проходит эти этапы за 6,5 лет. А дети, обучающиеся по курсу Глена Домана, проходят данные уровни за 3,5 года.

Раннее развитие детей по методике Глена Домана:

Вот и появился на свет новый человечек. Кроха находится в состоянии стресса – он будто попал на другую планету, с превеликим интересом малыш изучает этот мир. Ему только предстоит понять, что небо голубое, а снег идет зимой, что лисица – хищник, а корова умеет мычать. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем быстрее и активнее он будет развиваться.

Сегодня, наверное, только ленивый родитель незнаком с терминами “раннее развитие” и “раннее обучение”. Существует большое количество практик, по которым мамочки усердно развивают своих малышей. Одна из таких методик, получившая поначалу признание, а после и осуждение – методика Глена Домана. Кто же он, этот ученый и на чем основана его противоречивая методика?

Доман – кто он?

Глен Доман – американский нейрофизиолог, основатель Института потенциала человека. В самом начале своей карьеры Доман работал с детьми, имеющими травмы головного мозга либо серьезные заболевания центральной нервной системы. Много позже, отработав свою методику восстановления и развития детей с проблемами и получив потрясающие результаты по их реабилитации, Доман порекомендовал свой принцип раннего обучения и для развития здоровых, интеллектуально сохранных ребятишек.

Метод Домана основан на взаимосвязи физического и интеллектуального развития ребенка. Развивая ребенка физически, поощряя его двигательную активность, мы даем мощный толчок развитию головного мозга. Малыш раньше своих сверстников овладевает навыками ползания, сидения и ходьбы. Раннее физическое развитие, по мнению ученого, стимулирует интеллектуальное развитие и наоборот. Главное в занятиях – регулярная и непрерывная работа родителя или воспитателя. Разберем методику Домана поподробнее.

Двигательные упражнения

Начинать физическое развитие ребенка следует с выкладывания его на животик в теплой комнате. Доман утверждает, что именно выкладывание на живот с рождения способствует правильному и быстрому развитию тела человека, потому как эта поза не ограничивает его подвижность. Сразу же необходимо использовать треки для ползания. Малыш, следуя своей природе и врожденному рефлексу отталкивания, должен проползать вперед от 30 до 90 см за одно упражнение. Выполнять тренировку следует 10 раз в день, длительность – минимум 4 часа.

После 3 месяцев работы ребенок начинает ползать “по-пластунски”. Таким способом он должен проползать от 60 до 90 см трека. Родитель занимается с ребенком регулярно и ежедневно в общей сложности не менее 15 часов в день.

В семь месяцев ребенок ползает на четвереньках. Ползать с малышом необходимо от четырех до восьми часов в день. После года ребенок начинает ходить. Упражнение начинается с одного-двух шагов, постепенно доводится до двухчасового хождения ежедневно. Частота подходов – 20-30.

Следуя логике Домана, развивая таким образом двигательные навыки, уже к пяти-шести годам ребенок пробегает вниз с наклонной поверхности сначала 30 метров, позже 100 метров и далее до пяти километров, не останавливаясь.

Мануальный навык

Начиная с рождения, ребенку предлагаются пальцы родителя для захвата. Как только захват осуществлен, малыша приподнимают над поверхностью. После отработки начального навыка упражнение усложняется: ухватившись, малыш должен некоторое время повисеть над поверхностью. Регулярность этого упражнения – 15 раз в день, начиная с двух секунд и заканчивая пятнадцатью секундами. По достижении ребенком полугода упражнение снова усложняется: ребенок висит на перекладине без поддержки со стороны взрослого. Упражнение проводится 15 раз в день по 20 секунд. К году ребенок должен самостоятельно перехватывать перекладины, передвигаясь на рукоходе. В дальнейшем, при постоянных занятиях можно добиться хороших результатов в физическом развитии и самостоятельности ребенка.

Развитие вестибулярного аппарата

Взрослый плавно покачивает ребенка, затем вращает и подбрасывает. Упражнение выполняется каждый день по 15 минут.

Интеллектуальное развитие

Безусловно, физическим развитием методика Глена Домана не ограничивается. Крайне важным аспектом гармоничного развития детей ученый считает раннее обучение чтению и математике. Его система напоминает компьютерную программу, каждая часть которой называется “битом”. Обучение предлагается начинать с самого рождения. Доман и его последователи считают, что наиболее активно мозг развивается до семи лет, и именно к этому возрасту ребенок уже должен читать и владеть математическими навыками.

READ
Обсуждение темы: Онихомикоз . Причины, симптомы, признаки, диагностика и лечение патологии

Схема обучения

Для обучения необходимы карточки, сгруппированные по тематическим признакам. В течение дня ребенку демонстрируются карточки с “битами” информации. Взрослый четко проговаривает информацию, содержащуюся на карточке. Ребенку дается только информация. Например: насекомое – божья коровка. Или: планета Солнечной Системы – Меркурий. Важные аспекты обучения по Доману:

  1. Каждая карточка показывается не более 1-2 секунд.
  2. Изображение на карточке должно быть обязательно на белом фоне.
  3. Размер карточки – 28х28 см.
  4. Начинается показ карточек с 10 штук за один сеанс, число сеансов должно составлять минимум 3. Постепенно количество карточек для показа увеличивается до 100-120 штук за один сеанс. Таким образом, ребенок овладевает огромным количеством энциклопедических знаний за небольшой промежуток времени.
  5. Карточки, продемонстрированные ребенку 30 раз, убираются взрослым и постепенно в показ добавляются новые карточки.

Обучение чтению

Принцип обучения тот же: взрослый демонстрирует малышу карточки со словами. Слова написаны большими буквами красного цвета. Сначала взрослый показывает 15 карточек со словами-существительными. Регулярность проведения сеансов – 3 раза в день. С течением времени сеансов становится больше, максимальное количество – 9 сеансов в день, одновременно увеличивается и количество слов к показу. Со временем ребенку показывают не только слова, но даже целые словосочетания.

Обучение чтению по Доману противоречит традиционной методике, в которой ребенку в первую очередь дают представление о буквах, позже о слогах, а затем и о целом слове. Ученый считает, что понять слово гораздо проще, чем абстрактную букву.

Обучение математике

Освоить с малышом счет по методике Домана можно аналогично предыдущим навыкам. Ребенку равным образом демонстрируются карточки с изображением красных точек на белом фоне. Количество точек равно количеству изучаемых цифр. Карточки демонстрируются быстро. Начальная тренировка включает в себя 3 подхода по 5 карточек в каждом. Каждый день из сеанса убирается 2 карточки и добавляются 2 новые. Число карточек постепенно увеличивается, так же увеличивается и количество точек на карточке. Доман утверждает, что такой принцип обучения приведет к тому, что впоследствии школьник будет уметь на глаз определять количество предметов, не стараясь пересчитывать их, что поможет ему производить математические операции с большим количеством цифр.

Минусы раннего развития по Доману

Как видим, на первый взгляд, принцип довольно простой – знай себе показывай карточки малышу и надейся на подрастание юного гения. Если бы все было так просто! Какие же подводные камни таит в себе методика Домана и почему у нее так много противников среди современных ученых?

  1. Первый минус такого обучения – пассивность ребенка. Мама показывает карточки, ребенок только смотрит. Нет эмоционального контакта, нет игровой деятельности. Хотя доказано, что только в игре ребенок познает мир, овладевает важными социальными навыками и умениями, осваивает речь.
  2. Обучение по Доману занимает огромное количество времени. Малышу не представляется возможным поиграть в игрушки, полистать книги, заняться своими делами. Доман вообще не считает игрушки необходимым инструментом развития ребенка и призывает родителей убрать их из обихода, а это впоследствии негативно сказывается на психическом развитии будущего гения.
  3. Дороговизна. Методика требует огромного количества реквизита – тысячи карточек, треки для ползания, спортивные снаряды. Несмотря на кажущуюся простоту и доступность сейчас карточки не продает только ленивый, тем более их можно изготовить самостоятельно, и в итоге цена курса обучения по Доману будет очень велика.
  4. Современные ученые считают, что раннее обучение вообще и методика Домана, в частности, нарушает последовательность формирования структур головного мозга, что крайне негативно сказывается на развитии ребенка. Дети, занимающиеся исключительно по методике Глена Домана мало социализированы, нечувствительны, имеют огромный букет заболеваний. Это объяснимо: изначально американский ученый создавал свою методику для особых детей, которых нужно поставить на ноги любой ценой. Применять только методику Домана для обучения здорового ребенка сегодня не рекомендуется.

Подводя итоги

Безусловно, методика Глена Домана, как средство воспитания гениального ребенка, имеет право на существование. Однако, как и во всем остальном, молодым родителям не следует поддаваться фанатизму в отношении раннего обучения своего чада. Решив во что бы то ни стало обучать свою кроху по методике Домана, следует соблюдать нехитрые советы:

  • Сочетать раннее обучение по Доману с другими методиками развития.
  • Обязательно оставлять время малышу на игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры.
  • Не терять эмоциональный контакт с ребенком, развивать его творческий потенциал.
  • Не забывать о традиционных потешках, пальчиковых играх, песенках, стихах.
  • Ориентироваться на интерес ребенка. Надоело – убираем, даем возможность отдохнуть и отвлечься.

При таком комплексном подходе разумные родители могут не только вырастить маленького гения, но и сделают детство ребенка интересным и по-настоящему счастливым.

Сообщение для педагогического совета по методике Глена Домана
консультация по развитию речи ( группа) на тему

Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, чем и как нужно с ним заниматься. В сообщении вы узнаете о методике Глена Домана – американского врача-нейрофизиолога, автора методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: “В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни”.

READ
Остеоартроз голеностопного сустава лечение народными средствами

Скачать:

Вложение Размер
metodika_glena_doman1.docx 28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Берёзка»

Свердловская область Талицкий район поселок Троицкий

Сообщение для педагогического совета

Подготовила воспитатель: Ладилова О.В.

Методика Глена Домана

Гленн Доман родился в 1920 году — это американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: “В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни”. Он является автором автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана).

В 1940 году окончил Университет Пенсильвании, получив учёную степень по физиотерапии. С этого момента Доман занимался изучением развития детского мозга.

В 1955 году основал некоммерческую организацию Институт достижения потенциала человека. Автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.

Методика развития Глена Домана первоначально была предназначена для детей с травмами мозга. В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику , которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. Начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение .

Будучи военным врачом, Доман в своей работе с больными детьми получил просто ошеломляющие результаты: он первый обнаружил, что если воздействовать на какой-то один из органов чувств, то активность мозга очень быстро возрастает. А в результате ребенок начинает стремительно развиваться как умственно, так и физически. Позже методика развития Глена Домана была с огромным успехом опробована и на здоровых детях.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

В методике Глена Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями . Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать). Он напрямую связывает движение и развитие мозга: как только ребенок освоил новый двигательный навык (например научился переворачиваться) начинается развитие нового отдела Головного мозга.

Доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга – это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

Отталкиваясь от идей методики Домана, можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!

Глен Доман разработал такие методики:

Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд

Как научить вашего ребенка читать

Как научить вашего ребенка считать

Как дать ребенку энциклопедические знания

Для этого используют специальные карточки, которые так и называются Карточки Домана

Суть методики, как и все гениальное, проста: Глен Доман учил детей читать, показывая им на краткое мгновение карточки с изображениями различных предметов и красными надписями под ними. Демонстрируя карточку, он обязательно вслух говорил, что на ней изображено. Такие занятия проводились по несколько десятков раз в день и длились каждый раз по 5-10 секунд.

На карточках написаны крупным красным шрифтом слова и приклеены изображения животных, растений, планет, математические задания, цифры, портреты исторических деятелей и т.д. Такие карточки разделяют по темам. И в течение дня необходимо так же тематическими сериями показывать карточки ребенку

READ
Непроизвольное мочеиспускание у женщин. Причины недержания после 50 лет. Лечение народными средствами, таблетки

Основные принципы работы с карточками Домана.

  • Начинать необходимо заниматься с карточками Глена Домана с самого раннего детства.
  • Во время занятий настроение у ребенка должно быть хорошее, он должен быть здоров, весел и бодр.
  • Обязательно хвалите малыша за его достижения! Все дети очень любят, когда их родители хвалят и радуются их успехам, пусть даже совсем маленьким успехам. Ребенок, если его похвалить, будет стараться доставить Вам радость снова, будет стремится к большему познанию.
  • Систематичность и регулярность занятий – залог успеха.
  • Показывать карточку перед глазами ребенка нужно короткое время, где-то 2-3 секунды, главное, чтобы малыш обратил внимание на карточку. Более продолжительное время держать карточку не надо, так это может вызвать потерю интереса у ребенка.
  • Старайтесь ежедневно пополнять материал и показывать новые карточки к тем, которые малышу уже хорошо знакомы. И нежелательно одну и ту же карточку показывать более 3-х раз в один день.

Умейте вовремя прекратить игру. Необходимо остановить игру прежде, чем Ваш малыш сам этого захочет. Занятия должны быть короткими.

Рекомендации по обучению.

Заниматься по карточкам Домана рекомендуется с детьми до 6-7 лет, желательно – с самого рождения, так как в первый год жизни ребенок имеет все нужные способности к запоминанию и раннее применение методики обеспечит ему уже к году огромнейшее преимущество перед сверстниками.

Многие родители, услышав, что по методике Глена Домана воспитывались некоторые нобелевские лауреаты, с огромным энтузиазмом принялись воспитывать своих чад. Но не стоит забывать, что у метода Домана, помимо плюсов, есть и минусы :

– яркие карточки с картинками нравятся почти всем детям, а короткие занятия не успевают наскучить ребёнку.

Как результат, большинство детей занимаются по карточкам Домана с удовольствием, и даже сами просят показать любимые наборы ещё и ещё раз.

В то время, как буква и даже склад – для ребёнка всего лишь некая абстракция, реальное слово, соотнесённое с изображением реального предмета – это уже конкретика, которая лучше и быстрее запоминается ребёнком.

Плюс ещё в том, что при использовании в обучении карточек Домана происходит:

  • существенное расширение словарного запаса и общего багажа знаний;
  • при наличии компьютера слайды со словами и картинками очень быстро и просто создаются и воспроизводятся программой Power Point, а в продаже имеются готовые картонные карточки и даже диски, на которых за небольшую цену собрана масса готовых и даже озвученных презентаций на всевозможные темы;
  • занятия по методике Домана подходят даже для детишек самого маленького возраста.
  • Самый существенный минус – ребёнок в методике Домана – это пассивный объект обучения , в который «вливаются» знания, что не способствует развитию активной познавательной позиции, стремлению добывать знания из окружающего мира.
  • Кроме того, при таком обучении чтению не развивается фонематический слух, что может не лучшим образом сказаться на грамотности ребёнка в будущем.
  • Карточки Домана способствуют развитию памяти, делают детей эрудитами уже в раннем возрасте, но не учат думать . Пути развития творческих способностей ребенка и развитие мышления следует искать в других методиках.

Глен Доман – противник спонтанной двигательной активности и игр. Он считает песенки-пестушки и игрушки – пустой тратой времени. А ведь именно в игре ребенок растет и развивается. Поскольку подобное “пустое времяпрепровождение” не приветствуется, то соответственно ребенок общается в основном только со своей семьей. Такое обучение занимает почти все время мамы и требует полной самоотдачи.

Каждый ребенок – это индивидуальность .

Задача взрослых, не напрягать ребенка, сделать так, чтобы ему играть в карточки Домана было интересно. Именно играть, а не настаивать на обучении и запоминании. Если Вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, сразу же убирайте карточки и переключайтесь на что-то другое.

Уже в возрасте четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. Именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике Домана.

Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, чем и как нужно с ним заниматься.

Основные тезисы методики Глена Домана

– Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

– Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

– Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

– Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

– Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка

по методике Домана

1. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

READ
О чем говорит боль в правой части живота? Диагностика, возможные заболевания, лечение

Методика Глена Домана: основные идеи и недостатки

Эта методика, созданная когда-то американским нейрофизиологом, сегодня широко узнаваема благодаря используемым в ней особым дидактическим карточкам. Однако суть системы не ограничивается показом карточек, а её эффективность и даже безопасность не единожды ставилась под сомнение ведущими специалистами в области детской психологии, педагогики и педиатрии. Что же это такое — методика Домана? Пришло время познакомиться с ней поближе и составить собственное мнение.

Методика Глена Домана

  1. Суть методики
  2. Тренажёр Домана
    1. Правила использования тренажёра
    2. Как выбрать трек

    Суть методики

    Глен Доман, едва окончивший Пенсильванский университет, работал в физиотерапевтическом отделении больницы, когда началась Вторая Мировая война. Молодой врач-нейрофизиолог даже помыслить не мог, как изменится его жизнь по возвращении с фронта.

    После окончания войны Доман увлёкся работой с детьми, имеющими повреждения головного мозга. Это были малыши с серьёзными задержками психомоторного развития, нередко частично или полностью парализованные.

    Доман выдвинул предположение, что, используя здоровые органы чувств (например, зрения), можно активизировать работу мозга в целом, что способствует реабилитации его повреждённых участков.

    Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности (Глен Доман).

    Осознавая ведущую роль физического развития в младенческом возрасте, Доман боролся с недугами малышей одновременно на двух фронтах:

    • выполнение физических упражнений, основанных на повторении движений, характерных здоровым детям;
    • активизация работы головного мозга посредством демонстрации обучающих карточек.

    Система получила признание, и Доман организовал Институты Достижения Человеческого Потенциала — учреждения, где она стала использоваться со всей широтой.

    Хотя изначально методика предназначалась для работы с особыми детьми, их здоровые братишки и сестрёнки охотно присоединялись к занятиям. Результаты, которых они, по словам Домана, достигли в обучении, стали поводом применить карточки и тренажёр в работе со здоровыми детьми, что многие родители делают и сегодня.

    Тренажёр Домана

    В своих занятиях с малышами доктор возлагал большие надежды на развитие двигательных способностей, которые влекли за собой реабилитацию повреждённых участков коры головного мозга. Чтобы активизировать работу двигательных центров, специалисты выполняли с ними упражнения, двигая их ручками и ножками точно так же, как здоровые дети делают это самостоятельно.

    Глен Доман стимулировал двигательную активность детей всеми доступными способами, и даже создал специальный тренажёр, способствующий обучению ребёнка ползать.

    Тренажер представлял собой обитый тканью трек, оснащённый бортиками, за которые малышу при необходимости было удобно придерживаться. Важным моментом являлась ширина трека — бортики конструкции должны непременно касаться локтей и коленей ребёнка, создавая тесноту, ставшую привычной для него в период внутриутробного развития. Эта теснота возрождала в памяти ребёнка те движения, которые помогли ему появиться на свет, и тем самым стимулировала моторную активность.

    Ползанье, позволяющее синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, в свою очередь способствовало восстановлению других двигательных функций ребёнка.

    Нехитрая конструкция, отлично себя показавшая в 40-е годы прошлого века, успешно применяется в работе с детьми и в наше время. Среди маленьких спортсменов, использующих «Трек Домана», немало и здоровых детей, чьи родители заинтересованы в раннем развитии малыша.

    Правила использования тренажёра

    По словам самого Глена Домана, учить малыша ползать следует уже с первых дней жизни. Следовательно, тренажёр также можно осваивать сразу после рождения. Новорожденного кроху выкладывают на животик и подставляют ладонь под пяточки, побуждая оттолкнуться от неё. Уже к двум месяцам на противоположном краю можно размещать в поле зрения малыша одну или несколько ярких игрушек, чтобы привлечь его внимание и вызвать желание ползти.

    В каком бы возрасте вы не познакомили грудничка с треком, будьте готовы к тому, что первые результаты станут заметны далеко не сразу. Родителям стоит набраться терпения и поддерживать маленького человечка в его первых попытках передвигаться самостоятельно — положительный настрой очень важен. Малышу же предстоит догадаться, что от него требуется и как это выполнить — тренажёр развивает не только опорно-двигательный аппарат, но и мыслительные навыки.

    Вы также можете облегчить крохе задачу, расположив трек немного под углом — ползти вниз по наклонной плоскости ему будет гораздо проще, чем по ровной поверхности. Когда малыш достаточно окрепнет, чтобы передвигаться самостоятельно, тренажёр можно будет ставить ровно, а ещё позже — усложнить задачу, предложив ему ползти по горку. Для этого приподнимается уже противоположный конец конструкции и наверху располагается симпатичная игрушка.

    Помещать малыша в трек следует не менее 10 раз в день на несколько минут. Если малыш не возражает, «заходы» можно продлить (в оригинальной схеме Домана занятия длятся по 4 часа в день, что на самом деле сложно представить).

    Вполне возможно, что «тренировки» в треке будут сопровождаться возмущёнными выкриками — это вполне нормально, когда малыш прикладывает физические усилия, чтобы ползти. Эта «строевая песня» легко отличима от настоящего плача, на который, конечно же, следует непременно отреагировать.

    Как выбрать трек

    Размер трека зависит от возраста малыша. Учитывая, что с детками, имеющими проблемы со здоровьем, тренажёры Домана используются до трёх лет, размеры конструкций заметно разнятся.

    Оптимальная ширина трека — та, которая позволяет ребёнку двигаться между поручнями, упираясь в них пятками. Именно этот упор ножек стимулирует развитие навыка ползанья. Если трек был приобретён «на вырост» — от него не будет толку. С таким же успехом вы можете пускать малыша ползать по полу, что само по себе весьма полезно, но имеет мало общего с методикой Домана.

    Избегайте тренажёров, украшенных пёстрыми узорами. Рисунок должен быть ненавязчивым, в неброских тонах, не мешающим ребёнку сосредоточиться на ползанье. Идеальным вариантом будет светлая однотонная расцветка или напоминающая простенький рисунок на пелёнке.

    Материал должен легко отмываться или сниматься для стирки. Перед покупкой обратите внимание на безопасность краски — малыш будет облизывать свою «беговую дорожку». Лучше всего, если это будет клеёнка.

    Избегайте моделей, оснащённых мягкой прокладкой — слоем поролона, синтепона и т.д. Такая «подушка» лишь затруднит дыхание ребёнка, который ещё плохо держит головку. В оригинальных конструкциях, созданных Доманом, не было никаких мягких прослоек.

    Кроме того, твёрдая доска пользуется успехом и у детворы постарше — в качестве горки для ходьбы и катания. Таким образом, трек может быть использован в играх со старшими детьми и с самим малышом, когда он подрастёт.

    Первые карточки Домана

    Исследования Домана подтвердили, что умственное развитие ребёнка непосредственно зависит от интенсивности нагрузки на его мозг. Стимулируя работу неповреждённых участков при помощи внешнего раздражителя, учёный активизировал работу всего мозга, постепенно восстанавливая его функции. В роли раздражителя Доман применил карточки, специально созданные им для этой цели.

    На карточках, ставших материалом для занятий, были изображены точки. Картинки следовало показывать в течении 1 — 2 минут, но повторяться урок должен был несколько десятков раз в день. Позднее точки сменили слова, написанные на белом фоне, произносимые взрослым чётко и выразительно.

    Если верить учёному, результаты длительной работы оказались впечатляющими: дети, считавшиеся умственно отсталыми, в конечном счёте догоняли и даже опережали в развитии своих здоровых сверстников. Они научились читать, считать и овладели энциклопедическими знаниями в различных сферах жизни.

    Следует, однако, отметить, что столь высокая эффективность методики на деле до сих пор не доказана, а многие специалисты утверждают, что её применение в чистом виде может даже навредить малышу.

    Карточки Домана сегодня

    Основное предназначение карточек Домана заключается в развитии памяти ребёнка. Даже наборы, позиционируемые разработчиком как пособие для обучения чтению, на самом деле базируются на механическом запоминании. Современные карточки выпускаются в нескольких вариациях:

    • математические, для обучения счёту;
    • обучающие чтению;
    • энциклопедические, содержащие информацию об окружающем мире.

    Существует также особая разновидность чёрно-белых карточек для новорожденных.

    Методикой предусматривается ежедневный показ карточек не менее 3 раз в день — каждый из наборов демонстрируется по отдельной схеме. Применяя методику, следует вести строгий учёт показанных карточек: карточка, показанная 30 раз, считается изученной.

    Демонстрация каждой карточки длится не более 2 секунд, после чего она убирается до следующего раза. В момент показа взрослый чётко проговаривает написанное слово или комментирует изображение. Высокая скорость показов способствует развитию фотографической памяти и скорости восприятия.

    Наилучших результатов в развитии, согласно утверждению автора методики, достигают те дети, в занятиях с которыми применяют и карточки, и тренажёр, чередуя физические и умственные нагрузки.

    Минусы методики — большие и маленькие

    Обратная сторона, демонстрирующая недостатки, есть у любой методики. Однако система Домана в этом вопросе даст фору любой другой: существует мнение, что вся система — чистейшей воды обман и гениальная в своём роде финансовая махинация.

    Посудите сами: оригинальные карточки стоят недёшево, а нехитрый дизайн значительно снижает их себестоимость. Цены на курс лечения в институте Домана также впечатляют, хотя организация считается некоммерческой. Между тем эффективность методики ни разу не была доказана посредством контролируемых испытаний.

    С точки зрения некоторых психологов система опасна тем, что её применение может спровоцировать перегрузку ребёнка новой информацией, а в этом случае ни о какой пользе не может быть и речи.

    С проблемами перегрузок у младенцев и детей раннего возраста мы, психологи, сталкиваемся достаточно часто. Это очень опасный возраст из-за огромного потенциала «впитываемости» всего, что ребенку предлагается. Оканчивается это как минимум неврозами и психосоматическими расстройствами (кандидат психологических наук Т.В. Вымекаева).

    Педагоги же подчёркивают однобокость методики: ребёнок выступает в роли пассивного получателя информации, лишённого возможности принимать решение, делать самостоятельный выбор. В итоге происходит торможение развития творческих способностей, логического и образного мышления.

    С познанием окружающей действительности тоже возникают трудности: привыкая к картинке, ребёнок запоминает и узнаёт не изображённый на ней предмет, а саму картинку. Увидев изображаемое в натуральную величину, малыш вряд ли узнает его и соотнесёт с фото, показанным мамой.

    Американская Академия педиатрии ставит под сомнение эффективность данной методики и не единожды выносила предупреждения против её использования.

    В большинстве случаев улучшение, наблюдаемое у пациентов, подвергающихся этому методу лечения, следует считать результатом роста и развития, интенсивного упражнения в определенных навыках или неспецифических эффектов интенсивной стимуляции (Американская академия педиатрии, «Лечение детей с неврологическими заболеваниями по системе Домана и комментарии», журнал «Педиатрия», ноябрь 1982 г.).

    В своих публикациях, сделанных за период с 1968 по 2005 год, Академия подчёркивала не только на неэффективность методики, но и на неэтичность поведения её создателя. Домана обвиняли в негуманном отношении к родителям больных детей, которых сотрудники Институтов неоправданно обнадёживали, усугубляя тем самым горечь от неудачного исхода лечения.

    Обоснованность применения

    Споры о пользе и вреде методики Домана не утихают и сегодня, спустя годы после смерти учёного. Многие родители применяют элементы методики в воспитании своих детей и отзывы относительно её эффективности заметно отличаются — от полного успеха до полного провала.

    Справедливости ради следует сказать, что ничего преступного в демонстрации младенцу красочных фото с надписями нет, если эта демонстрация не превращается в смысл существования всей семьи и единственный способ развития ребёнка. Однако методика является настолько трудоёмкой и затратной (в среднем требуется 120 новых карточек каждые 10 дней), что мало кто из родителей выполняют все её условия «от корки до корки». Подавляющее большинство применяет систему Домана в качестве дополнения к другим развивающим занятиям с малышом, что на самом деле очень мудро, ибо «…правда всегда где-то посередине».

    Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

    Методика Домана

    Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методик раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

    Стоит ли заниматься по методике Домана?

    Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

    Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

    Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

    Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

    Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

    Разумный подход к методике

    Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

    1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

    Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

    Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

    Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

    Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

    2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

    Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

    В чем суть методики Домана?

    Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

    Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных , потом овощи , транспорт .

    Изучение фактов по методике Домана

    Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету ( KoroBoom , My-shop )

    Обучение счету по Доману - Математика с пеленок

    и карточки для обучения чтению ( KoroBoom , My-shop ).

    Карточки Домана со словами

    Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту « Вундеркинд с пеленок ». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

    Карточки Домана Вундеркинд с пеленок

    Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

    Как заниматься?

    В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

    Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

    Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

    Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

    Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

    Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

    Как обучаться по методу Глена Домана

    Родители стремятся обеспечить ребенку лучшее будущее, поэтому с ранних лет занимаются развитием его умственных способностей. Один из самых популярных методов совершенствования интеллектуальных способностей для малышей – методика Домана Глена. Стоит подробнее рассмотреть суть способа, его преимущества и недостатки.

    В чем заключается методика

    Врач-физиотерапевт создал методику после изучения поведения детей и подростков, отстающих в развитии. Он разработал несколько теоретических правил, которые облегчают процесс обучения детей и их подготовку к школе. Основной принцип методики – ненавязчивое представление информации.

    методика домана

    Методика Домана Глена помогает развивать детей и интеллектуально, и физически

    Основные положения методики, предложенной Гленом Доманом:

    • мозг человека развивается только в том случае, если он постоянно работает;
    • добиться больших результатов смогут те дети, которые регулярно получают новую информацию;
    • в интеллектуальном развитии детей немаловажную роль играет физическая активность и гимнастика;
    • мозг детей до 5 лет настроен на получение новой информации. Родителям не нужно насильно привлекать ребенка к обучению.

    Действия, которые необходимо выполнять родителям и педагогам:

    • проводить обучение детей с 12-месячного возраста, так как в этом возрасте их мозг лучше усваивает информацию;
    • хвалить малышей за успехи и радоваться положительным результатам;
    • проявлять уважение к детям в процессе обучения;
    • не заставлять малыша выполнять те задания, которые ему не интересны (процесс должен приносить удовольствие);
    • проводить занятия в спокойной обстановке;
    • прекратить занятия, если малышу стало скучно;
    • не проверять усвоение информации обучения;
    • регулярно предоставлять ребенку новую информацию для рассмотрения.

    Важно последовательно организовывать процесс обучения.

    Физическое развитие по Доману

    Глен Доман считает, что физические нагрузки – одна из составляющих частей интеллектуального развития детей. Между моторикой и умственными способностями существует прямая взаимосвязь. Регулярные упражнения стимулируют малышей к познанию окружающего мира. То есть, чем лучше развит ребенок физически, тем лучше подготовлен его мозг к умственным нагрузкам.

    Для малышей до года врач-физиотерапевт рекомендует приобрести специальные треки для ползанья. Во время физической активности дети должны быть одеты в легкую одежду, не сковывающую движений.

    Комплекс упражнений разработан по возрастам, однако всегда стоит проконсультироваться у своего педиатра: показана ли именно вашему ребенку такая гимнастика. Если есть противопоказания, то от выполнения упражнений придется отказаться.

    Совершенствование двигательных навыков у грудничков от 0 до 2 месяцев направлено на формирование рефлексов, позволяющих быстрее научиться ползать и ходить. Список упражнения для детей рассматриваемого возраста:

    • Развитие мануальных навыков. Родители должны предложить отпрыску подходящие для захватывания предметы: деревянные тонкие палки, пальцы рук. Ребенка подтягивают наверх после того, как он обхватит предмет руками. Длительность упражнений – 10 минут.
    • Тренировка вестибулярного аппарата. Родителям необходимо вращать малыша и подкидывать его в воздух в различных плоскостях. Длительность тренировки – 10 минут.

    Комплекс упражнений для детей с 2 до 7 месяцев:

    • Развитие двигательных навыков. Кроху помещают в трек для ползанья, а перед ним располагают игрушку. Малыш должен дотянуться до предмета или доползти до него по-пластунски. Каждый день расстояние между игрушкой и ребенком увеличивают.
    • Развитие мануальных способностей (15 минут каждый день)
    • Продолжение формирования вестибулярных навыков (15 минут каждый день).

    Физическое развитие детей от 7 до 12 месяцев включает в себя:

    • Ползанье на четвереньках. Длительность ползанья – до 4 часов в сутки.
    • Развитие мануальных возможностей. Ребенок висит на перекладине, а родитель страхует его. Висы выполняют 15 раз в сутки.
    • Развитие равновесия. Ребенка качают, вращают и подбрасывают в различных плоскостях.

    С 7–12 месяцев взрослые должны выполнять с детьми специальный комплекс, состоящий из 10 специальных упражнений. Их описание можно найти в книге Домана или в пособиях для молодых родителей.

    После года продолжается формирование физических навыков у ребенка. Для этого родителям нужно постепенно приучать отпрыска к хождению. Обучение начинают с нескольких шагов. Гимнастика для детей от года также включает в себя:

    • висы на перекладине;
    • упражнения на равновесие;
    • перехваты турника;
    • занятия с мелкими безопасными предметами.

    Постепенно длительность пребывания крохи на ногах увеличивают до 30 минут в день.

    Методика Глена Домана для интеллектуального развития

    Доман призывает родителей заниматься интеллектуальным развитием отпрысков с 12 месяцев. Врач считает, что раньше этого возраста прибегать к занятиям на совершенствование умственных способностей не следует.

    глена домана

    По методике Глена Домана ребенок может быстро обучиться чтению

    Доман рекомендует родителям контролировать процесс получения ребенком новых знаний и способностей. Он считает, что на умственные способности малышей во многом влияют разговоры со старшими.

    Врач разработал обучающие карточки размером 10х50 см. Буквы на них написаны красным цветом. Высота шрифта составляет 7,5 см. Обучение чтению должно проводиться по строго определенной схеме:

    • Первые сутки – ребенку 3 раза показывают 5 карточек со словами-существительными. Пауза межу занятиями – около 30 минут. В первый день с ребенком проводят 3 занятия
    • Вторые сутки – взрослые 3 раза показывают малышу старые карточки и 3 раза изображения с новыми словами. Второй день включает 6 занятий.
    • Третьи сутки – малышу демонстрируют 10 уже изученных карточек в 6 занятий и 5 новых изображений в 3 сеанса. Всего необходимо провести 9 занятий.

    Такая же схема продолжает действовать для изучения других слов. За 1 раз ребенку показывают не более 5 карточек. Процедуру повторяют трижды в день для того, чтобы обучаемый лучше усвоил информацию.

    Знакомые картинки малышу показывают в следующие 5 дней. После этого их убирают из поля зрения. Промежуток между занятиями составляет 30 минут. За это время мозг детей успеет переработать полученную информацию.

    Каждую карточку с изображением родители показывают ребенку в течение 5–10 секунд.

    Во время демонстрации картинок взрослые громко читают слово, написанное на ней.

    Обучение счету по методике Домана

    В домашних условиях отпрыска можно научить считать. Доман выявил, что у взрослых и детей различные понятия о счете: первые представляют в уме конкретную цифру, вторые ассоциируют число с количеством предметов (конфет, яблок). По этой причине цифры на обучающих картинках представлены красными точками, количество которых соответствует определенному числу.

    Автор подробно рассказывает, как заниматься с материалом, в своих трудах:

    • Приобретают 100 карточек, на которых изображено от 1 до 100 кружков.
    • Обучение счету проводится по следующей методике: в день ребенку показывают по 5 изображений в 3 сеанса. Каждый день из поля зрения ребенка удаляют по 2 карточки со знакомыми цифрами и добавляют новые изображения.

    Методика Домана предполагает, что обучающийся с помощью наглядного примера сможет установить связать между количеством предметов и цифрой. Благодаря этому малыш быстро научится выполнять математические действия с многозначными числами. Представленный ранее алгоритм подходит и для обучения чтению.

    раннего развития

    Для раннего развития детей используются дидактические материалы

    Плюсы и минусы методики

    К списку плюсов данного способа развития детей можно отнести:

    • совершенствование родителями воспитательных моментов;
    • возможность обучения раннего развития малышей (с 1 года);
    • ненавязчивую форму представления новой информации
    • развитие памяти у детей;
    • доказанную эффективность метода;
    • стимулирование умственных и физических способностей малыша одновременно.

    Список недостатков метода:

    • необходимость приобретения обучающих карточек. Демонстрационный материал можно купить в магазинах или изготовить самостоятельно;
    • необходимость соблюдения определенного временного режима. Набор карточек показывают ежедневно через определенный промежуток времени. Это не очень удобно для занятых мам и пап;
    • неэффективность методики для обучения детей старше 5–6 лет.

    Один из существенных минусов – вероятность того, что малыш откажется заниматься по карточкам. Врач не описывает, что делать в таких случаях.

Ссылка на основную публикацию